15 сентября 2015 г. Свою воскресную проповедь в неделю о расслабленном наместник Свято-Троицкого монастыря г. Тюмени иеромонах Михей начал с шокирующей для законопослушных, т.е. праведных христиан, фразы, заявив, что исполняя Закон, мы идем прямо в ад… Надо было видеть выражение лица прихожан, которые смотрели на батюшку в тот момент. На их лицах читалось и удивление, и недоумение, и даже подозрительность. Насторожилась и я, подумав про себя: «Куда это батюшка клонит?» Отец Михей, сделав после своего «провокационного заявления» паузу, дополнил свое высказывание словами: «при условии, если забываем о главной заповеди – заповеди любви». Потом последовало пояснение притчи о расслабленном, которая читалась на службе. С ней, конечно, воцерковленные христиане хорошо знакомы. Но отец Михей обратил наше внимание на то, чтό сказали фарисеи и книжники расслабленному, которого исцелил Господь. Они спросили его не о том, Кто исцелил его, а Кто сказал ему: возьми свою постель и иди? То есть, для них соблюдение субботы (сохранение ее от дел) было важнее милосердия к несчастному больному человеку.
Коснувшись причины столь долгой болезни расслабленного – в течение 38 лет, батюшка сказал, что духовная болезнь иудеев, которые строго придерживались Моисеева Закона, страшнее физической болезни расслабленного, ибо они нарушили тогда заповедь любви. Христианство – это не религия предписаний, правил и запретов. Оно не сводится только к соблюдению Закона Божьего. Это заблуждение, ибо внешнее соблюдение всех предписаний Церкви не приближает человека к Богу, не очищает его душу от страстей. Внешняя праведность может сделать человека настоящим сатаной! Именно лжеправедники распяли Христа – иудеи, которые соблюдали весь церковный Закон. В своей ревности о Законе иудеи не поняли, что конечная цель Моисеева Закона – Христос. Об этом говорит нам Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим.10,4)
Святые отцы учат нас, что воздаяние на Небесах будет нам не за то, что мы соблюдаем Закон, не за добродетели сами по себе, а за то смирение, которое мы получим в результате их стяжания. Тщеславие же и гордость, которыми в преизбытке обладали фарисеи, по слову святого Иоанна Лествичника, рождают все страсти (23:38). А любовь к Богу и к ближнему своему – эта наивысшая добродетель христианства, помогает победить страсть гордыни. Недаром святой преподобный Максим исповедник призывает нас не примерять себя к слабейшим из людей, а лучше расширять себя в меру заповеди о любви. «Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия» (1).
Отец Михей недвусмысленно, хотя очень деликатно, дал нам понять, что фарисейский подход к христианству не изжит и поныне. Он стал приводить примеры из приходской жизни, когда особо ретивые прихожане делали замечания новоначальным христианам. Мне запомнился его пример с детками, которым было трудно выстоять всю службу на ногах, и они, время от времени, становились на коленки. Но рядом стоящие прихожане (видимо, из особо законопослушных) стали их поднимать на ноги, говоря, что до Праздника Святой Троицы нельзя становиться на колени! «Интересно, – подумала я в тот момент, когда отец Михей говорил об этом, – а как можно, не становясь на колени, приложиться к иконе Божьей Матери Иерусалимской, которая стоит здесь в Петропавловском храме на полу? Неужели придется ждать до Праздника Пятидесятницы?» Словно Сама Богородица призывает нас к благоразумию в исполнении установленных церковных правил…
Бог зрит в наши сердца, есть ли там любовь к Нему и ближним, насколько мы искренни в нашем почитании Его. Отец Михей напомнил нам, как славят Господа православные арабы в Иерусалиме во время схождения благодатного огня на Пасху Христову: сидя друг на друге и громко, радостно славословя Господа. Казалось бы, где тут благоговение, к которому нас призывает Православная Церковь? Но как-то раз, когда арабам запретили так шумно и неблагоговейно славить Господа на Пасху в Иерусалимском храме, благодатный огонь не сошел. А, когда им снова разрешили по их обычаю славить Бога, огонь, ко всеобщей радости, благополучно сошел…
Фарисейский подход к богослужению проявляется в нас, когда мы с чувством превосходства или в резкой форме делаем замечание тем, кто еще не знаком в полной мере со всеми церковными обрядами. «Что тяжкого, – вопрошает святитель Иоанн Златоуст, – что трудного требует от нас Христос? Не гневайся, говорит Он, на брата твоего напрасно, а это гораздо легче, нежели терпеть напрасный гнев от другого…» (2). Вспоминается случай в одном из тюменских храмов, когда прислуживающий там мужчина очень грубо сказал женщине, идущей от святой чаши со скрещенными руками, что нельзя разговаривать после Причастия! А она и не разговаривала, а молилась Богу, благодарила Его за этот бесценный дар – Святую Евхаристию. Ведь это сугубо личное дело, как благодарить Господа. А вмешиваться в сокровенный разговор человека с Богом – кощунственно! Этой женщиной была моя хорошая знакомая. Как-то и ко мне, помню, несколько лет назад подскочил один ретивый прихожанин во время службы, когда я обняла после первой исповеди свою клиентку. Она была вся в слезах и нуждалась в утешении. «Нельзя обниматься в храме!» – злобно прошипел он. Надолго остался у меня неприятный осадок и после замечания – не грубого, но формально-строгого, с настойчивой придирчивостью одной женщины – прислуживающей в храме, когда она спросила меня, кто позволил мне сорвать с березок ветки? Объясняю ей, что батюшка позволил, что это для новопреставленной участницы войны, чтобы положить веточки в гроб. Похороны должны были состояться на следующий день после Праздника Пятидесятницы. Неудовлетворенная таким объяснением, женщина через некоторое время подошла ко мне во второй раз, когда я стояла на поминальной молитве об усопшем дорогом мне человеке и снова потребовала объяснений…
Все церковные правила и есть та «суббота», о которой говорил Христос. Его высказывание, что «суббота для человека, а не человек для субботы», к сожалению, на протяжении веков либо забывается, либо толкуется неверно. Соблюдение закона, безусловно, помогает нам обрести смирение, но это лишь вспомогательное средство в этом важном христианском делании. Никто не будет спорить, что правила необходимы в любом обществе. Они регулируют, упорядочивают как светскую, так и церковную жизнь. Но боголепной эту жизнь делает наше отношение к Богу и друг к другу: насколько мы искренни в своих молитвах к Богу и, как мы относимся к своим братьям и сестрам во Христе, каково наше внутреннее духовное устроение. Конечно, если происходит явное нарушение церковного порядка, и это мешает богослужению, сделать замечание нарушителю необходимо, но в кротости и смирении, как учит Апостол Павел. Вспоминается пример такого смиренного замечания со стороны одной прихожанки, которая, чтобы помочь молодой мамочке успокоить своего плачущего ребенка, посоветовала ей напоить дитя святой водичкой и умыть его. «… утешайте друг друга и назидайте один другого… вразумляйте бесчинных, ободряйте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем», – советует нам Апостол (1 Фес.5,11)
«Чтобы найти критерий правильных, в христианском понимании, взаимоотношений с братьями и сестрами во Христе, необходимо быть рассудительными в соблюдении церковных правил и помнить о том, что главная заповедь – это заповедь любви», – заключил в конце проповеди отец Михей.
Любовь есть норма…
Не понимаю тех, кто только формой
Оценивает веру христиан,
Забыв о главном, что любовь – есть норма:
Отсутствие ее – души изъян…
Кто в Духе Святом, тот не под законом…
А Дух приходит в сердце, где любовь
Все терпит, верит и врага препоны
Незримо рушит, проливая кровь…
Не согреши, о, брат мой, осужденьем –
Поспешным – тех, кто догму не впитал,
Но, повинуясь Божью Провиденью,
Он против фарисейской лжи восстал…
1. Добротолюбие. Избранное для мирян. М.Изд. Сретенского монастыря,2011,с.74
2. Свт. Иоанн Златоуст, Харвест,2005, т.1,5:сл1
Надежда Георгица,
православный психолог, г. Тюмень
|