Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»

22 сентября 2018 г.

Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович).

Каждый день убеждаешься в том, что, рассуждая об украинской церковной проблеме, зачастую церковные мужи, образованные иерархи и богословы, с одной стороны, и, как правило, журналисты, с другой, как «светские», так и «наши», говорят и пишут о том, что Вселенский Константинопольский Патриархат собирается или, по словам других, не собирается предоставлять автокефалию Украинской Церкви.

Однако, этот способ выражения, с экклесиологической точки зрения и с точки зрения священных канонов, неточен, и, следовательно, вводит в заблуждение независимо от того, насколько благими были побуждения подавляющего большинства изъяснившихся таким образом. Естественно, я не утверждаю, что подобная формулировка объясняется недостаточной богословской подготовкой некоторых пастырей и богословов Церкви или намерением не-богословов исказить реалии. В данном случае у меня сложилось впечатление, что эта ущербная терминология происходит скорее всего из-за невнимательности и небрежности.

Я объяснюсь. На Украине есть каноническая Украинская Православная Церковь, которая в качестве автономной Поместной Церкви находится в подчинении Московского Патриархата, признается всеми без исключения Православными Церквами и состоит с ними в евхаристическом общении.

Эта Церковь не желает и ни у кого не просила автокефалию, даже у Московского Патриархата, к которому относится и который в таком случае был бы призван начать всю процедуру, выйдя с соответствующим предложением, ни у Константинопольского Патриархата, который, как первопрестольная Церковь, был бы призван тогда в рамках координации вопроса вынести данный вопрос на всеправославное обсуждение и окончательное решение: либо положительное, либо отказав в этой просьбе до времени или на неопределенный срок.

Параллельно с этой канонической Украинской Церковью в стране существуют три раскольнических объединения, а вдобавок к ним, агрессивная униатская община. И вот эти переговоры об автокефалии как раз и ведутся с этими раскольническими «Церквами» и одновременно с государственными властями Украины в отсутствии канонической Церкви и вопреки ее желанию. Cамо собой разумеется, что при этом самым наглым образом в этот вопрос на стороне раскольников вмешиваются униаты.

Следовательно, речь идет не о проекте предоставления автокефалии Украинской Церкви, как мы об этом постоянно слышим и читаем, но о программе предоставления автокефалии украинским схизматическим образованиям.

Действия Константинополя объясняются и аргументируются стремлением устранить расколы и восстановить церковное единство народа Украины на основании недавно сформулированного учения о том, что, как Вселенский престол и исторически мать для славянских Церквей, Константинопольская Церковь имеет право принимать решения по собственному праву и по собственной инициативе, пренебрегая прежде существующими границами автокефальных Поместных Церквей и невзирая на их позицию или сопротивление. Тем не менее, это учение совершено не выдерживает критики, потому что, согласно действительному устройству Церкви, выше епископата и полноты автокефальной Церкви стоит лишь соборный институт, т.е. авторитет собора всех или большинства автокефальных Церквей (Вселенский собор) или собор большинства церквей какого-либо широкого региона (Великий собор – Μείζων σύνοδος). Первый епископ нашего Востока является не абсолютно первым, как это имеет в юрисдикции старого Рима, но первым в Соборе. Согласно всем известному 34-му апостольскому правилу, Собор без первого недействителен, но и первый без Собора существовать не может. Из этого следует, что Вселенский Патриарх не имеет права обсуждать, и уж тем более, принимать решения о статусе Украинской Церкви и, соответственно, какой-либо иной Церкви, сам по себе, вне Собора, самовластно.

Сюда следует добавить и иную проблему. Каким образом было бы возможным восстановить законно изверженных епископов и клириков, их вождя – Денисенко, лжепатриарха Киевского, не только изверженного, но и, сверх того, отлученного и анафематствованного? Разве может какая-нибудь Церковь, не исключая и первой по чину и славе, нарушать и считать недействительными церковные деяния и решения другой братской Церкви? Более того, разве имеет право какая-нибудь Церковь признавать или не признавать канонические действия иной Церкви в зависимости от обстоятельств и случая, к тому же на основании сомнительных критериев? Все обстоит как раз наоборот: совершаемые в одной Православной Церкви хиротонии, переводы клириков, прославления святых тому подобное, с одной стороны, но и лишения сана, низвержения, отстранения от совершения богослужений и другие епитимьи, с другой, автоматически признаются и имеют силу во всех без исключения Церквах. Если устранить этот принцип внутренней связанности и взаимопроникновения Церквей, то сразу же нарушается вся структура и вся система функционирования церковного организма. Правильное следование вышеуказанному принципу, прежде всего, с одной стороны, исключает диалог с раскольниками «на равных», после чего, с другой стороны, они с покаянием возвращаются в единство с Церковью и к каноническому порядку. Вот тогда уже они могут и имеют право выдвигать свои требования, в том числе и требование автокефалии, сначала к своей собственной Церкви, а затем через нее ко всей Церкви.

Этому методу до недавних пор неуклонно следовал и Вселенский Константинопольский Патриархат, как по отношению к расколам на Украине, так и по отношению к расколу в Скопье. Во дни нынешнего Всесвятейшего Вселенского Патриарха было время, когда Фанар не принимал раскольников из Скопье для обсуждения их вопроса без предварительного согласия Сербского Патриархата. Тогда было немыслимо, чтобы они обращались напрямую к Вселенскому Патриарху, минуя Церковь, от которой откололись, а их вопросы включались бы в повестку дня Константинопольского Священного Синода. При этом недавно Сербская Церковь узнала о таких фактах только из средств массовой информации. Проступает явная аналогия с украинским вопросом. Зададимся вопросом: каково содержание термина автокефальная Церковь?

Однако, худшее и самое прискорбное — это то, что провозглашенная цель операции под названием Украина – упразднение расколов и воссоединение православных христиан Украины, заранее обречена на неудачу. Расколы не преодолеваются полумерами на основании формального и притворного обращения раскольников, которых активно поддерживают светские власти и трудно различимые внешние политические центры, которые обычно действуют скрытно. Самое большее, что получится сделать, так это сократить количество раскольнических группировок: вместо трех образований, существующих на данный момент, возможно, или вероятно, возникнет новая «конфедерация» весьма слабо соединенная по сути, признаваемая одними Церквами, и не признаваемая другими, в то время как имеющая большинство каноническая Церковь останется там, где она находится и сейчас: под покровом и эгидой Московского Патриархата. А вот этот самый господин Денисенко, некогда митрополит Филарет, один из наиболее вероятных в свое время кандидатов на Московский Патриарший престол, сегодня самопровозглашенный «Патриарх Киевский» (сохранит ли он за собой этот титул?), подтверждает истинность моих слов, заявляя о том, что в будущем русскоязычные будут относиться к Москве, как это имеет место и сегодня, тогда, как украиноязычные к нему (а куда же еще?). Лишь одну деталь забыл упомянуть этот достойный уважения за своей возраст, но во всем ином жалкий и достойный сожаления муж: практически все жители Украины являются русскоязычными, в то же время немало и таких, кто одновременно является и украиноязычным. Я предполагаю, что преклонный возраст в случае с господином Денисенко, а также близость выборов в случае с господином Порошенко, и являются той немаловажной движущей силой, которой можно объяснить поспешность и нетерпение обоих. Но в то же время я не могу понять, к чему нужно спешить Константинополю? Что за выгода Православию из всего этого? Стоит ли рисковать его единством ради такой перспективы? Весьма сомневаюсь. Раскол так или иначе останется, либо в виде трех образований, либо в виде одного. Следовательно, напрасно трудится Великая Церковь Христова. Я очень надеюсь, что она замечает бряцающий меч великого раскола не только на Украине, но и по всему православному миру. Не дай-то Бог!

Я знаю, что в прошлом многие расколы, да и не только они, а и еретические движения преодолевались, а их сторонники в покаянии и по отречении своих заблуждений воссоединялись с Церковью. Но насколько мне известно, в двухтысячелетней истории Церкви нет прецедентов вхождения раскольников в Тело Церкви, чтобы они одновременно автоматически вознеслись на высоту высочайшего исторического образа бытия какой-либо Церкви и вошли в сонм славнейших и выдающихся Церквей без какого-либо промежуточного периода созревания, аскезы, восстановления церковных нравов и образа мыслей, просто лишь «благодатию и щедротами» первопрестольной Церкви.

Следует отметить, что некоторые исторические Церкви, славные своим духовным уровнем, свидетельством и вкладом, никогда не впадавшие в бездну ереси или раскола, еще не получили автокефалию и, весьма вероятно, не получат ее во веки вечные. Несмотря на это, они не протестуют, ни жалуются и не хнычут. Следовательно, с необходимостью напрашивается вывод в виде оксюморона: значит, будучи раскольнической общиной, рано или поздно ты все равно будешь оправдан, восстановлен и, более того, возвышен до статуса автокефальной Церкви. Таким образом, раскол перестает быть смертным грехом и преступлением, несмываемым даже мученической кровью, а превращается в простую и легкую оплошность, легко врачуется и, в конце концов, — о, странное чудо! — вознаграждается. Хотим мы этого, или нет, но устраняется преграда для множества новых расколов, а Православная Церковь рискует стать неким виноградником без ограды, при этом произойдет непоправимый вред, соблазн совести и утрата всякого доверия к нашей Церкви как у инославных, так и у иноверных и нерелигиозных людей.

Все это я пишу с большой скорбью, с душевной болью, к тому же всем сердцем почитая и любя мученическую Великую Церковь Христову, «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему»(Рим. 9:1, ср. 2 Кор. 11:31, Гал. 1:20, 1 Тим. 2:7), как следствие только что возникшей ситуации, напряжения и разногласий по вопросу уврачевания ран, нанесенных расколами. В настоящее время расколы, вместо того, чтобы быть устраненными из нашей среды, странным образом вызывают дополнительные духовные и душевные расколы среди самих защитников единства, благостояния и стройного шествия святых Божиих Церквей. Именно ради утверждения вот этих последних ценностей «забота о всех Церквах» (2 Кор. 11:28) наполняет и мое сердце смиренного православного епископа, так что «мне, наименьшему из всех святых», т.е. христиан (Еф. 3:8, ср. 1 Кор. 15:9), непозволительно молчать, чтобы избежать возможных подлых и ничтожных обвинений в неверности, предательстве, дезертирстве и т.д. Напротив, любовь к Церкви святого апостола Андрея и всякой Православной Церкви подвигает меня вещать, а не молчать, говорить по совести и откровенно.

Я от всего сердца желаю, чтобы Устроитель и Жених Церкви Господь наш Иисус Христос, благодатью Всесвятого Духа и благоволением Бога и Отца, предстательством святых и богоносных отцов наших: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фотия Великого и всех прославивших престол Нового Рима, вкупе же и святых митрополитов Киевских и Патриархов Московских и всех святых, помиловал, просветил и спас всех нас! Я написал и спас свою душу.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



13 декабря 2018 г.
Паломнический отдел Тобольской митрополии приглашает в паломнические поездки в январе

6 декабря 2018 г.
В казачьем храме прп. Серафима Саровского Тюмени прошел традиционный праздник «День казачки»

2 декабря 2018 г.
АУДИО. Всемирный Русский Народный Собор – тема передачи на радио «Вера».

1 декабря 2018 г.
АУДИО. Любанская наступательная операция – программа из цикла «Дорогами Победы» на радио «Вера»

1 декабря 2018 г.
Представители Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ, Новосибирск) посетили Знаменский кафедральный собор г. Тюмени

28 ноября 2018 г.
Вечная память схимонахине Марии!

28 ноября 2018 г.
Конкурс «Русь святая молодая православная»

28 ноября 2018 г.
Приглашаются желающие пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия»

27 ноября 2018 г.
Участники проекта «Вернем колоколу голос» готовятся к работе в Тюменской области

27 ноября 2018 г.
О сохранении родовой памяти и поисках семейной реликвии Антона Шароева на XIV Тюменских родословных чтениях

27 ноября 2018 г.
В Тюмени завершила работу XIII Предрождественская Сибирская православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России»

26 ноября 2018 г.
АУДИО. Начало Великой Отечественной войны – программа из цикла «Дорогами Победы»

23 ноября 2018 г.
Преподаватель Тобольской духовной семинарии диакон Димитрий Майоров принял участие в V Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции в Пскове

21 ноября 2018 г.
Освящение свай под строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы

20 ноября 2018 г.
Митрополит Димитрий: «В Сибири все сделано с любовью»

20 ноября 2018 г.
«Сибирский паломник» приглашает в паломнические поездки в декабре и январе и в длительные паломничества в 2019 году

20 ноября 2018 г.
АУДИО. Деяния святых Апостолов – книга Библии, которую надо прочитать

19 ноября 2018 г.
ВИДЕО: владыка Димитрий освятил паникадило в Благовещенском соборе

19 ноября 2018 г.
Михайловские дни в Тюмени!

19 ноября 2018 г.
Митрополит Димитрий освятит сваи во основание фундамента и место под строительство Покровского храма в Тюмени

17 ноября 2018 г.
В Тюмени открылась XIII Предрождественская Сибирская православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России»

16 ноября 2018 г.
16 ноября митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение центрального паникадила в Благовещенском соборе Тюмени

15 ноября 2018 г.
Студенты Тобольской духовной семинарии побывали с миссионерской поездкой в селе Черном

15 ноября 2018 г.
Митрополит Димитрий откроет православную выставку и освятит паникадило в Благовещенском соборе Тюмени

14 ноября 2018 г.
Делегация Совета Федерации посетила Тобольский кремль

14 ноября 2018 г.
В Тюмени состоится показ документальных фильмов о вере, русских святых и смысле жизни

14 ноября 2018 г.
Добрый праздник – «День Сибири!»

14 ноября 2018 г.
II съезд просфорников Исетского района

13 ноября 2018 г.
Православной молодежи предложили объединиться

12 ноября 2018 г.
Выпуск журнала Православный просветитель

12 ноября 2018 г.
Традиционная XIII Предрождественская Сибирская православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России» пройдет в Тюмени с 16 по 25 ноября 2018 года

11 ноября 2018 г.
В Тюмени наградили победителей конкурса рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

11 ноября 2018 г.
АУДИО. Начало Великой Отечественной войны

11 ноября 2018 г.
АУДИО. Ереси и расколы в истории Христианства

8 ноября 2018 г.
Ноябрьский выпуск Сибирской Православной газеты

8 ноября 2018 г.
Прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Упорово отметили престольный праздник

8 ноября 2018 г.
В Тобольске проходит семинар по программе «ЛадьЯ»

8 ноября 2018 г.
Радость паломнической поездки

6 ноября 2018 г.
Подведены итоги XXII фестиваля хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

6 ноября 2018 г.
Поздравления митрополиту Тобольскому и Тюменскому Димитрию с 28-летием архиерейской хиротонии

6 ноября 2018 г.
АУДИО. Есть такой праздник – День Сибири

6 ноября 2018 г.
Социальное служение Церкви: дело найдется для каждого

5 ноября 2018 г.
О школе жизни архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ: «Подлинной школой и образцом аскезы стали для меня мужской Абалакский и женский Иоанно-Введенский монастыри»

5 ноября 2018 г.
ВИДЕО: репортаж о праздновании дня обретения мощей свт. Иоанна на телеканале «Союз»

5 ноября 2018 г.
Празднование иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

5 ноября 2018 г.
Диакон Димитрий Майоров принял участие в Рождественских чтениях в Ишиме

5 ноября 2018 г.
День памяти жертв политических репрессий в Тобольском благочинии

5 ноября 2018 г.
XXII фестиваль хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

2 ноября 2018 г.
АУДИО. Новый проект «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ»

1 ноября 2018 г.
АУДИО. Разговор о таинстве Крещения







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


одражай святым

Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный.
Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от безпощадности смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души. Конечно, весь твой труд может оказаться напрасным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то же, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе принадлежит пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать суть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… омый мя… и паче снега убелюся (Пс. 50, 3, 4, 9).
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.