Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

12 февраля – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Диакон Валерий Казанцев

12 февраля 2015 г.

«Нет между нами ни первого, ни второго…мы имеем у Бога равное достоинство»

Собор Вселенских Учителей и Святителей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной Церкви, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви.

Торжество совершается 12 февраля (30 янв. по ст. стилю). Существует традиция часть службы им совершать на греческом языке ради уважения к их греческому происхождению. Следуя ей, мы также будем перемежать текст статьи греческими словами и понятиями.

Жили святые, о которых далее пойдет речь, в 4-5-м веках. Вследствие необычайной личной святости, почитания и уважения к ним верующих, ради обширного вклада трех святителей в вероучение и нравоучение Христовой Церкви вскоре каждому из них были установлены дни празднований. Общий праздник, прославляющий в один день всех троих, начал отмечаться с 11 века.

Согласно повествованию Синаксаря, помещенного в греческих и славянских богослужебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (или в 1092 г.), в столице империи Константинополе приобрел особую остроту спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Желая пресечь неполезные для мира в Церкви и империи волнения, Божии угодники в духовном видении предстали митрополиту Евхаитскому Иоанну (Мавроподу) (сохранилось около 200 его канонов святым и, среди них, канон Ангелу-хранителю, читаемый перед Святым Причастием). Они поведали о своем равенстве перед Господом нашим Иисусом Христом, и, указав о необходимости установить им общее празднование в один день, повелели песнописцу сочинить гимны для общего церковного последования.

После видения владыка Иоанн Мавропод составил службу на 30 января, т.к. в этом месяце совершалась церковное прославление всех троих святителей: день Василия Великого – 1-го числа, Григория Богослова – 25-го, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27-го.

Несмотря на то, что повествование Синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение, описанное событие прочно вошло в собрание православного церковного и святоотеческого Священного Предания.

Нам, людям немощным и несовершенным, нередко хочется выделить одного, нередко лишь на наш взгляд, более одаренного и талантливого человека (или святого) для подражания ему. Такое выделение определенных выдающихся качеств как наиважнейших для достижения того, что нам представляется самым главным в жизни, происходит в силу большей близости наших особенностей к его чертам характера, либо нравится особенности его жизненного пути, внешней одаренности и т.д. Такими были и люди предыдущих веков. Каждый, выбирая «по вкусу» святителя, хотел только на нем поставить фундамент не только своего личного, но и общецерковного спасения. И вновь, а мы говорим о богооткровенности Православной веры! Бог открыл людям то, что, не укладываясь в их сознание и что было неполезно (раздоры!) для христианского уразумения, что сужало и обедняло мышление и мировосприятие спорящих. Конечно, явленный путь трех равноценных несравненно ярче, богаче и шире, нежели если бы был выделен представитель одного величайшего таланта. И, таким образом, Тайна и Образ Пресвятой Троицы, где Все равны и равночисленны вновь осияла, запечатлела и явила Себя в трех святителях как Своем человеческом образе и подобии.

«Нет между нами ни первого, ни второго», - передает слова этих выдающихся церковных иерархов свт. Димитрий, митр. Ростовский в своих Четьих-Минеях. – «Если ты ссылаешься на одного, - сказано было Иоанну Мавроподу, - то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

Что общего выделяет всех трех гениальных святых людей? Конечно, надо начать с того, что жили они в одну эпоху и почти в одно время. Так, годы жизни свт. Василия Великого (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330— 1 января 379), Григория Богослова (Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος приблизительно 325-330 - между 389 и 390). Иоанн Златоуст (Златоустый) являлся их младшим современником (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407). Первые двое даже, по видимости, были «земляками» - из Каппадокии.

Если внимательно вчитываться в их биографии (Жития), то наблюдается значительное сходство: все они происходили из знатных, благородных, богатых и благочестивых родов, особую роль в воспитании, формировании мировоззрения и характера несли матери (прп. Емилия и бабушка св. исповедница Макрина [Старшая] у Василия, св. Нонна у Григория Богослова, благочестивая Анфуса. Анфуса, овдовев в возрасте приблизительно 20 лет, не вышла вторично замуж, но посвятила себя воспитанию Иоанна). От Макрины Старшей будущий святитель Василий Великий получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» (оказывается, она являлась духовным чадо ярчайшего святителя 3-го века) и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий Великий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства». Интересно здесь то, что вся последующая жизнь великого человека часто является развитием и усовершенствованием того, чему он был научен с раннего детства. И это, пожалуй, в определенном смысле можно сказать о всех характеризуемых здесь Отцах и Учителях вселенской Церкви.

Можно отдельно, конечно, говорить и о значении отцовского воспитания (например, о иерее Василии Старшем у Василия, и о «истинном архипастыре» Григории, еп. Назианзском [Старшем] у Богослова), однако роль и значение материнского воспитания как-то уж особенно обращает на себя внимание. Впрочем, раз зашел разговор об отцах, то, по словам матери Иоанна Златоуста: «Лицо твое, похожее на него, заменяло мне умершего твоего отца, напоминая мне о нем» свидетельствуют, что даже в раннем детстве Иоанна образ умершего отца Секунда через частые воспоминания и рассказы матери вдохновлял и воодушевлял подрастающего отрока, призывая к проведению достойной жизни.

Что же говорить о двух других святителях? У одного отец был благочестивым христианином, впоследствии ставший священником, а у другого (Григория), обращенный супругой из секты на путь истинного благочестия и ставший позднее даже епископом г. Назианза.

С детства будущие светильники церковные полюбили учение, предались ему и в силу удивительных природных и Божественных дарований достигли предельного для человека совершенства. Так, свт. Василия, например, Григорий называл «громадным кораблем, нагруженным всеми возможными для человека знаниями». Всем Святая Церковь усвоила уникальные единственные и неповторимые имена: Златые (золотые) уста, Богослов, Величайший. Все прожили (особенно Василий) сравнительно недолго. Начинали труды с монашеских и даже отшельнических подвигов. Они были великие экзегеты (мастера объяснений и толкований Священного Писания), проповедники и церковные ораторы. Василий и Иоанн - творцы одноименных Божественных Литургий, а Григорий и Иоанн были Святейшими Патриархами Константинопольскими.

Прошли многие скорби, зависть и страдания сопровождали каждого из них. Император Валент и правитель Каппадокии Модест грозили смертью Василию; к Григорию и Иоанну подсылали впоследствии покаявшихся убийц. Иоанна Златоуста в конечном счете сослали и соответствующей ссылкой ускорили его кончину в Команах Понтийских (современная Абхазия близ г. Сухума). Свт. Григорий был душевно «ранен», когда его стали «сводить» с престола Константинополя.

Все они были постники, кроме скорбей душевных, многие претерпели болезни и физические. Так, свт. Василий однажды сказал: «Я так слаб телом, что первого удара во время мучения будет для меня достаточно». Это он, вообще слабый от природы, вдобавок так истощил себя трудами и постом. Великие иерархи боролись с многочисленными еретиками. Способные к наукам юноши прошли обучение и покорили своих учителей в тогдашней «обители наук» городе Афины. Всех троих пытались оставить в городе в качестве преподавателей и ученых. Афинский епископ хотел оставить и рукоположить Иоанна в священный сан с тем, чтобы впоследствии последний занял архиерейскую кафедру. Вместе с Григорием, но особенно Василий составил свод канонических правил для общежительного монашества. Можно продолжать схожий перечень их заслуг трудов и подвигов этих необычайных личностей всемирной и церковной истории.

Следует отдельно сказать и о том огромном вкладе, который внесли эти люди, как нечто определенно бесценном в сокровищницу Церкви, ее богословия и православного богопочитания. И о том различии, которое из их черт, способностей, талантов и дарований Божиих, которое сделало возможным неповторимым и уникальным вклад каждого из них в хранилища вселенской Церкви и единственном пути каждого во Христе.

Несколько еще черт о свт. Василии. Про него говорили, что «он был велик и в словах, и в действиях». Еще в Афинах он, молодой человек, буквально поразил знаменитого учителя философии ее необычным определением: «Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти». Правитель Кесарии Модест, пораженный поведением архипастыря, произнес: «С такою свободою никто доселе не говорил предо мною».

Вскоре после смерти Юлиана Отступника в 364 г., в год, когда Василий стал священником, 3 вопроса стояли перед сознанием Вселенской Церкви.

1. После арианского «наплыва» в мышлении произошло движение в сторону благочестия и «флаг» перехватили «подобосущники» (от όμοιούσιος - подобосущный, сходносущий). Однако в их мышлении оставался пробел: если Бог Слово подобен Богу Отцу, то нет ли в рождении от Отца волевого хотения при рождении, а это снижение Сына на позицию ущербную по отношению к Отцу. Или же рождение Сына от Отца действие всецело природы Божества? Решение : ομοούσιος – единосущий нужно было вновь возрождать в православном миропонимании подавляющего большинства.

2. Вставал вопрос правильного (православного) почитания Третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Проявление, энергия, сила Он Божества Отца, или же Сам является Богом? Как писал свт. Григорий: в то время «одни почитали Духа энергией [т.е. нетварной, но все же эманацией Божества], другие тварью, иные Богом и еще иные не решались сказать ни того, ни другого. И даже из признававших Его Богом многие благочестивы только в сердце, иные же решаются благочествовать и устами».

3. Стоял вопрос о Личностях (Лицах) Пресвятой Троицы, обладающих Единой Божественной Сущностью. Сын единосущен Отцу, Дух единосущен Отцу – это ясно, но ведь Они разные. Эти вопросы путем молитвенного подвига, громадной силе ума, помноженной на мощное и глубокое классическое древнегреческое образование, надлежало решить свт. Василию Великому.

При этом необходимо понимать, что Василий столько же философ сколько и богослов. Иначе многое будет непонятным. Разработка категориального аппарата – т.е. понятий, с помощью которых стало доступным и возможным выражение на человеческом языке межличностных отношений в Пресвятой Троице – заслуга всецело великого Кесарийского архиепископа. Ему принадлежит и введение в святоотеческое богословие слова ипостась (от греч. hypostasis – подставка, опора, сущность, основание). Слово просопон (др.-греч. πρόσωπον – лицо) нельзя было использовать, т.к. в греческих трагедиях оно стало означать маску, личину. Поэтому нужно было выделить это названное новое слово и, постепенно очистив его, возвысить до всеобщего понимания Лица, Личности. Труд философа и филолога озаренного Духом Святым!

Когда выработанные понятия, термины и их взаимоотношения определились благодаря работе богословской мысли Василия, стало возможным выразить таинственную сущностную Троичную жизнь через общее и частное. Пример: человечество – общее, конкретный человек – частное. Так и в Троице: Божество – то, что присуще всем Лицам Пресвятой Троицы и личность, лицо, ипостась – то, что относится к любому из Лиц Пресвятой Троицы. А различие Ипостасей выразить через различие личностных свойств. Существенные свойства (от ἰδιώτης) - то же термин свт. Василия Великого - каждой ипостаси. Отца – нерожденность, Сына – рожденность и Духа Святого – исхождение. И при этом неслитность (никогда не сливаются) и нераздельность (аналогичное рассуждение). Вот когда становится понятным Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Пока мы этого не понимаем, мы не можем и вознести хвалу св. Троице, пока ум не сможет восприять неслитность Лиц и их индивидуальных свойств Каждого, дотоле невозможно совершить ей славословие Отцу и Сыну и Св Духу». Все Три обладают полнотой Божества при неслитности всех Трех – завершение тринитарного (троичного) богословия великого Василия. Святитель буквально «сгорел» на кафедре и умер, не дожив до Собора 381г.

Григорий – Богослов Пресвятой Троицы. Еще в детстве Господь призывал его избрать девственный образ жизни. Среди различных божественных знаков, указаний и видений назовем ночное видение, когда ему явились в виде двух дев добродетели: Чистота и Целомудрие. «Кто молится, тот и Богослов» - слова прп. Симеона Нового Богослова. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», а значит и смогут наиболее адекватно (по человеческой мере постижения) описать Святую Троицу. Это все приложимо в божественному Григорию. Он начинает свое богословие с апофазы (с отрицания).

Он столь же поэт, сколько и богослов, и это дает ему возможность не просто внешне описать Троицу, но если можно так сказать и заглянуть внутрь божественной жизни насколько Сам Бог разрешает это сделать святому, чистому, избранному Им человеку. Только Сама Троица знает какой порядок имеет Сама в Себе, как совершается рождение, как совершается исхождение. Поэзия - это красота слова, приличная Троице, это взлет, парение над землей. «Три Лица, Три Ипостаси, Они нераздельны в воле, они нераздельны в могуществе и во всех иных существенных свойствах в славе, премудрости, любви. В Трех Бесконечных бесконечная соестественность. Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому».

Как совершается рождение, исхождение? Григорий доводит до полноты учение о Троице. Когда пытались свести Григория с кафедры, народ стал стеной и, не отпуская его, говорил: «С собой ты уводишь Троицу!» Святитель вводит понятие, также относящееся к внутрибожественной жизни в недрах Пресвятой Троицы: равночестность и равновеликость. Новое свидетельство: Сыновство не есть недостаток по сравнению с Отечеством и Исхождение не меньше Рождения. Богословие Троицы – славословие и хвала! «Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство наименований: дух Божий, Дух Христов, ум Христов; он Дух сыноположения, Он дышет, где хочет, Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет и по крещении взыскуется». Как бы останавливаемый свыше в рассуждениях и лицезрениях Таин Внутрибожественной жизни Григорий завершает: Дальнейшее да будет почтено молчанием. Истину нужно содержать всем, а вот богословствовать может не каждый!

В 381 г. после смерти свт. Мелетия Антиохийского (он хиротонисал Иоанна Златоуста во пресвитера) 2-й Вселенский Собор проходил под председательством Григория Богослова. Орос (определение) Собора – Символ веры, поемый за каждой Литургией. Подвиг Отцов Собора открыл Православное учение о Святой Троице и сделал доступным всем христианам исповедание Истины.

Удивительный Златоуст. С самого начала его стали называть Сладкоречивый, Медоточивый и др. Он столько же ритор, оратор (и филолог) сколько и богослов. Богословие его направлено к народу. Известно, что однажды он говорил так высоко, что было сложно для понимания простого народа. Одна женщина возвысила свой голос, сказав: «О, Иоанн, золотые уста! Произносимое тобою велико и высоко, а вервь [веревка] нашего ума коротка, и мы не можем уяснить глубину, изреченную тобой».

С той поры простота, доступность, ясность, точность, красота и образность, в совокупности необходимые для более адекватного понимания слушателей, стали ориентиром для церковного непревзойденного проповедника. И знание богословия, принесенного народу для его насущного назидания становится главным в жизни архипастыря и вселенского учителя. Это богословие, обращенное к народу, если хотите. Отсюда и многие экзегетические труды, проповеди, которых сохранилось благодаря скорописцам более 800. Толкование, учительство и проповедничество были вдохновлены Богом. Иоанна Златоуста видели с апостолом Павлом, нашептывающим святителю мудрые толкования своих посланий. В другой раз старец и подвижник Исихий лицезрел апостолов Петра и Иоанна Богослова, вручивших Иоанну ключи Царства Небесного и свиток, несущий в себе истинное знание, правильность и глубину понимания и проникновения в дух и букву Священного Писания.

Последние слова земной жизни высокого подвижника и угодника Божия: «Слава Богу за все!» и его крестный путь во Христе и со Христом стали важнейшим уроком духовного назидания и воспитания (формирования) подлинного патриотизма, силы воли, духа и мужества для многих и ныне ищущих и совершающих Божией помощью свое спасение.

Таково лишь в общих чертах подлинное значение подвига трех учителей и святителей Христовой Церкви. Их подвиг как нельзя востребован и необходим для воспоминания, для прославления и уяснения подлинного христианского учения. Ум, такт, всесторонняя образованность, энциклопедические знания, святость, Божественное созерцание и раскрытие Православного учения и славословие Троицы – то, что полезно будет современному и взрослому и подрастающему поколению нашей Родины, чтобы мы знали и помнили как важно и сегодня подлинное воспитание и образование. Сопряженное с личным и общественным благочестием, праведной жизнью и нравственностью оно способно противостоять «злу мира сего», служить процветанию нашей России, спасению и водворению человека в Царствии Небесном.

И еще. Часто в разговорах с православными христианами слышу, как и сейчас кто-то предпочитает Иоанна Златоуста, кто-то - Василия Великого… Никак мы не можем уйти от общих страстей, присущих «всем временам и народам». Нам нужно внимательнее обратиться к истории этого праздника и уяснить, что данное Божественное Откровение (открытие! для тогдашних христиан) насущно и современным последователям Христа. Дело действительно в том, что они полностью равны между собой. А потому восхождение до этой открытой истины и есть необходимая для нас потребность. Когда любой сможет искренне сказать о каждом святителе : «я так люблю его во Христе!» - тогда наш уровень бого- и благочестия наконец-то достигнет уровня открытой Господом истины.

Нынешний, 2015 год, несет России крупную юбилейную дату – 1000-летие со дня преставления св. равноапостольного великого князя Владимира. В связи с этим стоит вспомнить, что принятое им Таинство святого Крещения с именем Василия в честь свт. Василия Великого, указывает что «Василий» - «царственный» во всем ведет и указывает достойно идти средним, царским путем. Для правителя и для каждого живущего на земле неотъемлемо важным является не только сердце – вместилище любви, но и ум, разум, рассуждение и знание (конечно, в Духе Святом). А это был путь и свт. Василия (соединение ума и сердца) и пришедшего к евангельскому покаянию святого князя Владимира.

Помимо этого как может быть дорог и нам, сибирякам, этот праздник Трех Святителей! Ведь нынче для Сибири помимо прославления равноапостольного князя Владимира грядет и приближается юбилейные торжества, посвященные 300-летию упокоения свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. А такой дивный подвижник и Божий праведник, тем более просиявший в том же лике святости, что и вселенские учители и святители и, несомненно, тепло и молитвенно почитавший их в 18 веке, особенно будет сорадоваться прославлению своих великих собратьев-святителей в год, посвященный, бесспорно, ему и его памяти для православной христианской Сибири.

Диакон Валерий Казанцев, клирик Знаменского кафедрального собора, г. Тюмень


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



29 апреля 2025 г.
Миссионерская поездка учащихся духовных школ г. Тобольска по Ялуторовской земле

28 апреля 2025 г.
В ТЮМЕНИ СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

28 апреля 2025 г.
ОРОиК ТТЕ ПОДГОТОВИЛ ВЫСТАВКИ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА СВ.ПАСХИ

29 апреля 2025 г.
Ишимскую епархию посетил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

28 апреля 2025 г.
Пасхальный концерт в Тюменской филармонии

28 апреля 2025 г.
Архипастырское богослужение на Антипасху в Знаменском кафедральном соборе

28 апреля 2025 г.
АУДИО. Сражения Великой Отечественной войны в морях Тюменского края

27 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Онохино и мкрн. Большой Тараскуль

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий совершил молебен в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Архангела Михаила с. Червишево

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Пасхальный концерт в с. Нижняя Тавда и с. Антропово

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Нижняя Тавда

24 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре

23 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре

22 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию

19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

22 апреля 2025 г.
Поздравление Владыки-ректора с Пасхой

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

13 марта 2025 г.
Епархиальное собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии состоялось в духовной столице Сибири

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


роклятие и восхваление

Старайся делать для людей то, за что они прежде будут поносить тебя, а уже потом восхвалять; и никогда не делай ничего для того, за что тебя восхвалят, но в конце концов проклянут.
Нерон поначалу восхвалял свою мать, ведущую его по пути порока, а когда порок привел его в пропасть, он ее проклял.
Ребенок будет радоваться и благодарить тебя, если ты подтолкнешь его санки с горы, но, разбившись, станет проклинать тебя, как виновника своей беды.
Грешники будут осыпать тебя похвалами, когда ты будешь оправдывать их грехи, но лучше не приближаться тебе к их смертному одру...
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.