Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика
К началу

оброго времени суток!!! Очень хочу пообщаться с Духовником монастыря – архимандритом Зосимой (Горшуновым). Существует ли такая возможность??? Если "ДА", то по каким дням принимает??? С глубоким уважением, Сергей Герасименко.
Сергей Новый Уренгой 2013-10-13 04:04:14

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
День добрый, Сергей. О "днях приема" архимандрита узнавайте в Покровском соборе. тел. 8 (3456) 22-22-94.


дравствуйте. Прошу, проинформируйте: Что нужно для того, чтобы стать трудником в Тобольске и есть ли места для них? И когда можно приехать? Заранее Спасибо!
Дмитрий Ишим 2013-09-20 14:59:53

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Этими вопросами, Дмитрий, ведает Епархиальная экономская служба. Звоните 8(3456) 22-09-58, 22-36-32.


дравствуйте, Батюшка! Меня интересует информация относительно нательного крестика, а именно, обязательна ли надпись "Спаси и Сохрани" ? просто сейчас в церковных лавках выбор очень большой и видов исполнений тоже очень много, и бывает что на обратной стороне, вместо этих слов молитва, изображение Богородицы или святых и т.д.. Спасибо!
Сергей Тобольск 2013-09-10 22:00:40

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Надпись на нательном крестике: "Спаси и сохрани"- весьма желательна. Выбор крестиков- большой, поэтому постарайтесь выбрать его именно с этой надписью.


дравствуйте. В 2006 г. в журнале "Православный Просветитель" (№37, апрель) вышла статья "Реанимация эволюционной химеры" об ошибочном восприятии эволюции по Дарвину. Когда то я перексерокопировал этот №37, но хотелось бы прочитать окончание статьи в №38. Автор этой публикации - выпускник Тобольской Духовной Семинарии Сергей Махонин. Извините пожалуйста, как с ним связаться?
Леонид Балаково 2013-09-03 12:19:17

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Сергей Махонин работает в Издательско- информационном отделе Тобольско- Тюменской епархии. Тел.8(3452) 25-79-77.


меня вопрос относительно икон. В последнее время в интернете появляются фото икон Матроны Московской с открытыми глазами или широко открытыми глазами. Являются ли эти иконы каноническими? В Покровском монастыре Матрона Московская изображена иначе.
Елена Тюмень 2013-09-03 00:21:57

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Чаще св. блж. Матрону Московскую изображают с закрытыми глазами, подчеркивая ее индивидуальность: "От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая, но от Бога щедро духовное зрение приявшая..."(из тропаря святой). Реже блаженную старицу изображают с открытыми глазами, в славе, подчеркивая, что в Царствии Небесном нет места никаким дефектам и всякому несовершенству.


дравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда хоронят усопшего какой крест ему одевают? Вроде говорят, что в крестильном кресте не хоронят, нужно покупать новый. Так ли это? И ещё, благословите, пожалуйста, на Успенский пост. В Храм обязательно схожу, но хотелось бы и Вашего благословения. Спасибо!
Наталия Тюмень 2013-08-13 11:33:56

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Здравствуйте, Наталья. Благословение вам Божие на пост... Обычно усопшего хоронят с крестиком, который он постоянно носил. Если уже имеется крест (например, крестильный), то зачем покупать новый?


ой сын был болел шизофренией 5 лет. 2 месяца назад он покончил жизнь самоубийством. Я написал прошение и предоставил медицинскую справку о его болезни и обратился к нашему священнику, но ответа и каких-либо попыток мне помочь до сих пор нет. Вопрос такой: Если мне лично приехать в Ваш Монастырь,чтобы ускорить решение, то к кому мне обратиться с этим вопросом и в какой день могут меня принять?
Валерий ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2013-08-07 19:49:42

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
К прошению на имя Управляющего епархией необходимо приложить медицинскую справку и ходатайство приходского священника. Затем обратитесь к благочинному вашего благочиния. Далее действуйте по его благословению. Помогай Вам Господь.


сли икона поцарапана или грязная, это как то делает хуже иконе? Или ничего не делает? Хуже в религиозном смысле имеется в виду.
Анастасия Тюмень 2013-08-08 10:08:42

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Икона помогает молитвенно общаться с Богом или теми святыми людьми, которые на ней изображены. Мама, например, взирая на фотографию сына мысленно общается с ним. Притом фото может быть плохого качества, поцарапанным.


обрый день Батюшка. Недавно сбылась моя давняя мечта - побывать на Святой Земле, приложиться ко Гробу Господню, увидеть Храм Гроба Господня, Рождества Христова. Сказать что я БЕЗУМНО впечатлен – ничего не сказать, я ПОТРЯСЕН. При входе в Храм Гроба Господня началась какая-то «каша» в голове – что делать, что говорить, как вести себя, от переизбытка эмоций даже «Отче Наш» забыл…. Дома в Церковь хожу не часто, но по воскресеньям и в праздники стараюсь службы не пропускать, читаю молитвы, Господа благодарю и т.д. , хожу туда всегда с радостью, в Церкви чувствую себя довольно комфортно, а ухожу как заново родившимся. Вопрос следующий : Батюшка, объясните пожалуйста, как вести себя людям в Святых местах, какие соблюдать правила, читать молитвы перед и во время посещения, как готовиться вообще к таким событиям ? Скоро собираюсь в Иерусалим и не хочу чтобы мой повторный визит туда снова оказался стрессом. Вашему ответу буду очень благодарен!
Евгений Ханты-Мансийск 2013-08-07 18:54:51

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
В святых местах ведем себя также как в приходских храмах. Перед входом в храм следует положить три поклона с молитвой: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя". Войдя в храм совершаем три поклона с той же молитвой, либо с обычными молитвами о помиловании, очищении, прощении. В храме можно непрерывно творить Иисусову молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". При выходе из храма также творятся три поклона с той же молитвой, что и при входе. Помощи Вам Божией, Евгений, в паломнической поездке.


ожно ли прикрепить икону на двусторонний скотч на заднюю стенку стеллажа-шкафа, который используется для икон, у иконы есть сзади отверствие под гвоздь, но гвозди в шкаф вбивать как-то некрасиво. То есть например если ставить иконы в два ряда на одну полку, чтобы верхние иконы второго ряда крепить на скотч (икон очень много) Так вообще можно?
Анастасия Тюмень 2013-08-02 18:10:16

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Можно.


дравствуйте, батюшка. Подскажите что можно сделать. В церкви не разрешено молиться за самоубийц. Нельзя писать записки об упокоении. Впрочем и дома, если я не ошибаюсь, молиться за них тоже можно только по благословению. Но дело вот в чём. Мой дедушка был болен шизофренией. В один из приступов он повесился. Можно ли считать это самоубийством, если это было совершено неосознанно, под действием болезни психической? Также мой прадедушка утонул тоже не по своей воле, не утопился нарочно. Во время рыбалки случайно поскользнулся с лодки. Но был выпившим. Можно ли в таких случаях молиться в церкви за этих людей? Заранее благодарна.
Александра Тюмень 2013-07-29 01:41:58

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Если самоубийство произошло в невменяемом состоянии (неосознанно, под воздействием психических расстройств, приступов шизофрении...), то оно и не должно вменятся в вину усопшего. Но это нужно доказать. Соберите медицинские справки и обратитесь с прошением к Правящему Архиерею. Вопрос заочного отпевания утонувшего прадедушки можно решить со священником. Поминать в записках можно будет только после отпевания. Молиться о упокоении, ставить свечи на панихидный стол, жертвовать продукты и деньги Вы можете не дожидаясь отпевания.


дравствуйте! Спасибо за первый ответ! Но у меня возник вопрос, а меценаты и спонсоры, которые жертвуют деньги на такое благое дело, должны быть определенной веры? (Мечети-мусульмане воздвигают, Церкви и Соборы- христиане православные!). Будет ли это считаться грехом,если ты православный, но занимаешься и мечетями тоже? Заранее благодарю за такие ценные ответы!
Янина Новосибирск 2013-07-23 20:01:19

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
А это смотря где и при каких обстоятельствах. Например, глава администрации или депутат может привлечь средства меценатов в т.ч. и православного вероисповедания для строительства мечети в месте компактного проживания мусульман. Иногда храм или мечеть строят всем межконфессиональным миром и от этого бывает только польза.


дравствуйте. Подскажите как мне быть, давно мечтала съездить в паломническую поездку и тут выдается такая возможность побывать в Дивееве (моя давняя мечта), но у меня столько сомнений и боязни. Ехать придется без знакомых да и человек я мало воцерковленный и вообще я очень не решительная. Заранее благодарю.
Валентина Урай 2013-07-17 00:19:16

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Лет так 15 назад мне также довелось совершить поездку в Дивеево. Вначале были и страхи и сомнения. В поездке не единожды довелось убеждаться в помощи и заботе преподобного Серафима Саровского. Все удивительно легко получалось: и с билетами, и с размещением, и с причащением, и с купанием... Помоги и Вам Господи!


дравствуйте!!! Скажите пожалуйста, как можно доказать физически, что душа наша человеческая находится в теле. Понятно, что в Священном Писании говорится о присутствии души в теле, но как можно иначе ответить на мой вопрос и доказать, что душа она действительно есть? Можно приводить слова Господа в Св.Писании о присуствии души в теле и мы этому верим - но хотелось бы твердое убеждение и ответ. Спасибо за мой вопрос!!!
Александр ишим 2013-07-15 14:32:39

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
"Пожалуйста", Александр, за ваш вопрос. Если бы были твёрдые доказательства существования души, не было бы места подвигу веры. Но имеются косвенные подтверждения ее существования. Душа, она иногда "болит", иногда "уходит в пятки", видит свое тело при выходе из него (тому множество свидетельств). Поговаривают, что душа даже имеет вес. Душой занимается наука, которая называется "психология" (греч. "душа + знание").


ир вам батюшка! Прошу ваших молитв об исцелении от гепатита беременной р. Б. Евы, о том, чтобы Господь по милости своей великой исцелил Еву и плод чрева её от болезней душевных и телесных, чтобы Господь даровал им крепкое здоровье, благословил их и хранил их под сенью десницы своей, чтобы Господь даровал утешение и успокоил Еву спокойствием своим, ибо она сильно переживает из-за этого. Диагноз гепатит пока не подтвержден, т.к. полное обследование предстоит через пол года после родов, это ориентировочно следующим летом. Просим ваших молитв, помогите пожалуйста молитвами. Помолитесь о здравии р. Б. Евы, чтобы беременность и роды протекали с Божьей помощью.Пусть Бог благословит всех молящихся и даст каждому по потребностям. Слава Богу за все! С уважением, Георгий.
Георгий Ростов-на-Дону 2013-07-13 23:34:29

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
"Господи Иисусе Христе, на одре болезни лежащую и страждущую рабу Твою Еву посети и исцели: Ты бо недуги и болезни рода нашего несомый и вся могий, яко Многомилостив".


дравствуйте, батюшка! Уже несколько лет (с 2007 года) я больна онко-гематологическим заболеванием. Очень хочу приехать в Тобольск исповедаться , причаститься в Кремле , помолиться у мощей Святителя Иоанна и священномученика Гермогена. К сожалению мне трудно долго стоять на ногах, ходить и даже сидеть. в основном мне нужно лежать. В какой гостинице поближе можно заранее забронировать место? И в какие дни лучше приехать. Мне хотелось бы с 19 по 22 июля приехать.
Валентина Лангепас 2013-07-11 01:29:10

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Валентина, по вопросу размещения в Тобольском Кремле позвоните в паломнический отдел Тобольско- Тюменской епархии "Сибирский паломник". тел. 8(3456)270-530, 220-960. Дай вам Бог здравия и спасения.


если этот парень откажет, а у девушки очень ранимое сердце? Что тогда ей делать? Если уж и правда нравится.. Сейчас же молодежь какая- не посмотрит, что семинарист, а пошлет...
Наталья карасуль 2013-07-04 00:18:32

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Ну откажет- так откажет... Будет хотя- бы ясность в этом вопросе. Нужно со смирением приготовить себя к отказу. Не очаровываться, чтобы потом не разочаровываться. Может ей Богом уготован не этот семинарист, а другой, или инженер... Думаю, что Марии все таки нужно делать первый шаг, помолясь Богу.


дравствуйте, батюшка! У меня такая ситуация.. Мне очень сильно нравится парень-он семинарист.. Не подскажите как лучше начать общение? Или же мне лучше не делать первых шагов? Мы общаемся, переписываемся иногда в соц.сетях, но я понимаю, что такими темпами у меня ничего не получится. Да и подойти к нему я не могу в силу своей стеснительности и сдержанности..
Мария Ишим 2013-07-03 18:57:43

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
"Первые шаги" Вы можете делать и в соц.сетях: "А могу я предложить тебе более близкую чистую дружбу?"


обрый день батюшка! Просветите пожалуйста! Недавно была в Абалаке, останавливалась в монастырской гостинице, утром пошла на службу, не стала обходить вокруг свернула в ворота решила сократить путь видимо это была территория куда нельзя заходить, меня окликнули, что прямо проход запрещен и показали где обойти, я прошла, но там было написано "разрешено с благословления", видимо мне и там нельзя было проходить? Стоит ли покаяться в этом на исповеди? Спаси Господи!
Галина г.Ханты-Мансийск 2013-06-17 16:42:11

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Вас, Галина, окликнули и показали где пройти. Это вполне можно принять за благословение.


ристос Воскресе!!! Батюшка , подскажите, где-то прочла что можно заказать поминальную "вечная", если не ошибаюсь, в монастыре, читают постоянно (не 40-уст). Спаси Господи.
Лидия Нягань 2013-06-10 23:02:32

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Воистину Воскресе Христос, Лидия! Монастыри и храмы, принимая крупные пожертвования ( на строительство, ремонт...), записывают жертвователей на "вечное" (т.е. длительное) поминовение.


Всего обращений: 148
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.