МОНАСТЫРЬ НА ИРТЫШЕ

о время татарского владычества в Сибири, до покорения ее Российской державой, Абалак был татарским городком, и название свое получил, полагают, от имени одного татарского князя Абалака. сына сибирского хана Мара. Известно, что эта местность, включая и Тобольск, ранее была заселена сиберами, позднее ненцами, еще позднее хантами и манси и предками современных татар - протобашкирами, т.е. смешение тюркского этноса и местных угорских племен. И предки современных башкир жили здесь до татаро-бухарцев. Позднее они двинулись с насиженных мест, и пошли на запад, за Урал. Там и осели. Ученые обнаружили среди ушедших протобашкирских родов два очень интересных для нас рода. Это род Сызгы и род Айболат. Известно, что татары любили ставить свои городища на уже обжитых местах. Недаром название их столицы Искер переводится как Старое место, Старое городище.

При освоении Сибири Ермаком Абалак был своего рода крепостью, с трех сторон обнесенною рвами и земляными залами, а с четвертой стороны был обрывистый, крутой берег Иртыша, до двадцати пяти сажень высоты. За год до прихода Ермака было видение князю Абалаку. Он видел на месте современного монастыря церкви и город золотой. При этом был слышен и звон колокольный.

И на Троицком мысу целых 30 лет подряд перед приходом Ермака видел следующее явление: «При сих во ваг лета видеша царь, князи, агуны, муллы и абазы и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск видешася христианский со светом град в воздухе, и церкви и звон великий, яко ими дивиться и ужасно недоумея, что будет се». С этих пор чудеса, происходившие как под Тобольском, так и в Абалаке, начинают иметь одни корни.

Есть придание, что в Абалаке, как месте, укрепленном и безопасном от неприятеля, при слухе о приближении к сибирским владениям дружины Ермака сибирский хан Кучум укрыл одну из своих жен, по имени Самбулу с детьми. Было у Ермака с татарами две решающие битвы. Одна под Тобольском, другая под Абалаком. И оба раза татары имели огромное численное превосходство, и оба раза победа доставалась Ермаку каким-то чудесным образом. Вот как проходила битва под Тобольском, у Чувашского мыса. Кунгурская летопись: «Казацы по волии Божий единогласно глаголюще; с нами Бог, разумейте языцы и покарвйтеся, яко с нами Бог. И развишася вси воедино, и бысть брань велия октября 23 день емлющесь за руки секуще противным своя. Стояще Кучум на Чувашской горе и видев многое падение своих, зельие плакашеся и вси погании, повеле агунам и абызам своим вопити вельми кумиром молитву свою, спяще бо баги их и беспомощен пребыв и безчестен нудим невидимою Божиею силою и помышляя бежати. И бишеся три дня без опочиву неотступно». И Ермак победил.

Известно, что Кучуму удалось собрать к этой битве пятнадцатитысячное войско, а казаков было всего семьсот человек. Известно и то, что очень многие исследователи связывают победу в битве под Тобольском (у Чувашского мыса) с будущей славой города.

Для нас также небезынтересно следующий факт. Д. И. Копылов пишет, что после битвы "Ермак отошел за Княжий луг, и его дружина разбила лагерь на мысу, противоположному Чувашскому. Пять лет спустя, па этом месте Данила Чулкое поставил стольный город русской Сибири - Тобольск". Так почтил своим присутствием Ермак наш Троицкий мыс. И это очень важно.

Что же происходит между двумя решающими сражениями? Д.И.Копылов: "После Чувашской битвы хантейские и мансийские князья со своими отрядами покинули лагерь Кучума. Старый хан с остатками войска ушел на юг. 26 октября дружина Ермака без боя вступила в Искер. Многие сибирские племена сразу же признали власть русских, в которых они видели избавителей от ига татаро-бухарской знати. На сторону Ермака перешла часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом". Но еще и сын Кучума Алей вернулся в Сибирь вскоре после того, как казаки засели в Искере. Это были отобранные татаро-бухарские отряды, которые во время похода Ермака участвовали в нападении на Пермь. Возглавил эти силы Маметкул. Он стал, следит за каждым шагом Ермака, и ждал, пока тот разъединит свои силы. И вот зимой такой случай представился.

Большой отряд казаков выехал пополнить запасы рыбы под Абалак. Там казаки подверглись неожиданному нападению и были все перебиты. Как значится в синодике: «безо опасения шли казаки на рыбную ловлю под Абалак, и внезапно напали на них нечистивые воины и убили в том баю Богдана Брязгу с его дружиною». Узнав о беде, Ермак бросился навстречу Маметкулу, и в упорном бою разгромил его войско. В Есиповской летописи подчеркивается, что была "брань велия на мног час". Битва прекратилась с наступлением темноты. Из наказа 1585 года: «государевы люди тех всех татар, которые были с Маметкулом -больше десяти тысяч - побили...» Заметим, что казаков-то было никак не больше пятисот человек.

Руслан Скрынников: "Сомневаться в том, что на стороне неприятеля был огромный численный перевес, не приходится. Бой на Абалаке был, куда долее упорным, чем на Чувашском мысу. Ни о какой панике на сей раз не было речи. Казакам предстояло либо победить, либо умереть.

И они победили!

Победа горстки казаков над военными силами обширного Сибирского ханства труднообъяснима. Ермак нанес противнику столь мощный удар, что тот долго не мог от него оправиться. Моральный фактор имел исключительное значение в войнах тех времен".

И далее Скрынников пишет очень интересную вещь: "Не занятие Искера, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции Ермака». Вот две эти битвы, где победа Ермаку досталась чудесным образом, и дают ключ к разгадке загадок Абалака и Тобольска. И не мог победивший Ермак не почтить своим присутствием господствующую высоту этой местности, где сейчас расположен Абалакский монастырь.

В краткой Сибирской (кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Алексею Тимофеевичу Ермаку вскоре после битвы под Абалаком: "Нощию же той, явися Ермаку молящуя и пяти человеком в нощи, святий Николай, повелевая в чистоте зкити и прележный пост имети и всякие с братолюбием добродетием проходити и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь... и сие видение Ермак всем возвести".

И через 50 лет вновь явился святитель Николай уже в явлении на Абалаке Божией Матери и преподобной Марии Египетской и очень хлопотал о постановке монастыря.

Дивен промысел Божий! Там, где был культ грубого идолопоклонства и фанатизма, теперь стоит, распространяя свет Христов, чтимый Абалакский монастырь.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАСТЫРЯ И ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО

1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел. По царскому повелению в 1683 году была заложена и окончена в 1691 году каменная соборная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы. Храм был пятику-польный с четырьмя столпами.

В 1748-50 гг. по правую сторону Знаменской церкви был выстроен зимний храм св. Николая Чудотворца, а в 1752-90 гг. построена колокольня с храмом преп. Марии Египетской.

В 1761 году митрополитом Сильвестром главный летний храм был перестроен, сведен под один купол, были убраны столпы.

В 1783 году на месте Абалакского погоста возник монастырь того же имени, где и прибывал чудотворный образ. В 1783 году епископ Варлаам (Петров) по высочайшему повелению императрицы Екатерины перевел в Абалак Богоявленский мужской монастырь из с. Невьянского Пермской губернии. Основанием к учреждению в Абалаке монастыря послужила Икона Божией Матери и бывающие от Нее чудотворения. С того времени, т.е. со времени перемещения сюда монастыря в 1783 году обитель стала средоточием обильного прилива богомольцев, и Абалакский монастырь имел достаточный источник вкладов и приношений и потому, как замечено выше, с 1783 года начал возвышаться во внешнем и внутреннем своем благоустройстве.

В 1812 году вокруг монастыря была устроена каменная ограда. Монашеский, настоятельный и архиерейский корпуса относят также к XIX веку.

В 1854-55 гг. подвергся перестройке храм святого Николая, главный престол которого был освящен во имя Святой Троицы, а южный предел во имя св. Николая. Новое переустройство храмом было в 1885-87 гг., причем зимний храм стал Знаменским, а летний - Троицким.

9 июня 1900 года в Абалакский Знаменский монастырь прибыли иноки, 22 человека, среди них: два иеромонаха, один иеродиакон, три монаха и послушники, направленные из Валаамского монастыря на постоянное место жительства в Тобольск, большинство из них бывшие крестьяне из Рязанской, Ярославской, Тверской, Новгородской губерний России. Их прибытие вызвано тем, что по распоряжению преосвященного Антония прежние иноки, проживавшие в Абалакском монастыре, были распределены по другим монастырям епархии, и теперь в нем насчитывалось 60 человек братии вместе с настоятелем иеромонахом Антонием, бывшим ризничным Валаамского монастыря. В дальнейшем, вновь прибывшие иноки отличались усердие, как в Богослужении, так и послушании и являлись примером для местной братии.

АБАЛАКСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"

е столько, конечно, Абалакский монастырь был богат внешней своей обстановкой и событиями внешнего характера, даже нельзя в нем указать много каких-либо выдающихся церковно-археологических ценностей, сколько все значение его сводилось к великой святыне - иконе Божией Матери.

Богородица на Абалакской Иконе изображается точно так же, как и на Новгородской Знаменской, а именно с распростертыми и воздетыми к небесам дланями и с Предвечным на груди Своей воплотившимся Богомладенцем, и Ходатайствующей пред Ним за мир, - с тем отличием, что на Абалакской Иконе по сторонам Приснодевы изображаются еще предстоящими: на правой - св. Николай Чудотворец Мирликийский, а на правой - преп. Мария Египетская, которых на Новгородской Знаменской Иконе нет.

С подлинной иконы были сняты списки, один из них совершенно одинаковой величины находятся и сейчас в Абалакском монастыре и называется «Наместницею». От этой иконы и сейчас происходят чудеса исцеления по вере самих больных, как душой, так и телом. Вообще произошло более 40 случаев исцелений1 Копии с Абалакской Иконы Божией Матери известны: Семипалатинская, Курганская, Боровская, Омская, Пророко-Ильинской церкви, Иркутская; есть и в Тюменской области.

Празднование ее совершается 20 июля и 27 ноября по старому стилю.

"Когда молишься пред иконою Божией Матери, - писал в свое время один почитатель Абалакской святыни (г.Абрамов), - какое-то необъяснимое благодатное умиление лелеет тогда душу; каким-то невыразимо отрадным чувством проникается и согревается сердце. Неизъяснимое наслаждение возникает припасть к подножию Ея, как бы к самой Заступнице и Ходатаице у Бога, и грешными устами прикоснуться к святой Иконе Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов".

Только через возрождение Православия возродится сама Россия. В своей книге "О боге и правде" протопресвитер Георгий Шавельский, который был главой военного духовенства в русской императорской армии (1871-1951 гг.), пишет: "Еще расскажу тебе, 18 или 19 сентября 1911 года, медицинский инспектор Киевского военного округа, добрый и набожный старик, по внешнему виду более похожий на ветхозаветного патриарха, чем на современного врача, познакомил меня с двумя военными молодыми врачами, только что вернувшимися из Белгорода с торжеств по случаю открытия мощей святителя Иосафа. "Поговорите-ка с ними. Они расскажут вам интересные вещи» - сказал он. Вот что они мне рассказали: «Мы были неверующими; смеялись над чудесами; глумились над попами. Услышав, что скоро начнутся торжества открытия мощей свят. Иосафа, мы проигнорировали, насочиняют попы чудес, пойдем-ка, разоблачим их. И мы поехали, чтобы проследить, удостоверить и обнародовать обман. В день торжества мы пробрались к самой раке с останками праведника и зорко следили за прикладывающимися к святым мощам. Тянулась нескончаемая цепь людей. У одних лица восторженные, у других страдальческие, слезы на глазах. Подводили и подносили больных. Вот подвели к раке девушку. Ей восемнадцать лет, она слепая от рождения. Ощупью, медленно она опускает голову к раке, губами впивается в открытую часть мощей. И вдруг раздается радостный крик: "Я вижу!" Мы подбегаем к ней. Да, она видит: различает лица, предметы. Мы следуем за нею из храма, чтобы, подобно апостолу Фоме, убедиться в факте. Исследуем ее зрение. Она как грудной ребенок: все видит, но еще не научилась различать расстояние, вследствие чего, когда идет, все время наталкивается на предметы Сомнений в чуде не могло быть. Мы вернулись и потрясенными, и посрамленными. Да, есть Бог!"

Какие дивные дела иногда совершаются! Они чаще совершались бы, если бы у людей было больше веры, и были бы они более достойны милости Божией. Для чуда, кроме благодати Божией, которая всегда готова излиться, нужна еще и соответствующая почва, на которую благодать могла бы упасть, пустить корни и принести плоды. Такой почвой является верующее человеческое сердце. Евангелисты Матфей и Марк согласно свидетельствуют, «что и Иисус Христос пришедши в свое отечество не совершал там чуда, вследствие неверия окружающих Его» (Мф. 13,58; Мк. 6,5).

А что такое обновление икон? Об этом иногда пишут. Это великое знамение нашего времени, которым Господь хочет укрепить верующих - страдальцев и образумить заблудившихся. Состоит оно в том, что совершенно до неузнаваемости потемневший лик какой-либо иконы вдруг у всех на глазах начинает проясняться, и икона становится как будто сейчас написанная.

После октябрьского переворота 1917 года, когда начались страдания нашей церкви, стало у нас на Руси часто повторяться это явление. Случаев обновления святых икон и даже позолоченных куполов церквей было множество. Много таких случаев описано митрополитом Мефодием Харбинским в его книге «Обновление икон». "Большевиками назначались ученые комиссии для расследования этого явления — пишет он. — Ученые химики устанавливали факт обновления, но способа обновления так и не смогли объяснить и разрешили вопрос просто: попы каким-то неизвестным науке способом обновляют иконы. Чудаки! Выходит, что не изучавшие химии попы - лучшие химики, чем их ученые профессора. Господь сподобил меня увидеть одну из таких икон при отступлении Колчаковской армии, благочестивейшее семейство известного русского генерала Дитерихса взяло из пещерного храма при соборе в Омске весьма чтимую древнюю икону «Знамение» Божией Матери, именуемой Абалакскою, чтобы она не подверглась поруганию со стороны большевиков. Лик иконы от времени так потемнел, что его нельзя было разобрать. И вдруг, в 1927 году в Шанхае, куда перебралась эта семья, на глазах всех лик Богоматери быстро начал проясняться и икона стала как новая. Когда генерал умер смертью праведника, его осиротевшая семья прибыла к нам. Бережет теперь она икону как зеницу ока и хочет вернуть ее туда, откуда она была взята».

Так Господь нас не забывает, и если будет на то Его воля, Абалак-ская икона Божией Матери "Знамение" вернется в Абалакский монастырь.

В наше время зло хочет отвоевать свои позиции, которые оно потеряло за время существования Церкви Христовой. К чему стремятся теперь: чтобы совсем уничтожить Православную Церковь Христову и навсегда вытравить из душ человеческих мысль о Боге. Враг коварен и силен, вооружен и бесчеловечен. А особенно это явно видно в нашем «современном» мире и его политике.

Истреблены миллионы верующих; поругано, осквернено и оскверняется бесконечное множество святынь. Что происходит на нашей земле?

Вот Господь через обновление икон и куполов и иные знамения напоминает и гонимым, и гонителям, что Он жив, и что Он непрестанно проявляет свою всемогущую силу. Этим Господь напоминает всему миру, что превзошедшее всякую меру страдание русских и других православных людей, послужит к очищению, просветлению и обновлению всего русского народа, которому потом Господь повелит выполнить какую-то высокую задачу. В мире ничего не совершается без причин и цели! И зря нарушают заповеди святых отцов и пророков в наши дни власть имущие разных стран. Плохо читают или вообще не читают Священные книги, не хотят думать о вечности и об ответе за свое зло, совершенное ими пред Царем царствующих - Богом.

Так говорит Господь: "Небо - престол мой, а земля - подножие ног моих; где же построите вы дом для меня, и где место покоя моего (Ибо все это сделала рука моя и все сие было), - говорит Господь.

А вот на кого я призрю: на смиренного, и на сокрушенного духом, и на трепещущего перед Словом Моим" (Исайя 66, 3 4).

Ныне первообраз Абалакской иконы Божией Матери "Знамение" в нашей стране не сохранился. Ходят различные предания о ее нахождении за рубежом.

НАСТОЯТЕЛИ И НАМЕСТНИКИ АБАЛАКСКОГО МОНАСТЫРЯ

лагоустройством своим монастырь обязан преимущественно ревностной попечительности и благоразумной распорядительности своих настоятелей; первого, при основании монастыря, игумена Маргарита, потом в особенности игумена Иоанникия (Агишева) и архимандрита Антония (Бекреева). Первый из них устроил деревянные помещения для настоятеля и братии и церковь Богоявления Господня. Второй украсил храмы лучшими иконостасами, на местные иконы завел серебряные под золотом ризы. В 1820 году старанием игумена Иоанникия (Агишева) в Знаменской церкви все иконы в иконостасе переписаны живописцем тобольским мещанином Иваном Илениным за 1400 руб.асс. В том же году и в той же Знаменской церкви на местный образ Спасителя сделана в Москве серебряная 84 пробы позолоченная риза, весом 32 фунта 78 зол.; положено на все золота 66 золотников, 1386 стразовых камней, построил для богомольцев гостиницы и распространил обширно каменную монастырскую ограду. Третий - построил каменное здание для богомольцев высшего класса и на случай приезда архиерея, по сторонам Никольской, ныне Троицкой церкви, два придела.

Ряд же настоятелей, преемственно подвизавшихся в Абалакском монастыре, с братиею во Христе, в вере и благочестии и заботившихся более и менее о благоустройстве монастыря, был следующий: 1. Игумен Маргарит в 1783 году переведен в Абалак из Рафаиловского Троицкого монастыря; в 1800 году перемещен, с возведение в архимандрита, в Тюменский Троицкий монастырь.

Игумен Мелхнседек 1-й, из иеромонахов Тобольского архиерейского дома, с 9 марта 1800 г.; в 1807 г. 14 ноября произведен в архимандрита Енисейского Спасского монастыря.

Игумен Мелхиседек И-н, переведен из Кондинского Троицкого монастыря - управлял с 10 января 1807 до 1818 года.

Игумен Иоаниккнй (Агишев) с 1 апреля 1818 г., переведен из Кондинского монастыря, а в 1829 году, с произведением в архимандрита, перемещен в Томский Алексеевский монастырь.

Архимандрит Евфимий (Андрей Милославов) инспектор Тобольской семинарии и учитель философии и еврейского языка. По принятии монашества в августе 1828 г., посвященный в игумена 2 декабря 1829 г., а 13 января 1835 г. архимандрита, жил в Тобольске в Знаменском монастыре при семинарии, приезжал в свой монастырь по праздникам, для совершении литургии. За отсутствием его в Абалакском мо-аастыре были управляющие: иеромонах Владимир (Лепехин), умерший в 1839 г., после его казначей иеродиакон Иона. Архимандрит Евфимий 16 апреля 1836 г. определен ректором Тобольской семинарии и настоятелем Знаменского монастыря.

Управляющий иеромонах Нафднанл, из монахов Курской епархии, вытребованных архиепископом Афанасием, по малочисленности монашества в Тобольской епархии, с лета 1836 до октября 1838 года; переведен управляющим в Троицкий Кондинский монастырь.

Архимандрит Антоний (Бекреев), с октября 1838 г. в сане священника (Андрей) был управляющим Абалакского монастыря, потом в июне 1840 г. пострижен в монашество и вскоре возведен в игумена, а в июле 1855 г. в архимандрита; в 1863 г. уволен по прошению, на покой.

Игумен Антоний (Александр Пудовиков) был в 1822 - 1824 гг. учителем высшего отделения Тобольского духовного уездного училища, потом священником Градо-Ялуторовской Вознесенской церкви. За отличное служение и поведение преосвященным епископом Владимиром возведен в сан нро-тоирея принял монашество и был настоятелем Иоанновского междугородского монастыря, а в 1863 году возведен в игумена Абалакского монастыря. В 1871 году Антоний был перемещен в Тюменский Свято-Троицкий монастырь, с возведением в сан архимандрита. Здесь Антоний и скончался.

Вместо него до половины 1874 года Абалакским монастырем управлял архимандрит Владимир, переведенный сюда из Тюмени. Архимандрит Владимир оставил по себе добрую память особенно среди тюменцев; он отличался общительностью, значительной начитанностью, любил хозяйство, заботился о благолепии храмов. Родом был из российских губерний, куда он потом в 1874 году и отбыл, а именно в Казань.

Игумен Венедикт родом из Орловской губернии, прибыл в Сибирь (в Тобольск) с преосвященным Евлампием; значительное время был казначеем архиерейского дома, а потом игуменствовал в Абалакском монастыре до 1880 года, когда по болезни вышел в заштат, Абалакский монастырь обязан О.Венедикту многим благоукрашением.

СВЯТЫЕ АБАЛАКСКОГО МОНАСТЫРЯ

первой половине XIX века здесь некоторое время проживал праведный иеромонах Мисаил, память которого чтится местной в день Собора Сибирских Святых (минея стр. 343) - 1986 г.

В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы в Тобольск приезжал новомученик епископ Гермоген (Долганов) - Тобольские епархиальные ведомости 1917 г.

В 1927 году с февраля по август на территории монастыря содержался под стражей местоблюститель Патриаршего престола свт. Петр (Полянский) митрополит Коломенский и Крутицкий (Святослов. О.Б.Сокурова, стр. 61) - 1998 г.

В 1917 году в Абалакском монастыре прибывали святые царственные страстотерпцы император Николай II с семейством.

Адрес:
626125 Тюменская область, Тобольский район,
с. Абалак Свято-Знаменский Абалакский монастырь

Духовенство:

 
Банковские реквизиты:
626125 Тюменская область,
Тобольский район,
с. Абалак Свято-Знаменский
Абалакский монастырь
ИНН 7223008366
БИК 0471179001
Р/с 40703810300010000021
Тобольский филиал ОАО ТАСБ
г.Тобольск
К/с 30101810800000000901