Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

12 февраля – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Диакон Валерий Казанцев

12 февраля 2015 г.

«Нет между нами ни первого, ни второго…мы имеем у Бога равное достоинство»

Собор Вселенских Учителей и Святителей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной Церкви, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви.

Торжество совершается 12 февраля (30 янв. по ст. стилю). Существует традиция часть службы им совершать на греческом языке ради уважения к их греческому происхождению. Следуя ей, мы также будем перемежать текст статьи греческими словами и понятиями.

Жили святые, о которых далее пойдет речь, в 4-5-м веках. Вследствие необычайной личной святости, почитания и уважения к ним верующих, ради обширного вклада трех святителей в вероучение и нравоучение Христовой Церкви вскоре каждому из них были установлены дни празднований. Общий праздник, прославляющий в один день всех троих, начал отмечаться с 11 века.

Согласно повествованию Синаксаря, помещенного в греческих и славянских богослужебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (или в 1092 г.), в столице империи Константинополе приобрел особую остроту спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Желая пресечь неполезные для мира в Церкви и империи волнения, Божии угодники в духовном видении предстали митрополиту Евхаитскому Иоанну (Мавроподу) (сохранилось около 200 его канонов святым и, среди них, канон Ангелу-хранителю, читаемый перед Святым Причастием). Они поведали о своем равенстве перед Господом нашим Иисусом Христом, и, указав о необходимости установить им общее празднование в один день, повелели песнописцу сочинить гимны для общего церковного последования.

После видения владыка Иоанн Мавропод составил службу на 30 января, т.к. в этом месяце совершалась церковное прославление всех троих святителей: день Василия Великого – 1-го числа, Григория Богослова – 25-го, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27-го.

Несмотря на то, что повествование Синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение, описанное событие прочно вошло в собрание православного церковного и святоотеческого Священного Предания.

Нам, людям немощным и несовершенным, нередко хочется выделить одного, нередко лишь на наш взгляд, более одаренного и талантливого человека (или святого) для подражания ему. Такое выделение определенных выдающихся качеств как наиважнейших для достижения того, что нам представляется самым главным в жизни, происходит в силу большей близости наших особенностей к его чертам характера, либо нравится особенности его жизненного пути, внешней одаренности и т.д. Такими были и люди предыдущих веков. Каждый, выбирая «по вкусу» святителя, хотел только на нем поставить фундамент не только своего личного, но и общецерковного спасения. И вновь, а мы говорим о богооткровенности Православной веры! Бог открыл людям то, что, не укладываясь в их сознание и что было неполезно (раздоры!) для христианского уразумения, что сужало и обедняло мышление и мировосприятие спорящих. Конечно, явленный путь трех равноценных несравненно ярче, богаче и шире, нежели если бы был выделен представитель одного величайшего таланта. И, таким образом, Тайна и Образ Пресвятой Троицы, где Все равны и равночисленны вновь осияла, запечатлела и явила Себя в трех святителях как Своем человеческом образе и подобии.

«Нет между нами ни первого, ни второго», - передает слова этих выдающихся церковных иерархов свт. Димитрий, митр. Ростовский в своих Четьих-Минеях. – «Если ты ссылаешься на одного, - сказано было Иоанну Мавроподу, - то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

Что общего выделяет всех трех гениальных святых людей? Конечно, надо начать с того, что жили они в одну эпоху и почти в одно время. Так, годы жизни свт. Василия Великого (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330— 1 января 379), Григория Богослова (Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος приблизительно 325-330 - между 389 и 390). Иоанн Златоуст (Златоустый) являлся их младшим современником (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407). Первые двое даже, по видимости, были «земляками» - из Каппадокии.

Если внимательно вчитываться в их биографии (Жития), то наблюдается значительное сходство: все они происходили из знатных, благородных, богатых и благочестивых родов, особую роль в воспитании, формировании мировоззрения и характера несли матери (прп. Емилия и бабушка св. исповедница Макрина [Старшая] у Василия, св. Нонна у Григория Богослова, благочестивая Анфуса. Анфуса, овдовев в возрасте приблизительно 20 лет, не вышла вторично замуж, но посвятила себя воспитанию Иоанна). От Макрины Старшей будущий святитель Василий Великий получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» (оказывается, она являлась духовным чадо ярчайшего святителя 3-го века) и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий Великий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства». Интересно здесь то, что вся последующая жизнь великого человека часто является развитием и усовершенствованием того, чему он был научен с раннего детства. И это, пожалуй, в определенном смысле можно сказать о всех характеризуемых здесь Отцах и Учителях вселенской Церкви.

Можно отдельно, конечно, говорить и о значении отцовского воспитания (например, о иерее Василии Старшем у Василия, и о «истинном архипастыре» Григории, еп. Назианзском [Старшем] у Богослова), однако роль и значение материнского воспитания как-то уж особенно обращает на себя внимание. Впрочем, раз зашел разговор об отцах, то, по словам матери Иоанна Златоуста: «Лицо твое, похожее на него, заменяло мне умершего твоего отца, напоминая мне о нем» свидетельствуют, что даже в раннем детстве Иоанна образ умершего отца Секунда через частые воспоминания и рассказы матери вдохновлял и воодушевлял подрастающего отрока, призывая к проведению достойной жизни.

Что же говорить о двух других святителях? У одного отец был благочестивым христианином, впоследствии ставший священником, а у другого (Григория), обращенный супругой из секты на путь истинного благочестия и ставший позднее даже епископом г. Назианза.

С детства будущие светильники церковные полюбили учение, предались ему и в силу удивительных природных и Божественных дарований достигли предельного для человека совершенства. Так, свт. Василия, например, Григорий называл «громадным кораблем, нагруженным всеми возможными для человека знаниями». Всем Святая Церковь усвоила уникальные единственные и неповторимые имена: Златые (золотые) уста, Богослов, Величайший. Все прожили (особенно Василий) сравнительно недолго. Начинали труды с монашеских и даже отшельнических подвигов. Они были великие экзегеты (мастера объяснений и толкований Священного Писания), проповедники и церковные ораторы. Василий и Иоанн - творцы одноименных Божественных Литургий, а Григорий и Иоанн были Святейшими Патриархами Константинопольскими.

Прошли многие скорби, зависть и страдания сопровождали каждого из них. Император Валент и правитель Каппадокии Модест грозили смертью Василию; к Григорию и Иоанну подсылали впоследствии покаявшихся убийц. Иоанна Златоуста в конечном счете сослали и соответствующей ссылкой ускорили его кончину в Команах Понтийских (современная Абхазия близ г. Сухума). Свт. Григорий был душевно «ранен», когда его стали «сводить» с престола Константинополя.

Все они были постники, кроме скорбей душевных, многие претерпели болезни и физические. Так, свт. Василий однажды сказал: «Я так слаб телом, что первого удара во время мучения будет для меня достаточно». Это он, вообще слабый от природы, вдобавок так истощил себя трудами и постом. Великие иерархи боролись с многочисленными еретиками. Способные к наукам юноши прошли обучение и покорили своих учителей в тогдашней «обители наук» городе Афины. Всех троих пытались оставить в городе в качестве преподавателей и ученых. Афинский епископ хотел оставить и рукоположить Иоанна в священный сан с тем, чтобы впоследствии последний занял архиерейскую кафедру. Вместе с Григорием, но особенно Василий составил свод канонических правил для общежительного монашества. Можно продолжать схожий перечень их заслуг трудов и подвигов этих необычайных личностей всемирной и церковной истории.

Следует отдельно сказать и о том огромном вкладе, который внесли эти люди, как нечто определенно бесценном в сокровищницу Церкви, ее богословия и православного богопочитания. И о том различии, которое из их черт, способностей, талантов и дарований Божиих, которое сделало возможным неповторимым и уникальным вклад каждого из них в хранилища вселенской Церкви и единственном пути каждого во Христе.

Несколько еще черт о свт. Василии. Про него говорили, что «он был велик и в словах, и в действиях». Еще в Афинах он, молодой человек, буквально поразил знаменитого учителя философии ее необычным определением: «Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти». Правитель Кесарии Модест, пораженный поведением архипастыря, произнес: «С такою свободою никто доселе не говорил предо мною».

Вскоре после смерти Юлиана Отступника в 364 г., в год, когда Василий стал священником, 3 вопроса стояли перед сознанием Вселенской Церкви.

1. После арианского «наплыва» в мышлении произошло движение в сторону благочестия и «флаг» перехватили «подобосущники» (от όμοιούσιος - подобосущный, сходносущий). Однако в их мышлении оставался пробел: если Бог Слово подобен Богу Отцу, то нет ли в рождении от Отца волевого хотения при рождении, а это снижение Сына на позицию ущербную по отношению к Отцу. Или же рождение Сына от Отца действие всецело природы Божества? Решение : ομοούσιος – единосущий нужно было вновь возрождать в православном миропонимании подавляющего большинства.

2. Вставал вопрос правильного (православного) почитания Третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Проявление, энергия, сила Он Божества Отца, или же Сам является Богом? Как писал свт. Григорий: в то время «одни почитали Духа энергией [т.е. нетварной, но все же эманацией Божества], другие тварью, иные Богом и еще иные не решались сказать ни того, ни другого. И даже из признававших Его Богом многие благочестивы только в сердце, иные же решаются благочествовать и устами».

3. Стоял вопрос о Личностях (Лицах) Пресвятой Троицы, обладающих Единой Божественной Сущностью. Сын единосущен Отцу, Дух единосущен Отцу – это ясно, но ведь Они разные. Эти вопросы путем молитвенного подвига, громадной силе ума, помноженной на мощное и глубокое классическое древнегреческое образование, надлежало решить свт. Василию Великому.

При этом необходимо понимать, что Василий столько же философ сколько и богослов. Иначе многое будет непонятным. Разработка категориального аппарата – т.е. понятий, с помощью которых стало доступным и возможным выражение на человеческом языке межличностных отношений в Пресвятой Троице – заслуга всецело великого Кесарийского архиепископа. Ему принадлежит и введение в святоотеческое богословие слова ипостась (от греч. hypostasis – подставка, опора, сущность, основание). Слово просопон (др.-греч. πρόσωπον – лицо) нельзя было использовать, т.к. в греческих трагедиях оно стало означать маску, личину. Поэтому нужно было выделить это названное новое слово и, постепенно очистив его, возвысить до всеобщего понимания Лица, Личности. Труд философа и филолога озаренного Духом Святым!

Когда выработанные понятия, термины и их взаимоотношения определились благодаря работе богословской мысли Василия, стало возможным выразить таинственную сущностную Троичную жизнь через общее и частное. Пример: человечество – общее, конкретный человек – частное. Так и в Троице: Божество – то, что присуще всем Лицам Пресвятой Троицы и личность, лицо, ипостась – то, что относится к любому из Лиц Пресвятой Троицы. А различие Ипостасей выразить через различие личностных свойств. Существенные свойства (от ἰδιώτης) - то же термин свт. Василия Великого - каждой ипостаси. Отца – нерожденность, Сына – рожденность и Духа Святого – исхождение. И при этом неслитность (никогда не сливаются) и нераздельность (аналогичное рассуждение). Вот когда становится понятным Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Пока мы этого не понимаем, мы не можем и вознести хвалу св. Троице, пока ум не сможет восприять неслитность Лиц и их индивидуальных свойств Каждого, дотоле невозможно совершить ей славословие Отцу и Сыну и Св Духу». Все Три обладают полнотой Божества при неслитности всех Трех – завершение тринитарного (троичного) богословия великого Василия. Святитель буквально «сгорел» на кафедре и умер, не дожив до Собора 381г.

Григорий – Богослов Пресвятой Троицы. Еще в детстве Господь призывал его избрать девственный образ жизни. Среди различных божественных знаков, указаний и видений назовем ночное видение, когда ему явились в виде двух дев добродетели: Чистота и Целомудрие. «Кто молится, тот и Богослов» - слова прп. Симеона Нового Богослова. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», а значит и смогут наиболее адекватно (по человеческой мере постижения) описать Святую Троицу. Это все приложимо в божественному Григорию. Он начинает свое богословие с апофазы (с отрицания).

Он столь же поэт, сколько и богослов, и это дает ему возможность не просто внешне описать Троицу, но если можно так сказать и заглянуть внутрь божественной жизни насколько Сам Бог разрешает это сделать святому, чистому, избранному Им человеку. Только Сама Троица знает какой порядок имеет Сама в Себе, как совершается рождение, как совершается исхождение. Поэзия - это красота слова, приличная Троице, это взлет, парение над землей. «Три Лица, Три Ипостаси, Они нераздельны в воле, они нераздельны в могуществе и во всех иных существенных свойствах в славе, премудрости, любви. В Трех Бесконечных бесконечная соестественность. Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому».

Как совершается рождение, исхождение? Григорий доводит до полноты учение о Троице. Когда пытались свести Григория с кафедры, народ стал стеной и, не отпуская его, говорил: «С собой ты уводишь Троицу!» Святитель вводит понятие, также относящееся к внутрибожественной жизни в недрах Пресвятой Троицы: равночестность и равновеликость. Новое свидетельство: Сыновство не есть недостаток по сравнению с Отечеством и Исхождение не меньше Рождения. Богословие Троицы – славословие и хвала! «Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство наименований: дух Божий, Дух Христов, ум Христов; он Дух сыноположения, Он дышет, где хочет, Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет и по крещении взыскуется». Как бы останавливаемый свыше в рассуждениях и лицезрениях Таин Внутрибожественной жизни Григорий завершает: Дальнейшее да будет почтено молчанием. Истину нужно содержать всем, а вот богословствовать может не каждый!

В 381 г. после смерти свт. Мелетия Антиохийского (он хиротонисал Иоанна Златоуста во пресвитера) 2-й Вселенский Собор проходил под председательством Григория Богослова. Орос (определение) Собора – Символ веры, поемый за каждой Литургией. Подвиг Отцов Собора открыл Православное учение о Святой Троице и сделал доступным всем христианам исповедание Истины.

Удивительный Златоуст. С самого начала его стали называть Сладкоречивый, Медоточивый и др. Он столько же ритор, оратор (и филолог) сколько и богослов. Богословие его направлено к народу. Известно, что однажды он говорил так высоко, что было сложно для понимания простого народа. Одна женщина возвысила свой голос, сказав: «О, Иоанн, золотые уста! Произносимое тобою велико и высоко, а вервь [веревка] нашего ума коротка, и мы не можем уяснить глубину, изреченную тобой».

С той поры простота, доступность, ясность, точность, красота и образность, в совокупности необходимые для более адекватного понимания слушателей, стали ориентиром для церковного непревзойденного проповедника. И знание богословия, принесенного народу для его насущного назидания становится главным в жизни архипастыря и вселенского учителя. Это богословие, обращенное к народу, если хотите. Отсюда и многие экзегетические труды, проповеди, которых сохранилось благодаря скорописцам более 800. Толкование, учительство и проповедничество были вдохновлены Богом. Иоанна Златоуста видели с апостолом Павлом, нашептывающим святителю мудрые толкования своих посланий. В другой раз старец и подвижник Исихий лицезрел апостолов Петра и Иоанна Богослова, вручивших Иоанну ключи Царства Небесного и свиток, несущий в себе истинное знание, правильность и глубину понимания и проникновения в дух и букву Священного Писания.

Последние слова земной жизни высокого подвижника и угодника Божия: «Слава Богу за все!» и его крестный путь во Христе и со Христом стали важнейшим уроком духовного назидания и воспитания (формирования) подлинного патриотизма, силы воли, духа и мужества для многих и ныне ищущих и совершающих Божией помощью свое спасение.

Таково лишь в общих чертах подлинное значение подвига трех учителей и святителей Христовой Церкви. Их подвиг как нельзя востребован и необходим для воспоминания, для прославления и уяснения подлинного христианского учения. Ум, такт, всесторонняя образованность, энциклопедические знания, святость, Божественное созерцание и раскрытие Православного учения и славословие Троицы – то, что полезно будет современному и взрослому и подрастающему поколению нашей Родины, чтобы мы знали и помнили как важно и сегодня подлинное воспитание и образование. Сопряженное с личным и общественным благочестием, праведной жизнью и нравственностью оно способно противостоять «злу мира сего», служить процветанию нашей России, спасению и водворению человека в Царствии Небесном.

И еще. Часто в разговорах с православными христианами слышу, как и сейчас кто-то предпочитает Иоанна Златоуста, кто-то - Василия Великого… Никак мы не можем уйти от общих страстей, присущих «всем временам и народам». Нам нужно внимательнее обратиться к истории этого праздника и уяснить, что данное Божественное Откровение (открытие! для тогдашних христиан) насущно и современным последователям Христа. Дело действительно в том, что они полностью равны между собой. А потому восхождение до этой открытой истины и есть необходимая для нас потребность. Когда любой сможет искренне сказать о каждом святителе : «я так люблю его во Христе!» - тогда наш уровень бого- и благочестия наконец-то достигнет уровня открытой Господом истины.

Нынешний, 2015 год, несет России крупную юбилейную дату – 1000-летие со дня преставления св. равноапостольного великого князя Владимира. В связи с этим стоит вспомнить, что принятое им Таинство святого Крещения с именем Василия в честь свт. Василия Великого, указывает что «Василий» - «царственный» во всем ведет и указывает достойно идти средним, царским путем. Для правителя и для каждого живущего на земле неотъемлемо важным является не только сердце – вместилище любви, но и ум, разум, рассуждение и знание (конечно, в Духе Святом). А это был путь и свт. Василия (соединение ума и сердца) и пришедшего к евангельскому покаянию святого князя Владимира.

Помимо этого как может быть дорог и нам, сибирякам, этот праздник Трех Святителей! Ведь нынче для Сибири помимо прославления равноапостольного князя Владимира грядет и приближается юбилейные торжества, посвященные 300-летию упокоения свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. А такой дивный подвижник и Божий праведник, тем более просиявший в том же лике святости, что и вселенские учители и святители и, несомненно, тепло и молитвенно почитавший их в 18 веке, особенно будет сорадоваться прославлению своих великих собратьев-святителей в год, посвященный, бесспорно, ему и его памяти для православной христианской Сибири.

Диакон Валерий Казанцев, клирик Знаменского кафедрального собора, г. Тюмень


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



19 февраля 2024 г.
Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Встреча Митрополита Димитрия с учащимися Ялуторовской школы

16 февраля 2024 г.
Престольный праздник Сретенского собора г. Ялуторовска

16 февраля 2024 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня в Благовещенском соборе

16 февраля 2024 г.
О проведении семинара для педагогов воскресных школ «Как вера Русь хранит»

16 февраля 2024 г.
День Симеона Богоприимца в Тюмени

12 февраля 2024 г.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

11 февраля 2024 г.
Встреча с участником СВО – звонарём собора

10 февраля 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

9 февраля 2024 г.
В ХРАМ МЫ К НЕЙ ПОСПЕШИМ…

7 февраля 2024 г.
Большое счастье семьи Давыденко

6 февраля 2024 г.
Подведены итоги III этапа XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

5 февраля 2024 г.
ОБ УЧАСТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТТЕ В I (РЕГИОНАЛЬНОМ) ЭТАПЕ КОНКУРСА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

4 февраля 2024 г.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской в Тобольске

3 февраля 2024 г.
Об участии представителей системы образования в составе делегации Тобольско-Тюменской епархии в работе XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

2 февраля 2024 г.
В день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Софийско-Успенском соборе Тобольского Кремля прошло богослужение

1 февраля 2024 г.
Он помогает добрым словом и пишет стихи

1 февраля 2024 г.
Благотворительная акция прихожанок Никольского храма

31 января 2024 г.
К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

31 января 2024 г.
Крещение Господне в храме Николая чудотворца г. Тюмени

28 января 2024 г.
День российского студенчества в Тобольске - память мученицы Татианы

27 января 2024 г.
Жизнь на приходе храма в честь иконы Божией Матери «Целительница»

27 января 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

26 января 2024 г.
СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАТОРОВ СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ 2023 Г.

23 января 2024 г.
В ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОШЛИ КРЕЩЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

23 января 2024 г.
Концерт Тюменской православной гимназии

23 января 2024 г.
Викторина «Что? Ґде? Когда?» пройдет в день православного студенчества

22 января 2024 г.
Благотворительная акция Центра гуманитарной помощи в Успенке

19 января 2024 г.
Крещение Господне в Тобольске - 2024

19 января 2024 г.
В Крещенский сочельник в Тюмени совершили Великое освящение воды

19 января 2024 г.
Около Свято-Троицкого монастыря автоцистерны «Росводоканал -Тюмень» с освященной водой ожидают верующих

18 января 2024 г.
На водоочистных сооружениях «Росводоканал - Тюмень» прошли обряды освящения воды

18 января 2024 г.
Рождество Христово в тюменском «Доме для мам»

18 января 2024 г.
Рождественское богослужение в Свято – Никольском храме г. Тюмени

17 января 2024 г.
Рождественская акция милосердия

15 января 2024 г.
В ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОЙДЕТ ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ: информация по организации мест проведения крещенских купаний в 2024 году

11 января 2024 г.
20 лет со дня воссоздания прихода и 10 лет со дня возобновления богослужений в храме Николая Чудотворца в с. Перевалово

11 января 2024 г.
Молодежные встречи «Рождество в Тобольском Кремле» в 2024 году

11 января 2024 г.
Архиерейское богослужение в Богородице-Рождественском Ильинском женском монастыре

10 января 2024 г.
Митрополит Димитрий освятил часовню в мкр. Войновка г. Тюмени

10 января 2024 г.
Архиерейское богослужение в Благовещенском соборе г. Тюмен

9 января 2024 г.
Архиерейское богослужение в Свято-Троицком мужском монастыре

9 января 2024 г.
Рождественский концерт в семинарии

9 января 2024 г.
СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ ДОКЛАДЧИКОВ СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ ФИЛОФЕЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ - 2023

8 января 2024 г.
В Тюмени прошел Епархиальный рождественский концерт

8 января 2024 г.
Архиерейское богослужение в Знаменском кафедральном соборе

8 января 2024 г.
Рождество Христово в Романово

7 января 2024 г.
Поздравление Владыки

7 января 2024 г.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови...»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.