Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

«Великий пост – время духовного возрастания, покаяния и молитвы, когда можно изменить себя». Иерей Олег Захаров.

27 февраля 2015 г.

«Прииде пост – мати целомудрия»

О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, то есть христианской добродетелью, духовной и телесной чистотой, непорочностью душевною. Целомудренный имеет неиспорченность и чистоту помыслов и поступков, которая не повреждается и внешними факторами. Но современный человек живет, погружаясь в непрестанную суету, в его жизни занимают большое место если не постоянные земные удовольствия и увеселения, то, по крайней мере, дела житейские, всегда сопряженные с рассеянием и хлопотами. Святой праведный Иоанн Кронштадский пишет: «Ты читаешь романы, журналы, газеты -и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех.». Вот поэтому в людских душах, имеющих стремление к пустому и бесполезному, в бестолковой беготне за тленным рождаются такие стихи:

Когда изрядно пострадаешь

И жизнь почти что прожита,

То без сомнений понимаешь,

Что всё – пустая суета.

Однако в юности сомненье

Не появлялось и слегка,

Вело к успехам вдохновенье,

Душа стремилась в облака.

Доволен или нет судьбою,

Теперь минувшее вдали,

Всё оказалось суетою,

Нет счастья в дружбе и любви.

Наивность юного желанья

Не станет явью никогда.

К чему порывы и страданья?

Всё в жизни – только суета.

Суета рождает в сознании человека забвение о своем истинном предназначении в этом мире, люди могут забыть не только об обязаннастях христианских, но даже об обязанностях семейных. Апостол Павел пишет о пагубности суеты: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели». Рим. 1.21-22. Вот поэтому, чтобы человек оставался человеком, ему с первых дней жизни было заповедано воздержание, то есть пост. Бог установил его ещё в раю, для наших прародителей Адама и Евы, дав им повеление вкушать со всех древ плоды, кроме плодов древа познания добра и зла. Ветхозаветные праведники постились; Сам Спаситель постился в пустыне и его ученики апостолы тоже.

Движущейся силою зла, то есть греха, является лжеименный разум, который есть образ мыслей и суждений. Сперва в него входит помысел, а потом внимание. Именно он влечет волю человека и его чувства на совершения греха. Он считает себя правителем мира, он предоставляет свободу грешить и поэтому отвергает Промысел Божий, если не всегда словами, то всегда самим делом. Святые отцы говорят что: «разум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу». Именно к уму святые отцы прежде всего относят образ Божий в человеке. И особенно ум уже начинает поститься на воскресном богослужении, начиная с предуготовительной недели Мытаря и Фарисея. В ней нам раскрывается основание всех подвигов - смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. В следующий воскресный день Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне. В ней говориться, что если человек осознал бездну своих грехов, он должен понять, как он ими оскорбил Господа, и при этом не впасть в отчаяние. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его отеческой любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем к Отцу Небесному.

В последующую Неделю о Страшном суде мы убеждаемся, что Бог не только любящий Отец, но и Праведный Судия: что Он не только бесконечно человеколюбив и милосерд, но и столь же бесконечно правосуден и не оставит без наказания всех нераскаянных, ожесточенных и упорствующих во грехах своих грешников.

Прощеное воскресенье. В богослужении этого дня вспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души.

Первая неделя поста — время особо усердной молитвы. С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского. Первое воскресенье поста называется Неделей торжества Православия. День этот связан с воспоминаниями о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством.

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает жившего в XIV веке святителя Григория Паламу, автора учения о Фаворском свете, о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа и о путях к этому — молитве и праведной жизни, к чему верующих и призывает Церковь.

Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Напоминание о страданиях и смерти Христовой на Кресте призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста.

На четвертой неделе Великого поста вспоминается святой Иоанн Лествичник, игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI–VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в духовной жизни христианина. Он был человеком строгой постнической жизни, но уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Кроме того, он оставил христианам руководство для их духовной жизни, описав в «Лествице» борьбу подвижника благочестия, то есть нас с вами, с такими пороками и страстями, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев, и другими. Вместе с этим нам даются примеры, служащие воспитанию противоположных страстям добродетелей – кротости, целомудрия, терпения, смирения, молитвы и других. Именно поэтому память преподобного Иоанна Лествичника совершается в дни Великого поста, цели которого максимально соответствуют целям, поставленным в его книге.

Четверг пятой седмицы Великого поста посвящён памяти Святой Марии Египетской. Мариино стояние — так народ называет совершаемую накануне вечером в среду утреню, на которой читают житие Марии Египетской: как некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота и Вербное воскресенье или вход Господень в Иерусалим, после которого начинается Страстная седмица.

Последняя неделя Великого поста — Страстная, так эта неделя названа, ибо посвящена воспоминаниям о последних днях Его земной жизни: страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад, а именно: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскресении.

В Страстную неделю православные усугубляют пост.

В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «...к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8–9). Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12).

Великий Четверг насыщен событиями: прежде чем взойти на Голгофу, Христос показал ученикам пример кротости, омыв им ноги, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой.

В Великую пятницу совершается воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, неправедный суд, издевательства легионеров, бичевание, крестный путь, уксус с желчью вместо воды и смерть на кресте — всё это было в пятницу.

В Великую субботу вспоминается пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его души во ад. И после этого нас будет ждать самый трепетный день в году, торжество из торжеств — Пасха. Воскресение Христово — самый большой праздник христианского мира, знаменующий победу над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти — к жизни и от земли — к небу, открытие для людей пути возвращения от рабства — к сыновству.

И вот поэтому, чтобы понять, почувствовать этот праздник, необходимо отвлечься по возможности от житейского, дать духу, душе, хотя бы в какой-то мере освободиться от давления плоти. К этому духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становиться пост - время воздержания в пище и иных сторонах жизни, время покаянного очищения себя. Благодаря посту тело смиряется, и в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже, наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он поститься. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. И, конечно, связующим звеном с Богом является молитва. Молитва, по словам преподобного Иоанна Лествичника: «есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение брани лукавого, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева».

Молитва - это пища для души. Она необходима для нее так же, как воздух и пища для тела.

Именно ее дал нам Христос, сказав: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14.38). Господь предостерегает нас от искушения и средство дает - молитву. Искушение следует понимать как стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. «Непрестанно молитесь (1 Фесс. 5, 17). «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 18), говорит нам апостол Павел. Истинная христианская молитва - не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом.

Бытовая жизнь наших предков исторически с давних времен свидетельствовала об этом. Все говели в Великий пост: бояре и князья, дети и воины. Все стремились в эти дни в храм, никто никого не задерживал на работах, в воскресные дни рынки пустовали. Так осознавал себя русский человек.

Вот поэтому Великий пост – это время духовного возрастания, покаяния и молитвы, путь возвращения падшего Адама в потерянный рай.

Иерей Олег Захаров


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


езбожник сам себе палач

Kогда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному.
Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
                                                                                                                                                                                                                       


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.