10 апреля 2015 г. 2015 год в России - Год литературы Как известно, Президент РФ Владимир Путин в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Если вспомнить историю нашего Отечества, то ещё в XIII веке сложился культ книги, а в недавнее время наша страна была «самой читающей страной в мире». Менталитет русского человека во многом формировался благодаря великой и могучей русской классической литературе, которая составляет «золотой фонд» мировой культуры, утверждая общечеловеческие нравственные и христианские ценности.
Любовь к книге и литературе во многом формируется в школьные годы, а уроки литературы способствуют воспитанию духовно богатой личности, ведь именно на них воспитываются чувства патриотизма, уважения к ценностям отечественной культуры.
Наши дети знают и широко отмечают праздники – день святого Валентина и Международный женский день 8 марта, которые для православных христиан таковыми вовсе и не являются. Они хорошо разбираются в компьютерных технологиях и сотовых телефонах. Но к великому сожалению, наши дети зачастую остаются чёрствыми душой к чужой беде, плохо помнят исторические даты, мало читают и совершенно не знают мировоззрения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова и многих других, которое было православным.
Раскрыть мировоззрение русских писателей, показать детям взаимосвязь русской литературы и Священного Писания, познакомить их с Библейскими сюжетами, которые лежат в основе многих произведений русской литературы, – вот важнейшие задачи, которые стоят перед учителем литературы, потому как в Библии заключены общечеловеческие ценности. Это подтверждается и словами А.С. Пушкина: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира: Из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знал бы наизусть <…> книга сия называется Евангелием – и такова её вечная прелесть, что, если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в Божественное красноречие».
«Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М.Достоевский. Вообще всё творчество А.С.Пушкина пронизано духом святого Евангелия, одухотворено православной верой. Перечитаем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и убедимся, что это не что иное, как переосмысление поэтом Евангельской притчи о «блудном сыне» (Ин.15).
В основе стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» лежит молитва Ефрема Сирина, которую поэт очень любил. В этом стихотворении поэт предстает не только как православный христианин, но и как русский человек, любящий молитву, повторяемую в Церкви с многочисленными земными поклонами во время Великого поста. Пушкиным прекрасно написаны женские образы Татьяны Лариной, Маши Троекуровой, которые привлекают нас, читателей, своей чистой душой, глубокой нравственностью и человечностью. Как важно современным школьникам на уроках литературы при изучении программных произведений «Евгений Онегин», «Дубровский» донести мысль писателя о девичьей чести и целомудрии на примере любимых Пушкиным женских образов! Современный мир, погрязший в соблазнах, где нарушение заповеди «Не прелюбодействуй» является чуть ли ни нормой поведения, предстаёт перед нашими детьми с экранов телевизоров, с обложек глянцевых журналов. Словно забыто предупреждение Спасителя: «Горе миру от соблазнов». Поэтому так важно обращение к русской классике, из которой черпаем живительную силу и нравственную чистоту.
Вспомним повесть «Дубровский». Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. «Ради Бога, - заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, - не трогайте его, не смейте его тронуть…. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса». Когда на пороге из церкви Дубровский предлагает ей свободу, она её отвергает: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского». Отчаяние Дубровского подсказывает выход: «Нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…» Но не только отказ от сделок с совестью звучит в ответе Маши: «Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостью, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним…» Кроме нравственного закона православной душе ведом и другой Закон: «невозвратимые слова» священника невозможно не обойти, не отменить. И её невольная неправда («Я согласилась, я дала клятву», хотя священник закончил обряд, «не дождавшись её ответа» на свои «обычные вопросы») не являются ложью, потому что в заключительных словах венчания «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их», - уже звучит всё: и согласие, и клятва, и отказ от собственной воли. Вот здесь и видим добродетель смирения.
Конечно, с точки зрения современного невоцерковленного читателя поведение Маши может показаться непонятным. Вот перед тобой - герой твоего романа Дубровский, молодой, красивый, любимый, желанный. А тут – отказ от собственной воли, от собственного счастья, отказ от своей мечты. Здесь очень важно понять, что такое смирение, послушание, т.е. христианские добродетели, которыми руководствуется Маша в своём поведении. Ещё Ф.М.Достоевский писал о том, что «Надо учить молодежь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком».
Если обратиться к творчеству М.Ю.Лермонтова, к такому его произведению, как «Песня про купца Калашникова», то в нём мы увидим изображение семьи, нерасторжимой в христианском смысле. Нравственный кодекс жизни русского человека в основе имел православную веру. Обращение к Библии при изучении такого христианского произведения поможет понять, как автор раскрывает тему семейной чести, ответственности друг перед другом и перед Богом. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не имеет права поступать безнравственно. Библия отрицательно оценивает прелюбодеяние: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф, 5; 27,28). Любовь, наваждение царского опричника, заставляет его лгать, скрывая от царя правду:
Обманул тебя твой лукавый раб:
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом,
По закону нашему христианскому.
Отношения супругов построены на полном доверии. Алена Дмитриевна без утайки рассказывает своему мужу, что с ней произошло, и Степан Парамонович защищает честь своей жены, своей семьи. Взаимоотношениям в семье необходимо учить с самого раннего детства, ведь значение духовной традиции семьи очень велико. «Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию… где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести», - указывал великий русский философ И.А. Ильин. А педагог протоиерей Василий Зеньковский пишет, что «сама семейная жизнь есть как бы святыня. Через семью великая сила Божия светит миру всегда и везде».
Теме семьи посвящены многие страницы русской классики: семья Болконских и Ростовых, семья Кабановых, семья братьев Карамазовых, где свой уклад, быт и нравы, традиции… В своих 10-х классах я провожу уроки на тему «Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Подробно разбираем с учащимися, как отражается «мысль семейная» в романе. Ребята знакомятся с такими нравственными категориями, как чистота помыслов, искренность чувств, душевная доброта, сердечность взаимоотношений между членами семьи, глубокий патриотизм. В результате анализа и глубоких размышлений о семьях Ростовых и Болконских приходим к выводу, что Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – материнство. Так разговор на уроке переходит о положении современной женщины в семье, ее отношении к работе, карьере, материнству. Школьники констатируют печальный факт, что в наше время женщина предпочтение отдает карьерному росту, нежели материнству, что нужно вернуть женщину в семью, чтобы она занималась домом, воспитанием своих детей. Анализируя образ Марьи Болконской отмечаем, что ее воспитанием и обучением занимался старый князь сам, не доверяя и не перепоручая этого никому: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником всех людских пороков он считает праздность, которая, увы, в наше время расцвела пышным цветом, и современные школьники имеют установку на отдых и развлечения, нежели на труд. Княжна Марья воплотит отцовский идеал семьи: она станет по-отцовски требовательна к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Отмечаем с ребятами, что Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях. Василь Курагин – отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Оттого его дети несут печать сознания своего превосходства, они умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей», - говорит красавица Элен, «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне», - говорит Анатоль. Так, постепенно анализируя эпизод за эпизодом, раскрывающих мир семейных взаимоотношений, приходим к выводам, что семейный мир для любимых героев Толстого – это мир детства, для людей несемейных дети – это обуза, тяжесть. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке. Спрашиваю детей: «Всегда ли мы в нашей жизни замечаем эту детскую открытость души, простоту, естественность, сердечность во взаимоотношениях людей друг с другом?» Так разговор о семье на примере литературных героев переходит в разговор о жизни современной семьи.
Библейские сюжеты широко использовал Н.В. Гоголь. Он ежедневно читал Евангелие, посещал Оптину пустынь. Один из любимых образов в творчестве Гоголя - это образ лестницы (в церковнославянском – лествицы), соединяющий землю с небом. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достанет до неба, - сожалеет красавица Ганна. - А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит временами в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником». «Нет, Галю, - отвечает ей козак Левко, - у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».
В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки. В данной повести у Гоголя герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль, они говорят о Боге, о прекрасной украинской ночи. Здесь народные предания сливаются с Библейскими текстами.
Ф.М. Достоевский постоянно обращался к Библии, один из её сюжетов - история воскрешения Иисусом Христом Лазаря дана в программном произведении «Преступление и наказание». Важно познакомить учеников с отрывком из Евангелия (Ин. 11), чтобы ребятам было видно использование писателем Библейского сюжета, ведь без этой притчи непонятны мотивы покаяния Раскольникова.
В старших классах изучается произведение И.С.Шмелёва «Лето Господне», о котором русский философ И.А.Ильин сказал: «Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта в словах точных, насыщенных и изобразительных… Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила… возрастает ещё оттого, что всё берётся и даётся из детской души, вседоверчиво развёрстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся». Но, к сожалению, школьная программа отводит на его изучение всего лишь два часа. А жаль! Ведь в этой книге представлена жизнь русской семьи и её представления о православных традициях, в которой И.С.Шмелёв изображает широту души русского человека. Помню, когда мои ученики 11-х классов на уроках литературы познакомились с книгой И.С.Шмелёва, они были так поражены, изумлены от всего, что узнали о жизни православной русской семьи. А позже написали отзывы о данном произведении. Вот некоторые из них:
Настя Ц.: «Мне кажется, И.С.Шмелёв хотел донести до читателей все духовные переживания православного христианина, просветление детской души. Автор хотел привлечь внимание читателя к православной культуре, какой она была раньше: чистая, светлая и соблюдалась почти всей Россией. Я бы хотела, чтобы в наше время так же соблюдались все традиции православной церкви, и чтобы ни часть, а вся Россия соблюдала свои традиции. В наше время многие люди не верят в Бога, потому что они ничего не знают о вере. А книга И.Шмелёва помогает понять православные традиции, духовность. Мне очень понравилась эта книга!»
Шамиль М.: «Книга И.Шмелёва «Лето Господне» является глубоким кладезем знаний для современного человека, живущего в мире безнравственности и бездуховности. Благодаря этой повести, современный читатель может прикоснуться к русской культуре и быту православной семьи, углубить свои знания, брать из неё примеры поведения. Эта книга учит любить и беречь тех, кто нас окружает, учит глубокой вере и уважению к своим традициям. Именно этого не хватает человеку, живущему в нынешнем мире. Я считаю, что таких глубоких и духовных книг должно быть больше, чтобы они учили людей вере, духовности и почитанию своей православной культуры, уважению своих корней».
Миша Т.: «В книге «Лето Господне» я увидел оригинальность творческого замысла автора: он показал церковный календарь глазами ребёнка. Творчество И.С.Шмелёва нашло своего преданного читателя в России».
Анна Р.: «Начну с того, что мне очень понравилось и поразило произведение «Лето Господне». Сколько новых открытий я для себя сделала!»
Женя Х.: «Прочитав книгу И.Шмелёва «Лето Господне», по сути, мы приобщаемся к тайнам непорочной детской души. Каждый человек помнит своё детство и светлым, и чем-то омрачённым. С какой радостью Ваня ожидает светлые праздники Рождества, Крещения! И мне понятно состояние души маленького героя Вани, когда в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные события. Чтение этих страниц произведения мне особенно запомнилось. То, что церковный календарь весь состоит из религиозных праздников, дат и связанных с ними обрядов, знает каждый. Но есть люди, которым это незнакомо. Им бы я посоветовала прочитать книгу И.С.Шмелёва, которая очищает душу. И я, вместе с автором такой замечательной книги, всегда верила и буду верить, что душа у Родины – светлая!»
Так, начиная работу с детьми уже со школьного возраста, знакомя детей с Библейскими сюжетами, мы сможем серьезно разобраться в мировоззрении русских писателей, которое было православным. Дети будут подготовлены к восприятию философской лирики Ф.И. Тютчева, романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главное содержание которого составляет «тема бессмертия жизни, идущей путем страданий», ведь «верность Христу», Евангелию пронизывает роман с первой до последней страницы. Так мы постараемся разобраться в психологии лесковских праведников с русским национальным характером, которые несут в себе и осознание греха, и стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя», и страх Божий, и смирение, и идущее от сердца горячее влечение к добру и справедливости; к встрече с Анной Ахматовой, воспринимавшей творчество как дар свыше: «Мне голос был»…- так говорит поэтесса, так говорили и великие пророки. Всё это в конечном итоге способствует вдумчивому чтению и формирует любовь к русской классической литературе.
Лариса Леонидовна Телегина,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №8»,
почётный работник общего образования РФ,
г.Нижневартовск
|