Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

О Таинстве Соборования. Иерей Александр Попов

18 февраля 2015 г.

Освящение святого елея заповедано нам Господом нашим Иисусом Христом. Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Он в течение всего общественного Своего служения непрерывно «исцелял всяк недуг и всякую язву в людях» (Мф. IV, 23).

По избрании же 12 апостолов Спаситель, посылая их проповедовать Царствие Божие, дал им власть, то есть благодать и право, целити всяк недуг и всяку болезнь и повелел им применять эту власть, и подавать исцеления болящим, сказав: «болящия исцеляйте» (Мф. X, 1,8). Вот тот непосредственно-божественный источник, из которого произошло, обособилось и постепенно образовалось таинство святого елея и его чинопоследование.

Чин этот состоял из следующих элементов: 1) Совершителями его были св. апостолы, и не один, а два, избранные и уполномоченные Господом для проповеди и исцелений. Прежде исцелений они предлагали народу учение о наступлении Царствия Божия и о покаянии. 2) Лицами, приемлющими елеопомазание, были не все слушатели проповеди, а только – больные из них. Без сомнения, эти больные веровали в учение св. апостолов и приносили покаяние во грехах своих, как делали, например, и крестившиеся от Иоанна Предтечи. 3) Веществом для совершения исцелений служил елей (оливковое масло). 4) Образ совершения состоял в помазании апостолами больных елеем. 5) Следствием елеопомазания были благодатные исцеления больных от всяких болезней.

Конечно, у апостолов это был чудотворный дар, но они передали благодать исцелений и саму форму совершения таинства (обрядность) пресвитерам Святой Церкви.

Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем.

На языке богословском или вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Эти два названия означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом.

В обыденном наименовании таинство елея называется соборованием – откуда и вошли в обиход слова «соборовать», «собороваться». Это потому, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами или более и при собрании многих верующих.

Таким образом, освященный елей преподается кающимся и исцеляет недужных, и врачует не только тело, но и души. И об этом свидетельствует Иаков брат Божий, говоря: «Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеров Церкви и да молитву сотворят над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего. И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. V: 14-15).

Где можно совершать соборование? В настоящее время существует одно для всех случаев «Последование святого елея», в оглавлении которого означено: «Последование святого елея, певаемое... в церкви или в дому». Церковь поставлена прежде дома, и в ектении на освящение елея имеется прошение «о святем храме сем». Из этого следует, что Святая Церковь поставляет храм Божий главным местом, первым и преимущественным для совершения над больными Елеосвящения. В храме мы имеем ближайшими ходатаями за себя Матерь Божию и святых, которым и молитвы положены в чине святого елея. Божий храм есть для нас настоящая врачебница всех наших недугов.

По уставу разрешается совершение святого помазания над недужными и в домах двумя или одним священником. Но всякое богослужение, совершенное в храме Божием, располагает и побуждает присутствующих и совершителей к поспешествуемым (усердным) молениям к Господу Богу и святым.

Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. евангелиста Марка (VI, 13) и св. апостола Иакова (V, 14), при установлении таинства Елеопомазания был елей, что в переводе с греческого означает «масло». Ныне известны масла минеральные, растительные и животные. По преданию и практике Святой Церкви известно, что то было масло не минеральное и не животное, но растительное, а из растительных – деревянное, оливковое, добываемое из маслин – плодов оливкового дерева.

Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства.

Елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует силе таинства. Он (елей) считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой – на одном уровне с хлебом, вином и водой. Сверх этого общего значения оливковое масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п. При соборовании в сосуд с елеем прибавляют для таинства красное церковное вино. Вино прибавляется к елею по двум причинам. Первая – в воспоминание о евангельском самарянине, который возлил на раны избитого разбойниками елей и вино. Вторая причина заключается в словах – «Кровью Своею». Эти слова имеются и во второй части второй молитвы на освящение елея, где читается следующее: «Сотвори, Господи (нас, пресвитеров), быти служителей Новаго Твоего Завета над елеем сим, егоже усвоил еси честною Кровью Христа Твоего», то есть вино прибавлялось к елею не только в подражание деянию самарянина, но потому, что таинство св. елея имеет благодатную силу из-за страданий Спасителя, Его Пречистой Крови, пролитой на Кресте. Эта идея символически изображается прибавкой к елею красного вина, пресуществляемого в Евхаристии в Кровь Христову.

В настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения. Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие для принятия благодати Святого Духа требуется перед совершением всех христианских таинств, например, крещения, миропомазания, священства, брака и равного им елеосвящения. Также Церковь говорит и верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю забытых, а не утаенных специально грехов.

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» г. Тюмени иерей Александр Попов


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 ноября 2025 г.
АУДИО. Читаем журнал «Православный просветитель»

4 ноября 2025 г.
35 лет на Тобольской кафедре

5 ноября 2025 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в Тобольске

3 ноября 2025 г.
АУДИО. Православные следопыты Тюмени и Сургута.

3 ноября 2025 г.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

3 ноября 2025 г.
В Тобольске начался XXIX фестиваль-конкурс хоровых коллективов “Духовная песнь Православной Сибири”

2 ноября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ» НА ТЕМУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

31 октября 2025 г.
Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии

30 октября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

28 октября 2025 г.
Митрополит Димитрий встретился с учащимися 1 курса регентской и иконописной школ

27 октября 2025 г.
Память святых отцов VII Вселенского Собора

27 октября 2025 г.
В Тюмени прошел семинар “Казак без веры – не казак”

27 октября 2025 г.
Студенты семинарии посетили мультимедийный парк «Россия - Моя история»

27 октября 2025 г.
«Пятое время года» Корнильцева-Быстринского Е. В. на Филофеевских образовательных чтениях

24 октября 2025 г.
2025.10.24 События Тобольской митрополии

24 октября 2025 г.
Пресс-конференция лауреатов и победителей в номинациях II межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2025»

22 октября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) ТТЕ НА ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ

22 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

22 октября 2025 г.
Священник посетил Тюменский кардиоцентр

21 октября 2025 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

21 октября 2025 г.
В Тюмени молитвенно почтили память святителя Филофея (Лещинского)

20 октября 2025 г.
В подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» завершился XI Международный фестиваль «Вера и слово»

19 октября 2025 г.
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ ФИЛОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОЙДЕТ В ТЮМЕНИ

19 октября 2025 г.
Пресс-конференция с победителями и экспертами Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

16 октября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК

15 октября 2025 г.
Покров Пресвятой Богородицы в Тобольске

13 октября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

12 октября 2025 г.
День памяти святителя Иоанна Шанхайского и священномученика Михаила Красноцветова

9 октября 2025 г.
Сборник работ лауреатов и призеров конкурса «За нравственный подвиг учителя»2025 г.

2 октября 2025 г.
АУДИО. Вечер воспоминаний о протоиерее Максиме Иванове

29 сентября 2025 г.
Чин Воздвижения Креста

29 сентября 2025 г.
В день Рождества Богородицы

29 сентября 2025 г.
«Лики святости»: искусство, где встречаются фото и вера

29 сентября 2025 г.
XXIV Филофеевские образовательные чтения «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

26 сентября 2025 г.
Хор воскресной школы на даче

26 сентября 2025 г.
Урок Мужества в детской воскресной школе

25 сентября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ДЕВУШКИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 сентября 2025 г.
ДЕЛО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

22 сентября 2025 г.
Оргкомитет Филофеевских образовательных чтений

21 сентября 2025 г.
Престольный праздник в Богородице-Рождественском женском монастыре г. Тюмени

20 сентября 2025 г.
Архиерейское богослужение в с. Ярково

25 сентября 2025 г.
АУДИО. Жизнь купца-мецената Николая Чукмалдина в Тюмени и в Москве, судьба его потомков

20 сентября 2025 г.
Молебен в часовне «Неопалимая Купина»

20 сентября 2025 г.
В ТОБОЛЬСКЕ СОСТОЯЛИСЬ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ЮНОШИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

20 сентября 2025 г.
ПРАПРАВНУКИ КУПЦА-МЕЦЕНАТА ЧУКМАЛДИНА ПОСЕТИЛИ ТЮМЕНЬ И КУЛАКОВО

18 сентября 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

17 сентября 2025 г.
В Тюмени похоронили клирика Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

18 сентября 2025 г.
АУДИО. Разговор с новым ректором Тобольской духовной семинарии иереем Димитрием Майоровым

15 сентября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

12 сентября 2025 г.
День памяти усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


одержание жизни

Когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте.
Все суть пустота, вакуум, если не наполнено Богом.
Всякая душа мертва, если не исполнена Богом.
Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог - жизнь.
Потому считать всех людей одинаково живыми - иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе.
Со страхом говорю тебе: есть неживые люди. Их будто нет. И они отличаются от живых так же, как отличаются предметы во сне от предметов наяву. Хотя неискушенным они кажутся такими же живыми!
Они же существуют! Разве их нет? - спросишь ты. Да, но и, когда угасает костер, дым еще долго витает над пепелищем.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.