Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

«ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА НИВЕ ГОСПОДНЕЙ»

25 июня 2019 г.

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ, ГЛАВЫ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ, РЕКТОРА ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА НИВЕ ГОСПОДНЕЙ»

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Максим, дорогие отцы, братия и сестры! От лица администрации, преподавателей и студенчества Тобольских Духовных школ сердечно приветствую всех со славным юбилеем – тридцатилетием возрождения Тобольской Духовной семинарии.

К середине 80-х годов во всей Тюменской области на ее огромном пространстве в полтора миллиона квадратных километров к тому времени действующими оставались всего семь храмов, практически было уничтожено монашество, почти не было священнослужителей. Но христианская вера не погибла. Ни террор, ни гонения, ни уничтожение памятников истории и культуры Православия не в силах были стереть и вытравить ее из памяти и души народа, эта вера веками ковала и закаляла его характер, хранила в самых жестоких испытаниях.

Для верующих сибиряков Тобольск, превратившийся в послереволюционный период в провинциальный город, по-прежнему оставался и остается духовным центром. В годы коммунистического режима сюда не прекращалось паломничество со всех уголков сибирской земли. Богомольцы приезжали поклониться святителю Иоанну, помолиться у раки его святых мощей.

14 октября 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об ее открытии, готовившееся по инициативе Учебного Комитета при Священном Синоде. Открытие Тобольской Семинарии стало заметным событием не только в городе, но и во всей Сибири. Большинство жителей города Тобольска восприняло весть об открытии Духовной школы с одобрением.

В 1989 г. вместе с первым ректором Семинарии архимандритом Макарием (Веретенниковым) в Тобольск приехали игумен Максим (Дмитриев) (ныне епископ Барнаульский и Алтайский) и ныне усопший иеромонах Василий (Донец). В конце этого года в Семинарию был направлен в качестве преподавателя диакон Михаил Денисов (ныне протоиерей), а в следующем году преподавательский состав пополнился Д.А. Денисенко (ныне протоиерей) и ныне усопшим священником Алексием Сидоренко. Архимандриту Макарию, преподавателям и студентам Семинарии пришлось встретиться с немалыми сложностями. 15-и студентам первого набора под руководством преподавателей и наставников приходилось больше трудиться, чем постигать богословские науки. Надо было восстанавливать храм Петра и Павла, готовить аудитории, которые находились здесь же. Практически все строительно-ремонтные и хозяйственные работы выполнялись воспитанниками под руководством наставников и преподавателей.

В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия, выделившаяся из Омско-Тюменской. Начался сложный период одновременного становления и епархии, и Семинарии.

Только в октябре 1990 года определением Священного Синода на Тобольскую кафедру и одновременно новым ректором Семинарии был назначен инспектор Московской Духовной Семинарии архимандрит Димитрий (Капалин) (ныне - митрополит Тобольский и Тюменский). В день епископской хиротонии, вручая архиерейский жезл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II напутствовал меня таким словами: «Неисповедимые пути Божий приводят тебя от большой келии обители преподобного Сергия Радонежского в благословенную землю Тобольскую, где от лет многих славится имя Христово, где просияли духовные светильники веры и благочестия, где земля освящена подвигами святых и самый воздух дышит благоуханием святыни, разливающимся от молитв и святых мощей угодника Божия, святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Свое епископское служение, волею твоего священноначалия, ты призван совмещать с руководством Тобольской Духовной Семинарии».

Новый Ректор Семинарии полагал, что Тобольск, «Град городов Сибирских», должен возродить свой исторический статус Духовного центра Сибири и стать духовным и образовательным центром всего Сибирского региона. Семинария же должна располагаться на Софийском дворе Кремля. Руководству епархии и Семинарии удалось настоять на возвращении Церкви ряда зданий Софийского двора Тобольского Кремля, на которых сразу же закипела работа. Имея добрых помощников, Владыка руководил восстановлением кафедрального Софийско-Успенского собора, на колокольне которого вновь зазвучали колокола, реконструкцией здания Консистории и монашеского корпуса.

В 1992 году Семинарии была передана значительная часть зданий Софийского двора и прилегающей к нему территории, что позволило решить многочисленные бытовые и хозяйственные вопросы и наладить четкий ритм всего учебного процесса.

Здесь необходимо отметить, что одновременно с большими строительными работами шел напряженный учебно-воспитательный процесс. Из года в год увеличивалось число учащихся, пополнялись ряды преподавателей.

В 1990/1991 учебном году при Семинарии была открыта Регентская школа.

В 1993/1994 учебном году Семинария торжественно отметила 250-летие своего существования и сделала первый после возрождения выпуск. Дипломы об окончании Семинарии получили 13 человек. В этом же году древнюю столицу Сибири и Тобольские Духовные школы впервые в истории Русской Церкви посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был первый визит Святейшего Патриарха в Тобольск за всю историю Российского Патриаршества.

В 1994 году Совет Семинарии принял решение о введении 5-летнего срока обучения в Духовной школе. При Семинарии также была открыта Православная мужская гимназия, в которой учащиеся Семинарии могли получать первые педагогические навыки работы с детьми.

В 1995/1996 учебном году в Семинарии впервые был осуществлен прием в два параллельных класса. С этого же учебного года при Семинарии начал действовать Сектор заочного обучения для священнослужителей из епархий Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. В этом же году при Семинарии была открыта Иконописная школа.

1 сентября 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил г. Тобольск во второй раз. Его Святейшество совершил Божественную литургию, благословил начало учебного года в Тобольских Духовных школах и в своем слове отметил, что Тобольская Духовная семинария вносит большой вклад в дело воспитания и подготовки пастырей Церкви Христовой.

В этом же учебном году Семинария получила государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности, засвидетельствовав свое соответствие статусу высшего учебного заведения России. С этого учебного года на очном отделении Семинарии стали обучаться более 200 студентов.

Знаменательным для Духовной школы стал 2003 год, когда торжественно праздновалось 300 лет образованию в Сибири. Отдавая дань уважения духовному центру Сибири, Тобольск и его святыни впервые посетил глава государства, Президент России В.В. Путин.

В 2005 году в Тобольских Духовных школах состоялось торжество обретения мощей священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского.

В 2008 году древнюю столицу Сибири, соборы Тобольского Кремля, Тобольские Духовные школы посетил избранный Президент России Д.А. Медведев.

В январе 2009 г. в Тобольской Духовной семинарии были введены ученые звания. Звание доцента было присвоено Ректору и двум преподавателям Семинарии по решению Ученого совета Тобольской Духовной семинарии, по ходатайству Учебного комитета, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 20 июня 2008 года.

В 2009 г. вышел первый сборник научных работ преподавателей Семинарии «Труды Тобольской Духовной Семинарии», выпущенный к 20-летнему юбилею возрождения Семинарии.

Налаживалась связь между Духовными школами Уральского и Сибирского регионов. Так, в 2010 г. состоялось выступление хоров и соревнования между баскетбольными командами Духовных школ Сибири.

В 2010/2011 уч. г. Тобольская Духовная семинария включилась в Болонский процесс. В рамках реализации этого ряд преподавателей Семинарии 22-23 сентября 2010 г. приняли участие в семинаре «Лицензирование и аккредитация Духовных учебных заведений» в г. Смоленске. В Семинарии была создана учебно-методическая группа по постепенному переходу Тобольской Духовной семинарии на учебный стандарт бакалавриата. Первая группа студентов по стандарту бакалавриата была набрана в 2012 г.

В 2014 г. состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Тобольско-Тюменскую епархию и по его благословению в

Тобольской Духовной семинарии была открыта магистратура по двум профилям подготовки «История Церкви» и «Миссиология». Первый набор состоялся в 2014/2015 уч.г., на оба профиля подготовки был принят 21 студент, в основном в священном сане. Первый выпуск магистрантов состоялся в 2016 г., когда 11 выпускников обоих профилей магистратуры получили дипломы с квалификацией магистра богословия.

В 2017 г. ректор Тобольской Духовной семинарии митрополит Димитрий был утвержден в должности профессора решением номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви. Данное решение было подтверждено Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 2018 г. на базе Тобольской Духовной семинарии состоялись Всероссийская научная конференция «Царская семья накануне трагической гибели: извлечение уроков истории» и Международная научно-практическая конференция «Последний царский путь», собравшие в Тобольском Кремле архипастырей и пастырей, многочисленную научную общественность, гостей из зарубежных стран.

5 апреля 2019 г. впервые на базе Тобольской Духовной семинарии прошла учебно-научная студенческая конференция «Богословие, история, миссионерство в Сибири», приуроченная к юбилейной дате 25-летию со дня прославления Филарета (Дроздова), митрополита Московского, где приняли

участие студенты магистратуры и бакалавриата, выступив с результатами своих научных исследований.

Кроме того, 27-29 мая 2019 г. в новом формате на базе на базе Тобольской Духовной семинарии в г.Тобольске состоялся XIX-й межрегиональный фестиваль «Православие и средства массовой информации». 28 мая 2019 г. в Тобольском кремле состоялась пресс-конференция ректора Тобольской Духовной семинарии, митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия о 30-летнем юбилее возрождения Семинарии и грядущем 400-летии Тобольско-Тюменской епархии. На пресс-конференции присутствовали студенты Семинарии, учащиеся Регентской и Иконописной школ. После этого состоялась встреча преподавателей и студентов Семинарии с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» Евгением Михайловичем Стрельчиком, который рассказал о современных аспектах развития журнала и спросил о том, чего бы они хотели в нем видеть.

Сейчас в древнюю духовную столицу Сибири для получения богословского образования приезжают молодые люди из многих епархий Русской Православной Церкви. Сейчас в Тобольской Духовной семинарии реализуются учебные программы уровня бакалавриата (очная форма обучения), уровня специалитета (заочная форма обучения), уровня магистратуры (очная форма обучения). Всего в 2018/2019 уч. г. по ним обучалось 211 человек. Общее количество обучающихся в Тобольских Духовных школах, включая Тобольскую Православную гимназию составляет 517 человек. По результатам итоговой аттестации, состоявшейся с 3 по

10 июня итоговый междисциплинарный экзамен сдали 14 выпускников бакалавриата, 7 выпускников обоих профилей магистратуры, 4 выпускника специалитета. Магистерские диссертации были защищены 7 выпускниками обоих профилей магистратуры, выпускные квалификационные работы 14 выпускниками бакалавриата и 3 – специалитета. Из них 7 выпускников магистратуры и бакалавриата с оценкой отлично. Всего с момента возрождения Тобольской Духовной семинарии было выдано 710 дипломов об окончании уровней специалитета и бакалавриата и 26 – магистратуры. 12 выпускников Семинарии имеют степень кандидата богословия и 11 кандидата светских наук.

Современные требования к духовному образованию требуют высокой ответственности, новых подходов к образованию и науке, тесной взаимосвязи с Учебным комитетом Русской Православной Церкви. В связи с этим в Семинарии был создан учебно-методический отдел, начальником которого стал протоиерей Димитрий Кирьянов, доцент, кандидат богословия, кандидат философских наук, заведующий кафедрой богословия.

Таким образом, жизнь Семинарии в новейший период ее истории была непростой, было много трудностей, но они со временем преодолевались, и Духовная школа вновь стала жить полнокровной жизнью высшего духовного учебного заведения, стараясь развивать свою научную учебную и методическую базу, способствуя духовно-нравственному оздоровлению общества. Наша задача – сохранить и приумножить наследие, оставленное нам основателями и подвижниками духовного образования в Сибири, в первую очередь, святителем Филофеем (Лещинским).

+ДИМИТРИЙ
МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ,
ГЛАВА ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ,
РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
19 июня 2019 года


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



18 сентября 2020 г.
АУДИО. Школа, пионерия с крестиком зашитым в карман, студенчество и семейная жизнь, переезд на село, строительство часовни, принятие сана – отец Владимир Язов рассказывает о своем жизненном пути. 2 часть

18 сентября 2020 г.
Юбилейный и престольный праздник в Успенско-Никольском храме г.Ялуторовска

16 сентября 2020 г.
АУДИО. История семейного рода в воспоминаниях тюменского священника Владимира Язова, 1 часть

15 сентября 2020 г.
В Тюмени начался учебный год Православного казачьего учебного центра

15 сентября 2020 г.
АУДИО. Как переживают коронавирус сотрудники и проживающие тюменского центра помощи людям в сложной жизненной ситуации

14 сентября 2020 г.
ВИДЕО: Удивительная история обретения мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского

12 сентября 2020 г.
Празднование Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Тобольске

10 сентября 2020 г.
ВЫШЕЛ В СВЕТ «ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» №6 ЗА 2020 г.

9 сентября 2020 г.
Освящение креста на купол храма Всех Святых

5 сентября 2020 г.
День знаний в Тюменской православной гимназии

4 сентября 2020 г.
Старец схиархимандрит Илий посетил Тюмень

4 сентября 2020 г.
АУДИО. Приходская жизнь в Нефтеюганске в 1990-ых: священник Илия Сиразиев о своем воцерковлении, о духовной борьбе, о жизни православной общины – 2 часть

3 сентября 2020 г.
АУДИО. Обращение к Богу «простого советского человека»: священник Илия Сиразиев о своем детстве, о юности, о крещении – 1 часть

3 сентября 2020 г.
15-летие обретения мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского

3 сентября 2020 г.
Начало нового учебного года в Тобольских духовных школах

3 сентября 2020 г.
ВИДЕО: Начало нового учебного года в Тобольских духовных школах

3 сентября 2020 г.
Дубовая аллея вырастет у новостроящегося храма в мкр. Иртышский г. Тобольска

3 сентября 2020 г.
Праздник знаний в Тобольской православной гимназии

1 сентября 2020 г.
В четырнадцатый раз Ялуторовская православная гимназия распахнула свои двери в праздник Дня знаний

1 сентября 2020 г.
Учебный год в Тюменском духовном училище начался

1 сентября 2020 г.
Расписание паломнических поездок

29 августа 2020 г.
Престольный праздник Софийско-Успенского собора Тобольского Кремля

25 августа 2020 г.
АУДИО. Молитва «Господи, помилуй!»

24 августа 2020 г.
АУДИО. Интервью с митрополитом Димитрием на радио ВЕРА

24 августа 2020 г.
В Успенке открылся Дом сопровождаемого проживания

21 августа 2020 г.
10 лет назад в Тобольской епархии: Яблочный Спас на небе и на земле

12 августа 2020 г.
В Вагайском районе состоялось празднование памяти атамана Ермака

10 августа 2020 г.
В Тюменском духовном училище стартовала приемная кампания

5 августа 2020 г.
Ильин день в Ялуторовске

1 августа 2020 г.
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

30 июля 2020 г.
День Крещения Руси в Петелино

30 июля 2020 г.
День памяти равноапостольного великого князя Владимира – день церковно-государственного праздника Крещения Руси

26 июля 2020 г.
В День Крещения Руси в храмах Тобольской митрополии зазвучат колокола

21 июля 2020 г.
ВИДЕО: День памяти иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

21 июля 2020 г.
День памяти иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

19 июля 2020 г.
ВИДЕО: «Человек и вера»

19 июля 2020 г.
ВИДЕО: День памяти преподобного Сергия Радонежского

17 июля 2020 г.
Состоялся сход Ялуторовского станичного казачьего общества

17 июля 2020 г.
В Успенке открывается Дом сопровождаемого проживания для инвалидов

17 июля 2020 г.
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии

17 июля 2020 г.
ВИДЕО: Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия

17 июля 2020 г.
ВИДЕО: Танец Аллилуйа в исполнении детей пансиона Отрада

17 июля 2020 г.
Царские дни в Тюмени, Архиерейское богослужение в Богородице-Рождественском Ильинском женском монастыре

16 июля 2020 г.
День памяти святых Царственных страстотерпцев

11 июля 2020 г.
ВИДЕО: Тюменское духовное училище приглашает абитуриентов

14 июля 2020 г.
Подведены итоги I (регионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя - 2020» по Тобольской митрополии

12 июля 2020 г.
Празднование святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Тобольске

10 июля 2020 г.
Новая форма для старой дружбы

10 июля 2020 г.
В Тюменской области действует бесплатная юридическая помощь

7 июля 2020 г.
Слава Богу! Другого не скажем







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.