Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Библия и русская литература. Л.Л. Телегина

10 апреля 2015 г.

2015 год в России - Год литературы

Как известно, Президент РФ Владимир Путин в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Если вспомнить историю нашего Отечества, то ещё в XIII веке сложился культ книги, а в недавнее время наша страна была «самой читающей страной в мире». Менталитет русского человека во многом формировался благодаря великой и могучей русской классической литературе, которая составляет «золотой фонд» мировой культуры, утверждая общечеловеческие нравственные и христианские ценности.

Любовь к книге и литературе во многом формируется в школьные годы, а уроки литературы способствуют воспитанию духовно богатой личности, ведь именно на них воспитываются чувства патриотизма, уважения к ценностям отечественной культуры.

Наши дети знают и широко отмечают праздники – день святого Валентина и Международный женский день 8 марта, которые для православных христиан таковыми вовсе и не являются. Они хорошо разбираются в компьютерных технологиях и сотовых телефонах. Но к великому сожалению, наши дети зачастую остаются чёрствыми душой к чужой беде, плохо помнят исторические даты, мало читают и совершенно не знают мировоззрения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова и многих других, которое было православным.

Раскрыть мировоззрение русских писателей, показать детям взаимосвязь русской литературы и Священного Писания, познакомить их с Библейскими сюжетами, которые лежат в основе многих произведений русской литературы, – вот важнейшие задачи, которые стоят перед учителем литературы, потому как в Библии заключены общечеловеческие ценности. Это подтверждается и словами А.С. Пушкина: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира: Из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знал бы наизусть <…> книга сия называется Евангелием – и такова её вечная прелесть, что, если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в Божественное красноречие».

«Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М.Достоевский. Вообще всё творчество А.С.Пушкина пронизано духом святого Евангелия, одухотворено православной верой. Перечитаем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и убедимся, что это не что иное, как переосмысление поэтом Евангельской притчи о «блудном сыне» (Ин.15).

В основе стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» лежит молитва Ефрема Сирина, которую поэт очень любил. В этом стихотворении поэт предстает не только как православный христианин, но и как русский человек, любящий молитву, повторяемую в Церкви с многочисленными земными поклонами во время Великого поста. Пушкиным прекрасно написаны женские образы Татьяны Лариной, Маши Троекуровой, которые привлекают нас, читателей, своей чистой душой, глубокой нравственностью и человечностью. Как важно современным школьникам на уроках литературы при изучении программных произведений «Евгений Онегин», «Дубровский» донести мысль писателя о девичьей чести и целомудрии на примере любимых Пушкиным женских образов! Современный мир, погрязший в соблазнах, где нарушение заповеди «Не прелюбодействуй» является чуть ли ни нормой поведения, предстаёт перед нашими детьми с экранов телевизоров, с обложек глянцевых журналов. Словно забыто предупреждение Спасителя: «Горе миру от соблазнов». Поэтому так важно обращение к русской классике, из которой черпаем живительную силу и нравственную чистоту.

Вспомним повесть «Дубровский». Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. «Ради Бога, - заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, - не трогайте его, не смейте его тронуть…. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса». Когда на пороге из церкви Дубровский предлагает ей свободу, она её отвергает: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского». Отчаяние Дубровского подсказывает выход: «Нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…» Но не только отказ от сделок с совестью звучит в ответе Маши: «Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостью, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним…» Кроме нравственного закона православной душе ведом и другой Закон: «невозвратимые слова» священника невозможно не обойти, не отменить. И её невольная неправда («Я согласилась, я дала клятву», хотя священник закончил обряд, «не дождавшись её ответа» на свои «обычные вопросы») не являются ложью, потому что в заключительных словах венчания «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их», - уже звучит всё: и согласие, и клятва, и отказ от собственной воли. Вот здесь и видим добродетель смирения.

Конечно, с точки зрения современного невоцерковленного читателя поведение Маши может показаться непонятным. Вот перед тобой - герой твоего романа Дубровский, молодой, красивый, любимый, желанный. А тут – отказ от собственной воли, от собственного счастья, отказ от своей мечты. Здесь очень важно понять, что такое смирение, послушание, т.е. христианские добродетели, которыми руководствуется Маша в своём поведении. Ещё Ф.М.Достоевский писал о том, что «Надо учить молодежь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком».

Если обратиться к творчеству М.Ю.Лермонтова, к такому его произведению, как «Песня про купца Калашникова», то в нём мы увидим изображение семьи, нерасторжимой в христианском смысле. Нравственный кодекс жизни русского человека в основе имел православную веру. Обращение к Библии при изучении такого христианского произведения поможет понять, как автор раскрывает тему семейной чести, ответственности друг перед другом и перед Богом. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не имеет права поступать безнравственно. Библия отрицательно оценивает прелюбодеяние: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф, 5; 27,28). Любовь, наваждение царского опричника, заставляет его лгать, скрывая от царя правду:

Обманул тебя твой лукавый раб:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом,

По закону нашему христианскому.

Отношения супругов построены на полном доверии. Алена Дмитриевна без утайки рассказывает своему мужу, что с ней произошло, и Степан Парамонович защищает честь своей жены, своей семьи. Взаимоотношениям в семье необходимо учить с самого раннего детства, ведь значение духовной традиции семьи очень велико. «Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию… где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести», - указывал великий русский философ И.А. Ильин. А педагог протоиерей Василий Зеньковский пишет, что «сама семейная жизнь есть как бы святыня. Через семью великая сила Божия светит миру всегда и везде».

Теме семьи посвящены многие страницы русской классики: семья Болконских и Ростовых, семья Кабановых, семья братьев Карамазовых, где свой уклад, быт и нравы, традиции… В своих 10-х классах я провожу уроки на тему «Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Подробно разбираем с учащимися, как отражается «мысль семейная» в романе. Ребята знакомятся с такими нравственными категориями, как чистота помыслов, искренность чувств, душевная доброта, сердечность взаимоотношений между членами семьи, глубокий патриотизм. В результате анализа и глубоких размышлений о семьях Ростовых и Болконских приходим к выводу, что Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – материнство. Так разговор на уроке переходит о положении современной женщины в семье, ее отношении к работе, карьере, материнству. Школьники констатируют печальный факт, что в наше время женщина предпочтение отдает карьерному росту, нежели материнству, что нужно вернуть женщину в семью, чтобы она занималась домом, воспитанием своих детей. Анализируя образ Марьи Болконской отмечаем, что ее воспитанием и обучением занимался старый князь сам, не доверяя и не перепоручая этого никому: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником всех людских пороков он считает праздность, которая, увы, в наше время расцвела пышным цветом, и современные школьники имеют установку на отдых и развлечения, нежели на труд. Княжна Марья воплотит отцовский идеал семьи: она станет по-отцовски требовательна к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Отмечаем с ребятами, что Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях. Василь Курагин – отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Оттого его дети несут печать сознания своего превосходства, они умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей», - говорит красавица Элен, «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне», - говорит Анатоль. Так, постепенно анализируя эпизод за эпизодом, раскрывающих мир семейных взаимоотношений, приходим к выводам, что семейный мир для любимых героев Толстого – это мир детства, для людей несемейных дети – это обуза, тяжесть. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке. Спрашиваю детей: «Всегда ли мы в нашей жизни замечаем эту детскую открытость души, простоту, естественность, сердечность во взаимоотношениях людей друг с другом?» Так разговор о семье на примере литературных героев переходит в разговор о жизни современной семьи.

Библейские сюжеты широко использовал Н.В. Гоголь. Он ежедневно читал Евангелие, посещал Оптину пустынь. Один из любимых образов в творчестве Гоголя - это образ лестницы (в церковнославянском – лествицы), соединяющий землю с небом. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достанет до неба, - сожалеет красавица Ганна. - А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит временами в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником». «Нет, Галю, - отвечает ей козак Левко, - у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».

В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки. В данной повести у Гоголя герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль, они говорят о Боге, о прекрасной украинской ночи. Здесь народные предания сливаются с Библейскими текстами.

Ф.М. Достоевский постоянно обращался к Библии, один из её сюжетов - история воскрешения Иисусом Христом Лазаря дана в программном произведении «Преступление и наказание». Важно познакомить учеников с отрывком из Евангелия (Ин. 11), чтобы ребятам было видно использование писателем Библейского сюжета, ведь без этой притчи непонятны мотивы покаяния Раскольникова.

В старших классах изучается произведение И.С.Шмелёва «Лето Господне», о котором русский философ И.А.Ильин сказал: «Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта в словах точных, насыщенных и изобразительных… Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила… возрастает ещё оттого, что всё берётся и даётся из детской души, вседоверчиво развёрстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся». Но, к сожалению, школьная программа отводит на его изучение всего лишь два часа. А жаль! Ведь в этой книге представлена жизнь русской семьи и её представления о православных традициях, в которой И.С.Шмелёв изображает широту души русского человека. Помню, когда мои ученики 11-х классов на уроках литературы познакомились с книгой И.С.Шмелёва, они были так поражены, изумлены от всего, что узнали о жизни православной русской семьи. А позже написали отзывы о данном произведении. Вот некоторые из них:

Настя Ц.: «Мне кажется, И.С.Шмелёв хотел донести до читателей все духовные переживания православного христианина, просветление детской души. Автор хотел привлечь внимание читателя к православной культуре, какой она была раньше: чистая, светлая и соблюдалась почти всей Россией. Я бы хотела, чтобы в наше время так же соблюдались все традиции православной церкви, и чтобы ни часть, а вся Россия соблюдала свои традиции. В наше время многие люди не верят в Бога, потому что они ничего не знают о вере. А книга И.Шмелёва помогает понять православные традиции, духовность. Мне очень понравилась эта книга!»

Шамиль М.: «Книга И.Шмелёва «Лето Господне» является глубоким кладезем знаний для современного человека, живущего в мире безнравственности и бездуховности. Благодаря этой повести, современный читатель может прикоснуться к русской культуре и быту православной семьи, углубить свои знания, брать из неё примеры поведения. Эта книга учит любить и беречь тех, кто нас окружает, учит глубокой вере и уважению к своим традициям. Именно этого не хватает человеку, живущему в нынешнем мире. Я считаю, что таких глубоких и духовных книг должно быть больше, чтобы они учили людей вере, духовности и почитанию своей православной культуры, уважению своих корней».

Миша Т.: «В книге «Лето Господне» я увидел оригинальность творческого замысла автора: он показал церковный календарь глазами ребёнка. Творчество И.С.Шмелёва нашло своего преданного читателя в России».

Анна Р.: «Начну с того, что мне очень понравилось и поразило произведение «Лето Господне». Сколько новых открытий я для себя сделала!»

Женя Х.: «Прочитав книгу И.Шмелёва «Лето Господне», по сути, мы приобщаемся к тайнам непорочной детской души. Каждый человек помнит своё детство и светлым, и чем-то омрачённым. С какой радостью Ваня ожидает светлые праздники Рождества, Крещения! И мне понятно состояние души маленького героя Вани, когда в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные события. Чтение этих страниц произведения мне особенно запомнилось. То, что церковный календарь весь состоит из религиозных праздников, дат и связанных с ними обрядов, знает каждый. Но есть люди, которым это незнакомо. Им бы я посоветовала прочитать книгу И.С.Шмелёва, которая очищает душу. И я, вместе с автором такой замечательной книги, всегда верила и буду верить, что душа у Родины – светлая!»

Так, начиная работу с детьми уже со школьного возраста, знакомя детей с Библейскими сюжетами, мы сможем серьезно разобраться в мировоззрении русских писателей, которое было православным. Дети будут подготовлены к восприятию философской лирики Ф.И. Тютчева, романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главное содержание которого составляет «тема бессмертия жизни, идущей путем страданий», ведь «верность Христу», Евангелию пронизывает роман с первой до последней страницы. Так мы постараемся разобраться в психологии лесковских праведников с русским национальным характером, которые несут в себе и осознание греха, и стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя», и страх Божий, и смирение, и идущее от сердца горячее влечение к добру и справедливости; к встрече с Анной Ахматовой, воспринимавшей творчество как дар свыше: «Мне голос был»…- так говорит поэтесса, так говорили и великие пророки. Всё это в конечном итоге способствует вдумчивому чтению и формирует любовь к русской классической литературе.

Лариса Леонидовна Телегина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №8», почётный работник общего образования РФ, г.Нижневартовск


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 апреля 2024 г.
Подведены итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

25 апреля 2024 г.
О проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тобольско-Тюменской епархии

23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


о имя Божие

Все, что ты потеряешь ради Бога, сохранишь; все, что сохранишь ради себя, потеряешь.
За все, что дашь во имя Божие, воздастся тебе сторицей; все, что дашь во имя своей славы и тщеславия, пропадет.
Все, что примешь от людей во имя Божие, принесет тебе радость; все, что примешь от людей как вознаграждение, принесет тебе заботы.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.