Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ЛЮБОВЬ ЕСТЬ НОРМА…Надежда Георгица

15 сентября 2015 г.

Свою воскресную проповедь в неделю о расслабленном наместник Свято-Троицкого монастыря г. Тюмени иеромонах Михей начал с шокирующей для законопослушных, т.е. праведных христиан, фразы, заявив, что исполняя Закон, мы идем прямо в ад… Надо было видеть выражение лица прихожан, которые смотрели на батюшку в тот момент. На их лицах читалось и удивление, и недоумение, и даже подозрительность. Насторожилась и я, подумав про себя: «Куда это батюшка клонит?» Отец Михей, сделав после своего «провокационного заявления» паузу, дополнил свое высказывание словами: «при условии, если забываем о главной заповеди – заповеди любви». Потом последовало пояснение притчи о расслабленном, которая читалась на службе. С ней, конечно, воцерковленные христиане хорошо знакомы. Но отец Михей обратил наше внимание на то, чтό сказали фарисеи и книжники расслабленному, которого исцелил Господь. Они спросили его не о том, Кто исцелил его, а Кто сказал ему: возьми свою постель и иди? То есть, для них соблюдение субботы (сохранение ее от дел) было важнее милосердия к несчастному больному человеку.

Коснувшись причины столь долгой болезни расслабленного – в течение 38 лет, батюшка сказал, что духовная болезнь иудеев, которые строго придерживались Моисеева Закона, страшнее физической болезни расслабленного, ибо они нарушили тогда заповедь любви. Христианство – это не религия предписаний, правил и запретов. Оно не сводится только к соблюдению Закона Божьего. Это заблуждение, ибо внешнее соблюдение всех предписаний Церкви не приближает человека к Богу, не очищает его душу от страстей. Внешняя праведность может сделать человека настоящим сатаной! Именно лжеправедники распяли Христа – иудеи, которые соблюдали весь церковный Закон. В своей ревности о Законе иудеи не поняли, что конечная цель Моисеева Закона – Христос. Об этом говорит нам Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим.10,4)

Святые отцы учат нас, что воздаяние на Небесах будет нам не за то, что мы соблюдаем Закон, не за добродетели сами по себе, а за то смирение, которое мы получим в результате их стяжания. Тщеславие же и гордость, которыми в преизбытке обладали фарисеи, по слову святого Иоанна Лествичника, рождают все страсти (23:38). А любовь к Богу и к ближнему своему – эта наивысшая добродетель христианства, помогает победить страсть гордыни. Недаром святой преподобный Максим исповедник призывает нас не примерять себя к слабейшим из людей, а лучше расширять себя в меру заповеди о любви. «Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия» (1).

Отец Михей недвусмысленно, хотя очень деликатно, дал нам понять, что фарисейский подход к христианству не изжит и поныне. Он стал приводить примеры из приходской жизни, когда особо ретивые прихожане делали замечания новоначальным христианам. Мне запомнился его пример с детками, которым было трудно выстоять всю службу на ногах, и они, время от времени, становились на коленки. Но рядом стоящие прихожане (видимо, из особо законопослушных) стали их поднимать на ноги, говоря, что до Праздника Святой Троицы нельзя становиться на колени! «Интересно, – подумала я в тот момент, когда отец Михей говорил об этом, – а как можно, не становясь на колени, приложиться к иконе Божьей Матери Иерусалимской, которая стоит здесь в Петропавловском храме на полу? Неужели придется ждать до Праздника Пятидесятницы?» Словно Сама Богородица призывает нас к благоразумию в исполнении установленных церковных правил…

Бог зрит в наши сердца, есть ли там любовь к Нему и ближним, насколько мы искренни в нашем почитании Его. Отец Михей напомнил нам, как славят Господа православные арабы в Иерусалиме во время схождения благодатного огня на Пасху Христову: сидя друг на друге и громко, радостно славословя Господа. Казалось бы, где тут благоговение, к которому нас призывает Православная Церковь? Но как-то раз, когда арабам запретили так шумно и неблагоговейно славить Господа на Пасху в Иерусалимском храме, благодатный огонь не сошел. А, когда им снова разрешили по их обычаю славить Бога, огонь, ко всеобщей радости, благополучно сошел…

Фарисейский подход к богослужению проявляется в нас, когда мы с чувством превосходства или в резкой форме делаем замечание тем, кто еще не знаком в полной мере со всеми церковными обрядами. «Что тяжкого, – вопрошает святитель Иоанн Златоуст, – что трудного требует от нас Христос? Не гневайся, говорит Он, на брата твоего напрасно, а это гораздо легче, нежели терпеть напрасный гнев от другого…» (2). Вспоминается случай в одном из тюменских храмов, когда прислуживающий там мужчина очень грубо сказал женщине, идущей от святой чаши со скрещенными руками, что нельзя разговаривать после Причастия! А она и не разговаривала, а молилась Богу, благодарила Его за этот бесценный дар – Святую Евхаристию. Ведь это сугубо личное дело, как благодарить Господа. А вмешиваться в сокровенный разговор человека с Богом – кощунственно! Этой женщиной была моя хорошая знакомая. Как-то и ко мне, помню, несколько лет назад подскочил один ретивый прихожанин во время службы, когда я обняла после первой исповеди свою клиентку. Она была вся в слезах и нуждалась в утешении. «Нельзя обниматься в храме!» – злобно прошипел он. Надолго остался у меня неприятный осадок и после замечания – не грубого, но формально-строгого, с настойчивой придирчивостью одной женщины – прислуживающей в храме, когда она спросила меня, кто позволил мне сорвать с березок ветки? Объясняю ей, что батюшка позволил, что это для новопреставленной участницы войны, чтобы положить веточки в гроб. Похороны должны были состояться на следующий день после Праздника Пятидесятницы. Неудовлетворенная таким объяснением, женщина через некоторое время подошла ко мне во второй раз, когда я стояла на поминальной молитве об усопшем дорогом мне человеке и снова потребовала объяснений…

Все церковные правила и есть та «суббота», о которой говорил Христос. Его высказывание, что «суббота для человека, а не человек для субботы», к сожалению, на протяжении веков либо забывается, либо толкуется неверно. Соблюдение закона, безусловно, помогает нам обрести смирение, но это лишь вспомогательное средство в этом важном христианском делании. Никто не будет спорить, что правила необходимы в любом обществе. Они регулируют, упорядочивают как светскую, так и церковную жизнь. Но боголепной эту жизнь делает наше отношение к Богу и друг к другу: насколько мы искренни в своих молитвах к Богу и, как мы относимся к своим братьям и сестрам во Христе, каково наше внутреннее духовное устроение. Конечно, если происходит явное нарушение церковного порядка, и это мешает богослужению, сделать замечание нарушителю необходимо, но в кротости и смирении, как учит Апостол Павел. Вспоминается пример такого смиренного замечания со стороны одной прихожанки, которая, чтобы помочь молодой мамочке успокоить своего плачущего ребенка, посоветовала ей напоить дитя святой водичкой и умыть его. «… утешайте друг друга и назидайте один другого… вразумляйте бесчинных, ободряйте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем», – советует нам Апостол (1 Фес.5,11)

«Чтобы найти критерий правильных, в христианском понимании, взаимоотношений с братьями и сестрами во Христе, необходимо быть рассудительными в соблюдении церковных правил и помнить о том, что главная заповедь – это заповедь любви», – заключил в конце проповеди отец Михей.

Любовь есть норма…

Не понимаю тех, кто только формой

Оценивает веру христиан,

Забыв о главном, что любовь – есть норма:

Отсутствие ее – души изъян…

Кто в Духе Святом, тот не под законом…

А Дух приходит в сердце, где любовь

Все терпит, верит и врага препоны

Незримо рушит, проливая кровь…

Не согреши, о, брат мой, осужденьем –

Поспешным – тех, кто догму не впитал,

Но, повинуясь Божью Провиденью,

Он против фарисейской лжи восстал…

1. Добротолюбие. Избранное для мирян. М.Изд. Сретенского монастыря,2011,с.74

2. Свт. Иоанн Златоуст, Харвест,2005, т.1,5:сл1

Надежда Георгица, православный психолог, г. Тюмень


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги

15 марта 2024 г.
Выборы Президента Российской Федерации







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


нова прилив и отлив

В зависимости от прилива и отлива в нравственной жизни человека и природа являет свои приливы и отливы в образах добра и зла.
В периоды высокой морали людей и природа испытывает прилив добра и отлив зла. И, наоборот, во времена безверия и безнравственности людей природа испытывает приливы в образах зла и отливы в образах добра. Тучи саранчи не появляются, когда хотят; болезни, эпидемии, засуха подчиняются этому же закону.
По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья. Этот опыт народ выразил в таких словах: какова вера, такова и мера.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.