Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года. Часть 3

8 февраля 2013 г.

Церковь, государство и общество

В Российской Федерации активно осуществляются диалог и сотрудничество Русской Православной Церкви со всеми ветвями и уровнями государственной власти, в ходе которых была выработана уникальная для нашей истории модель церковно-государственных взаимоотношений. Благодаря этому перед Церковью открываются возможности свидетельствовать Божию правду миру, властям и народу. Сегодня Церковь свободно выражает свою нравственную позицию по проблемам внутренней и внешней политики, в сферах экономики, общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений. Церковно-государственные взаимоотношения выстраиваются на принципах взаимного доверия и уважения. По ряду дискуссионных вопросов диалог ведется с учетом мнения сторон, что постепенно приводит к взаимоприемлемым решениям.

Впрочем, взаимодействие Церкви с государством в конкретных областях, касающихся укрепления нравственного и физического здоровья народа, сохранения культурного наследия, защиты окружающей среды, с присущим Православию стремлением к поддержанию ради достижения этих высоких целей гармонии в церковно-государственных отношениях, зачастую сопровождается заявлениями о якобы чрезмерном сращивании Церкви с государством. Как Предстоятель Русской Православной Церкви категорически отвергаю подобные обвинения и уже в который раз подчеркиваю, что Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство не вмешивается в дела Церкви, но при этом обе стороны находятся в соработничестве, направленном на благо людей.

Церковь нельзя отделить от общества, от народа хотя бы потому, что большинство населения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и значительная часть населения других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, исповедует Православие. Церковь и народ во многом составляют одни и те же люди. Наша церковная и гражданская история теснейшим образом переплетены. Любой непредвзятый историк подтвердит, что влияние Православной Церкви во многом определяло ценностный вектор развития народной жизни. Это утверждение справедливо даже по отношению к периоду государственного атеизма, когда в сокрытых глубинах народного подсознания сохранялись нравственные аксиомы, посеянные Православием. Именно поэтому призывы к Церкви остановить свое влияние на общество никогда не заставят нас умолкнуть. Отделение религиозных объединений от государства, предусмотренное Конституцией России, на самом деле означает лишь невмешательство религиозных и государственных управленческих структур в дела друг друга, а вовсе не изгнание религии из сфер образования, культуры, воинского дела, из общественной дискуссии и жизни страны в целом. Упомянутый правовой принцип уж тем более не означает отчуждения или противостояния Церкви и государства.

Хотелось бы заострить внимание на ряде вопросов, связанных с взаимодействием Церкви и государства.

Одной из последовательно решаемых проблем в диалоге с государством стало принятие подзаконных актов и подготовка правовой базы, обеспечивающей передачу Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При участии Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Юридической службы Московской Патриархии эта база успешно сформирована. Вместе с тем, в настоящее время возникает ряд практических вопросов, касающихся применения действующего законодательства. Кто является указанным в законе «вышестоящим органом», чье согласие требуется при передаче имущества религиозного назначения? Что делать в связи с тем, что у местных органов самоуправления нет права на межведомственный запрос документов, необходимых для принятия ими решения о передаче имущества? Какие сложности возникают относительно принятия субъектами Российской Федерации необходимых нормативных актов? По всем этим вопросам юридическая служба Московской Патриархии подготовила справку, которая вложена в розданные вам материалы. Прошу вас ознакомиться с ее содержанием.

В 2011 году были также приняты подзаконные акты и правила предоставления поддержки за счет бюджетных средств социально ориентированным некоммерческим организациям. Указанные документы могут быть использованы православными общинами и образовательными учреждениями для получения субсидий из федерального и региональных бюджетов.

В апреле 2012 года был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ. Первоначальная версия законопроекта ухудшала положение религиозных организаций. Так, для них предусматривалась возможность банкротства, не прописывалась возможность бесплатно пользоваться земельными участками, ограничивалось право централизованных религиозных организаций создавать духовные образовательные учреждения. Представителями Церкви были проведены необходимые переговоры с Государственной Думой, в ходе которых были разработаны поправки в законопроект. В нынешней версии законопроекта все соответствующие положения скорректированы.

С 1 сентября 2012 года началось преподавание во всех регионах России Основ православной культуры в составе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Вопреки прогнозам скептиков, апробация не привела к росту конфликтных настроений и разделений среди детей по религиозному признаку, что во многом стало возможным благодаря активному межрелигиозному сотрудничеству, в частности, по вопросам подготовки педагогов и экспертизы учебных пособий по религиозным культурам. Как я уже упоминал, в декабре прошлого года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С принятием нового закона практика преподавания ОРКСЭ получила надлежащее правовое закрепление. В нормах российского законодательства появились положения, предусматривающие преподавание в рамках основных образовательных программ государственных и муниципальных школ учебных курсов и предметов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях Православия и иных мировых религий или альтернативных им учебных курсов и предметов светской этики. Принципиально важным является положение закона, согласно которому родителям учащихся предоставлено право выбора одного из таких учебных курсов и предметов. Закон содержит нормы, обеспечивающие проведение централизованными религиозными организациями конфессиональной экспертизы примерных образовательных программ по ОРКСЭ на предмет их соответствия вероучению традиционных религиозных организаций. Согласно новым правилам, централизованные религиозные организации будут привлекаться также к учебно-методическому обеспечению курсов и предметов ОРКСЭ.

Необходимо продолжать обсуждать развитие курса ОРКСЭ совместно с представителями государственных структур федерального и регионального уровня. Такие принципиальные вопросы, как подготовка и аттестация педагогов и учебных пособий, обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре, расширение преподавания предметной области ОРКСЭ по ступеням и годам общеобразовательной школы, должны решаться при участии представителей Церкви и православного педагогического сообщества.

Перед нами продолжает стоять вопрос об обеспечении равных прав для детей, обучающихся в православных негосударственных школах, с учащимися муниципальных и государственных школ. В принятом законе «Об образовании» нормы о государственном финансировании частных образовательных организаций сформулированы недостаточно четко. Вместе с тем в законе прямо установлено, что частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным субъектами Федерации для муниципальных образовательных организаций. Эти нормативы включают расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации. Таким образом, для школ, гимназий, лицеев будут установлены разные нормативы финансирования. Финансирование в части реализации федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания, обеспечения образовательными материалами – условие, без которого школа не может нормально работать. Однако, к сожалению, в настоящий момент многие православные школы лишены государственной поддержки, равной поддержке других образовательных учреждений.

Современные взаимоотношения Украинской Православной Церкви и властей Украины представляют собой налаженный конструктивный диалог. С 2007 года в Верховной Раде Украины действует Представительство Украинской Православной Церкви, имеющее статус синодального учреждения. Украинская Православная Церковь принимает участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам церковно-государственных отношений.

На сегодняшний день одной из проблем, решению которых Украинская Православная Церковь уделяет особое внимание, является невозможность получения Церковью как религиозным объединением статуса юридического лица. Согласно Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», статус юридического лица могут получить религиозные общины, управления и центры, монастыри, братства, миссионерские общества, духовные учебные заведения. В то же время религиозные объединения, включающие в себя вышеуказанные организации, получить статус юридического лица не могут. Вследствие этого Украинская Православная Церковь как религиозное объединение не может выступать субъектом правоотношений в хозяйственной, социально-культурной и иных сферах, принимать участие в имущественном обороте. Украинская Православная Церковь добивается от государства пересмотра указанных положений закона.

Принятый 16 октября 2012 года Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» предполагает внесение поправок в Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Данные поправки усложняют порядок получения религиозными организациями статуса юридического лица. Также в законе предполагается введение разрешительной системы для проведения публичных религиозных мероприятий (в том числе богослужений, крестных ходов и тому подобного). Кроме того, указанный закон предоставляет целому ряду инстанций: органам прокуратуры, Министерству культуры и другим ведомствам, а также органам местного самоуправления, - право контроля над соблюдением законодательства о свободе совести. Украинская Православная Церковь поддержала обращение Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций к Президенту Украины с критикой упомянутого закона. Сегодня в Украине продолжается общественная дискуссия относительно этого закона.

Другой проблемой церковно-государственных отношений в Украине является возвращение церковной собственности. Украинская Православная Церковь призывает государство принять законодательные акты о таком возвращении.

Духовные учебные заведения сталкиваются с проблемой государственного лицензирования и аккредитации. Украинской Православной Церковью подготовлены предложения по разрешению проблемы, которые требуют рассмотрения и поддержки со стороны государства. Стоит также упомянуть, что религиозные организации в Украине не могут учреждать учебных заведений государственного стандарта образования – как средних, так и высших.

В последние месяцы в среде православной общественности прошло обсуждение нескольких резонансных законодательных инициатив. Принятый 2 октября 2012 года Закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус», предполагает создание единой информационно-телекоммуникационной системы, которая будет содержать персональные и биометрические данные граждан Украины. В связи с этим в адрес Украинской Православной Церкви поступают многочисленные обращения верующих с просьбой не допустить введения в действие этого закона. Обеспокоенность граждан связана с возможностью неконтролируемого вмешательства в их личную жизнь. Несмотря на то, что статья 16 указанного закона предусматривает оформление документов, удостоверяющих личность, в альтернативной форме, в нем не прописан порядок отказа от занесения персональных данных на бесконтактные электронные носители. В связи с этим 10 октября 2012 года Блаженнейший митрополит Владимир обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой наложить на упомянутый закон вето. Просьба Блаженнейшего Владыки, поддержанная многими представителями общественности, была удовлетворена, и закон по поручению Президента был скорректирован, что привело к закреплению гарантий возможности отказа от электронных документов.

В Республике Беларусь между Церковью и государством сложились продуктивные разноплановые отношения. В сфере церковно-государственного сотрудничества сформирована обширная нормативная база - от положений, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и Законе «О свободе совести и религиозных организациях», до целого ряда соглашений и программ сотрудничества. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» констатирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа. Основным же документом, определяющим порядок церковно-государственного взаимодействия, является Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В стране также действуют 4 соглашения и 14 программ сотрудничества Церкви с различными министерствами и ведомствами, а также органами власти регионального уровня.

В целях контроля за исполнением документов о церковно-государственном сотрудничестве действует Координационный совет по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью. В ходе заседаний совета обсуждаются вопросы взаимодействия в различных областях, подводятся итоги выполненной работы, определяются приоритетные направления дальнейшей деятельности. Ежегодно проводятся встречи Синода Белорусской Православной Церкви с Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что, согласно Закону «О свободе совести и религиозных организациях», религиозным объединением признается ассоциация общин единого вероисповедания, которая может быть образована при наличии не менее десяти общин, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории страны не менее двадцати лет. Только религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, религиозно ориентированные средства массовой информации. Закон также определяет правовой статус имущества религиозных организаций, входящих в религиозные объединения. Собственником имущества может являться только один церковный субъект – республиканское религиозное объединение «Белорусская Православная Церковь». Имущество, передаваемое входящим в него религиозным организациям, закрепляется за ними лишь на праве оперативного управления.

В сфере церковно-государственных отношений в Республике Молдова следует обратить внимание на Закон «Об обеспечении равенства», принятый 25 мая 2012 года Парламентом страны. Данный закон защищает семью, основанную «на браке по взаимному согласию между мужчиной и женщиной». Это положение внесено по итогам обсуждения законопроекта и учитывает мнение православных христиан. Однако Православная Церковь усматривает в некоторых положениях закона опасность для нравственной и духовной целостности общества. Данный акт может быть применен для ограничения критики гомосексуализма, запрета именовать гомосексуальное поведение грехом. Закон весьма широко трактует понятие дискриминации, не принимая во внимание традиционные религиозные представления.

В прошлом году в Молдове также стало известно о том, что группа молодых людей обратилась в Министерство юстиции с просьбой о регистрации сатанинского культа. Обращение такого рода стало возможным в связи с принятием нового закона о культах. Кишиневская митрополия на протяжении всего времени разработки указанного закона неоднократно обращалась к Правительству Республики с предложениями о его модификации, однако ни одно из требований верующих не было принято во внимание и, как следствие, появился упомянутый опасный прецедент. В адрес Министерства юстиции было направлено обращение митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о недопустимости регистрации деструктивного культа.

В Республике Казахстан создана уникальная модель межэтнического и межрелигиозного взаимодействия, получившая признание в мировом сообществе как особый «казахстанский путь». Страна присоединилась к международным договорам по правам человека, в том числе в сфере религиозных убеждений. Эти правовые нормы задают направления политики государства даже в нынешних условиях возникновения террористической угрозы. Именно в этих условиях, на фоне распространения псевдорелигиозного радикализма, в октябре 2011 года в Казахстане был принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Преамбула закона определяет Православие и ислам ханафитского направления как традиционные религии, отмечая их «историческую роль в развитии культуры и духовной жизни народа». В то же время закон предполагает контроль за миссионерской деятельностью, а также ограничение присутствия религии как таковой в государственных учреждениях и организациях, в учебных заведениях, в пенитенциарной системе, в организациях социальной направленности и больницах. Тем не менее закон гарантирует возможность общения заключенных или пациентов государственных клиник и домов престарелых со священнослужителями, представляющими зарегистрированные государством религиозные организации. В общественных кругах и органах государственной власти Казахстана сложилось убеждение, что именно традиционные и культурообразующие религиозные направления могут противостоять негативным тенденциям в социальной жизни, утверждая духовные ценности и воспитывая в своих последователях неприятие экстремизма. В 2011-2012 годах развивалось активное сотрудничество государства, научного сообщества, общественных организаций и Митрополичьего округа в Казахстане, направленное на противодействие псевдорелигиозному экстремизму и терроризму.

Церковно-государственные отношения в Латвийской Республике складывались подчас в непростой обстановке, однако многолетний труд привел к установлению взаимопонимания и конструктивного диалога. В результате государство стало оказывать заметную поддержку Латвийской Православной Церкви. Светская власть, не вмешиваясь во внутрицерковную жизнь, поддерживает межрелигиозный и межконфессиональный диалог. В процессе разработки и принятия законов и нормативных актов, касающихся религиозных организаций, Парламент и Правительство тесно сотрудничают с религиозными организациями. В Латвии с целью возвращения недвижимости религиозным организациям был принят закон, предоставляющий дополнительные льготы при реституции. На основании этого закона в собственность Церкви возвращены не только храмы, но также земли и различные объекты недвижимости. Действующий Закон о религиозных организациях предусматривает, что название религиозной общины не должно вводить в заблуждение насчет ее принадлежности к зарегистрированной в Латвии Церкви или религиозной организации, если новая организация не признает свою принадлежность к ранее зарегистрированной. Следует отметить факт принятия Парламентом Латвии Закона о Латвийской Православной Церкви, и это ¬– исключительное явление на постсоветском пространстве.

В Литовской Республике Православная Церковь входит в число признанных государством традиционных религиозных общин и пользуется всеми правами, определенными законом о религии. Ежегодно из бюджета страны выделяются средства для оказания поддержки каждой традиционной религиозной организации. Священнослужители не облагаются подоходным налогом, обеспечены базовой пенсией и страховкой (традиционный церковный доход налоговой инспекцией не контролируется; налогами облагается лишь коммерческая деятельность, в том числе сдача недвижимости в аренду). С момента восстановления государственной независимости традиционным религиозным организациям возвращена национализированная в 1940-1949 годах недвижимость. Важно отметить, что национализированные строения возвращаются натурально или эквивалентно, в противном случае выплачивается компенсация по рыночной цене зданий. Священнослужители, студенты духовных учебных заведений и послушники в монастырях в обязательном порядке страхуются государством в области здравоохранения и освобождаются от службы в армии. В процессе подготовки принятия законопроектов, касающихся социальной и гуманитарной сторон жизни общества, государство запрашивает мнение традиционных религий страны.

В Эстонской Республике, к сожалению, до сих пор не преодолены определенные предубеждения относительно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Некоторые даже считают ее институтом, якобы представляющим угрозу государственности Эстонии. Однако после юридической регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в 2002 году ее отношения с государственными органами в целом нормализовались. В настоящее время власти воздерживаются от действий, подобных тем, которые привели к расколу в 90-годах прошлого столетия и лишению Эстонской Православной Церкви права собственности на бóльшую часть церковного имущества. Есть и примеры делового сотрудничества в административно-правовых вопросах с Управлением по делам религии МВД Эстонии, которое помогало, например, в решении миграционных проблем священников, а также приняло к рассмотрению предложения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата об изменении закона о церквях и приходах, нацеленные на предоставление статуса юридического лица епархиям, на смягчение миграционных требований к священникам. Продолжается финансирование работ по восстановлению православных храмов, признанных архитектурными памятниками как из госбюджета за счет европейских структурных фондов, так и из бюджета местных самоуправлений. Однако сохраняется диспропорция в объемах финансирования по сравнению с Константинопольской юрисдикцией, которой выделяется значительно больше средств, хотя по численности паства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата превышает «константинопольскую» почти в 10 раз.

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата постоянно прилагает усилия по преодолению церковного разделения в Эстонии, основываясь на принципе справедливого решения имущественного вопроса в соответствии с Цюрихскими соглашениями 1996 года, одобренными обоими Патриархатами. Однако позиция руководства Константинопольской юрисдикции пока что не дает возможности серьезно продвинуться на этом пути.

В Азербайджанской Республике религиозные общины пользуются равными правами. При этом, в условиях реальной опасности псевдорелигиозного экстремизма, правовая система страны ограничивает внешнее влияние на религиозные организации, препятствует пропаганде потенциально опасных радикальных идей. Бакинская епархия Русской Православной Церкви поддерживает традиционно дружеские отношения с Управлением мусульман Кавказа, общинами горских и европейских евреев, а также католической общиной. Между Церковью и государственной властью сложилось конструктивное сотрудничество. Свидетельством этому – распоряжение Президента Ильхама Алиева о передаче Церкви территории, прилегающей к кафедральному собору святых жен-мироносиц в Баку, и строительство на ней здания епархиального религиозно-культурного центра.

В настоящее время церковно-государственные отношения в Республике Узбекистан успешно развиваются и имеют положительную динамику. Православная Церковь в стране занимает прочные позиции. Государственное руководство внимательно и доброжелательно относится к нуждам православных верующих, о чем, в частности, свидетельствует строительство духовно-административного центра в Ташкенте и возведение храмов в разных городах страны. Отрадно видеть, что Правительство Узбекистана в своей политике отдает приоритет традиционным религиям.

В Узбекистане не допускается никаких религиозных ограничений в отношении Православия, кроме запрещения Законом «О свободе совести и религиозных организациях» открытия общеобразовательных религиозных школ и миссионерской деятельности. Хочется надеяться, что диалог с органами власти позволит открыть в данных сферах для Православной Церкви новые возможности. Одним из путей улучшения ситуации в этих вопросах могло бы быть различение между традиционными религиозными общинами и деструктивными, навязываемыми извне организациями, опасность которых для Узбекистана, как и для любой другой страны, вполне очевидна. Упомянутый закон прежде всего направлен на пресечение деятельности радикальных течений и сект. Стоит упомянуть, что в большинстве учебных заведений страны недавно читались противосектантские лекции.

В Республике Таджикистан, на фоне благоприятных условий для обеспечения свободы совести и вероисповедания, сохраняется необходимость преодолеть последствия гражданской войны и исключить деструктивные внешние влияния на религиозную жизнь, что отражается в законодательстве и правоприменительной практике.

При этом органы государственной власти Таджикистана оказывают содействие в организации охраны представителей Церкви и православных верующих во время церковных торжеств, предоставляют земельные участки для строительства новых храмов (в Курган-Тюбе, а в ближайшей перспективе – в Душанбе), содействуют Душанбинской епархии в благотворительной деятельности и в реализации общественно значимых культурно–просветительных программ и мероприятий, способствуют установлению международного сотрудничества с зарубежными религиозными организациями. Русская Православная Церковь, в числе других зарегистрированных религиозных организаций, на основании статьи 22 Закона Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», имеет право приобретать и использовать, производить, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и иные предметы и материалы религиозного назначения.

Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» не позволяет зарегистрировать Бишкекскую епархию как религиозное объединение. Главной проблемой, препятствующей регистрации, является тот факт, что Патриарх Московский и всея Руси, а также Священный Синод – управляющий орган Русской Православной Церкви, в состав которой входит епархия, – находятся за пределами Кыргызстана. В связи с этим епархия может быть зарегистрирована только как общественная организация или миссия. В утвержденной 6 мая 2006 года Концепции государственной политики в религиозной сфере отмечено, что традиционными и исторически устоявшимися религиями Кыргызстана являются ислам (суннитского направления) и Православие. Несмотря на официальную поддержку и готовность оказывать содействие Православной Церкви со стороны высшего руководства страны, в сфере церковно-государственного взаимодействия остаются проблемы.

Принятый в 2003 году в Республике Туркменистан Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» создает правовую базу для деятельности православных религиозных общин. Согласно данному закону, религиозные организации, исповедующие Православие и имеющие духовные центры за рубежом, осуществляют свою деятельность в соответствии с порядком, установленным этими центрами, в случае, если такая деятельность не нарушает законодательство Туркменистана. Несмотря на то, что за последнее время было немало сделано для возрождения Православия в Туркменистане, остается нерешенным вопрос о передаче православным общинам ряда храмов, использующихся с советских времен как склады, музеи и тому подобное. Также не всегда удается достичь понимания в вопросах выделения участков для строительства новых храмов. Иногда возникают сложности с получением виз для священнослужителей, не имеющих туркменского гражданства.

Русская Православная Церковь во многих странах активно взаимодействует с различными гражданскими ассоциациями — политическими партиями, научными, общественными, профсоюзными, предпринимательскими, культурными, молодежными и иными подобными организациями. Нельзя не отметить, что многие из них стали прислушиваться к голосу Церкви, лучше понимать ее задачи и природу, воздерживаться от попыток использовать Церковь в сугубо мирских, а тем более низменно-эгоистических целях, что подчас имело место в недавнем прошлом. Для людей становятся все более важными вопросы нравственности, справедливости, присутствия в обществе высших ценностей, места религии в его жизни.

Отрадно, что у многих наших мирян в период нападок на Церковь и кощунственных акций возникло естественное желание защитить свою веру, свои святыни и доброе имя Церкви. Во многих местах нашей страны проводились молитвенные стояния, публичные акции, автопробеги и даже групповой авиаперелет самолетов малой авиации в поддержку Русской Православной Церкви. Представителями Церкви и православных организаций постоянно ведется разъяснительная и просветительская работа. Рад активизации всей этой деятельности. Одновременно считаю важным еще раз напомнить, что защита веры и святынь в православном понимании исключает проявления ненависти.

Взаимодействие с силовыми структурами и с казачеством

Архиерейский Собор 2011 года приветствовал решение государственной власти Российской Федерации о возрождении института военного духовенства и в связи с этим дал ряд поручений епархиям и синодальным учреждениям. Следует признать, что в реализации упомянутого решения возникают определенные трудности, которые обусловлены как медлительностью некоторых епархий в направлении нужного числа подготовленных пастырей, так и препятствиями со стороны прошлого руководства Министерства обороны. На 240 вакансий штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими нами было представлено 137 кандидатов, из которых министерством назначено лишь 27 православных священнослужителей. Также были назначены два представителя Ислама. С назначением нового Министра обороны России 6 ноября прошлого года появилась надежда на положительные изменения. В таких условиях мы призваны прилагать максимум усилий для разрешения ситуации. Вопрос о выделении кандидатов епархиями будет взят под строгий контроль и рассматриваться как один из критериев эффективности работы епархиальных архиереев, причем речь идет не только о количестве, но и об уровне подготовки предлагаемых кандидатур.

Прошлый Собор выразил надежду, что штатное военное духовенство будет вводиться и в тех странах канонической ответственности Московского Патриархата, где этого института еще нет. К сожалению, особого продвижения в данном направлении пока не наблюдается. К примеру, законодательство Украины не предусматривает возможность введения в Вооруженных Силах страны института капелланства. Православное духовенство осуществляет пастырское служение в среде военнослужащих только благодаря личным отношениям с руководителями структур Вооруженных Сил Украины.

Пока ситуация с введением в армии штатного духовенства не получила своего окончательного разрешения, окормление военнослужащих на внештатной основе продолжают осуществлять в России 814 священников, на Украине — 268 священников, в Белоруссии — 77 и в Молдове — 16. В ряде стран, к примеру, в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане, законодательство не предусматривает возможности осуществления пастырской деятельности в силовых структурах.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос о взаимоотношениях Церкви и казачества, которое проживает не только в традиционных для него странах — России, Украине и Беларуси, — но и в более чем полусотне других стран. Единство казачества, по внешним признакам весьма разнородного, основано на Православии. Это наглядно показал состоявшийся осенью 2012 года IV Всемирный конгресс казаков. Кроме того, события прошлого года показали, что казаки одними из первых встают на защиту Церкви. Вместе с тем нередко можно наблюдать слабое участие казаков в церковной жизни, в Таинствах. В связи с этим необходимо усиление катехизической работы среди казачества. Архипастырей призываю брать под свое окормление всех принимающих присягу на Кресте и Евангелии казаков без деления их на различные организации. Кроме того, следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий.

Межправославные отношения

Период, прошедший с Архиерейского Собора 2011 года, был отмечен интенсивным взаимодействием Русской Православной Церкви с братскими Поместными Православными Церквами, в том числе и встречами на высшем уровне, которые осуществлялись Патриархом при постоянном участии и содействии Синодального Отдела внешних церковных связей. За это время я посетил пять Поместных Церквей: Антиохийскую, Болгарскую, Кипрскую, Польскую и Иерусалимскую. Нашими гостями были многие Предстоятели Церквей, причем некоторые из них неоднократно посещали пределы Московского Патриархата. К примеру, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, недавно посещавший нас для вручения ему премии Международного фонда единства православных народов, до этого летом 2011 года посещал вместе со мной Киев, а в ноябре того же года побывал в Москве, где принял участие в праздновании моего 65-летия.

Помимо Предстоятеля Грузинской Церкви, в мероприятиях, прошедших осенью 2011 года, приняли участие Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также официальные делегации Румынской и Болгарской Церквей. Важнейшим событием тех дней стало совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей в Патриаршей резиденции в Кремле 21 ноября 2011 года, в котором, помимо перечисленных выше делегаций, также принял участие представитель Антиохийской Православной Церкви. Большинство из участников этой встречи представляло Церкви, имеющие сходный исторический опыт в XX веке: они пережили непростое время господства антирелигиозной идеологии в своих странах, после чего прошли период возрождения церковной жизни. Мы обменялись мыслями о роли Православия в современном мире, о миссии Церкви, о перспективах созыва Всеправославного Собора. Было принято совместное коммюнике, в котором мы зафиксировали позиции, по которым наши точки зрения совпадают. В частности, все участники встречи единодушно выступили за то, чтобы в процессе подготовки Всеправославного Собора решения принимались в соответствии с принципом единогласия всех Поместных Церквей, а не простым большинством голосов.

Одной из тем, обсуждавшихся на встрече Предстоятелей, стало выражение нашей общей обеспокоенности в связи с резко ухудшившимся положением христиан на Ближнем Востоке и Северной Африке. Речь идет о сохранении христианства в тех землях, в которых оно существует на протяжении двух тысячелетий. Мы всеми доступными способами старались привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме: было принято соответствующее заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, проведены круглые столы, конференции. В ряду этих мер важным событием стал мой официальный визит в пределы Антиохийского Патриархата, позволивший выразить нашу поддержку этой древней Церкви, ее блаженнопочившему в минувшем декабре Предстоятелю Патриарху Игнатию и всем христианам Сирии и Ливана.

Тема гонений на христиан обсуждалась и во время визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора, прибывшего в январе 2012 года для вручения ему премии Международного фонда единства православных народов. В июле 2012 года Его Блаженство находился в России на лечении, и мы вновь встречались с ним.

В мае 2012 года состоялся мирный визит в пределы Русской Православной Церкви Предстоятеля Элладской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима. Мы сослужили в Успенском соборе Московского Кремля в праздник Вознесения Господня и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и приняли участие в мероприятиях по случаю празднования Дней славянской письменности и культуры.

Греция сегодня переживает нелегкий период, и в этих испытаниях Элладская Православная Церковь поддерживает свой народ, многократно активизировав свою благотворительную деятельность. В эти трудные для Элладской Церкви дни мы не могли остаться в стороне, чувствуя потребность выразить ей солидарность и поддержку. По моему благословению в епархиях Русской Православной Церкви был организован сбор пожертвований на благотворительные нужды Элладской Церкви. Собранные средства были переданы Церкви-сестре и направлены на помощь наименее защищенным слоям греческого общества.

В апреле 2012 года прошел мой визит в пределы Болгарской Православной Церкви.

С приснопамятным Святейшим Патриархом Болгарским Максимом и с иерархами Болгарской Православной Церкви мы вместе молились, обсуждали ряд важных вопросов межправославного сотрудничества и двусторонних отношений, в том числе взаимодействие наших Церквей в сфере духовного и религиозного образования, православного паломничества.

Я встретился также с Президентом, Премьер-министром и Председателем Народного собрания Болгарии. В беседах с государственными деятелями я рассказал, в частности, о российском опыте внедрения «Основ религиозных культур и светской этики» в обязательную программу средней общеобразовательной школы.

Официальные делегации Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах по случаю 40-летия Патриаршей интронизации Патриарха Максима в 2011 году, его 98-летия в октябре 2012 года, в торжествах прославления новомучеников Батакских в мае 2011 года, в праздновании 60-летия Подворья Русской Православной Церкви в Софии в декабре 2012 года и в отпевании блаженнопочившего Патриарха Максима 9 ноября 2012 года.

Мой официальный визит в пределы Кипрской Православной Церкви прошел в июне 2012 года. Состоялись беседа и сослужение с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом и кипрскими архиереями, встречи с Президентом Республики Кипр, политическими и общественными деятелями. Болью кипрского народа остается продолжающаяся оккупация северной части острова, осквернение находящихся там христианских святынь. Поэтому нашим долгом было выразить поддержку представителям церковных и государственных властей Кипра, а также принять меры по привлечению внимания российской и международной общественности к этой проблеме. Характерной особенностью Кипрской Православной Церкви является то, что значительную часть ее верных чад составляют выходцы из стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. В этом смысле соотечественники являются важным связующим звеном между нашими Поместными Церквами. Широкий резонанс имели мои встречи с ними, а также закладка основания русского храма святителя Николая в Лимассоле.

В августе 2012 года состоялся первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси в Польскую Православную Церковь. Это событие привлекло широкое общественное внимание как в Польше, так и в России и других странах канонической территории Русской Православной Церкви.

Во время визита я общался с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой, с архиереями Польской Православной Церкви. Это общение дало мне почувствовать дыхание церковной жизни в Польше и роль Польской Православной Церкви в конфессиональном ландшафте страны. В праздник Преображения Господня мы с Предстоятелем Польской Церкви совершили Божественную литургию на Святой горе Грабарке при огромном стечении верующих со всех уголков Польши. Состоялись мои встречи с Президентом страны и Маршалом сената Польской Республики.

Важным событием, состоявшимся во время визита, также стало подписание Совместного обращения к народам России и Польши, о чем я скажу отдельно.

В ноябре 2012 года я посетил пределы Иерусалимской Церкви, где имел братское общение с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, иерархами и мирянами Иерусалимского Патриархата, а также встречи с Президентом Израиля Шимоном Пересом и Главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, Королем Иордании Абдаллой II, мэрами Иерусалима и Назарета, верховными раввинами Израиля.

В программе этого паломнического визита были Божественные литургии на Гробе Господнем и в Горненском монастыре, посещение монастырей на Елеоне и в Гефсимании, Вифлеема, Назарета, Тиверии и других мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, великое освящение воды в реке Иордан на месте Крещения Спасителя.

Ни для кого не секрет, сколь трагично нынешнее положение сербского населения Косова. Русская Православная Церковь традиционно оказывает поддержку братской Сербской Православной Церкви в ее нелегкой миссии в этом крае. Не стал исключением и период 2011-2012 годов. Мы старались, по возможности, привлечь внимание международной общественности к бедственному положению православных верующих Косова и Метохии.

В январе 2012 года по моему благословению в монастырях Русской Православной Церкви был начат сбор пожертвований на нужды православных братьев в Косове. Собранные средства будут направлены на поддержку сербских храмов и монастырей в Косовском крае, а также на организацию так называемых «народных кухонь», которые снабжают горячим питанием бедствующее православное население Косова и Метохии. Часть средств уже передана Православной Духовной семинарии в Призрене, которая восстанавливается после нескольких лет запустения. Призываю епархии и монастыри активнее включиться в дело помощи нашим единоверцам, находящимся в тяжелейшем положении.

На протяжении 2011-2012 годов пределы Московского Патриархата неоднократно посещал Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор.

В декабре 2011 года исполнилось 60 лет дарования Московским Патриархатом автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и интронизации ее первого Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Елевферия. Эта важная историческая дата была отмечена состоявшимися в Праге церковными торжествами. К сожалению, некоторыми церковными деятелями это было истолковано превратно. Однако едва ли кто может отрицать значение произошедшего 60 лет назад и ту особую роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в становлении и развитии Православия в Чехии и Словакии.

Межхристианские отношения

Отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан.

В 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса.

Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши. Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию.

В 2012 году последовали кончины Предстоятелей двух Дохалкидонских Церквей: в марте скончался Патриарх Коптский Шенуда III, а в августе – Эфиопский Патриарх Абуна Павел. Патриархом Коптской Церкви был избран епископ Феодор. На его интронизации, которая состоялась 18 ноября в соборе апостола Марка в Каире, присутствовала делегация Русской Церкви.

Мы надеемся, что отношения с Древними Восточными Церквами будут развиваться в традиционно добром и взаимоуважительном ключе.

Русская Православная Церковь, следуя увещанию Апостола «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1, 3), продолжает нести в инославной среде свидетельство об истине, хранимой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.

Это тем более важно сегодня, поскольку во многих странах мира, которые некогда по праву назывались христианскими, проявляется непонимание, а иногда и вражда по отношению к христианам. В этих условиях, кажется, можно было бы рассчитывать на христианскую солидарность в защите достоинства верующего человека, в осуждении открытой вражды к верующим и фактов вандализма в отношении христианских святынь. К сожалению, далеко не все протестантские церкви и объединения осознают всю опасность подобных проявлений человеческого безумия, рассматривая их в контексте свободы выражения мнений и часто следуя греховным обычаям, которые предлагает секулярный мир. Кроме того, протестантские сообщества продолжают идти по пути либерализации, при этом пересматривая свои вероучительные принципы, прежде всего в области экклезиологии и учения о нравственности. Благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, практически стало нормой для многих западных протестантских сообществ.

Русская Православная Церковь в диалоге с инославием твердо свидетельствует о традиционных христианских ценностях, призывая всех, кто именует себя христианами, к верности нормам Священного Писания и Апостольского Предания.

Следуя решениям Всеправославных совещаний 1961, 1964 и 1968 годов и Всеправославного предсоборного совещания 1976 года, Русская Православная Церковь продолжает участие в богословских диалогах со Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным англиканским сообществом. Принципы участия Православных Церквей в подобных диалогах были выработаны III Всеправославным предсоборным совещанием, подготовившим в 1986 году документ «Отношение Православных Церквей к прочему христианскому миру». В настоящее время очевидно, что данный документ во многом устарел, прежде всего в силу так называемого «богословского развития» протестантских общин, реформирующих саму норму веры. В этих условиях поиски вероучительных консенсусов, которыми занимались участники диалога на протяжении десятилетий, во многом теряют смысл. Представляется своевременным с учетом современных реалий переработать упомянутый документ в сотрудничестве с другими Православными Церквами. Такая работа должна вестись в рамках подготовки Всеправославного Собора.

Наша Церковь продолжает участвовать в двусторонних диалогах, которые в последние годы во многом посвящены вопросам христианской нравственности, образования, мирного сосуществования религий и культур. В этих диалогах наша Церковь стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей.

Отношения с дальним зарубежьем

Русская Православная Церковь продолжает развивать связи с соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье. Их организациям, в первую очередь, тем, которые вовлечены в жизнь зарубежных приходов, оказывается консультативная и информационная помощь. Совместная работа по поддержке соотечественников ведется с Министерством иностранных дел России. Плодотворное сотрудничество в этой области сложилось и с фондом «Русский мир», а также с рядом других государственных органов и общественных организаций.

Русская Православная Церковь активно представляет свою позицию по актуальным вопросам современности в ООН, Совете Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях. Мы продолжаем свидетельствовать о том, что нравственные ценности, разделяемые традиционными мировыми религиями, являются ключом к созиданию и поддержке межцивилизационного согласия и взаимного уважения между людьми различных убеждений.

Важным пунктом мировой повестки дня продолжают оставаться проблемы прав человека. Московский Патриархат в диалоге на данную тему опирается на принятые Архиерейским Собором Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека — всеобъемлющий церковный документ, который продолжает вызывать интерес у наших международных партнеров.

Мы придаем важное значение укреплению связей с органами государственной власти и с гражданским обществом зарубежных стран. Наша основная задача – донести до зарубежных государственных и общественных деятелей позицию Церкви по злободневным проблемам современности, проинформировать их о пастырском и социальном служении Русской Православной Церкви, осуществляемом в 60 государствах мира, об опыте межрелигиозного диалога в странах канонической территории Московского Патриархата. Многие иностранные политики видят в Русской Православной Церкви важного партнера в современной общественной дискуссии, прислушиваются к ее мнению.

Немалое значение имеет развитие контактов с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Москве. С удовлетворением отмечаю растущий интерес зарубежных дипломатов к расширению взаимодействия с Московским Патриархатом.

Есть страны, в которых ведение последовательного диалога с государственными органами имеет особо важное значение для улучшения положения православных верующих. В качестве примера назвал бы Китай, где, как вы знаете, в силу тяжелых исторических обстоятельств сегодня практически не осталось местного православного духовенства. За межсоборный период здесь можно отметить определенные положительные сдвиги. Впервые после длительного перерыва совершены архиерейские литургии в Харбине и Шанхае. Подписанный меморандум по вопросам подготовки Русской Православной Церковью китайских православных студентов уже воплощается в жизнь: в духовных школах Русской Православной Церкви приступили к обучению студенты из Китая.

Межрелигиозные отношения

Наши контакты с представителями иных религий – это один из путей свидетельства миру о Христе. Цель межрелигиозного диалога – поиск ответа на вызовы современности, обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей разных религий, национальностей и культур. Во время встреч лидеров традиционных религий вырабатываются программы совместного противостояния экстремизму и терроризму, обсуждаются меры повышения роли религиозного мировоззрения в жизни общества.

Главным правилом, которому следуют участники межрелигиозного диалога в приемлемых для нас формах, является невмешательство в вероучительную сферу друг друга. Однако нравственные позиции традиционных мировых религий во многом схожи, что позволяет их представителям сообща противостоять безнравственности, агрессивному безбожию, межнациональной, политической и социальной вражде. Участники межрелигиозного диалога неоднократно совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возвращение нравственных ценностей в жизнь общества, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью.

Многим актуальным темам были посвящены заседания Межрелигиозного совета России. Их результаты вновь доказали близость позиций верующих людей по общественно значимым вопросам. Поддержку традиционных религиозных общин России встретила позиция нашей Церкви по вопросам строительства культовых зданий, защиты института семьи, обеспечения нравственной безопасности граждан. Кощунственная выходка в Храме Христа Спасителя и последовавшая за ней череда оскорблений чувств верующих и насилия по отношению к священнослужителям затронула всех членов Межрелигиозного совета. Ответом на агрессию стала взаимная поддержка верующих, укрепление добрых отношений между ними, совместное противостояние попыткам дестабилизировать межрелигиозный и межнациональный мир в стране.

В ноябре 2011 года в Ереване с успехом прошло заседание Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. По его итогам было принято коммюнике, посвященное проблемам нравственного развития современного общества, а также положению верующих в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Обсуждение роли религии в современном мире и значения традиционных ценностей для построения справедливого миропорядка продолжилось в мае 2012 года во Дворце мира и согласия в Астане. Четвертый съезд лидеров мировых и традиционных религий был посвящен теме «Мир и согласие как выбор человечества».

Заключение

Дорогие владыки, в своем выступлении я упомянул бóльшую часть решений, принятых в межсоборный период Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом во исполнение определений Архиерейского Собора 2011 года.

Из не упомянутых тем хотел бы сказать о развитии церковной судебной системы. На сегодняшний день почти во всех епархиях либо сформированы церковные суды, либо, в соответствии с Положением о церковном суде, мной дана отсрочка на их формирование. В этом году надлежит переизбрать состав Общецерковного суда.

Как вы помните, на прошлом Соборе был принят документ, уточняющий регламентацию относительно богослужебно-иерархических наград. Собор поручил Священному Синоду «разработать и принять Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви c последующим утверждением его на очередном Архиерейском Соборе». За межсоборный период рабочая группа при участии специалистов в наградной области разработала новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. Считаю правильным вынести этот документ на рассмотрение нынешнего Собора.

Прошлый Собор выступил с заявлением о жизни и проблемах коренных малочисленных народов, в котором был обозначен ряд задач. 27 ноября прошлого года под моим председательством состоялось совещание с участием Преосвященных дальневосточных епархий и представителей государственной власти. Не буду утомлять Вас подробностями, отмечу только, что многие поставленные задачи успешно решаются.

Все мы осознаем, что решения, принимаемые Соборами, не всегда приводили к практическим последствиям. Именно в связи с этим на прошлом Архиерейском Соборе определение «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» было сформулировано в максимально практическом ключе. Интенсивная деятельность по претворению в жизнь этого и других определений Собора, которую вели епархии и центральные органы церковной власти в межсоборный период, свидетельствует о том, что усилия Собора были не напрасны. Более того, результаты этой деятельности следует признать в целом удовлетворительными. И все же при подведении итогов мы столкнулись и с недоработками. Это связано, в частности, с неполным осознанием отдельными членами Освященного Собора необходимости проводить регулярную работу по исполнению его решений, в принятии которых участвовал каждый архипастырь – член Собора. В дни работы нынешнего Собора я призываю вас с особым вниманием отнестись к обсуждению каждого документа. Если что-то нам кажется неосуществимым, следует исключить это из проекта до голосования. Когда мы решение примем, надо будет его исполнять.

Да поможет нам Господь и Спаситель наш в предстоящих трудах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии принял участие в Литургии Преждеосвященных Даров

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняли участие в Литургии Преждеосвященных Даров

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги

15 марта 2024 г.
Выборы Президента Российской Федерации

14 марта 2024 г.
Масленичные гуляния

14 марта 2024 г.
День православной книги в Тюменской православной гимназии

14 марта 2024 г.
ПОМОЛИЛИСЬ О ПОГИБШИХ ВОИНАХ

12 марта 2024 г.
О посте и покаянии

12 марта 2024 г.
В Москве проходит форум «Россия – Дом народов»

11 марта 2024 г.
Освящение командно-диспетчерского пункта в Тюмени

11 марта 2024 г.
Об участии учреждений Тобольско-Тюменской епархии во II (международном) этапе конкурса «Лето Господне»

6 марта 2024 г.
Первый визит президента РФ В.В. Путина в г. Тобольск

4 марта 2024 г.
Глава митрополии принял участие в заседании координационного совета

5 марта 2024 г.
Самая главная встреча в жизни

5 марта 2024 г.
Новомученики - новая глава на сайте Тобольской митрополии

2 марта 2024 г.
Тюменская инициатива о реставрации Крестовоздвиженской церкви в Тобольске получила поддержку Министерства культуры Российской Федерации

2 марта 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил строящийся храм в Тюмени

1 марта 2024 г.
Встреча с федеральным экспертом по проектной деятельности

28 февраля 2024 г.
Заседание рабочей группы по популяризации традиционных семейных ценностей

27 февраля 2024 г.
Покаяние – второе Крещение

27 февраля 2024 г.
Победители конкурса «Спасем жизнь вместе»

25 февраля 2024 г.
Митрополит Димитрий совершил чин Великого освящения храма Всех святых, в земле Сибирской просиявших

24 февраля 2024 г.
Об участии образовательных учреждений Тобольско-Тюменской епархии в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2024 г.
Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Встреча Митрополита Димитрия с учащимися Ялуторовской школы

16 февраля 2024 г.
Престольный праздник Сретенского собора г. Ялуторовска

16 февраля 2024 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня в Благовещенском соборе

16 февраля 2024 г.
О проведении семинара для педагогов воскресных школ «Как вера Русь хранит»

16 февраля 2024 г.
День Симеона Богоприимца в Тюмени

12 февраля 2024 г.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ай и ад


Может ли творить добро то, что не существует? - Посмотри, сколько добра принес человечеству ад: скольких злодеев обратил он к покаянию; скольких грешников превратил в святых; скольким преступлениям не дал совершиться!
Может ли творить добро то, что не существует? - Посмотри, сколько добра принес человечеству рай: сколько добрых дел он вдохновил; сколько скорбей претворил в радость; сколько слез осушил; в скольких душах пробудил божественную жажду!
Может ли сотворить добро то, что не существует?
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.