Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Размышления митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия над баснями И.А. Крылова

07 марта 2017 г.

В 1808 году Ивану Андреевичу Крылову исполнилось 40 лет. К этому времени наступает период жизненной зрелости писателя, и он оставляет присущий ранее его литературным сочинениям стиль сатиры, в котором через язвительность транслировалась в общество неудовлетворенность жизнью на земле и насаждался дух безысходности. Для того чтобы врачевать присущие человеку и обществу пороки, Иван Андреевич избирает своим основным творческим жанром басни, в которых иносказательно, на примере мира животных, расставляются нравственные акценты, подобно евангельским притчам Христа. В баснях Крылова ярко проявилось мудрое осмысление жизни, мастерство владения средствами выразительной речи, при богатстве внутреннего содержания – изящный слог и поэтический талант писателя.

В 1808 году Иван Андреевич Крылов пишет басню «Волк и ягненок». Сюжет басни созвучен с баснями Эзопа и Лафантена. В ней показана как злобная сила, пренебрегая всякой моралью и справедливостью, с жестокостью вершит свои преступные дела.

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.
___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» –
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», –
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». –
«Нет братьев у меня». –
«Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
«Ах, я чем виноват?» –
«Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». –
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Волк и ягненок. Офорт Сэмюэля Хауитта, 1810 год.

В басне иносказательно излагается евангельская истина о том, что в мире земном и лукавом зло борется с добром. По мысли Федора Михайловича Достоевского, это отражение борьбы дьявола с Богом, а поле битвы – души и судьбы людей, как отдельного человека, так и народов в целом. Вся история человечества свидетельствует об этой истине. Чтобы понять, в чем здесь первопричина, надо знать природу духовных сил, действующих на человека и общество.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), Правда и Истина. Верующий человек стремится к восприятию этих свойств, с тем чтобы жить достойно и добродетельно, жить по любви к Богу и ближнему. Чтобы этого достичь, человек должен видеть в каждом ближнем отображение Божие – образ Божий.

Дьявол есть олицетворение гордыни. Он возгордился и воспринял дух противления Богу, дух искажения Правды и Истины. Свою борьбу с Богом он направил на венец творения Божия – человека. Этот лукавый обманщик поражает человека гордыней и удаляет от Бога. У горделивого человека вместо божественной любви насаждается греховный эгоизм, искажается правда и истина в угоду эгоистичных настроений и замыслов. Если нарушается правда Божия и закон любви, то нет и справедливости в делах людских.

Об этой простой истине Иван Андреевич Крылов и пишет: «Тому в Истории мы тьму примеров слышим». Вся история человечества после грехопадения свидетельствует о борьбе зла с добром.

Из первых строк Библии узнаем, что Каин убивает Авеля, поскольку утратил любовь к родному брату, и дьявол в его отравленное эгоизмом сердце вложил зависть и неприязнь. Так, с братоубийства, началась земная жизнь первых людей на земле после грехопадения прародителей.

Для уврачевания пораженной эгоизмом греховной природы человека в мир пришел Христос Спаситель. Узнав о рождении Богомладенца, иудейский царь Ирод пытался Его погубить и, не зная, как Его найти, по своему жестокосердию и озлоблению повелел убить всех младенцев в Вифлееме. Впоследствии, «зависти ради», Христос был оклеветан книжниками и фарисеями перед Пилатом и распят на Кресте.

Участь Христа разделяли и разделяют миллионы христиан на протяжении более чем двухтысячелетней истории христианства. Первые три столетия существования христианства в еще языческом мире, породившем за свою историю множество разнородных философских систем и нравственно разрушительных верований, христиан периодически, с яростью и жестокостью, истребляли по клевете и наветам ненавистников. Последующие века, уже после признания христианства, враг рода человеческого, помрачая разум одних, отравляя греховным эгоизмом, алчностью и завистью сердца других, насаждал дух ожесточения и злобы. Именно такими антихристианскими событиями можно считать крестовые походы Запада на православный Восток.

История России за весь свой тысячелетний период имеет множество свидетельств проявления дьявольского закона несправедливости. Набеги, нападения, войны, междоусобицы, заговоры, убийства, дворцовые перевороты – все это нарушение правды Божией. Апогеем культивируемого богоотступничества в России стали трагические события XX века. Внешние и внутренние враги поставили задачей уничтожение тысячелетних традиций и устоев русского народа через истребление Русской Православной Церкви и многовекового сельского уклада жизни. Для информационного прикрытия была принята атеистическая идеология, вызревшая на западной почве, не имеющая никакого отношения к русской ментальности. Для ее внедрения в ход пошли лжесвидетельства, клевета, провокации, предательства и убийства. Словно голодная волчья стая набросилась на благополучную в то время Россию! С волчьей хитростью и жестокостью истреблялась вера и нравственность в народе и насаждался дух предательства и животный страх.

Но сегодня мы видим, что силам зла не удалось до конца запугать и отторгнуть от православной веры наш народ. Города и селения вновь украшаются златоглавыми храмами, а души народные пробуждаются к вере и наполняются благодатной радостью торжества Православия. Не в силе Бог, а в правде.

+ М.Д.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



29 апреля 2025 г.
Миссионерская поездка учащихся духовных школ г. Тобольска по Ялуторовской земле

28 апреля 2025 г.
В ТЮМЕНИ СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

28 апреля 2025 г.
ОРОиК ТТЕ ПОДГОТОВИЛ ВЫСТАВКИ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА СВ.ПАСХИ

29 апреля 2025 г.
Ишимскую епархию посетил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

28 апреля 2025 г.
Пасхальный концерт в Тюменской филармонии

28 апреля 2025 г.
Архипастырское богослужение на Антипасху в Знаменском кафедральном соборе

28 апреля 2025 г.
АУДИО. Сражения Великой Отечественной войны в морях Тюменского края

27 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Онохино и мкрн. Большой Тараскуль

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий совершил молебен в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Архангела Михаила с. Червишево

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Пасхальный концерт в с. Нижняя Тавда и с. Антропово

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Нижняя Тавда

24 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре

23 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре

22 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию

19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

22 апреля 2025 г.
Поздравление Владыки-ректора с Пасхой

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

13 марта 2025 г.
Епархиальное собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии состоялось в духовной столице Сибири

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


щеславие


Насколько выказываешь себя мудрым перед людьми, настолько безумен становишься перед собой. Чем больше гордишься своими мнимыми достоинствами перед другими, тем яснее видны твои немощи и пороки.
Один солдат рассказывал другу, что всякий раз, когда он, хвалясь, описывал свои боевые победы и собственный героизм, в его сознании неизменно воскресали образы всех его поражений и случаи проявления трусости.                                                
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.