Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

«Ты дал мне веру в провиденье…» Татьяна Солодова

15 мая 2015 г.

В марте этого года исполнилось 200 лет со дня рождения прекрасного русского поэта Петра Павловича Ершова, ишимца по месту появления на свет (деревня Безрукова Ишимского уезда) и тоболяка по жизни.

Трудно найти в нашей стране человека, который при словах «Конёк-Горбунок» не представил бы в своём воображении доброго и верного товарища крестьянского сына Ивана и не вспомнил бы имя автора сказки.

Большинство исследователей творчества Ершова в XIX-XX веках считали, что Ершов был рождён сказочником. Отказавшись от жанра народной сказки и обратившись к созданию стихов, поэм, драматургических произведений и повестей, он утратил или в большой степени умалил свой талант, то есть остался «человеком одной книги» - «homo unius libri».

С большим удовлетворением и радостью отметим, что это заблуждение в конце XX века стало уходить в прошлое: всё больше исследователей доказательно утверждают высокую литературную ценность творческого наследия Ершова в целом и нравственно-художественные достоинства его отдельных произведений: прекрасной лирики, поэм, особенно «Сузге», прозаического цикла «Осенние вечера».

Истинную значимость творчества Ершова невозможно понять до конца, если не обратиться к той стороне его взглядов, которую тщательно старались не затрагивать в советское время, – это его глубинная религиозность.

Только вера в Бога и Божественный Промысел помогали поэту преодолевать несчастья: смерть двух жён и более десяти детей.

Был ли счастлив Ершов в своей семейной жизни? Думается, что на этот вопрос, несмотря на потерю жён и многих детей, можно с уверенностью дать положительный ответ. Глубоко православный человек, он верил в Провидение Божие и загробную жизнь, в необходимость покорности Божиему Промыслу.

Через год после женитьбы на красавице-вдове Серафиме Александровне Лещёвой, в 1839 году, родился и тут же умер первый ребёнок Петра Павловича – дочка.

«Любезнейшие братец Владимир Александрович и сестрица Марья Фёдоровна, - пишет Ершов родственникам Протопоповым, - спешу известить вас об одном неожиданном обстоятельстве, которое случилось в нашем семействе. И сколько с одной стороны было прискорбно, столько с другой утешительно. 5 мая с половины 3-го часа Бог даровал нам дочку Серафиму. Не знаю, поздравлять ли вас с племянницей, потому что наш ангел только взглянул на этот свет, принял Святое крещение и в 7 часу того же дня улетел опять на небеса – молиться за родных своих. Не берусь объяснять этого случая: бабка (Марфа Аполлоновна) приписывает его кой-каким неосторожностям, в которых Серафима Александровна и покаялась, а я просто верю, что это было назначение Вышнего и в потере своей утешаюсь Евангельской истиной: первый плод – дар Господу».

И потом ещё не раз в скорбях по умершему своему новорождённому супруги Ершовы будут уповать на Господа Бога.

9 июля 1845 года, похоронив свою первую жену, Ершов пишет родственнице Анне Петровне Вилькен:

«Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия. Вы знали умершего Ангела, знали и чувства мои к ней: почему поверите моей печали. Да, из всех потерь, какие испытал я (а каких я не испытывал?), потеря любимой жены – самая ужасная. Точно половины самого себя не стало. С опустелым сердцем, с тяжкою думой, с грустным воспоминанием – неужели это жизнь? Только религия согревает остылую душу, только она одна освещает мрак могильный, и за гробовой доской представляет её ещё лучше, чем она была на земле. А что было бы без этого небесного утешения!»

У Серафимы Александровны было четверо детей от первого брака. Всех их Пётр Павлович не только полюбил всем сердцем, он взял за них ответственность, хотя ко времени заключения брака с их матерью поэту было всего 24 года. Он опекал их своей душевной заботой всю свою жизнь.

Ершов не только сам со смирением и верой в будущее соединение воспринимал смерть своих близких, но и учил этому детей. После смерти Серафимы Александровны Пётр Павлович пишет её дочери от первого брака Феозве в Москву, где она воспитывалась в Екатерининском институте (4 мая 1845 года): «Милый друг мой, Феозва. Чувствую по себе, как должно быть велика скорбь твоя о незаменимой утрате ангела – маменьки. Но покорись воле Божией. Из огорчений мира праведная душа её перелетела в мир лучший, в мир ангелов. Я был свидетелем её кончины: без стона, без страданий. Дай Бог всякому такую небесную кончину. Не говорю, чтоб ты старалась удержать свои слёзы, нет, пусть льются они, но только за молитвою о упокоении маменьки. Роптать да и предаваться отчаянию – не достойно христианки.

Ещё раз напоминаю тебе не предаваться известной горечи. Молитва за умершую и полная преданность всеблагому Творцу – твоё сердце. Со своей стороны я постараюсь почаще писать тебе.

Да будет над тобой благословение Божие, и ангельский дух матери да освятит тебя невидимо. Душевно любящий тебя П. Ершов».

И в этом же письме приписки от детей Серафимы Александровны, которые после её смерти остались с Петром Павловичем

От Сашеньки Лещёвой: «Милая Физочка, не грусти много о смерти маменьки, она, умирая, благословила нас всех, и кончина её была кончина праведницы, ещё раз повторяю, не грусти, остаюсь любящая тебя сестра А.Лещёва».

От Коли Лещёва: «Христос Воскресе. Не плачь много, милая сестрица. Маменька теперь у Иисуса Христа на небе, а там, право, веселее, чем здесь. Притом душа маменьки всегда подле нас. Брат твой Н.Лещёв».

Через семь лет супружеской жизни умерла, тоже после неудачных родов, как и первая жена П.П.Ершова, его вторая избранница, 22-летняя Олимпиада Васильевна. Он остался с тремя маленькими дочерьми.

Жизненные потери и страданья поэт воспринимал как волю Бога, которой он испытывает человека:

О, торжествуй! Судья вселенной,

Прозревши клад в тебе бесценный,

Тебя страданием почтил.

Любовь превечная судила

Тебе пройти чрез огнь горнила,

Чтоб ты и чист, и светел был…

Эта вера не только вела Петра Павловича по жизни, но и обусловливала духовную органичность поэтического творчества, связь с религиозно-философским осмыслением человека, его места в мироздании.

В стихах Ершова очень глубоко отразились христианские, прежде всего православные воззрения.

В его либретто «Страшный меч» есть образ Неизвестного, который обращается к Богу с молитвой:

Тебя, Бог сильный и благой!

Тебя – недремлющее око!

Из бездны горести глубокой

Зовём усердною мольбой.

Услыши слабое моленье

Бессильных в тягостной борьбе;

Не в силах мира, но в Тебе

Надежда наша и спасенье.

В своём творчестве Ершов широко использует христианскую лексику, которая усиливает эмоционально-религиозное восприятие его стихов: «райская обитель», «небесная обитель», «небесный свет», «Божий храм», «Господень дом», «святой крест», «святая вера», «тёплая молитва», «Всеблагой Творец», «Отец Небесный», «Создатель», «серафим», «херувим», «Ангел Господень» и др.

Прозаический цикл Ершова «Осенние вечера», особенно рассказы «Страшный лес» и «Чудный храм» наполнены верой автора и его героев в Промысел Божий, который побеждает жестокие и слепые силы зла. Возвышенное, духовное, идущее от Бога, одерживает верх над эгоистичным и обывательским в душе человека.

О глубине веры Ершова говорит и его работа над переводами религиозных книг, которая до недавнего времени была совершенно неизвестна. В 1842 году он переводит с французского языка одну из частей книги немецкого романтика Брентано «Крестные муки Господа Бога Иисуса Христа». В этом году Петр Павлович пишет своим друзьям Ярославцеву и Треборну в Петербург: «Каждый день сижу я несколько часов за переводом одной французской книги… Не знаю, имел ли ты в руках эту книгу. А если нет, то скажу тебе, что я не читал ничего занимательнее. Это видения одной монахини о страданиях Спасителя, писанные со слов её известным немецким поэтом Клеменецием Брентано. Эти видения имеют такой характер истины, что не смеешь сомневаться в их действительности».

В Сибири писатель упорно трудился и над переводом с церковно-славянского языка на русский Ветхого Завета – за четырнадцать лет до появления первого типографского издания части русской Библии.

В письмах поэта из Тобольска ярко выражены его религиозные взгляды. Они наглядно показывают, что все сложные обстоятельства жизни он преодолевал, благодаря вере в Бога и убеждению в том, что Бог ведёт его по жизни дорогой Своего Промысла, испытывая и очищая душу. Он пишет своей падчерице Феозве Лещёвой в день её рождения: «В день же твоего ангела мы помолим за тебя Бога и будем просить Его благословения на все твои дела и намерения. А ты сама можешь чувствовать, как всё легко и весело, когда Бог помогает».

В.А.Треборну и А.К.Ярославцеву – 22 июля 1843 г.: «Огонь поэзии ещё не потух в душе моей. При взгляде на мир, на судьбы людей, при мысли о Творце – сердце моё бьётся по-прежнему юношеским жаром, но уже не испаряется в лёгких звуках, а крепко ложится на душу, в важной думе. Веря в назначение, я спокоен в своей, покамест, медленности и жду минуты действия, как воин ждёт сигнала к кровавой битве. Паду ли я или буду невредим – за всё благословляю благое Провидение. Не упрекните меня в фатализме: вера в Провидение не однозначное слово с предопределением…»

В стихотворении «Моя молитва» поэт писал:

Ты дал мне веру в Провиденье,

Ты дал надежду мне в скорбях;

Ты ниспослал мне утешенье

В отрадных чувствах и слезах,

Когда ж душа была готова,

Излить богатство полноты, -

Ты дал мне огненное слово

И вдохновенные мечты…

В 1858 году Ершов, будучи по служебным делам в качестве директора народных училищ Тобольской губернии, побывал на своей родине в деревне Безруковой. Велика была его радость, когда он узнал, что крестьяне хотят выстроить церковь на том месте, где стоял дом, в котором он родился. В письме к своей третьей жене, Елене Николаевне, от 23 ноября 1858 года он сообщает: «…В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течение трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ примерно до 800), что в три года составит до 2500 р. с. Моё дело – в 6 лет испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали, то самое, где был комиссарский дом, то есть именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том, неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место моего рождения, и восхвалится имя моего святого… А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22-е число одним из приятнейших дней моей жизни», - пишет он своей жене.

В 1859 году Ершов подаёт прошение Феогносту, епископу Тобольскому и Сибирскому: «Государственные крестьяне Ишимского округа Черемшанской волости деревень Безруковой и Завьяловой уполномочили меня ходатайствовать у Вашего Преосвященства о дозволении построить им в деревне Безруковой однопрестольную деревянную на каменном фундаменте церковь. …Я имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство о дозволении построить в деревне Безруковой церковь во имя преподобного отца Петра Столпника и исповедника… а для пособия в построении церкви благоволить снабдить крестьян деревень Безруковой и Завьяловой книгою для сбора приношений на всё время до окончательного устройства и освящения церкви».

С тех пор Пётр Павлович постоянно помогал безруковским крестьянам в их хлопотах по строительству церкви, которое началось в 1862 году: был посредником между ними и Тобольской духовной консисторией, писал прошения, участвовал в пожертвованиях.

А.К.Ярославцев вспоминает: «…Заботы об устройстве церкви в селе Безруковой составляли для него одно из самых отрадных занятий до последних минут жизни… Своё посредничество для получения от правительства разрешения на сооружение церкви, всякое пожертвование, даже непосильное в пользу церкви, он делал охотно и в возможной тайне, так, для покупки некоторых церковных потребностей заложил он однажды золотую цепочку от часов своих, о чём сказал жене уже только в конце своей последней болезни». Эта цепочка была от часов – подарка цесаревича Александра в 1837 году.

Весной 1869 года, когда Ершов был уже смертельно болен, к нему приехали крестьянские ходоки из деревни Безруковой. «Ершов уже сильно изнемогал; он понял, что крестьянам нужна какая-либо помощь для отделываемой церкви, а он – ничем уже помочь не может. Прослезился Ершов, заплакали крестьяне, да так и расстались с ним навсегда», - пишет А.К.Ярославцев. Пётр Павлович мечтал присутствовать при освящении церкви, но это ему не удалось: она была построена в 1876 году, а он умер в августе 1869-го.

Ю.А.Девятова (племянница Петра Павловича по его второй жене Олимпиаде Васильевне) значительно позже вспоминала: «Похороны были 21 (биографы уточняют – 20-го – Т.С.) августа. Погода стояла великолепная. Провожали его все училища… Стечение народа было громадное, с музыкой проводили дорогой прах до могилы, тогда ещё не были приняты венки, я несла за гробом Петра Павловича букет живых цветов и на свежую насыпь поставила в стеклянную банку с водой. Сейчас прошло более 50 лет со дня кончины его, но мне он всё представляется в моей памяти. Эта светлая личность полна была добродетели и любила людей по заповеди Божией, глубоковерующая. Царство ему Небесное!»

Татьяна Солодова


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


азлука

Разлука врагов усиливает обоюдную ненависть. Разлука друзей укрепляет взаимную привязанность. Разлука матери с ребенком обостряет их любовь.
Наша разлученность с Богом умножает любовь Божию к нам. Когда мы чувствуем это, нас, как раскаленное железо, жжет стыд и мы спешим вернуться к Нему быстрее, чем бежали от Него. И возвращаемся с большей любовью.
История большинства человеческих душ - это чередование временного бегства и спешного возвращения к Богу.
О, только бы в наши последние дни на земле не оказаться нам в разлуке с Богом, но быть как можно ближе к Его объятиям!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.