31 мая 2016 г. На территории Абхазии сохранилось много замечательных древних памятников истории и православной культуры. Это на самом деле удивительно – например, в Херсонесе (ныне Севастополь в Крыму), где крестился киевский князь Владимир остались только фундаменты и части стен, да и то, только те можно увидеть, что откопали археологи. А здесь в Абхазии очень много сохранившихся полностью или частично храмов, которым по тысяче лет и более. В этих краях мученически пострадал апостол Симон Кананит, скончался в ссылке святитель Иоанн Златоуст, в конце XIX века здесь строится Новоафонский монастырь и сюда переезжают русские монахи из Афона греческого, отчего и город, расположенный рядом с монастырем, получает свое современное название – Новый Афон. В те времена и эта земля и весь Кавказ входил в состав Российской империи, позднее – в состав Советского Союза.
Но сегодня мне хотелось бы рассказать про удивительную крепость, расположенную на Анакопийской горе и про историю с ней связанную.
Гора это находится в непосредственной близости от Новоафонского монастыря. Если вы находитесь в основной приморской части города, то видно, что монастырь находится наверху – высоко на склоне горы. Но когда поднимаешься на соседнюю гору к Анакопийской крепости – то монастырь оказывается где-то очень далеко внизу.
Историки говорят о том, что люди поселились в районе этой горы за много лет до Рождества Христова. Во времена римского владычества и, особенно, в византийский период в этих краях, называемых также Колхидой, строились серьезные укрепления. Среди них поселение-крепость Анакопия. «Анакопия» в переводе с абхазского означает «изрезанная», по-гречески этот город называли Трахея, в переводе – «суровокремнистая».
В VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что здесь абазгам (абхазам) всегда удавалось отражать нападение врагов, так как только один проход вел в Анакопию и в остальную страну абазгов, он был узким и легко контролировался защитниками крепости.
В VI веке происходит война между Византией и местными князьями, в результате чего вся страна абазгов входит в состав Византийской империи. Именно в этот период в VII веке и возводятся основные стены и башни, сохранившиеся частично и поныне.
Важнейшие исторические события, происходили здесь во времена арабских завоеваний. Арабы-мусульмане, появившиеся на политической арене в 30-е годы VII века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. В первой половине VIII века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия – огромная по тем временам.
Арабы покорили Армению и часть Грузии. В своем продвижении на север они подступили к Анакопии. Приступом взять крепость не получилось, полгода осады тоже не принесли результатов. Когда же во вражеском стане вспыхнула эпидемия смертельной болезни, абхазы и грузины, защищавшие крепость, выйдя за ее стены, смогли разбить врага. Благодарение за победу защитники города воздавали Пресвятой Богородице, икона Которой хранилась в крепости. Дальнейшее продвижение арабов на север на этом остановилось.
Задумаемся над этими событиями. В то время когда крупные силы объединившихся западноевропейских герцогов и князей с большим трудом смогли сдержать экспансию арабов на западном направлении в битве при Пуатье в 732 году (арабы, перейдя через море из Африка, завоевали там всю Испанию и половину Франции!), и событие это считается важнейшим для всей дальнейшей истории христианской Европы – здесь на северном Кавказе происходят события не меньшего масштаба, а победа одерживается весьма немногочисленными силами! Мы же об этом ничего не знаем, историки не описывают данные события подробно. Арабы-мусульмане прошли весь восток и повернули на север, разбили войска кавказских народов, еще чуть-чуть – и уже донские степи, еще немного – и земли славян. Как сложилась бы история, если бы они смогли туда пройти и завоевать эти территории? Наверное, не только абхазы, но и русские должны воздать славу Богородице за ту победу под Анакопией!
В конце XVII века в связи с турецкой экспансией христиане этих мест испытывают большие трудности. Только вхождение этих земель в состав Российской империи освобождает местное, теперь уже немногочисленное население от исламского турецкого диктата.
Известно также, что в Анакопийской крепости в VIII веке уже существовал храм. Видимо стены именно этого храма в XIX веке обнаружили переехавшие сюда из Афона русские монахи. Чтобы почтить это место, они построили открытую часовню внутри разрушенной церкви на вершине Анакопийской горы, а также собрали различные исторические артефакты и вмонтировали их в алтарную стену, сделав нечто наподобие музея. Кроме того монахи выложили камнем серпантинную дорогу от подножия горы до крепости, соорудили из камней ровные террасы, протянули сюда канатную дорогу, построили рядом с крепостью помещения гостиницы (сейчас разрушенные).
Удивительно также, что на вершине горы в собственно самой крепости у подножия разрушенного храма находится древний источник пресной воды объемом 75 кубических метров. Ученые до сих пор не могут определиться – как сюда, наверх горы может поступать вода? Одно из последних исследований дает основание предполагать, что вода попадает в эту пещеру-«цистерну» прямо из воздуха, путем образования конденсата на холодных внутренних стенках каменной емкости.
Также любопытно, что именно в этой горе, в ее основании находятся грандиозные Новоафонские пещеры, открытые в 1975 году и являющиеся одной из главных достопримечательности современной Абхазии – небольшого государства на берегу Черного моря, попасть в которое с российским паспортом не составит большого труда. Российско-абхазская граница расположена в непосредственной близости от стадионов, где проходила зимняя Олимпиада в городе Сочи в 2014 году.
1. Вид крепости с западной стороны.
2. Вид с крепостной башни. Справа - руины древнего храма окруженного стилобатом - подпорной стеной с помещениями.
3. Внутренний вид крепости. На переднем плане упоминаемый в тексте колодец.
4. Остатки гостиницы, построенной новоафонскими монахами в конце XIX в.
5. Остатки крепостной стены первой линии обороны Анакопии.
6. Развалины крепостной башни.
7. Серпантинная пешеходная дорога к крепости.
8. Фрагменты отделки древнего храма, собранные новоафонскими монахами и вмонтированные в алтарную стену.
9. Вид на Новоафонский монастырь с Анакопийской горы.
10. Панорама города Новый Афон с башни Анакопийской крепости.
Протоиерей Григорий Мансуров, г.Тюмень.
Фото автора
|