Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ТЕМЫ, ДОКЛАДЧИКИ И МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИЙ XV ФИЛОФЕЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

19 октября 2016 г.

Секция 1 (Зал заседаний Департамента образования и науки Тюменской области, г. Тюмень, ул. Володарского, 49) «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ»

Круглый стол: «УКРЕПЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Руководители:

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии

иерей Александр Стрелков

Начальник отдела по работе с педагогическими кадрами департамента образования и науки Тюменской области

Лебедева Надежда Александровна

 

  1. Соработничество институтов Церкви и государства в деле духовно-нравственного воспитания общества

иерей Александр Стрелков, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии

  1. Конкурс как мотивационный фактор личностного и профессионального роста педагога

Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

  1. Взаимодействие вуза и церкви как условие духовно-нравственного воспитания школьников и студентов

Кельберер Георгий Рихардович, аспирант кафедры педагогики и психологии, менеджер научного отдела Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО Тюменского государственного университета

  1. Презентация исследовательской работы «Путь к нравственности»

Калинина Людмила Петровна, учитель изобразительного искусства и художественной культуры Заводоуковской СОШ №1

  1. Становление гражданина. Из опыта работы по организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания кадет Тюменского президентского кадетского училища

Важенина Ольга Владимировна, преподаватель истории Тюменского президентского кадетского училища

Кутузова Галина Геннадьевна, преподаватель английского языка Тюменского президентского кадетского училища

  1. Военная история России и РПЦ: актуальные вопросы преподавания и воспитания

Коновалова Светлана Викторовна, преподаватель истории и обществознания Тюменского президентского кадетского училища

  1. Программа «Социокультурные истоки»

Торопыгина Елена Петровна, заведующая МАДОУ центра развития ребёнка детского сада №146 г. Тюмени

  1. Православное духовное образование: 1917-2017 годы – уроки истории

Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия, преподаватель Тюменского классического гуманитарного училища

  1. Православие как культурообразующий аспект в изучении русской литературы в школе (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Шепель Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9 г. Тюмени с углубленным изучением краеведения

  1. Образ учителя основ православной культуры

Шилова Надежда Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 72 г. Тюмени

 

Секция 2

(Актовый зал Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии,

 г. Тюмень, ул. Республики, 60)

IV Съезд по социальному служению:
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ»

 

Руководитель:

Председатель Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности

протоиерей Константин Нагайцев

 

  1. Презентация фильма «Социальное служение Тобольско-Тюменской епархии»
  2. Эффективность социального служения Тобольской митрополии

протоиерей Константин Нагайцев, председатель Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности

  1. Развитие социального служения и служения сестер милосердия в Тюменском благочинии

Иерей Владимир Игнатов, руководитель отдела социального служения и благотворительности Тюменского благочиния, настоятель-духовник ПРО Сестричество в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Тобольско-Тюменской епархии

  1. Социальное служение на приходе храма Успения Пресвятой Богородицы. Социальный проект «К пожилым – с заботой!»

Гамбург Ольга Александровна, ответственная за работу с добровольцами на приходе храма Успения Пресвятой Богородицы с.Успенка 

  1. Презентация проекта православной службы милосердия прихода храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» «Большое сердце»

Грачева Наталья Александровна, координатор проекта

  1. Презентация проекта добровольцев «От сердца к сердцу»

Осоткина Марина Викторовна, координатор проекта

  1. Социальные проекты Комиссии по защите семьи, материнства и детства Тобольской митрополии

Сметанюк Ольга Олеговна, заместитель председателя Комиссии по защите семьи, материнства и детства Тобольской митрополии

  1. Опыт привлечения взрослых добровольцев и детей-волонетров на примере ООМС ТО «Радость»

Майсюк Елена Юрьевна, председатель Совета ООМС ТО «Радость»

  1. Тюремное служение Тобольско-Тюменской епархии

Иерей Сергий Кистин, председатель Комиссии по тюремному служению Тобольско-Тюменской епархии

  1. Проект «Друзья милосердия» – победитель конкурса Президентских грантов в 2016 г.

Якунин Андрей Александрович, помощник председателя Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности, епархиальный координатор конкурса «Православная инициатива»

  1. Ниточка, связующая с прошлым

Герасимов Василий Владимирович, прихожанин храма Успения Пресвятой Богородицы с.Успенка 

 

Секция 3

(Тюменский государственный медицинский университет, музей,

г. Тюмень, ул. Одесская, 54)

Круглый стол: «ЭКОЛОГИЯ ДУХА – ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНИ»

 

Руководители:

Преподаватель Тобольской Духовной семинарии

протоиерей Андрей Донской

Директор музея ТюмГМУ

Шорохова Ирина Ивановна

 

  1. Современные молодежные субкультуры как объект пастырской деятельности Русской Православной Церкви

Диакон Евгений Зямбахтин, студент 2 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии

  1. Человеческий капитал и значение сферы образования в его формировании

Загвязинская Наталья Михайловна, к.пед.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Тюменского государственного университета

Денисова Ирина Викторовна, к.эконом.н., старший преподаватель кафедры философии и истории Тюменского государственного медицинского университета

Яблочкина Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры философии и истории Тюменского государственного медицинского университета

  1. Проблема осознания психологической готовности к родительству

Бостанджиева Татьяна Михайловна, к.псих.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

Алферова Елена Ивановна, к.псих.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

  1. Духовность как проявление экологического сознания

Третьякова Татьяна Владиленовна, к.биол.н., доцент Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГАОУ ВПО «Тюменский университет» в г. Тобольск

  1. Экологическое просвещение и воспитание: исследовательский подход

Клименко Елена Васильевна, к.пед.н., доцент, начальник научного отдела Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

  1. Саногенное воздействие психического на соматическое

Губанов Николай Иванович, д.ф.н., проф. ,зав.каф. философии и истории ТюмГМУ

Губанов Николай Николаевич, д.ф.н., доцент каф. Философии МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва)

Третьяков Николай Геннадьевич, к.и.н., доцент каф. Философии и истории ТюмГМУ

  1. Ментальные основания социальной солидарности

Губанов Николай Иванович, д.ф.н., проф. ,зав.каф. философии и истории ТюмГМУ

Губанов Николай Николаевич, д.ф.н., доцент каф. Философии МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва)

Шорикова Екатерина Сергеевна, старший преп. Кафедры философити и истории ТюмГМУ

  1. О соотношении материального и духовного

Черемных Лариса Георгиевна, к.ф.н., доцент, ст. преподаватель кафедры философии и истории ТюмГМУ

Мальцева Ольга Николаевна, к.фарм.н, доцент кафедры философии и истории ТюмГМУ

  1. Духовно-просветительская и воспитательная работа в молодежной среде

Черемных Лариса Георгиевна, к.ф.н., доцент, ст. преподаватель кафедры философии и истории ТюмГМУ

Мальцева Ольга Николаевна, к.ф.н, доцент кафедры философии и истории ТюмГМУ

  1. Проблема технологических рисков на формирование духовности человека

Шорикова Екатерина Сергеевна, ст. преподаватель ТюмГМУ

Денисова Ирина Виктороана, к.э.н., ст. преподаватель ТюмГМУ

  1. Формирование национального самосознания у студентов в процессе преподавания вузовского курса Истории России

Волков Андрей Эдуардович, кандидат исторических наук, доцент ТюмГМУ

Бросалина Мария Кузьминична кандидат исторических наук, доцент ТюмГМУ

Третьяков Николай Геннадьевич кандидат исторических наук, доцент ТюмГМУ

 

Секция 4

(Тюменский государственный университет. Конференц-зал,

г. Тюмень, ул. Володарского, 6, 1 этаж)

Круглый стол: «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК МЕТАПРЕДМЕТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

 

Руководители:

Преподаватель Тобольской Духовной семинарии

иерей Петр Овсянников

И.о. заведующего кафедрой русского языка института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент

Басова Лариса Валерьевна

 

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка: размышления священника

иерей Петр Овсянников, преподаватель Тобольской Духовной семинарии

  1. Тобольск в судьбе академика В.В. Виноградова: уроки филологии

Трофимова Ольга Викторовна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка Тюменского государственного университета, член Союза журналистов

  1. Образ «совершенного» учителя в официально-деловых текстах рубежа XIX – XX вв.

Смыслова Светлана Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета

  1. О современных стратегических направлениях в обучении русскому языку в основной школе (по материалам V  Конгресса РОПРЯЛ, Казань, 2016)

Аксарина Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета

  1. Совершенствование процедур контроля и оценки качества филологического образования (по материалам семинаров ФИПИ, 20-21.09.2016, г. Москва)

Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

  1. Диагностика образовательных достижений по русскому языку учащихся 10-11 классов

Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

  1. Диагностика образовательных достижений по русскому языку учащихся 9 классов

Захарова Алеся Владимировна, учитель русского языка и литературы СОШ №25 г.Тюмени

  1. Неформальная работа со словом, текстом во внеурочной деятельности

Синицына Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №70 г. Тюмени

  1. Текст как основа создания развивающей речевой среды на уроках русского языка в 5-6 классах

Антонова Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия с углубленным изучением иностранных языков № 21  г. Тюмени

  1. Роль грамматической категории «лицо» в поэтических текстах

Куликова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №16

  1. Формирование эмотивного лексикона старшего дошкольника как фактор нравственного развития личности: к постановке проблемы

Ветошкина Мария Александровна, студент Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, воспитатель

  1. Программа «носитель русского языка»: ожидание и реальность

Рацен Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета

  1. Какой русский язык изучают китайские студенты?

Андреева Яна Евгеньевна, магистрант 1 курса Тюменского государственного университета, обучающийся по магистерской программе «Русский язык и русская литература для иностранцев»

  1. Русская фразеология в практике преподавания языка инофонам

Осинская Полина Владиславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 91

  1. Православное осмысление русской литературы

Кельметр Т., студентка 2 курса Иконописной школы при Тобольской Духовной семинарии, к. филол.н.

  1. Отражение в поэзии судьбы семьи последних Романовых

Самойлова Людмила Васильевна, преподаватель Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ в г.Тобольске

 

Секция 5

(Тюменский индустриальный университет, 7 корпус, ауд. 315,

г. Тюмень, ул. Мельникайте, 70)

Круглый стол: «ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ ОСВОЕНИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА: 1917-2017»

 

Руководители:

Преподаватель Тобольской Духовной семинарии

протоиерей Вадим Базылев

д.и.н., профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского индустриального университета

Колева Галина Юрьевна

 

  1. Филофей Лещинский - «Апостол Сибири»

Колева Галина Юрьевна, д.и.н., профессор ТИУ

  1. Наука и религия в контексте принципа дополнительности

Кондаков Вадим Авенирович, д.филос.н., профессор ТИУ

  1. Антицерковная политика СССР в довоенный период

Иеромонах Филипп (Щукин), студент 2 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии

  1. Духовенство Тобольской епархии в начале ХХ века

Черниенко А., студент 2 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии

  1. Николай Мартемьянович Чукмалдин: благие дела на все времена

Черепанова Ксения, ученица 10 «А» класса МАОУ СОШ №9 г.Тюмени с углубленным изучением краеведения

Научный руководитель – Колосовская Елена Вячеславовна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №9 г.Тюмени с углубленным изучением краеведения

  1. Православные храмы Курганской области (по результатам экспедиции)

Варлакова Анастасия, студентка группы РСО -15 ТИУ.

Научный руководитель: д.и.к., проф. Гаврилова Н.Ю.

  1. Тюменская область: «индустриальная история»

Ганопольский Михаил Григорьевич, д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

  1. Особенности развития транспортного комплекса Западно-Сибирского региона

Буракова Анастасия Дмитриевна, Галата Александра Александровна, магистранты группы ТТПм-16-1 ТИУ

Научный руководитель: д.филос.н., профессор Лазутина Т.В.

  1. Специфика развития нефтегазовой отрасли Западно-Сибирского региона

Чикиров Руслан, магистрант группы ГРСм-16-1 ТИУ

Научный руководитель:  д.филос.н., профессор Лазутина Т.В.

  1. Экслибрис. Из истории книжного дела Западной Сибири

Бортвина Юлия Сергеевна, аспирантка Тюменского государственного университета

Научный руководитель: Шулер И.В.

  1. «Инородческий» дискурс в национальной политике Советской власти на западно-сибирском Севере (1917-1940-е гг.)

Конев Алексей Юрьевич, к.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник кафедры гуманитарных наук ТИУ

  1. Православное духовное образование: 1917-2017 годы – уроки истории

Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия, преподаватель Тюменского классического гуманитарного училища

  1. Этическое регулирование научных исследований

Лобанов Пётр Юрьевич, магистр 1-го курса Тюменского индустриального университета

  1. Проблемы культуры научной деятельности в техногенном обществе XXI века

Романова Мария Юрьевна, магистр 1-го курса Тюменского индустриального университета

 

Секция 6

(Актовый зал Тюменского классического гуманитарного училища,

г. Тюмень, ул. Димитрова, 3)

 

Круглый стол: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ: УРОКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

 

Руководители:

Председатель отдела по взаимодействию с молодежью Тобольско-Тюменской епархии

иерей Владимир Проскуряков

Ректор Тюменского Духовного училища

протоиерей Михаил Безукладников

 

  1. Антисектантская деятельность Русской Православной Церкви

Иерей Димитрий Проходенко, студент 2 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии, проректор по воспитательной работе Тюменского классического гуманитарного училища

  1. Новомученики Тобольской земли

Исламов М., студент 1 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии

  1. Духовенство Тобольской епархии в горниле мучений

Иерей Антоний Сбитнев, студент 1 курса магистратуры при Тобольской Духовной семинарии

  1. Значение мученического подвига святых для духовного возрастания современной молодежи

Волков Егор Иванович, учащийся Центра традиционной православной культуры «Троица» с. Нижняя Тавда, обучающийся 9 класса Нижнетавдинской СОШ

  1. Спорт как важный элемент духовно-телесного развития современного человека и универсальный язык для миссии

Белогубова Людмила Вячеславовна, участник молодежного объединения «София» Центра православной культуры «Троица»

  1. Кровь мучеников – семя христианства

Новопашина Наталья Ивановна, учащаяся Центра традиционной православной культуры «Троица» с. Нижняя Тавда, обучающаяся 9 класса Нижнетавдинской СОШ

  1. Мученичество за Христа как путь к святости

Белогубова Анна Вячеславовна, учащаяся Центра традиционной православной культуры «Троица» с. Нижняя Тавда, обучающаяся 10 класса Нижнетавдинской СОШ

  1. Презентация проекта добровольцев «От сердца к сердцу»

Шмакова Анна, координатор проекта

 

Секция 7

(Колонный зал Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии,

г. Тюмень, ул. Республики, 60)

Семинар: «ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА В ПРИХОДАХ»

 

Руководитель:

Председатель Информационно-издательского отдела Тобольской митрополии

протоиерей Григорий Мансуров

 

  1. Информационная работе в приходах:
  • страница прихода на сайте Тобольской митрополии и на портале cerkov.ru,
  • присутствие в социальных сетях
  • печатные издания митрополии
  • радио «Вера» в Тюменском регионе
  • взаимодействие приходов со светскими СМИ

Протоиерей Григорий Мансуров, председатель Издательско-информационного отдела Тобольской митрополии

  1. Написание новостных материалов о приходских событиях:
  • информационный повод
  • общие правила – почему это важно?
  • подготовка материалов для журнала «Православный Сибирячок»

Липаева Наталья Игоревна, руководитель информационного отдела Тюменского благочиния

  1. Участие приходов, благочиний и монастырей в общецерковном проекте по созданию электронной карты на портале cerkov.ru (prihod.ru)

Добрынин Андрей Владимирович, веб-мастер Издательско-информационного отдела Тобольской митрополии

  1. Практический опыт информационной работы на приходе

Константиновская Вера Ивановна, администратор сайта Свято-Никольского храма г.Тюмени

  1. Молодежное объединение «София» - основы доброделания

Татаренко Андрей Александрович, руководитель молодежного объединения «София» Центра православной культуры «Троица»

 

Секция 8

(Тюменский государственный институт культуры,
Зал заседаний ученого совета (Колонный),

г. Тюмень, ул. Республики, 19)

Круглый стол: «ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: 1917-2017 – УРОКИ СТОЛЕТИЯ»

 

Руководители:

Преподаватель Тобольской Духовной семинарии

Прахт Денис Викторович

Начальник научного отдела Тюменского государственного института культуры, доцент кафедры культурологии и социально-культурных технологий, кандидат философских наук, доцент

Литкевич Юлия Валерьевна

 

  1. Единство образовательного и воспитательного процесса в программе учебных куров ТГИК.

Шестакова Н.В., профессор кафедры истории, искусствоведения и музейного дела, к.и.н., доцент, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор ТГИК.

  1. Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков

Захарова Людмила Николаевна, профессор, д.филос.н.

  1. Сохранение исторической памяти Дома Романовых в учебно-воспитательной работе Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета

Костецкая Екатерина Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры истории, философии и методик преподавания Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

Кибардина Татьяна Александровна, к.и.н., заведующий кафедрой истории, философии и методик преподавания Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

Яркова Ирина Васильевна, к.и.н., доцент кафедры истории, философии и методик преподавания Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

  1. Православное осмысление современной культуры

Закомалдин Д., студент 3 курса Тобольской Духовной семинарии

  1. Библейско-евангельская сюжетика в творчестве художника А.Амелина

Касаткина М., студентка 3 курса направления «История искусств»

  1. Шадринский краеведческий музей в годы революции и гражданской войны

Лубина М., студентка 3 курса направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

  1. Ценностные основания бытия человека

Киданова А.А., Ласкина А.С., студенты 2 курса направления «Социально-культурная деятельность»

  1. Социально-культурная обусловленность восприятия визуальной рекламы учреждений культуры и искусства

Крикунова Е.А., студентка 4 курса направления «Социально-культурная деятельность»

  1. Духовно-нравственное воспитание детей, молодёжи и взрослого населения на основе православных традиций в с.Новотроицкое

Рыков Александр Петрович, директор Новотроицкого сельского Дома культуры, руководитель проекта «Дорога к Храму»

 

Секция 9

(Актовый зал Воскресной школы храма Архангела Михаила,

г. Тюмень, ул. Ленина, 22)

Круглый стол: «СОРАБОТНИЧЕСТВО ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

 

Руководители:

Председатель Епархиальной комиссии по взаимодействию с казачеством, духовник ЮТОКО

иерей Владимир Язов

Сотник, помощник атамана Южно-Тобольского отдельского казачьего общества (ЮТОКО), начальник Тюменского православного казачьего учебного центра (ТПКУЦ)

Зенков Виктор Борисович

 

  1. Основные мероприятия взаимодействия Тобольско-Тюменской епархии с казачеством в 2016 г.

иерей Владимир Язов, Председатель Епархиальной комиссии по взаимодействию с казачеством, духовник ЮТОКО

  1. Духовные аспекты государственного переворота 1917 г.

Зенков Виктор Борисович, Сотник, помощник атамана Южно-Тобольского отдельского казачьего общества (ЮТОКО), начальник Тюменского православного казачьего учебного центра (ТПКУЦ)

  1. К вопросу о последствиях 1917г.

Яблоков Михаил Сергеевич, сотник, инструктор Тюменского православного казачьего учебного центра Южно-Тобольского отдела СВКО, к.и.н., доцент кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменского государственного института культуры

  1. Организация учебного процесса Тюменского православного казачьего учебного центра Южно-Тобольского отдела СВКО

Зенков Виктор Борисович, Сотник, помощник атамана Южно-Тобольского отдельского казачьего общества (ЮТОКО), начальник Тюменского православного казачьего учебного центра (ТПКУЦ)

  1. Сибирское казачество 1917-1922 гг.

Лянев Александр Валерьевич, инструктор Тюменского православного казачьего учебного центра Южно-Тобольского отдела СВКО

 

Секция 10

(Тюменское высшее военно-инженерное командное училище

г. Тюмень, ул. Льва Толстого, 1, Корпус № 2

Кафедра военно-специальных дисциплин, Ауд. № 504)

Круглый стол: «ЦЕРКОВЬ И СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ»

 

Руководители:

Благочинный Тюменского благочиния, председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Тобольско-Тюменской епархии

протоирей Андрей Сбитнев

Заместитель начальника кафедры военно-специальных дисциплин ТВВИКУ, кандидат технических наук

полковник Мартышин Алексей Александрович

 

  1. Деятельность Епархиального отдела Тобольско-Тюменской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ и правоохранительными органами по духовно-нравственному воспитанию  военнослужащих

Благочинный Тюменского благочиния, председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Тобольско-Тюменской епархии

  1. Опыт организации духовно-нравственного воспитания военнослужащих в подразделениях Вооруженных Сил РФ

иерей Стефан Любимов, помощник Начальника ТВВИКУ по работе с верующими военнослужащими

  1. Влияние религиозного мировоззрения на военно-профессиональную деятельность

Кулягин К.А., сержант 4 курса ТВВИКУ

  1. Церковь и Вооруженные силы

Перов Александр Николаевич, Председатель приходского Совета МПРО св. вмч. Георгия Победоносца в п.Войновка  г.Тюмени

  1. Опыт участия курсантов ТВВИКУ в паломнических поездках по святым местам

Самсыкин М.А., курсант 3 курса ТВВИКУ

  1. Опыт военно-патриотического воспитания молодежи на приходе

Одношивкин С.В., руководитель дружины в честь Евгения Родионова храма свт.Николая Чудотворца в г. Тюмени

  1. Смысл жизни как философское и жизненно-практическое основание служения

Анисин Андрей Леонидович, полковник полиции, д.философ.н., доцент, начальник кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России

 

Секция 11

(НОУ Православная гимназия г. Тюмени

ул. Луначарского, 1)

День открытых дверей: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА»

 

Руководитель:

Директор НОУ Православная гимназия г.Тюмени,

иерей Александр Трифонов

 

  1. Урок окружающего мира «Явления природы», 1класс

Субботина О.А., учитель начальных классов Тюменской православной гимназии

  1. Интегрированный урок по географии, литературе, ОПК «Путешествие по странам и континентам. В гостях у шотландской семьи», 7 класс

Петрова Л.Н., учитель литературы Тюменской православной гимназии

Зайцев М.Н., учитель Православных предметов Тюменской православной гимназии

Никольская В.Г., учитель географии Тюменской православной гимназии

  1. Занятие по внеурочной деятельности «Лето Господне», 1, 3 классы

Дорош А.А., Горичева Т.Г., учителя начальных классов Тюменской православной гимназии

  1. Урок математики «Решение задач с помощью уравнения», 5 класс

Алексейчук О.А., учитель математики Тюменской православной гимназии

  1. Урок английского языка «Новомученики и исповедники Оптинской Пустыни», 9 класс

Лапина Н.Н., учитель английского языка Тюменской православной гимназии

  1. Урок МХК «Портретное искусство и особенности художественной интерпретации библейских сюжетов в творчестве Рембрандта», 11 класс

Вершинина Н.А., учитель МХК Тюменской православной гимназии

  1. Круглый стол «Актуальные проблемы реализации православной культуры в содержании образования»

Жукова Л.Ю., заместитель директора по УВР Тюменской православной гимназии

Кондрашина Г.В., методист Тюменской православной гимназии

 

Секция 12

(Конференц-зал Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии

г. Тюмень, ул. Республики, 60)

Семинар: РЕАЛИЗАЦИЯ « КУРСА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПОДВИГУ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ»

 

Руководители:

Помощник руководителя сектора воскресных школ (для детей) Отдела религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии

Шакирова Светлана Ивановна

 

Руководитель методического объединения преподавателей воскресных школ (для детей) Тобольско-Тюменской епархии

 

Юркова Зоя Павловна

 

  1. 100-летие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Святой патриарх Тихон

Шакирова Светлана Ивановна, помощник руководителя сектора воскресных школ (для детей) Отдела религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии

  1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, - новомученик и исповедник Церкви Русской

Жилина Людмила Федоровна, методист воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Тюмени (пос. Тарманы)

  1. Епископ Гермоген и иже с ним пострадать изволившие

Юркова Зоя Павловна, руководитель методического объединения преподавателей воскресных школ (для детей) Тобольско-Тюменской епархии

  1. Интеграция учебного модуля «Новомучеников и исповедников Церкви Русской в содержание  дополнительной общеобразовательной программы учебно-воспитательной деятельности Центра православной культуры «Троица»

Белогубова Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР НОУ ДОД Центр традиционной православной культуры «Троица»

 

Секция 13

(21-23 октября, 13:00- 16:00)

(Актовый зал Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии,

 г. Тюмень, ул. Республики, 60)

Семинар: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ВЫБОРА»

 

Руководители:

Председатель Епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства

протоиерей Ростислав Петров

Заместитель председателя Епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства

Сметанюк Ольга Олеговна

 

  1. Презентация фильма «Афон – ЗА жизнь»
  2. Презентация и обсуждение проектов «За жизнь нерожденных детей»
  3. Презентация и обсуждение проектов, направленных на защиту материнства и детства:
  • Центр помощи мамам «Дом для мам»
  • Школа для родителей «Рождество»

Семинар: «Психологическое консультирование женщин в ситуации репродуктивного выбора»


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 мая 2025 г.
В Тюмени прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тюменского благочиния Тобольско-Тюменской епархии

5 мая 2025 г.
Пасхальные молодежные встречи в Неделю святых жен-мироносиц

4 мая 2025 г.
Радоница

1 мая 2025 г.
Антипасха в Тобольске

1 мая 2025 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

1 мая 2025 г.
2025.04.28 События Тобольской митрополии

29 апреля 2025 г.
Миссионерская поездка учащихся духовных школ г. Тобольска по Ялуторовской земле

28 апреля 2025 г.
В ТЮМЕНИ СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

28 апреля 2025 г.
ОРОиК ТТЕ ПОДГОТОВИЛ ВЫСТАВКИ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА СВ.ПАСХИ

29 апреля 2025 г.
Ишимскую епархию посетил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

28 апреля 2025 г.
Пасхальный концерт в Тюменской филармонии

28 апреля 2025 г.
Архипастырское богослужение на Антипасху в Знаменском кафедральном соборе

28 апреля 2025 г.
АУДИО. Сражения Великой Отечественной войны в морях Тюменского края

27 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Онохино и мкрн. Большой Тараскуль

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий совершил молебен в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Архангела Михаила с. Червишево

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Пасхальный концерт в с. Нижняя Тавда и с. Антропово

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Нижняя Тавда

24 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре

23 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре

22 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию

19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

22 апреля 2025 г.
Поздравление Владыки-ректора с Пасхой

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.