Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

12 февраля – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Диакон Валерий Казанцев

12 февраля 2015 г.

«Нет между нами ни первого, ни второго…мы имеем у Бога равное достоинство»

Собор Вселенских Учителей и Святителей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной Церкви, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви.

Торжество совершается 12 февраля (30 янв. по ст. стилю). Существует традиция часть службы им совершать на греческом языке ради уважения к их греческому происхождению. Следуя ей, мы также будем перемежать текст статьи греческими словами и понятиями.

Жили святые, о которых далее пойдет речь, в 4-5-м веках. Вследствие необычайной личной святости, почитания и уважения к ним верующих, ради обширного вклада трех святителей в вероучение и нравоучение Христовой Церкви вскоре каждому из них были установлены дни празднований. Общий праздник, прославляющий в один день всех троих, начал отмечаться с 11 века.

Согласно повествованию Синаксаря, помещенного в греческих и славянских богослужебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (или в 1092 г.), в столице империи Константинополе приобрел особую остроту спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Желая пресечь неполезные для мира в Церкви и империи волнения, Божии угодники в духовном видении предстали митрополиту Евхаитскому Иоанну (Мавроподу) (сохранилось около 200 его канонов святым и, среди них, канон Ангелу-хранителю, читаемый перед Святым Причастием). Они поведали о своем равенстве перед Господом нашим Иисусом Христом, и, указав о необходимости установить им общее празднование в один день, повелели песнописцу сочинить гимны для общего церковного последования.

После видения владыка Иоанн Мавропод составил службу на 30 января, т.к. в этом месяце совершалась церковное прославление всех троих святителей: день Василия Великого – 1-го числа, Григория Богослова – 25-го, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27-го.

Несмотря на то, что повествование Синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение, описанное событие прочно вошло в собрание православного церковного и святоотеческого Священного Предания.

Нам, людям немощным и несовершенным, нередко хочется выделить одного, нередко лишь на наш взгляд, более одаренного и талантливого человека (или святого) для подражания ему. Такое выделение определенных выдающихся качеств как наиважнейших для достижения того, что нам представляется самым главным в жизни, происходит в силу большей близости наших особенностей к его чертам характера, либо нравится особенности его жизненного пути, внешней одаренности и т.д. Такими были и люди предыдущих веков. Каждый, выбирая «по вкусу» святителя, хотел только на нем поставить фундамент не только своего личного, но и общецерковного спасения. И вновь, а мы говорим о богооткровенности Православной веры! Бог открыл людям то, что, не укладываясь в их сознание и что было неполезно (раздоры!) для христианского уразумения, что сужало и обедняло мышление и мировосприятие спорящих. Конечно, явленный путь трех равноценных несравненно ярче, богаче и шире, нежели если бы был выделен представитель одного величайшего таланта. И, таким образом, Тайна и Образ Пресвятой Троицы, где Все равны и равночисленны вновь осияла, запечатлела и явила Себя в трех святителях как Своем человеческом образе и подобии.

«Нет между нами ни первого, ни второго», - передает слова этих выдающихся церковных иерархов свт. Димитрий, митр. Ростовский в своих Четьих-Минеях. – «Если ты ссылаешься на одного, - сказано было Иоанну Мавроподу, - то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

Что общего выделяет всех трех гениальных святых людей? Конечно, надо начать с того, что жили они в одну эпоху и почти в одно время. Так, годы жизни свт. Василия Великого (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330— 1 января 379), Григория Богослова (Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος приблизительно 325-330 - между 389 и 390). Иоанн Златоуст (Златоустый) являлся их младшим современником (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407). Первые двое даже, по видимости, были «земляками» - из Каппадокии.

Если внимательно вчитываться в их биографии (Жития), то наблюдается значительное сходство: все они происходили из знатных, благородных, богатых и благочестивых родов, особую роль в воспитании, формировании мировоззрения и характера несли матери (прп. Емилия и бабушка св. исповедница Макрина [Старшая] у Василия, св. Нонна у Григория Богослова, благочестивая Анфуса. Анфуса, овдовев в возрасте приблизительно 20 лет, не вышла вторично замуж, но посвятила себя воспитанию Иоанна). От Макрины Старшей будущий святитель Василий Великий получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» (оказывается, она являлась духовным чадо ярчайшего святителя 3-го века) и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий Великий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства». Интересно здесь то, что вся последующая жизнь великого человека часто является развитием и усовершенствованием того, чему он был научен с раннего детства. И это, пожалуй, в определенном смысле можно сказать о всех характеризуемых здесь Отцах и Учителях вселенской Церкви.

Можно отдельно, конечно, говорить и о значении отцовского воспитания (например, о иерее Василии Старшем у Василия, и о «истинном архипастыре» Григории, еп. Назианзском [Старшем] у Богослова), однако роль и значение материнского воспитания как-то уж особенно обращает на себя внимание. Впрочем, раз зашел разговор об отцах, то, по словам матери Иоанна Златоуста: «Лицо твое, похожее на него, заменяло мне умершего твоего отца, напоминая мне о нем» свидетельствуют, что даже в раннем детстве Иоанна образ умершего отца Секунда через частые воспоминания и рассказы матери вдохновлял и воодушевлял подрастающего отрока, призывая к проведению достойной жизни.

Что же говорить о двух других святителях? У одного отец был благочестивым христианином, впоследствии ставший священником, а у другого (Григория), обращенный супругой из секты на путь истинного благочестия и ставший позднее даже епископом г. Назианза.

С детства будущие светильники церковные полюбили учение, предались ему и в силу удивительных природных и Божественных дарований достигли предельного для человека совершенства. Так, свт. Василия, например, Григорий называл «громадным кораблем, нагруженным всеми возможными для человека знаниями». Всем Святая Церковь усвоила уникальные единственные и неповторимые имена: Златые (золотые) уста, Богослов, Величайший. Все прожили (особенно Василий) сравнительно недолго. Начинали труды с монашеских и даже отшельнических подвигов. Они были великие экзегеты (мастера объяснений и толкований Священного Писания), проповедники и церковные ораторы. Василий и Иоанн - творцы одноименных Божественных Литургий, а Григорий и Иоанн были Святейшими Патриархами Константинопольскими.

Прошли многие скорби, зависть и страдания сопровождали каждого из них. Император Валент и правитель Каппадокии Модест грозили смертью Василию; к Григорию и Иоанну подсылали впоследствии покаявшихся убийц. Иоанна Златоуста в конечном счете сослали и соответствующей ссылкой ускорили его кончину в Команах Понтийских (современная Абхазия близ г. Сухума). Свт. Григорий был душевно «ранен», когда его стали «сводить» с престола Константинополя.

Все они были постники, кроме скорбей душевных, многие претерпели болезни и физические. Так, свт. Василий однажды сказал: «Я так слаб телом, что первого удара во время мучения будет для меня достаточно». Это он, вообще слабый от природы, вдобавок так истощил себя трудами и постом. Великие иерархи боролись с многочисленными еретиками. Способные к наукам юноши прошли обучение и покорили своих учителей в тогдашней «обители наук» городе Афины. Всех троих пытались оставить в городе в качестве преподавателей и ученых. Афинский епископ хотел оставить и рукоположить Иоанна в священный сан с тем, чтобы впоследствии последний занял архиерейскую кафедру. Вместе с Григорием, но особенно Василий составил свод канонических правил для общежительного монашества. Можно продолжать схожий перечень их заслуг трудов и подвигов этих необычайных личностей всемирной и церковной истории.

Следует отдельно сказать и о том огромном вкладе, который внесли эти люди, как нечто определенно бесценном в сокровищницу Церкви, ее богословия и православного богопочитания. И о том различии, которое из их черт, способностей, талантов и дарований Божиих, которое сделало возможным неповторимым и уникальным вклад каждого из них в хранилища вселенской Церкви и единственном пути каждого во Христе.

Несколько еще черт о свт. Василии. Про него говорили, что «он был велик и в словах, и в действиях». Еще в Афинах он, молодой человек, буквально поразил знаменитого учителя философии ее необычным определением: «Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти». Правитель Кесарии Модест, пораженный поведением архипастыря, произнес: «С такою свободою никто доселе не говорил предо мною».

Вскоре после смерти Юлиана Отступника в 364 г., в год, когда Василий стал священником, 3 вопроса стояли перед сознанием Вселенской Церкви.

1. После арианского «наплыва» в мышлении произошло движение в сторону благочестия и «флаг» перехватили «подобосущники» (от όμοιούσιος - подобосущный, сходносущий). Однако в их мышлении оставался пробел: если Бог Слово подобен Богу Отцу, то нет ли в рождении от Отца волевого хотения при рождении, а это снижение Сына на позицию ущербную по отношению к Отцу. Или же рождение Сына от Отца действие всецело природы Божества? Решение : ομοούσιος – единосущий нужно было вновь возрождать в православном миропонимании подавляющего большинства.

2. Вставал вопрос правильного (православного) почитания Третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Проявление, энергия, сила Он Божества Отца, или же Сам является Богом? Как писал свт. Григорий: в то время «одни почитали Духа энергией [т.е. нетварной, но все же эманацией Божества], другие тварью, иные Богом и еще иные не решались сказать ни того, ни другого. И даже из признававших Его Богом многие благочестивы только в сердце, иные же решаются благочествовать и устами».

3. Стоял вопрос о Личностях (Лицах) Пресвятой Троицы, обладающих Единой Божественной Сущностью. Сын единосущен Отцу, Дух единосущен Отцу – это ясно, но ведь Они разные. Эти вопросы путем молитвенного подвига, громадной силе ума, помноженной на мощное и глубокое классическое древнегреческое образование, надлежало решить свт. Василию Великому.

При этом необходимо понимать, что Василий столько же философ сколько и богослов. Иначе многое будет непонятным. Разработка категориального аппарата – т.е. понятий, с помощью которых стало доступным и возможным выражение на человеческом языке межличностных отношений в Пресвятой Троице – заслуга всецело великого Кесарийского архиепископа. Ему принадлежит и введение в святоотеческое богословие слова ипостась (от греч. hypostasis – подставка, опора, сущность, основание). Слово просопон (др.-греч. πρόσωπον – лицо) нельзя было использовать, т.к. в греческих трагедиях оно стало означать маску, личину. Поэтому нужно было выделить это названное новое слово и, постепенно очистив его, возвысить до всеобщего понимания Лица, Личности. Труд философа и филолога озаренного Духом Святым!

Когда выработанные понятия, термины и их взаимоотношения определились благодаря работе богословской мысли Василия, стало возможным выразить таинственную сущностную Троичную жизнь через общее и частное. Пример: человечество – общее, конкретный человек – частное. Так и в Троице: Божество – то, что присуще всем Лицам Пресвятой Троицы и личность, лицо, ипостась – то, что относится к любому из Лиц Пресвятой Троицы. А различие Ипостасей выразить через различие личностных свойств. Существенные свойства (от ἰδιώτης) - то же термин свт. Василия Великого - каждой ипостаси. Отца – нерожденность, Сына – рожденность и Духа Святого – исхождение. И при этом неслитность (никогда не сливаются) и нераздельность (аналогичное рассуждение). Вот когда становится понятным Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Пока мы этого не понимаем, мы не можем и вознести хвалу св. Троице, пока ум не сможет восприять неслитность Лиц и их индивидуальных свойств Каждого, дотоле невозможно совершить ей славословие Отцу и Сыну и Св Духу». Все Три обладают полнотой Божества при неслитности всех Трех – завершение тринитарного (троичного) богословия великого Василия. Святитель буквально «сгорел» на кафедре и умер, не дожив до Собора 381г.

Григорий – Богослов Пресвятой Троицы. Еще в детстве Господь призывал его избрать девственный образ жизни. Среди различных божественных знаков, указаний и видений назовем ночное видение, когда ему явились в виде двух дев добродетели: Чистота и Целомудрие. «Кто молится, тот и Богослов» - слова прп. Симеона Нового Богослова. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», а значит и смогут наиболее адекватно (по человеческой мере постижения) описать Святую Троицу. Это все приложимо в божественному Григорию. Он начинает свое богословие с апофазы (с отрицания).

Он столь же поэт, сколько и богослов, и это дает ему возможность не просто внешне описать Троицу, но если можно так сказать и заглянуть внутрь божественной жизни насколько Сам Бог разрешает это сделать святому, чистому, избранному Им человеку. Только Сама Троица знает какой порядок имеет Сама в Себе, как совершается рождение, как совершается исхождение. Поэзия - это красота слова, приличная Троице, это взлет, парение над землей. «Три Лица, Три Ипостаси, Они нераздельны в воле, они нераздельны в могуществе и во всех иных существенных свойствах в славе, премудрости, любви. В Трех Бесконечных бесконечная соестественность. Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому».

Как совершается рождение, исхождение? Григорий доводит до полноты учение о Троице. Когда пытались свести Григория с кафедры, народ стал стеной и, не отпуская его, говорил: «С собой ты уводишь Троицу!» Святитель вводит понятие, также относящееся к внутрибожественной жизни в недрах Пресвятой Троицы: равночестность и равновеликость. Новое свидетельство: Сыновство не есть недостаток по сравнению с Отечеством и Исхождение не меньше Рождения. Богословие Троицы – славословие и хвала! «Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство наименований: дух Божий, Дух Христов, ум Христов; он Дух сыноположения, Он дышет, где хочет, Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет и по крещении взыскуется». Как бы останавливаемый свыше в рассуждениях и лицезрениях Таин Внутрибожественной жизни Григорий завершает: Дальнейшее да будет почтено молчанием. Истину нужно содержать всем, а вот богословствовать может не каждый!

В 381 г. после смерти свт. Мелетия Антиохийского (он хиротонисал Иоанна Златоуста во пресвитера) 2-й Вселенский Собор проходил под председательством Григория Богослова. Орос (определение) Собора – Символ веры, поемый за каждой Литургией. Подвиг Отцов Собора открыл Православное учение о Святой Троице и сделал доступным всем христианам исповедание Истины.

Удивительный Златоуст. С самого начала его стали называть Сладкоречивый, Медоточивый и др. Он столько же ритор, оратор (и филолог) сколько и богослов. Богословие его направлено к народу. Известно, что однажды он говорил так высоко, что было сложно для понимания простого народа. Одна женщина возвысила свой голос, сказав: «О, Иоанн, золотые уста! Произносимое тобою велико и высоко, а вервь [веревка] нашего ума коротка, и мы не можем уяснить глубину, изреченную тобой».

С той поры простота, доступность, ясность, точность, красота и образность, в совокупности необходимые для более адекватного понимания слушателей, стали ориентиром для церковного непревзойденного проповедника. И знание богословия, принесенного народу для его насущного назидания становится главным в жизни архипастыря и вселенского учителя. Это богословие, обращенное к народу, если хотите. Отсюда и многие экзегетические труды, проповеди, которых сохранилось благодаря скорописцам более 800. Толкование, учительство и проповедничество были вдохновлены Богом. Иоанна Златоуста видели с апостолом Павлом, нашептывающим святителю мудрые толкования своих посланий. В другой раз старец и подвижник Исихий лицезрел апостолов Петра и Иоанна Богослова, вручивших Иоанну ключи Царства Небесного и свиток, несущий в себе истинное знание, правильность и глубину понимания и проникновения в дух и букву Священного Писания.

Последние слова земной жизни высокого подвижника и угодника Божия: «Слава Богу за все!» и его крестный путь во Христе и со Христом стали важнейшим уроком духовного назидания и воспитания (формирования) подлинного патриотизма, силы воли, духа и мужества для многих и ныне ищущих и совершающих Божией помощью свое спасение.

Таково лишь в общих чертах подлинное значение подвига трех учителей и святителей Христовой Церкви. Их подвиг как нельзя востребован и необходим для воспоминания, для прославления и уяснения подлинного христианского учения. Ум, такт, всесторонняя образованность, энциклопедические знания, святость, Божественное созерцание и раскрытие Православного учения и славословие Троицы – то, что полезно будет современному и взрослому и подрастающему поколению нашей Родины, чтобы мы знали и помнили как важно и сегодня подлинное воспитание и образование. Сопряженное с личным и общественным благочестием, праведной жизнью и нравственностью оно способно противостоять «злу мира сего», служить процветанию нашей России, спасению и водворению человека в Царствии Небесном.

И еще. Часто в разговорах с православными христианами слышу, как и сейчас кто-то предпочитает Иоанна Златоуста, кто-то - Василия Великого… Никак мы не можем уйти от общих страстей, присущих «всем временам и народам». Нам нужно внимательнее обратиться к истории этого праздника и уяснить, что данное Божественное Откровение (открытие! для тогдашних христиан) насущно и современным последователям Христа. Дело действительно в том, что они полностью равны между собой. А потому восхождение до этой открытой истины и есть необходимая для нас потребность. Когда любой сможет искренне сказать о каждом святителе : «я так люблю его во Христе!» - тогда наш уровень бого- и благочестия наконец-то достигнет уровня открытой Господом истины.

Нынешний, 2015 год, несет России крупную юбилейную дату – 1000-летие со дня преставления св. равноапостольного великого князя Владимира. В связи с этим стоит вспомнить, что принятое им Таинство святого Крещения с именем Василия в честь свт. Василия Великого, указывает что «Василий» - «царственный» во всем ведет и указывает достойно идти средним, царским путем. Для правителя и для каждого живущего на земле неотъемлемо важным является не только сердце – вместилище любви, но и ум, разум, рассуждение и знание (конечно, в Духе Святом). А это был путь и свт. Василия (соединение ума и сердца) и пришедшего к евангельскому покаянию святого князя Владимира.

Помимо этого как может быть дорог и нам, сибирякам, этот праздник Трех Святителей! Ведь нынче для Сибири помимо прославления равноапостольного князя Владимира грядет и приближается юбилейные торжества, посвященные 300-летию упокоения свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. А такой дивный подвижник и Божий праведник, тем более просиявший в том же лике святости, что и вселенские учители и святители и, несомненно, тепло и молитвенно почитавший их в 18 веке, особенно будет сорадоваться прославлению своих великих собратьев-святителей в год, посвященный, бесспорно, ему и его памяти для православной христианской Сибири.

Диакон Валерий Казанцев, клирик Знаменского кафедрального собора, г. Тюмень


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги

15 марта 2024 г.
Выборы Президента Российской Федерации

14 марта 2024 г.
Масленичные гуляния

14 марта 2024 г.
День православной книги в Тюменской православной гимназии

14 марта 2024 г.
ПОМОЛИЛИСЬ О ПОГИБШИХ ВОИНАХ

12 марта 2024 г.
О посте и покаянии

12 марта 2024 г.
В Москве проходит форум «Россия – Дом народов»

11 марта 2024 г.
Освящение командно-диспетчерского пункта в Тюмени

11 марта 2024 г.
Об участии учреждений Тобольско-Тюменской епархии во II (международном) этапе конкурса «Лето Господне»

6 марта 2024 г.
Первый визит президента РФ В.В. Путина в г. Тобольск

4 марта 2024 г.
Глава митрополии принял участие в заседании координационного совета

5 марта 2024 г.
Самая главная встреча в жизни

5 марта 2024 г.
Новомученики - новая глава на сайте Тобольской митрополии

2 марта 2024 г.
Тюменская инициатива о реставрации Крестовоздвиженской церкви в Тобольске получила поддержку Министерства культуры Российской Федерации

2 марта 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил строящийся храм в Тюмени

1 марта 2024 г.
Встреча с федеральным экспертом по проектной деятельности

28 февраля 2024 г.
Заседание рабочей группы по популяризации традиционных семейных ценностей

27 февраля 2024 г.
Покаяние – второе Крещение

27 февраля 2024 г.
Победители конкурса «Спасем жизнь вместе»

25 февраля 2024 г.
Митрополит Димитрий совершил чин Великого освящения храма Всех святых, в земле Сибирской просиявших

24 февраля 2024 г.
Об участии образовательных учреждений Тобольско-Тюменской епархии в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2024 г.
Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Встреча Митрополита Димитрия с учащимися Ялуторовской школы

16 февраля 2024 г.
Престольный праздник Сретенского собора г. Ялуторовска

16 февраля 2024 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня в Благовещенском соборе

16 февраля 2024 г.
О проведении семинара для педагогов воскресных школ «Как вера Русь хранит»

16 февраля 2024 г.
День Симеона Богоприимца в Тюмени

12 февраля 2024 г.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

11 февраля 2024 г.
Встреча с участником СВО – звонарём собора

10 февраля 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

9 февраля 2024 г.
В ХРАМ МЫ К НЕЙ ПОСПЕШИМ…

7 февраля 2024 г.
Большое счастье семьи Давыденко







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ять импульсов


Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.
Пятый импульс - первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и самоубийства.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.