Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

«Примите во имя Иисуса Христа!». Дела милосердия архипастырей тобольских. Т.Солодова

18 февраля 2015 г.

Вплоть до 18-го века российская благотворительность в основном была прерогативой церквей и монастырей. Это объясняется, прежде всего, одним из главных принципов монотеистической религии (не только христианской, но и мусульманской, иудейской, буддистской) – помощь богатого бедному, здорового больному, взрослого сироте-ребенку; милосердие и сострадание. Кроме того, у российских религиозных учреждений имелись определенные финансовые возможности: земли, принадлежащие им; пожертвования, поступающие от князей и богатых прихожан. Именно при монастырях в средние века возникали богадельни, сиротские приюты, больницы для бедноты.

Однако сибирские церкви и монастыри, как правило, не были богаты, не имели земельного надела. Князья и воеводы считали себя полноправными владыками края и не подчинялись никакому контролю. В первые десятилетия после присоединения Сибири к России, даже после того, как в 1620-м году Тобольск стал центром Сибирской епархии, церковь не пользовалась авторитетом. Первый Сибирский и Тобольский архиепископ Киприан, возведенный в сан в 1621-м году, с трудом добивался того, чтобы сибиряки соблюдали посты и носили нательные кресты. В таких условиях чаще всего не церковь оказывала благотворительность, а, наоборот, горожане приносили свои личные пожертвования на церковные нужды.

Самый ранний, известный нам акт благотворительности в Тобольске датируется 1686 годом. В этом году было закончено строительство первой в Сибири каменной соборной церкви в честь Успения Божией Матери, возведенной вместо сгоревшей деревянной во время страшного пожара 1681-го года, который уничтожил все деревянные строения в городе. За два колокола весом в 300 и 565 пудов, предназначенных для церкви и выписанных из Москвы, заплатил лично митрополит Тобольский и Сибирский Павел I (1678-1692). На его же деньги в 1691-м году построены Троицкий собор и каменный архиерейский дом в два этажа. Павел I стремился противостоять бесчинствам тогдашнего воеводы Михаила Приклонского. «За преозорство, гордость, неистовое житие, блудодеяние, непристойные и порочные слова» он отлучил Приклонского от церкви.

На строительство тобольских церквей делало пожертвования не только местное высшее духовенство. Сам царь Федор Алексеевич в 1691 году пожертвовал на возведение Спасо-Преображенского храма и послал из Москвы 12 каменщиков. Этот собор очень напоминал Тобольскую кафедральную церковь, только в уменьшенном виде. Находился он при Знаменском монастыре, часто подвергался разрушению от наводнений и пожаров. В 1896-м году храм пришлось разобрать из-за ветхости и построить на его месте часовню.

Удивительно добрым и скромным был митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) (1711-1715). Его современники оставили теплые воспоминания, которые рисуют образ митрополита народным радетелем, простым человеком, помогающим бедным, владеющим большой душой. По вечерам он ходил по городу, стучался в окна к беднякам и со словами: «Примите во имя Иисуса Христа», передавал им деньги. Он навещал каторжных в тюрьмах, помогал содержать богадельни, которых в то время в Тобольске было двадцать. Добро Иоанн старался делать тайно. Под его особым попечением находились вдовы и сироты. Радел митрополит и об образовании сибиряков. Он расширил школу, созданную при архиерейском дворе его предшественником Филофеем, и содержал ее на собственные деньги. Рассказывают, что Иоанн заранее предчувствовал свою смерть. Накануне он собрал на обед городское духовенство и… нищих. Сам подавал им блюда, а потом простился со всеми, ушел к себе в спальню и встал на молитву. Через некоторое время его нашли коленопреклонным уже мертвого.

Антоний I (Стаховский) (1721-1740) был очень гуманным человеком. В 1738-м году Тобольскую губернию постиг серьезный неурожай. Люди, желая спастись от голодной смерти, ели глину, траву, жевали кору. Антоний велел открыть все кладовые Софийского собора, в которых хранились запасы пшеницы, и раздать их бесплатно или продать за символическую цену голодающим. Так, благодаря его решительному поступку, многие жители края спаслись от гибели. На свои деньги Антоний открыл несколько церквей в подведомственной ему епархии.

Антоний II (Нарожницкий) (1742-1748) был поборником духовного просвещения. По его приказу на архиерейском дворе построено новое каменное здание для славяно-латинской школы; в 1743-м году он преобразовал ее в духовную семинарию.

По свидетельству историков, в начале 18-го века около трети церковнослужителей в Сибири не умели читать и писать, поэтому вели службу по памяти. Необходимо было открыть учебное заведение, чтобы «приобщать к религиозному образованию отроков сибирского духовенства, растить достойную смену пастырям Сибирской епархии», – так определял цель учреждения Тобольской семинарии митрополит Антоний II. За шесть лет управления епархией он поставил духовное образование в Тобольске на высокий для того времени уровень. Материальные средства, отпускаемые на содержание семинарии, были недостаточны, да и в них иногда казна отказывала, тогда митрополит содержал семинаристов за свой счет. Антоний считал, что духовное образование юношества невозможно без знакомства с классическими трудами богословов прошлого. Он стал основоположником семинарской библиотеки, подарив ей 27 томов книг древних церковных писателей на латинском языке.

Архиепископ Варлаам I (Петров) (1768-1802), прекрасный оратор, спокойный доброжелательный человек, вел аскетический образ жизни, спал на голых досках. Он целых 23 года управлял Сибирской епархией. За это время Преосвященный Варлаам способствовал строительству многих церквей, открытию в Абалаке мужского монастыря, перевода духовной семинарии в Знаменский монастырь, где для нее были созданы лучшие условия, чем при архиерейском дворе, на котором она до этого находилась. «За время его святительства одна только Тобольская семинария не знала и не ведала розог, и в этом отношении она была выше, мягче, человечнее, чем другие семинарии», – писал тобольский историк В.М. Волков в книге «Из истории духовного просвещения и духовной школы Сибири. Тобольская епархия». Варлаам I способствовал открытию в Тобольске первой в Сибири частной типографии Корнильева и даже напечатал там свою книгу, посвященную известным людям Сибири. Каждую субботу в дом архиерея созывались нищие, которым эконом выносил медную чашу, наполненную монетами. Постоянно Владыка делал пожертвования в пользу тюрем и богаделен.

Продолжают традиции благотворительности и Сибирские архиепископы 19-го века. Антоний III (Знаменский) (1803-1806) так же, как и Антоний II, заботился о семинарской библиотеке. Он не только пожертвовал для обучения семинаристов свои книги, но и выписывал нужные издания из Петербурга. В то время семинаристы содержались очень бедно. Обеды и ужины состояли в будничные дни только из одного блюда. Белый хлеб появлялся на столе лишь в праздничные дни. Антоний III старался выделять на семинарию больше денег, но их, как правило, все равно не хватало, и тогда он вкладывал свои собственные средства. Архиепископ входил не только в материальные дела семинарии: он был реформатором в области образования. Например, более чем на полтора столетия опередил идею заочного обучения и организации заочных курсов. При нем семинария, кроме постоянных воспитанников, имела временных учеников: самые способные из священников, дьяконов и причетников, не получившие образования, вызывались в семинарию для обучения.

Амвросий II (Рождественский-Вещезеров) (1822-1825) неоднократно жертвовал деньги на содержание богадельни для сирот, вдов и девиц духовного звания, находящейся при тобольской Богоявленской церкви.

Варлаам II (Успенский) (1862-1872) часть своего архиерейского жалования раздавал бедным и нищим. При Иустине (Полянском) (1889-1893) была открыта «даровая народная столовая» для беднейших учеников города.

Благотворительность была характерна не только для высшего духовенства. Простые служители церкви по мере сил и возможностей старались внести свой вклад в дело помощи бедным слоям населения. Самое большое распространение среди них получило безвозмездное преподавание Закона Божия в сельских начальных школах, а иногда и других предметов. Конечно, далеко не все священники-преподаватели учили детей без расчета на жалование и добросовестно, но для многих эта бескорыстная помощь народному образованию являлась реальным воплощением этических норм христианства и средством внушения ученикам высоких принципов православной морали. Священник тобольского Софийского собора И. Гиганов безвозмездно преподавал во всех классах Главного народного училища татарский язык. Он сам составил краткий словарь и написал основы татарской грамматики для учащихся. Чаще всего низшие церковно-священнослужители были бедны и могли оказывать благотворительность только своим интеллектуально-нравственным трудом. Но бывали случаи и других пожертвований. Например, дьякон кафедрального Софийского собора Т. Овчинников подарил тобольскому Богородице-Рождественскому приходскому училищу, основанному в 1815 году, деревянное здание. Видимо, здание это было добротным и прочным, так как училище находилось в нем в течение 23-х лет.

«Мир – это море. Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел», – писал таджикский средневековый поэт Рудаки. Кто-то строил «огромный корабль» из добрых дел, а у кого-то возможности были гораздо более скромные – на «лодку» или даже на «челнок». Не это важно: все они, независимо от вклада – большого ли, малого ли – в дело благотворительности, достойны долгой памяти потомков.

Татьяна Солодова, г. Тобольск


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ало и много

Кому недостаточно малого добра, тот верит в большее добро и ищет его.
Кому мало большего добра, тот верит в великое добро и ищет его.
Кому и того мало, не верит в добро и не ищет добра.
Кому мало низшей морали, тот верит в высшую и ищет ее.
Кому и ее мало, ищет еще более высокой морали.
Кому мало самой высокой морали, тот не ищет никакой морали.
Кому мало светлого лица истины, ищет большего света.
Кому мало большого света, ищет еще большего.
Кому мало самого светлого лика истины, не верит в истину и не ищет никакой истины.
Этим объясняется то, что между теми, кто принял христианство, иногда безнравственных людей и безбожников больше, чем среди нехристиан, которые, не имея всего, не лишились всего.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.