Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе

06 июня 2016 г.

5 июня 2016 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Досточтимый владыка Никон, глава Башкортостанской митрополии! Дорогие отцы, уважаемые представители государственной власти, матушки игумении, братья и сестры!

С особым чувством я совершал сегодня в этом возрожденном храме Божественную литургию в окружении братьев-архипастырей, многочисленного духовенства и вас, благочестивый православный народ. Я впервые на территории Башкортостана, никогда здесь не был, хотя, как уже многие знают, еще совсем молодым человеком оказался связан с этой землей через своего деда — теми воспоминаниями, которыми он делился со мной. Некая постоянная внутренняя связь с этой землей у меня была, и я рад, что, приехав сюда, в Башкортостан, я получил светлые добрые впечатления, в значительной мере укрепившие в моей душе теплое чувство, которое я испытывал к этой земле через свидетельство своего благочестивого деда, исповедника веры православной.

Мы с вами совершили богослужение в последнее пасхальное воскресенье. В этот день за Литургией читается отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о том, как Господь исцелил слепорожденного — человека, который никогда не видел света, не видел окружающего мира (Ин. 9:1-41). Он, по всей вероятности, был глубоко несчастен и неслучайно находился около храма, где ему подавали милостыню, — а как иначе он мог заработать себе на хлеб насущный? Но вот Господь его исцеляет, что производит на окружающих огромное впечатление. Несомненно, это было явление силы Божественной. Но мы знаем, что фарисеи ответили на него ропотом, обвиняя Христа в том, что Он исцелил в субботу, — ведь в субботу ничего не полагалось совершать в соответствии с религиозным законом. Более того, сознавая, что исцеление слепорожденного является ярким и убедительным примером особой Божественной силы, исходившей от Спасителя, фарисеи хотели всячески умалить последствия этого чуда. Они напугали родителей слепорожденного, угрожая отлучением от синагоги, и те переложили всё на своего сына, сказав фарисеям: «Что вы нас спрашиваете? Сын и сам в годах, его и спросите, что с ним произошло, а мы не знаем».

А ученики спрашивали Спасителя: «Почему такое наказание на несчастном человеке, который родился слепым? Это наказание за грехи его родителей? Или, может быть, за какие-то грехи, которые он может в своей жизни совершить?» И Господь отвечает: «Нет, это не наказание — ни за его грехи, ни за грехи родителей, но на нем должны явиться дела Божии». Господь говорит, что пришел в мир, чтобы совершить дела пославшего Его Отца, а затем произносит удивительные по своей силе слова, которые свидетельствуют о том, что Он есть действительно Явление Божественное. Он говорит всем собравшимся: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5). Можно представить себе хоть одного, пусть самого выдающегося человека — великого философа, политического деятеля, императора, завоевателя, который сказал бы: «Я свет миру»? Даже обуянный гордыней человек такого не скажет, а Христос смиренно говорит: «Я свет миру» —именно в связи с исцелением слепорожденного. И между Его свидетельством о том, что Он свет миру, и фактом исцеления — глубокая связь, потому что слепой в этом повествовании представляется как символ человека погибающего: он не видит света, он не различает предметов, он не видит дороги, ему легко заблудиться и сбиться с пути, ему нужен поводырь, ему нужен свет…

В этом смысле образ слепого — это образ рода человеческого. Мы все можем быть слепы, имея прекрасное физическое зрение. Если в нашей жизни нет Божественного света, нам очень легко сбиться с пути. Достаточно воздействовать силой убеждения, силой пропаганды, модой, общественными вкусами, политической волей, чем угодно, и человек может с легкостью изменить траекторию своего жизненного пути под влиянием внешних обстоятельств. А завтра возникнут новые обстоятельства — и снова перемена… И ведь как часто так и происходит, если нет путеводной звезды, нет света, сила которого преодолевает любые ложно расставленные светлячки — те, что привлекают к себе человека, но, если на них пойти, голову разобьешь и в прямом, и в переносном смысле слова! Если маяк, который указывает путь кораблям, стоит в опасном месте, то это свет гибели, смерти, а он может быть очень ярким. Вот так же и в жизни: всевозможные привлекательные идеи — каких только не было за человеческую историю, какие только не возникают сейчас! Откройте Интернет. Когда погружаешься в эту стихию, видишь, сколько там ложных светлячков — рекламы, разного рода привлекательных идей, которые втягивают нас в орбиту своего влияния. Как тяжело не запутаться во всем этом! Как тяжело отличить правду от лжи! А как часто мы сталкиваемся с клеветой на добрых людей и начинаем порицать человека, совершенно его не зная!

Мы живем в мире, где вокруг нас тысячи ложных маяков, тысячи источников света не от Бога. А Господь говорит: «Я свет миру», — и точка. Никаких доказательств не нужно, потому что Он только что исцелил слепорожденного. Если кто сомневается — повтори, но никто повторить не может. Господь явил этим чудом свидетельство о том, что только Он свет, а значит, нужно идти на этот свет, сколько бы отвлекающих огней ни встречалось на нашем жизненном пути.

Это послание из глубины веков, двухтысячелетней давности, актуально и сегодня — и для молодых, и для людей среднего возраста, и для пожилых, для людей совсем простых и для тех, кто во власти, и особенно для тех, у кого есть материальные средства, возможность многое себе позволить. Ведь эти самые маячки постоянно к себе притягивают, словно говорят: «Поступай так, делай так, покупай это, думай так», — и нередко люди сбиваются с пути, заблуждаются.

У слова «заблуждение» тот же корень, что у слова «блуд». А мы знаем, что блуд — это потеря целостности человеческой личности, в результате чего происходят многие проблемы в жизни. Если человек теряет свою целостность, то чаще всего теряет целостность семья, теряют целостность целые коллективы. Блудящий человек — это заблудший человек, и в этом смысле слово «блуд» применимо не только к телесным порокам, разрушающим целостность человеческой личности, но и ко всякому заблуждению, к потери жизненных ориентиров.

Сегодня великий день. Господь нам, блуждающим людям XXI века, говорит из глубины веков пронзительные слова, обладающие вечным и непреходящим смыслом: «Я свет миру». И если мы эти слова принимаем разумом и сердцем, мы становимся очень сильными. В наших руках оказывается мощный компас, и его невозможно сдвинуть никакими ложными целями. Он не направит наш жизненный корабль на рифы, на камни или на мель. Он поведет нас правильным, хоть и нелегким путем в Царствие Божие, в вечное царство Божественной славы.

Я всех вас поздравляю с этим днем. Прошу в сердце своем и в памяти своей сохранять евангельские слова, которые мы сегодня слышали от самого Господа и Спасителя: «Я есть свет миру». Аминь.

По материалам сайта: Патриархия.ru


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 декабря 2025 г.
Встреча профессора Василия Алексеевича Быковского со студентами Тобольской духовной семинарии

5 декабря 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЕЛ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ КОНКУРСУ «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

5 декабря 2025 г.
Богослужения в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

1 декабря 2025 г.
АУДИО. Кем был апостол Павел

27 ноября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК

24 ноября 2025 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение памятника святителю Луке Крымскому в Тюмени

24 ноября 2025 г.
Архиерейское богослужение в Благовещенском соборе

21 ноября 2025 г.
В п. Московский был показан фильм «Мамино письмо»

21 ноября 2025 г.
20-я предрождественская Сибирская Православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России»

21 ноября 2025 г.
Престольный праздник в Архангельском храме г. Тюмени

20 ноября 2025 г.
В Тобольске совершен молебен по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла

19 ноября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

17 ноября 2025 г.
Воскресное богослужение. Неделя 23-я по Пятидесятнице

14 ноября 2025 г.
АУДИО. Братство православных следопытов: христианская романтика как стиль жизни и организационно-воспитательная форма работы с детьми и подростками

14 ноября 2025 г.
Руководители Братства православных следопытов провели семинар в Тюмени

13 ноября 2025 г.
В Тюмени прошли Карбышевские чтения

12 ноября 2025 г.
Приглашение к участию в епархиальном конкурсе литературных эссе «Лики святости»

11 ноября 2025 г.
Неделя 22-я по Пятидесятнице

10 ноября 2025 г.
Престольный праздник в одиноко стоящем Храме

8 ноября 2025 г.
В Тюмени отметили День Сибири

8 ноября 2025 г.
АУДИО. Разбираем послание ап. Павла к Колоссянам 1-2 главы

5 ноября 2025 г.
АУДИО. Читаем журнал «Православный просветитель»

4 ноября 2025 г.
Патриаршее поздравление митрополиту Тобольскому Димитрию с 35-летием архиерейской хиротонии

4 ноября 2025 г.
35 лет на Тобольской кафедре

5 ноября 2025 г.
Завершился XXIX конкурс-фестиваль “Духовная песнь Православной Сибири”

5 ноября 2025 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в Тобольске

3 ноября 2025 г.
АУДИО. Православные следопыты Тюмени и Сургута.

3 ноября 2025 г.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

3 ноября 2025 г.
В Тобольске начался XXIX фестиваль-конкурс хоровых коллективов “Духовная песнь Православной Сибири”

2 ноября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ» НА ТЕМУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

31 октября 2025 г.
Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии

30 октября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

29 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

28 октября 2025 г.
Митрополит Димитрий встретился с учащимися 1 курса регентской и иконописной школ

27 октября 2025 г.
30-летний юбилей Тобольской православной гимназии

27 октября 2025 г.
Память святых отцов VII Вселенского Собора

27 октября 2025 г.
В Тюмени прошел семинар “Казак без веры – не казак”

27 октября 2025 г.
Студенты семинарии посетили мультимедийный парк «Россия - Моя история»

27 октября 2025 г.
«Пятое время года» Корнильцева-Быстринского Е. В. на Филофеевских образовательных чтениях

24 октября 2025 г.
2025.10.24 События Тобольской митрополии

24 октября 2025 г.
Пресс-конференция лауреатов и победителей в номинациях II межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2025»

24 октября 2025 г.
О проведении XXIV образовательных чтений Тобольской митрополии и Всероссийской научно-практической конференции на тему: «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

22 октября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) ТТЕ НА ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ

22 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

22 октября 2025 г.
Священник посетил Тюменский кардиоцентр

21 октября 2025 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

21 октября 2025 г.
В Тюмени молитвенно почтили память святителя Филофея (Лещинского)

20 октября 2025 г.
В подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» завершился XI Международный фестиваль «Вера и слово»

19 октября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ VI СЕЗОНА ФИЛОФЕЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ, ОПРЕДЕЛИЛИ ЛАУРЕАТОВ И ДИПЛОМАНТОВ

19 октября 2025 г.
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ ФИЛОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОЙДЕТ В ТЮМЕНИ







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


споведь

Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием.
Исповедь - требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя тем карликом-горбуном, каким он предстает наедине с Богом.
Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы.
Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но, чтобы показать опасную трещину на своей праведности.
Человек, идущий в лечебницу, оставляет гордыню за ее порогом; человек, приходящий на исповедь, оставляет гордыню за порогом церкви. Счастье для него, если, возвращаясь обратно, он забудет о ней. Дай Боже, чтобы, выходя, он вместо костыля гордыни оперся бы на костыль смирения.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.