6 января 2015 г. «Я каждый день проживаю как последний…» Два года назад, 14 декабря 2012 года, почил о Господе Николай Федорович Жвавый – профессор, доктор медицинских наук, крупный ученый и организатор медицинской науки, более двух десятков лет возглавлявший Тюменский медицинский институт. И не все, наверное, знают, что Николай Федорович бы человеком глубоко верующим и оставил свой добрый след в духовно-нравственном возрождении Тюменской земли.
Николай Федорович Жвавый родился 3 марта 1938 года. В 1961 г. окончил Омский медицинский институт. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1974 г. после окончания докторантуры Первого Московского медицинского института защитил докторскую диссертацию. Работал ассистентом, доцентом, профессором кафедры анатомии, деканом педиатрического факультета Омского медицинского института.
В 1977-1998 гг. - ректор Тюменского медицинского института. За этот период институт (академия) стал одним из ведущих медицинских вузов страны. В дар академии в 1998 г. Николаем Федоровичем была написана и издана книга «Эстафета творчества - летопись вуза с момента его основания до 35-летнего юбилея.
С 1998 г. Н.Ф. Жвавый заведовал академической кафедрой нормальной анатомии, считая главным своим предназначением быть учителем и наставником. В свою очередь, студенты и коллеги отвечали ему взаимностью. «Думаю, что благодаря этому человеку мы полюбили анатомию», - считает бывшая студентка Мария Кошелева. С большим уважением и любовью отзывается о нем декан лечебного факультета М.В. Малишевский: «Николай Федорович - человек глубоко верующий, человек совестливый. И, безусловно, все, что сегодня у нас в вузе делается, - это делается, в том числе, благодаря тому, что был Николай Федорович. Он и сейчас у нас есть».
За заслуги в организации медицинского образования и науки Николай Федорович Жвавый был награжден медалью «За освоение недр Западной Сибири, орденом Дружбы народов, орденом Почета, медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением. В 1997 году он был удостоен международной персональной награды Earth-Maker - «Человек, определяющий лицо планеты - в номинации «За мудрость и гибкость политики управления.
Н.Ф. Жвавый являлся одним из попечителей благотворительного фонда «Духовность и здоровье», созданного по благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия и во многом способствовавшего строительству храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» (2006) на территории Второй Тюменской областной больницы. Николай Федорович мечтал о том, чтобы и на территории медакадемии вырос храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Благодаря усилиям его учеников и соратников, эта мечта ныне воплощается в жизнь: строительство Свято-Пантелеимоновского храма будет осуществляться на территории медицинского городка в Патрушево.
«Я каждый день проживаю как последний, - говорил Николай Федорович.- И возраст тут не причем. Просто очень многое еще нужно успеть…»
Среди рукописного наследия Николая Федоровича есть и его личные записки-размышления, которые он писал в «стол». По ночам. По зову сердца. Небольшую часть этих записок мы предлагаем вниманию читателя.
Путь к Богу
Научить вере, Православию, христианскому учению нельзя. Можно только научиться открывать для себя божественные грани жизни.
Как правило, стремление к Богопознанию – длительный и напряженный труд в течение всей жизни, и на этом пути бывают движение и остановки, обретения и утраты. Путь к вере святыми отцами Православия детально описан, но при этом у каждого человека остается неповторимый религиозный опыт.
Искру веры надо заронить в детстве. Весь остальной путь вершится либо сознательно умом через интеллектуальный поиск, либо бессознательно сердцем, как у большинства верующих, особенно женщин, имеющих мощный интуитивный посыл от природных материнских свойств.
Усердие и успех
Человек во всем должен проявлять усердие, но при этом не уповать на успех. Успех предусматривает признание заслуг, и ожидание награды уже разжигает гордыню. Публичное признание и слава подчеркивают превосходство перед менее успешными.
Таким образом, у человека, ориентированного на успех, развиваются самомнение, себялюбие и самолюбование. За ними следует зависть по отношению к более успешным. Зависть рождает обиду, недовольство, раздражение, переходящее в гнев.
Иное усердие. В отличие от успеха, им не только не следует пренебрегать, а всячески развивать и не бояться переусердствовать. Человек, исповедующий усердие и не рассчитывающий на успех, уже живет в Боге, даже если он этого не сознает.
К сожалению, большинство успешных людей ориентируется на награду – материальную, либо моральную, тем самым перечеркивая свое усердие.
Пишу это с себя. Занимая смолоду руководящие посты, уверовал в свои выдающиеся способности, не понимая, что если и есть во мне что-то, выделяющее среди других, то это только дар Божий. Всю жизнь рвал себя, добивался успеха, считал – для дела, но всегда была потаенная (да и явная) мысль – ради славы и наград. И был успех, и были награды, не было только места для Бога и ближних, когда помехой в деловом продвижении вставали и семья, и я сам.
Внутренняя жизнь
Внутренняя жизнь – это то, что человек носит в себе. Тезис о человеке как мере всех вещей совершенно точно отражает содержание внутренней жизни. Это то, что человек постоянно имеет в себе в качестве инструмента приспособления к реалиям внешней жизни, это его багаж, приобретенный, наложенный на внутреннюю сущность.
Внутренняя жизнь имеет две направленности: к внешней и к совершенной жизни.
Первая направленность – зримая, слышимая, осязаемая и постигаемая посредством внешних и отчасти внутренних органов чувств, а также второй сигнальной системы – слова и речи. Вторая направленность – к Богу, к совершенной жизни недоступна для постижения известными нам анализаторами. Она невидима, неслышима, неосязаема и познается посредством Святого Духа через Слово Божие. Поэтому формула «Бог - мера вещей и людей» точно отражает истинную картину встроенности человека в жизнь.
Итак, внутренняя жизнь происходит:
1. в душе-телесном мире и связана с окружающей действительностью;
2. в душе-духовном мире и направлена к Богу.
Содержание душе-телесной жизни сложно, многообразно и сводится к различным проявлениям добра и зла. Содержание душе-духовной жизни также многообразно и выражается в триединстве Веры, Надежды, Любви.
В житейском плане важными (прежде всего, для меня самого), но не исчерпывающими условиями регулирования и контроля внутренней жизни являются четыре действия:
1. немногословие;
2. неспешность в поведении;
3. равномерность во всяких житейских ситуациях;
4. постоянное трезвение.
В реальной жизни по своей результативности первое действие является трудным, но весьма показательным. Сложность моей личной ситуации заключается в 50-летней учебной и профессиональной деятельности: преподавание, административная и общественная работа. Теперь надо отыгрывать назад и включать механизмы регуляции.
Что касается эмоций, то их, очевидно, надо вытеснять молитвенным обращением к Богу.
Внутренняя сокровенная и внешняя стороны жизни находятся в неразрывном единстве. Однако внутренняя жизнь не является копией внешней, более того, она нередко является аберрацией, искривлением. Все болезни, физические и душевные, происходят от дисгармонии, рассогласования двух сторон единой жизни. Минимизировать эти рассогласования можно только обращением к совершенной жизни, то есть к Богу.
Возможно возражение. Большинство людей живет и уходит из жизни, не зная и не понимая, что существует совершенная жизнь в Боге. Я сам почти всю жизнь был одним из таких людей. Если бы, дожив до 71 года, я закончил свой жизненный путь, то мог бы остаться в неведении о существовании совершенной жизни, лишь умом понимая, что она существует.
Наконец после десяти лет упорных исканий я с ужасом для себя осознал, что, придя в этот мир, мог бы так и не узнать, зачем жил. Только в приобщении к совершенной жизни заключается полнота бытия. Кстати, многие люди, если не большинство, интуитивно ощущают существование совершенной жизни в Боге.
Нравственные задатки наследуются и закрепляются в генах, но проявляются они в ходе внутренней работы и в стремлении к Богу. Чем больше такая направленность, тем совершеннее духовно-нравственные устои человека, тем более он устремлен к добру, состраданию и милосердию, тем многограннее и полнее его жизнь, тем теплее и радостнее у него на душе, тем менее его страшит уход из жизни.
Мудрость
Распространенное мнение о мудрости как свойстве человеческой личности, включающей в себя широкую эрудицию, способность к эффективной аналитической работе и умозаключениям в различных сферах человеческой деятельности неполно, ибо не содержит проявления божественной милости и благодати в форме высокой духовности.
Мудрость и ее высшая форма – смиренномудрие - приходит обычно в зрелом возрасте и является плодом глубокой продолжительной внутренней работы. Возможно также сияние ее в молодом возрасте как следствие редкого божественного дара. Отсутствие смирения приводит таких людей в смятение, а мятущаяся душа открыта страстям, которые и приводят гениального человека к ранней гибели.
Поэтому вопрос, является ли гениальность Божиим даром или наказанием, решается однозначно: изначально как данность – это Божий дар, а по своим последствиям, если гениальность не соединяется с глубинной верой в Бога, то она становится наказанием. Вместо благодарности Богу, свет разума, возвышенные мысли становятся пищей для гордыни, ложного представления о своей исключительности, превосходстве над другими людьми.
Истинное смиренномудрие свойственно святым отцам и подвижникам христианской веры. Именно к таким людям как редкий божественный дар приходит смиренномудрие в форме благодати. Жизнь таких людей наполняется ярким, поистине божественным содержанием.
Подобное состояние в полной мере не может быть достигнуто, однако уже приближение к смиренномудрию наполняет человека внутренним светом, умиротворенностью и покоем, и главным проявлением такого состояния является всепоглощающая любовь к Богу и людям.
Г.В. Коротаева
|