Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Великий пост: как приучить себя поститься. Иерей Николай Сушков.

27 февраля 2015 г.

В одном из Своих поучений о Царстве Небесном Господь Иисус Христос произнес такие слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12), развеивая тем самым фантазии мечтателей, которые думали и думают, что спастись можно как-нибудь случайно, не предпринимая для этого никаких усилий, ничего не меняя в жизни, ни от чего не отказываясь и ничем не жертвуя. Существует даже такая фраза: «попасть в Рай». Люди говорят: «Я попаду в Рай» или: «Я не попаду в Рай», как будто Рай – это выйгрыш, который случайно выпадает в игре. Нет, жизнь – это не игра, и в Рай не попадают, туда идут целенаправленно. Вход в Царство небесное – это логическое завершение всего моего жизненного пути. Если я в земной жизни не стремился туда, не предпринимал усилий и конкретных действий, чтобы туда войти, то после смерти я там никак не смогу оказаться. Ведь вполне закономерно, что если я иду в Астрахань, то в Петербург я никак не попаду по той простой причине, что Петербург находится совсем в другой стороне. Так и здесь, если целью моей жизни является не приобретение высшего блага – Вечного пребывания с Богом, а стремление максимально комфортно устроиться на земле, если руководством в моей жизни были не заповеди Творца, а желание удовлетворять свои похоти, страсти и греховные наклонности, то как я могу оказаться в Небесном Царстве? Никак: я всю жизнь двигался в противоположном направлении.

Чтобы наследовать жизнь вечную, во-первых, этого нужно захотеть, а во-вторых, необходимо встать на путь, ведущий к заданной цели. Что это за путь и где его найти? Господь Иисус Христос говорил о Себе: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь...» (Иоан. 14, 6). То есть для спасения необходимо последовать за Христом, стать частью Его Тела – членом Церкви Его. Как об этом говорится в Евангелии: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Вот в этом и заключается спасение – трудом покаяния, поста, молитвы и исполнения заповедей Божиих очистить свою душу от духовной грязи, а через участие в возрождающих Таинствах, прежде всего – Исповеди и Причастии, максимально тесно соединиться со Христом и через это соединение достичь состояния богоподобия. Можно даже сказать, что в достижении богоподобия заключается вообще весь смысл жизни человека. Потому что именно для этого и был сотворён человек. Он был сотворён по образу Божию (Быт. 1, 27), тогда как в замысле Божием должен был быть сотворён по образу и подобию (Быт. 1, 26). И вот образ – это то, что даётся нам, а подобие – это то, что мы должны достигнуть сами, при содействии укрепляющей и возрождающей благодати Божией. Именно это и имеет в виду Господь, когда говорит, что Царство небесное силою берётся: богоподобие достигается только при непосредственном участии самого человека, потому что здесь уже вступает в действие его свободная воля – этот величайший дар Божий, которого Бог не касается. Дать нам Свой образ – это находится во власти Бога, и Он нам его даёт, но дать Своего подобия Бог не может, потому что Он сотворил нас свободными существами и оставляет это в нашей власти. Если лишить человека дара свободы, то это уже будет не человек, это будет существо, похожее на человека, но человеком не являющееся. Это, по сути, будет обезьяна. Но обезьяны уже есть, а Богу нужны именно люди.

В достижении указанной цели человеку очень помогает такое духовное делание, как пост, к которому Церковь регулярно призывает своих верных чад. Но, к сожалению, многие из тех, кто называет себя православными христианами, пренебрегают этим духовным трудом, считая его чем-то маловажным и ко спасению не относящимся. Но это не так. Пост – это время, когда человек пробует пожить настоящей христианской жизнью, жизнью, наполненной подвигом самоотречения. Поскольку пост посягает на «святая святых» нашего падшего человеческого естества, на то качество нашей души, которое стоит медной стеной между нами и Богом: на нашу эгоцентричность – когда человек вместо того, чтобы служить Богу, начинает служить «своему любезному и лукавому владыке» – своему чреву, как его называет преподобный Иоанн Лествичник. Вот по этому нашему «любезному владыке» и наносится удар постом. Во время поста человек может опытно убедиться, кому он служит: Богу или своему чреву, кто хозяин в его человеческом естестве: он или его желудок, может ли он ради Бога отказаться от куска колбасы или колбаса - полноправный хозяин, которому он безропотно служит. Если последнее, то как же ты можешь быть православным христианином? Нет, ты не христианин, ты пока ещё только раб своего чрева, а чтобы стать христианином, нужно для начала освободиться от тирании «своего любезного и лукавого владыки», нужно научиться подчинять свои низменные желания более высоким стремлениям. А пост в этом деле – незаменимый помощник.

Пост через воздержание в пище и развлечениях немного ослабляет нашу плоть, и через это она становится более податливой и послушной, как разогретый в тёплых пальцах пластилин. Пока пластилин холодный, из него ничего не вылепишь, он будет только ломаться. Так и наша плоть. Пока она сыта, довольна и беззаботна, она совершенно неспособна ни к каким духовным переживаниям, она глуха к проявлениям духовного мира, она живёт только животной частью своего естества, как об этом говорится в книге Бытия о допотопных людях: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть...» (Быт.6:3). То есть люди совершенно утратили свою духовную составляющую, изгнали из своего естества Дух Божий и превратились, по сути, в скотину. Вот от этого оскотинивания и уберегает нас пост. Невозможно быть «скотиной», живущей только лишь потребностями своего чрева, и при этом претендовать на некое духовное звание, называться христианином, то есть быть последователем Христа. Двум господам служить невозможно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф.6:24). Если ты любишь свое чрево, то ты ненавидишь Бога, если же ты любишь Бога, то возненавидишь похоти своего чрева, отдаляющие тебя от Бога. Арифметика совершенно простая: или - или. Но вот эта простота и пугает людей, им хочется, чтобы были какие-то обходные пути: нельзя ли как-нибудь, не ущемляя своего чрева, «заскочить в Царство Небесное». Нет, нельзя: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).

А чтобы не бояться поста, нужно приучать себя к нему. Как это сделать? Во-первых, необходимо осознать себя частью Тела Христова – Его святой Церкви и стать послушным её чадом. А Церковь говорит, что если кто из верных не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной: если клирик, да будет извержен. Если мирянин: да будет отлучён (См. 69-е правило святых апостолов). За несоблюдение установленных Церковью постов человек от Церкви отлучается. Что это значит? Христос говорит об этом: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан.15:1-7). Церковь есть Тело Христово, а люди, принявшие Крещение, становятся частью этого Тела, они питаются теми живительными, благодатными соками, которыми это Тело наполнено, и начинают приносить духовные плоды. Через грех или непослушание человек отпадает от Церкви и, как отсечённая от дерева ветвь, духовно засыхает и умирает. Это и значит отлучение от Церкви. Не Церковь прогоняет человека от себя, но человек сам отсекает себя от Церкви.

Во-вторых, нужно почувствовать те благодатные изменения, которые происходят в нас под воздействием поста: как очищается ум, как утончается тело, как душа освобождается от груза инертной плоти и становится восприимчивой к действию благодати Божией. От всего этого душа человека наполняется неземным миром и тихой радостью. А это и есть начало проявления в нас Царства Небесного, потому что Царство Небесное находится не где-то в созвездии «Альфа Центавра», а оно внутри нас, как об этом говорит Господь Иисус Христос в Евангелии: «...Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). То есть жизнь в Царстве Божием начинается уже здесь на земле, а потом продолжается в Вечности. Соответственно, и ад начинается на земле и продолжается в Вечности.

А в-третьих, нужно хотя бы немного уважать себя, как человека, как образ Божий, и должно быть стыдно от осознания того, что я не могу ради Бога, ради спасения, ради Вечности победить своё чрево; от того, что не я владею желудком, а желудок владеет мною. Стыдно для человека быть рабом своего чрева. А устыдившись, нужно проявить немного терпения, немного твёрдости и немного настойчивости - и обязательно всё получится. И в день Светлого Христова Воскресения радость от одержанной победы соединится с радостью о Христе Воскресшем и изольётся в торжествующем возгласе, возвещающем вечную победу жизни над смертью, правды над ложью, света над тьмою: «Христос Воскресе!».

иерей Николай Сушков


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2022 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



18 августа 2022 г.
В Тобольской Духовной семинарии прошли вступительные экзамены

14 августа 2022 г.
Митрополит Димитрий встретился с губернатором Тюменской области и генеральным директором ОАО «Сургутнефтегаз»

14 августа 2022 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную Литургию в храме преподобного Серафима Саровского с. Суерка

14 августа 2022 г.
Митрополит Димитрий возглавил Всенощное бдение в Знаменском кафедральном соборе

9 августа 2022 г.
Праздник колокольного звона

9 августа 2022 г.
Владыка Димитрий посетил скит Свято-Знаменского Абалакского монастыря в с. Липовка

7 августа 2022 г.
Сибирские казаки провели мероприятия, посвященные Дням памяти атамана Ермака Тимофеевича в селе Вагай Тюменской области

1 августа 2022 г.
Архиерейское богослужение в день памяти преподобного Серафима Саровского

29 июля 2022 г.
День Крещения Руси в Ялуторовском благочинии

28 июля 2022 г.
Архиерейское богослужение в день Крещения Руси

26 июля 2022 г.
Крестный ход в селе Киево

23 июля 2022 г.
Благоверный Штефан III Великий и Святой, Господарь Молдавский

21 июля 2022 г.
Артур Васильевич Чернышов и его вклад в сохранение истории Тюменского края

20 июля 2022 г.
«Благослови Господи, семью - творения венец!»

12 июля 2022 г.
«Искреннее, трогательное, осмысленное исполнение»

11 июля 2022 г.
День Семьи, Любви и Верности в Зубарева

10 июля 2022 г.
Храм и село в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отметили престольный праздник

10 июля 2022 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

8 июля 2022 г.
Многодетной семье священника в Вагайском районе Тюменской области построят дом

6 июля 2022 г.
В Свято-Успенском скиту проходил летний богословский лагерь

1 июля 2022 г.
Актовый день Тобольской православной гимназии

30 июня 2022 г.
День памяти сщмч. Гермогена, епископа Тобольского

29 июня 2022 г.
Праздник доброты и благотворительности

28 июня 2022 г.
Икона и частица мощей вмц. Варвары прибыли в Тобольск

27 июня 2022 г.
Торжественный выпускной акт в Тобольской Духовной семинарии

25 июня 2022 г.
Икона и частица мощей вмц. Варвары прибыла в Тюмень

25 июня 2022 г.
День памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца

24 июня 2022 г.
В ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКУЮ ЕПАРХИЮ БУДУТ ПРИНЕСЕНЫ МОЩИ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ

23 июня 2022 г.
Завершился ХХ Юбилейный региональный конкурс-фестиваль «Православие и СМИ»

23 июня 2022 г.
ПРОТОКОЛ ИТОГОВОГО ЗАСЕДАНИЯ ЖЮРИ XX МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ПРАВОСЛАВИЕ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ», 21-23 ИЮНЯ 2022 ГОДА, Г. ТОБОЛЬСК

22 июня 2022 г.
Сольный концерт хора девочек Тюменской православной гимназии

21 июня 2022 г.
Выставка «Благовещенский собор – утраченное наследие»

20 июня 2022 г.
КРЕСТНЫЙ ХОД С АБАЛАКСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТОБОЛЬСКЕ

20 июня 2022 г.
Работы конкурса-фестиваля «Православие и СМИ-2022»

20 июня 2022 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

20 июня 2022 г.
АУДИО. Хор Тюменской православной гимназии

19 июня 2022 г.
12 тысяч человек приложились к частице мощей преподобного Сергия Радонежского

15 июня 2022 г.
Частица мощей преподобного Сергия Радонежского пребудет в Тюмень

15 июня 2022 г.
Девяностолетию взрыва Благовещенского собора г. Тюмени

14 июня 2022 г.
Сердцу милая часовня

14 июня 2022 г.
Праздник Святой Троицы в Ялуторовске

13 июня 2022 г.
Актовый день в Тюменском духовном училище

13 июня 2022 г.
Архиерейское богослужение в день памяти святителя Филофея в Тюмени

12 июня 2022 г.
ВИДЕО: Слово в День России митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

12 июня 2022 г.
ВИДЕО: Владыка Димитрий поздравил всех с Днём Святой Троицы

12 июня 2022 г.
ВИДЕО. День Святой Троицы. Молебен на площади Троицкого монастыря

12 июня 2022 г.
ВИДЕО. Крестный ход в Тюмени на день Святой Троицы

12 июня 2022 г.
Архиерейское богослужение в День Святой Троицы

11 июня 2022 г.
Архиерейское богослужение в канун дня Святой Троицы

11 июня 2022 г.
Тобольская православная гимназия: каникулы продолжаются







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


юбовь Божия

Любовь Божия к человеку предвосхищает любовь человека к Богу. Кто знает, любил бы ребенок мать, если бы прежде не ощутил ее любви к себе? Также и человек не может возжечь в себе любовь к Богу до тех пор, пока не ощутит неистощимой любви Божией к самому себе.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.