Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

О Таинстве Соборования. Иерей Александр Попов

18 февраля 2015 г.

Освящение святого елея заповедано нам Господом нашим Иисусом Христом. Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Он в течение всего общественного Своего служения непрерывно «исцелял всяк недуг и всякую язву в людях» (Мф. IV, 23).

По избрании же 12 апостолов Спаситель, посылая их проповедовать Царствие Божие, дал им власть, то есть благодать и право, целити всяк недуг и всяку болезнь и повелел им применять эту власть, и подавать исцеления болящим, сказав: «болящия исцеляйте» (Мф. X, 1,8). Вот тот непосредственно-божественный источник, из которого произошло, обособилось и постепенно образовалось таинство святого елея и его чинопоследование.

Чин этот состоял из следующих элементов: 1) Совершителями его были св. апостолы, и не один, а два, избранные и уполномоченные Господом для проповеди и исцелений. Прежде исцелений они предлагали народу учение о наступлении Царствия Божия и о покаянии. 2) Лицами, приемлющими елеопомазание, были не все слушатели проповеди, а только – больные из них. Без сомнения, эти больные веровали в учение св. апостолов и приносили покаяние во грехах своих, как делали, например, и крестившиеся от Иоанна Предтечи. 3) Веществом для совершения исцелений служил елей (оливковое масло). 4) Образ совершения состоял в помазании апостолами больных елеем. 5) Следствием елеопомазания были благодатные исцеления больных от всяких болезней.

Конечно, у апостолов это был чудотворный дар, но они передали благодать исцелений и саму форму совершения таинства (обрядность) пресвитерам Святой Церкви.

Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем.

На языке богословском или вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Эти два названия означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом.

В обыденном наименовании таинство елея называется соборованием – откуда и вошли в обиход слова «соборовать», «собороваться». Это потому, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами или более и при собрании многих верующих.

Таким образом, освященный елей преподается кающимся и исцеляет недужных, и врачует не только тело, но и души. И об этом свидетельствует Иаков брат Божий, говоря: «Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеров Церкви и да молитву сотворят над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего. И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. V: 14-15).

Где можно совершать соборование? В настоящее время существует одно для всех случаев «Последование святого елея», в оглавлении которого означено: «Последование святого елея, певаемое... в церкви или в дому». Церковь поставлена прежде дома, и в ектении на освящение елея имеется прошение «о святем храме сем». Из этого следует, что Святая Церковь поставляет храм Божий главным местом, первым и преимущественным для совершения над больными Елеосвящения. В храме мы имеем ближайшими ходатаями за себя Матерь Божию и святых, которым и молитвы положены в чине святого елея. Божий храм есть для нас настоящая врачебница всех наших недугов.

По уставу разрешается совершение святого помазания над недужными и в домах двумя или одним священником. Но всякое богослужение, совершенное в храме Божием, располагает и побуждает присутствующих и совершителей к поспешествуемым (усердным) молениям к Господу Богу и святым.

Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. евангелиста Марка (VI, 13) и св. апостола Иакова (V, 14), при установлении таинства Елеопомазания был елей, что в переводе с греческого означает «масло». Ныне известны масла минеральные, растительные и животные. По преданию и практике Святой Церкви известно, что то было масло не минеральное и не животное, но растительное, а из растительных – деревянное, оливковое, добываемое из маслин – плодов оливкового дерева.

Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства.

Елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует силе таинства. Он (елей) считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой – на одном уровне с хлебом, вином и водой. Сверх этого общего значения оливковое масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п. При соборовании в сосуд с елеем прибавляют для таинства красное церковное вино. Вино прибавляется к елею по двум причинам. Первая – в воспоминание о евангельском самарянине, который возлил на раны избитого разбойниками елей и вино. Вторая причина заключается в словах – «Кровью Своею». Эти слова имеются и во второй части второй молитвы на освящение елея, где читается следующее: «Сотвори, Господи (нас, пресвитеров), быти служителей Новаго Твоего Завета над елеем сим, егоже усвоил еси честною Кровью Христа Твоего», то есть вино прибавлялось к елею не только в подражание деянию самарянина, но потому, что таинство св. елея имеет благодатную силу из-за страданий Спасителя, Его Пречистой Крови, пролитой на Кресте. Эта идея символически изображается прибавкой к елею красного вина, пресуществляемого в Евхаристии в Кровь Христову.

В настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения. Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие для принятия благодати Святого Духа требуется перед совершением всех христианских таинств, например, крещения, миропомазания, священства, брака и равного им елеосвящения. Также Церковь говорит и верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю забытых, а не утаенных специально грехов.

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» г. Тюмени иерей Александр Попов


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 декабря 2025 г.
Встреча профессора Василия Алексеевича Быковского со студентами Тобольской духовной семинарии

5 декабря 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЕЛ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ КОНКУРСУ «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

5 декабря 2025 г.
Богослужения в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

1 декабря 2025 г.
АУДИО. Кем был апостол Павел

27 ноября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК

24 ноября 2025 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение памятника святителю Луке Крымскому в Тюмени

24 ноября 2025 г.
Архиерейское богослужение в Благовещенском соборе

21 ноября 2025 г.
В п. Московский был показан фильм «Мамино письмо»

21 ноября 2025 г.
20-я предрождественская Сибирская Православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России»

21 ноября 2025 г.
Престольный праздник в Архангельском храме г. Тюмени

20 ноября 2025 г.
В Тобольске совершен молебен по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла

19 ноября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

17 ноября 2025 г.
Воскресное богослужение. Неделя 23-я по Пятидесятнице

14 ноября 2025 г.
АУДИО. Братство православных следопытов: христианская романтика как стиль жизни и организационно-воспитательная форма работы с детьми и подростками

14 ноября 2025 г.
Руководители Братства православных следопытов провели семинар в Тюмени

13 ноября 2025 г.
В Тюмени прошли Карбышевские чтения

12 ноября 2025 г.
Приглашение к участию в епархиальном конкурсе литературных эссе «Лики святости»

11 ноября 2025 г.
Неделя 22-я по Пятидесятнице

10 ноября 2025 г.
Престольный праздник в одиноко стоящем Храме

8 ноября 2025 г.
В Тюмени отметили День Сибири

8 ноября 2025 г.
АУДИО. Разбираем послание ап. Павла к Колоссянам 1-2 главы

5 ноября 2025 г.
АУДИО. Читаем журнал «Православный просветитель»

4 ноября 2025 г.
Патриаршее поздравление митрополиту Тобольскому Димитрию с 35-летием архиерейской хиротонии

4 ноября 2025 г.
35 лет на Тобольской кафедре

5 ноября 2025 г.
Завершился XXIX конкурс-фестиваль “Духовная песнь Православной Сибири”

5 ноября 2025 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в Тобольске

3 ноября 2025 г.
АУДИО. Православные следопыты Тюмени и Сургута.

3 ноября 2025 г.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

3 ноября 2025 г.
В Тобольске начался XXIX фестиваль-конкурс хоровых коллективов “Духовная песнь Православной Сибири”

2 ноября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ» НА ТЕМУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

31 октября 2025 г.
Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии

30 октября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

29 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

28 октября 2025 г.
Митрополит Димитрий встретился с учащимися 1 курса регентской и иконописной школ

27 октября 2025 г.
30-летний юбилей Тобольской православной гимназии

27 октября 2025 г.
Память святых отцов VII Вселенского Собора

27 октября 2025 г.
В Тюмени прошел семинар “Казак без веры – не казак”

27 октября 2025 г.
Студенты семинарии посетили мультимедийный парк «Россия - Моя история»

27 октября 2025 г.
«Пятое время года» Корнильцева-Быстринского Е. В. на Филофеевских образовательных чтениях

24 октября 2025 г.
2025.10.24 События Тобольской митрополии

24 октября 2025 г.
Пресс-конференция лауреатов и победителей в номинациях II межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2025»

24 октября 2025 г.
О проведении XXIV образовательных чтений Тобольской митрополии и Всероссийской научно-практической конференции на тему: «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

22 октября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) ТТЕ НА ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ

22 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

22 октября 2025 г.
Священник посетил Тюменский кардиоцентр

21 октября 2025 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

21 октября 2025 г.
В Тюмени молитвенно почтили память святителя Филофея (Лещинского)

20 октября 2025 г.
В подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» завершился XI Международный фестиваль «Вера и слово»

19 октября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ VI СЕЗОНА ФИЛОФЕЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ, ОПРЕДЕЛИЛИ ЛАУРЕАТОВ И ДИПЛОМАНТОВ

19 октября 2025 г.
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ ФИЛОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОЙДЕТ В ТЮМЕНИ







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


счезновение

Великим станешь тогда, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом своим поднимешься к Духу бескрайнему и бесконечному и посмотришь на себя с той высоты так же объективно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты посмотришь на себя как на мертвеца, как на прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тогда тебе откроются бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом: в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, непрестанно грозящая разлучить тебя с твоим телом, будет для тебя не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо тогда ты узнаешь, что душа твоя может жить без тела, как голова - без шляпы.                                                                                                                                                                                                                        


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.