Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

К вопросу о введении образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» в школах Тюменской области

20 декабря 2011 г.

Более 15 лет в Российской Федерации развивается преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях различных учебных курсов по православной культуре, направленных на приобщение учащихся к историческим и культурным традициям Православия и Русской Православной Церкви. В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

Согласно распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., данный эксперимент проводился в 19 регионах Российской Федерации на протяжении 2010/2011 учебного года в 4 четверти 4 классов и 1 четверти 5 классов во всех школах региона.

Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения. Особенно серьезный ущерб молодому поколению наносит деятельность различных религиозных сект, которые, воздействуя на неокрепшее сознание и психику молодых людей, используют их в своих корыстных целях. Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от факторов культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодежи, оказывается не в состоянии. В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Вогревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».

Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного воспитания является одной из центральных в конфессиональной, в том числе в православной, педагогике. Поэтому включение в учебный план системы преподавания в средних школах на основе свободного выбора основ культур одной из традиционных для России религий – Православия, ислама, иудаизма и буддизма, - а также светской этики либо общего курса истории традиционных религий – это очень важный и необходимый процесс.

Необходимо обдуманно сделать выбор того или иного модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Причем, при выборе следует руководствоваться только внутренними своими потребностями, а не возможностями школы или еще чем-либо. Необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. Также нужно иметь в виду, что светская этика и общий курс истории традиционных религий очень тесно связаны с православием, т.к. православная культура является частью мировой культуры и признана во всем мире.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, с целью оказания методической помощи во всех благочиях, крупных городах и районных центрах будут созданы методические объединения в помощь педагогам. Для участия в работе методического объединения, кроме педагогов, будут приглашаться заместители директоров по учебно-воспитательной работе, члены родительских комитетов, священнослужители и другие заинтересованные лица. Служащие каждого храма, его библиотека – это тоже своеобразный методический центр, в котором при необходимости можно получить методическую помощь.

Впервые в новейшей истории России государство совершает усилие, чтобы через образование зажечь в душах детей и педагогов, родителей, граждан многострадальной нашей страны свет нравственности, духовности и патриотизма.

Необходимо приложить все усилия, чтобы добиться положительных результатов этого эксперимента. А положительный результат – это формирование у родительского и педагогического сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения. В рамках образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается изучение по выбору родителей одного из шести курсов.

Курс «Основы православной культуры» предполагает ознакомление учащихся с основными культурообразующими элементами одного религиозного учения (в нашем случае – Православия): базовые положения вероучения и этической системы, религиозное искусство, история и др. Преподавание осуществляется как бы изнутри: на феномены религиозной жизни конфессии предлагается смотреть глазами конфессии. При таком образовательном подходе изучаемая религиозная система предстает не только в роли объекта наблюдения и анализа, но и в качестве ресурса развития личности. Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных даров и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах.

История религии. Курс предполагает ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Предполагается, что каждая религия в рамках курса будет описана по её внешним признакам, по её видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Предметом преподавания будет не содержание верований, а само существование этих верований, о котором необходимо как можно более непредвзято информировать учащегося. Предполагается такая подача материала, которая не будет включать в себя, в идеале, ни оценочных суждений, ни активизаций эмоционального плана. Курс чисто информативный, мировоззренчески и этически безразличный, следовательно, самостоятельной роли в формировании мировоззрения и этических представлений школьника не играет, только вспомогательную (и ту – при соблюдении ряда условий). Если преподавать, то старшим школьникам. Для школьников среднего возраста может оказаться просто вредным.

Светская этика. Курс предполагает ознакомление учащихся с этической системой, основанной на внерелигиозных нравственных ценностях. Курс представляется самым сложным с точки зрения наполнения содержания и предполагает наибольшие риски, поскольку подрывает сами основания нравственно-этических норм, подвергает сомнению абсолютность категорий добра и зла, добродетели и порока.

Остальные три курса – «основы исламской культуры», «основы иудейской культуры», «основы буддизма» также являются конфессиональными и могут быть выбраны представителями указанных конфессий.

Для преподавания в школах всех шести курсов министерством образования и науки были одобрены шесть учебных комплектов, получивших множество экспертных заключений представителей академической науки, высшей школы, экспертов в области педагогики. Русская Православная Церковь продолжает работу над учебными материалами по курсу «Основы православной культуры» для других образовательных ступеней.

Структура

В настоящее время проходящий апробацию в рамках эксперимента курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4−го класса и первого полугодия 5−го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры. Вот пример урока.

урок № 9 (25)

Зачем творить добро?

«Из наших прошлых бесед, наверное, стало понятно, что слова «хороший человек» и «верующий человек» — не одно и то же. Есть очень совестные и добрые атеисты. Атеисты — это люди, не верящие в Бога и не молящиеся Ему (греческая приставка «а» означает «без», а слово теос по гречески значит Бог)».

Ученику в начале каждого занятия сначала предлагается подумать самостоятельно, например, почему люди иногда говорят «Слава богу!» или «О боже!» (урок № 1 «Бог»). Затем в доступной форме разъясняется предмет урока. Первый урок, в частности, содержит историю о мальчике Ване, спасшем котенка от стаи бродячих собак. Мальчик оказывается единственным верующим в Бога ребенком в классе, и заинтересованные одноклассники пытаются узнать у взрослых: «Что такое Бог?». Первым, кто отвечает на этот вопрос, оказывается преподаватель физики. Видимо, его появлением решается проблема соотношения религии и науки, которая может возникнуть у четвероклассников.

Каждый урок учебника включает «Копилку знаний» – врезки с дополнительной информацией по теме – это и факты из истории, рассказ о происхождении и значении слов (например, «Ликование. Корень «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование – это вершина радости… Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью»), выдержки из Библии, стихотворения (Михаил Лермонтов, Александр Солодовников, неизвестная монахиня Новодевичьего монастыря).

Завершается урок проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, урок № 2 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один – «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на уроке.

Вторая часть курса – пятый класс. Здесь для уже подготовленных 4−м классом учеников излагаются необходимые для православного человека знания: как христианство пришло на Русь, отношение христиан к природе, к семье, войне («Знаете ли вы войны, где вместе против общих недругов сражались христиане, мусульмане, буддисты, татары, калмыки, русские?»), труду. Дается ответ на вопрос: «Зачем творить добро?». И, наконец, разъясняются заповеди, Божий суд («Люди всех религий согласны в том, что тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полет. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом»), существование монастырей и понятие литургии. В конце учебника приводятся темы для исследовательских работ и сочинений, а также текстовые задания по курсу.

Ближе к детям

Учебник написан доступным для ученика младших классов языком и в приближенной к реалиям современных детей форме. Наряду с классической «Снежной королевой» и советским Чебурашкой (его вспоминают из-за неудачной песенки со словами «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…») в учебнике есть обращение к таким классическим произведениям мировой литературы как «Хроникам Нарнии» и «Властелин колец».

2. «Культура – это святыни народа, святыни нации», - писал академик Д.С.Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру, которая принадлежит всем людям. Духовная часть культуры – это всеобщее достояние. Пользоваться мудростью и глубиной духовной культуры сможет человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, рассматривая росписи храмов, не понимают, кто изображен, и что это означает, читают стихи и не понимают значения слов и смысла, заложенного поэтом. Нельзя отрицать, что православная культура влияет на всю культуру в целом: на литературу, музыку, театр, архитектуру, историю, живопись, военное дело, законодательство, повседневную жизнь людей. Через шедевры русского зодчества, иконописи, древней книжности, воплотивших в себя духовные и эстетические идеалы наших предков, мы раскрываем перед учениками, учителями и родителями нравственные идеалы нашего народа, обращаем внимание на эти примеры как на эталоны поведения, которые должны заставить задуматься о своей жизни.

3. Государственные символы России так же содержат сакральный смысл:

Гимн - «Россия - священная наша держава. Хранимая Богом родная земля!»;

Герб – икона «Святой Георгий, побеждающий змея»;

Флаг – белый цвет- цвет жизни, главный цвет,

голубой – небесный, цвет Богородицы – покровительницы России,

красный – цвет Пасхи, Воскресения Христова.

4. Россия многонациональная страна, испокон веков на ее территории проживают люди разных вероисповеданий. Но в истории России не было религиозных воин, всегда православные люди с уважением относились к людям другой веры. Бок о бок защищали свое Отечество.

5. Как бы не складывалась историческая судьба России (поддерживает официально государство религию или нет), люди все равно продолжают руководствоваться в воспитании главным евангельским принципом: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали.

6. Изучение «Православной культуры» в школе носит культурологический характер (т.е. изучает историю православной культуры) и не предлагает религиозной практики: отправление религиозного культа, совершение богослужений, обрядов и т.д

Возможные вопросы, возражения:

Светский характер образования в школе.

Светский – не значит атеистический, антирелигиозный, светский характер образования означает всестороннее знакомство с окружающей действительностью, картиной мира, подразумевая т.о. знакомство и с религиозным (в частности христианским) взглядом на мир. Принципами государственной политики в области образования являются также приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; защита и развитие системой образования национальных культур, свобода и плюрализм в образовании (Закон «Об образовании», ст.2).

Право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. (См. п.1 настоящего документа).

Нет подготовленных педагогов.

Педагог, работающий в школе и интересующийся православной культурой, может пройти курсы повышения квалификации при Институте развития регионального образования. В настоящее время Тобольско-Тюменская епархия планирует проведение таких курсов в каждом регионе, создание методических объединений по ОПК и др. мероприятия.

Право на получение образования, в том числе и религиозного, является неотъемлемым правом каждого человека. Оно зафиксировано в: международных правовых актах –

Всеобщая декларация прав человека (1948г., ст. 18, 26),

Международные пакты о правах человека (1966г.: о гражданских и политических правах – ст.18; об экономических, социальных и культурных правах – ст.13)

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981г.: ст.1, п.1-2; ст.5, п.1-2; ст.6, п.е)

Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.: ст.5, п.1б)

Конвенция о правах ребенка (1989г.: ст.14, ст.29, п.1с.)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.: ст.9, Первый протокол к Конвенции – ст.2)

законодательных актах РФ –

Конституция РФ (1993г.: ст.2, 15, 17, 19, 28, 43)- подтверждение норм международного права

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (Ст.3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания, п.1,5,6; ст. 5. Религиозное образование, п.1,4; Ст. 16 Религиозные обряды и церемонии, п.3);

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (Ст. 2. Принципы государственной политики в области образования, п.1, 2, 4, 5; ст. 14 Общие требования к содержанию образования, п.1, 2; ст. 52. Права и обязанности родителей, п.1,5; Ст. 55. Права работников образовательных учреждений, п.4)

В этих документах подчеркивается:

право на свободу совести, право на религиозное образование, право на приобщение к национальным культурным ценностям, право родителей обеспечивать своим детям образование в соответствии со своими религиозными убеждениями, ответственность родителей за образование и воспитание детей, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии принял участие в Литургии Преждеосвященных Даров

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняли участие в Литургии Преждеосвященных Даров

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги

15 марта 2024 г.
Выборы Президента Российской Федерации

14 марта 2024 г.
Масленичные гуляния

14 марта 2024 г.
День православной книги в Тюменской православной гимназии

14 марта 2024 г.
ПОМОЛИЛИСЬ О ПОГИБШИХ ВОИНАХ

12 марта 2024 г.
О посте и покаянии

12 марта 2024 г.
В Москве проходит форум «Россия – Дом народов»

11 марта 2024 г.
Освящение командно-диспетчерского пункта в Тюмени

11 марта 2024 г.
Об участии учреждений Тобольско-Тюменской епархии во II (международном) этапе конкурса «Лето Господне»

6 марта 2024 г.
Первый визит президента РФ В.В. Путина в г. Тобольск

4 марта 2024 г.
Глава митрополии принял участие в заседании координационного совета

5 марта 2024 г.
Самая главная встреча в жизни

5 марта 2024 г.
Новомученики - новая глава на сайте Тобольской митрополии

2 марта 2024 г.
Тюменская инициатива о реставрации Крестовоздвиженской церкви в Тобольске получила поддержку Министерства культуры Российской Федерации

2 марта 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил строящийся храм в Тюмени

1 марта 2024 г.
Встреча с федеральным экспертом по проектной деятельности

28 февраля 2024 г.
Заседание рабочей группы по популяризации традиционных семейных ценностей

27 февраля 2024 г.
Покаяние – второе Крещение

27 февраля 2024 г.
Победители конкурса «Спасем жизнь вместе»

25 февраля 2024 г.
Митрополит Димитрий совершил чин Великого освящения храма Всех святых, в земле Сибирской просиявших

24 февраля 2024 г.
Об участии образовательных учреждений Тобольско-Тюменской епархии в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2024 г.
Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Встреча Митрополита Димитрия с учащимися Ялуторовской школы

16 февраля 2024 г.
Престольный праздник Сретенского собора г. Ялуторовска

16 февраля 2024 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня в Благовещенском соборе

16 февраля 2024 г.
О проведении семинара для педагогов воскресных школ «Как вера Русь хранит»

16 февраля 2024 г.
День Симеона Богоприимца в Тюмени

12 февраля 2024 г.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


том же

Снова Ева и Мария! С психологической точки зрения, Ева и Мария выражают наше душевное раздвоение, ту внутреннюю борьбу - не на жизнь, а на смерть, - которая совершается в нас от колыбели до гроба.
За что борются Ева и Мария? За ниву нашей души. Вопрос в том, кто завоюет всю ниву. Нельзя сказать, что Ева представляет нашу просто инстинктивную, а Мария - нашу просто разумную природу: развращенный инстинкт и развращенный разум представляет Ева, а божественный инстинкт и божественный разум представляет Мария. На стороне Евы - дух нечистый, на стороне Марии - Дух Святый.
И ты, человек, каждый день стоишь перед выбором, выбором великим, как вселенная, и бесконечным, как история: кому прибежишь ты на помощь - к жене, влекущей в погибель, или к Той, Которая возводит к небесам? К жене, обрученной с диаволом, или к Той, что обручена с Духом Святым? К жене, которая родила убийцу, или к Той, что рождает Спасителя?
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.