Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ПРОЩЕНИЕ – ЭТО НЕ АКТ, А ПРОЦЕСС

22 февраля 2017 г.

26 февраля – Прощеное воскресенье. Мифы, которые мешают нам простить.

Масленичная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда верующие испрашивает прощение друг у друга, и примирившись с собой и ближними, вступают в Великий пост. Вся неделя как бы приуготовляет нас к этому событию, намекая на то, что прощение – это непростая внутренняя работа.

Но в нашей жизни существуют некоторые мифы о прощении, которые мешают нам простить искренне, и понять тот путь, по которому можно двигаться. Об этом рассуждает Ольга Красникова, проректор Института христианской психологии.

МИФ № 1: «ПРОСТИТЬ - ЗНАЧИТ ЗАБЫТЬ»

Некоторые люди (это один из мифов) считают, что простить – это значит признать, что «ничего не было» – «замнем для ясности». Ничего страшного не случилось, ничего человек не сделал.

А если действительно сделал? Мы как бы его и оправдываем, и обеляем, и черное называем белым. Но это к прощению не имеет никакого отношения. Потому что простить – это не значит «отпустить грехи», это не значит обесценить поступок.

Прощение не несет в себе обесценивание того вреда, того зла, которое человек нам причинил. И прощаем мы человека, личность. Вспомните, что есть высказывание: «любить грешника, но ненавидеть грех». Здесь это высказывание как раз очень уместно.

Мы не должны в угоду человеку или для сохранения отношений отказываться от обличения каких-то пороков или грехов, проступков и злонамеренных действий. Поэтому здесь очень важно отделять прощение от обличения. Причем, в обличении необходимо назвать вещи своими именами. Если это не только мое субъективное ощущение, а действительно объективная ситуация, очевидная ситуация, что человек предал или обманул, или сильно подвел.

Отсюда следующий миф.

МИФ № 2: «ПРОСТИТЬ – ЗНАЧИТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖАТЬ ОБЩАТЬСЯ»

«Если я человека простил, то я с ним и дальше буду прекрасно общаться. Человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным.

То есть, если я простил, это не значит, что я дальше с ним буду дружить как прежде, что в наших отношениях ничего не изменится. Иногда меняется и меняется кардинально.

МИФ № 3: «ПРОСТИТЬ – ЗНАЧИТ ПЕРЕСТАТЬ ЧУВСТВОВАТЬ БОЛЬ»

Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который мы напоролись в детстве, но шрам у нас остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе.

Нужно иметь в виду, что не всегда прощение означает прекращение боли. И если человек еще вспоминая о случившемся, испытывает какую-то боль, это не значит, что он не простил. То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Болезненный след может оставаться всю жизнь, но это не значит, что человек не простил.

Прощение как решение – «решил и простил» — невозможно. Без чувств, без какой-то внутренней эмоциональной работы никакого прощения не будет.

МИФ № 4: «САМО ПРОЙДЕТ»

Точно так же и обратное – «когда внутри чувства уйдут, оно как-то само простится, без моей воли» – тоже неправда. Само не прощается.

Прощение – это сочетание и воли, и чувств. Я принимаю решение, и дальше я эмоционально это решение тоже каким-то образом осуществляю. Исходя из этого прощение – это не акт, что вот так «раз и все», «отрубил», а процесс. И для некоторых ситуаций это процесс длительный, который зависит от степени травм, разрушений, которые со мной случились.

МИФ № 5: «ПРОЩАЮТ СЛАБАКИ»

Есть миф, что прощение — это слабость, «если простишь – будешь как тряпка». Но на самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали от отношения к человеку.

МИФ № 6: «ПРОЩЕНИЕ - ТОМУ, КТО САМ ИЗВИНИЛСЯ; ЕГО НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ»

Еще один миф: простить можно только, если человек сам просит прощения. Ничего подобного. Мы прощаем не для человека, мы прощаем для себя.

Что такое обида? Это я ношу зло на другого человека в себе. И это зло как напряжение буквально физически где-то внутри меня живет. Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что он сделал – зло, и что это зло - сделал он; хочет ли он, чтобы я его простила? А зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло – то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю.

А для сердца, для души зло на другого человека – это очень тяжелый груз. Когда человек не прощает, в этом есть элемент саморазрушения.

Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОЩЕНИЕ?

Мне очень нравится выражение, что прощение – это односторонняя ответственность и односторонняя открытость. Прощение не ожидает взаимности (в идеале). Прощение – это мой свободный подарок другому. Я ему это дарю без ожидания чего-то взамен.

А чего мы ожидаем? Мы ожидаем, что он изменится, исправится, осознает свои ошибки, раскается. Нет, не обязан, не должен. Он может. Мы своим прощением ему как бы немножко помогаем, принимая его таким, какой он есть. Но это не гарантия.

Прощение — одновременно и щедрость, и риск. Щедрость – потому что это действительно такой акт души, а риск – потому что не знаешь, где ты в результате окажешься. Результат моего прощения – он неизвестен ни для меня, ни для другого человека.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТЫ ИСКРЕННЕ ПРОСТИЛ?

Чтобы понять, что ты простил искренне, важно внутри себя иметь какие-то внутренние критерии. Причем, эти критерии у каждого человека свои.

Внутренний критерий – ощущение, что я не держу зло. У кого-то это будет ощущение легкости и свободы, в отличие от напряжения, тяжести и каких-то неприятных чувств, а для кого-то это будет возможность спокойно думать или разговаривать с обидчиком, когда не возникает внутри неприятного осадка или каких-то искажений восприятия.

Для кого-то искреннее прощение – это прекращение бесконечного диалога в голове, когда человек доказывает, оправдывает, обвиняет, объясняет, осуждает и до бесконечности мысленно в голове этот диалог прокручивает. И если вдруг он закончился, и в голове тишина, то, возможно, это говорит о том, что человек искренне простил.

Очень важно каждому человеку для себя выяснить – а как я могу понять внутри себя, что я действительно простил искренне? Здесь не может быть внешнего критерия, и другой человек не может подсказать или помочь найти этот критерий. Это можно выяснить путем самонаблюдения и внимательного отношения к своему внутреннему миру. Других путей нет.

Сотрудники Тюменского благочиния искренне желают каждому найти силы простить и помощи Божией на этом пути.

По материалам «Правмир.ру»
в прочтении Юлии Петренко,
секретаря Тюменского благочиния


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



19 апреля 2018 г.
Расписание паломнических поездок на май

19 апреля 2018 г.
Российский благотворитель установит в России, США и Германии памятники Иоанну Кронштадтскому, объединяющие православные общины трех стран

19 апреля 2018 г.
В Тобольске прошли ежегодные Пасхальные молодежные встречи для юношей

19 апреля 2018 г.
«Пусть радость царствует в сердцах!»: в Никольском храме прошел пасхальный концерт

17 апреля 2018 г.
В Благовещенском соборе Тюмени прошла арт-акция «Спасите ангелов!»

16 апреля 2018 г.
Праздник «Пасхальная радость» в Перевалово

15 апреля 2018 г.
Праздник Пасхи в Свято-Никольском храме с. Кулаково

15 апреля 2018 г.
В Боровской библиотеке прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»

14 апреля 2018 г.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

14 апреля 2018 г.
В Луговом впервые прошло ночное Пасхальное богослужение

13 апреля 2018 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

12 апреля 2018 г.
Пасха в селе Бобылево

11 апреля 2018 г.
Митрополит Димитрий освятил колокола Благовещенского собора

11 апреля 2018 г.
В Новотроицком отпраздновали Пасху

11 апреля 2018 г.
В ДК «Нефтяник» прошел Пасхальный концерт

11 апреля 2018 г.
Диакон Димитрий Майоров встретился с личным составом отдела вневедомственной охраны по г. Тюмени

11 апреля 2018 г.
Митрополит Димитрий совершил Пасхальное богослужение в Богородице-Рождественском женском монастыре Тюмени

10 апреля 2018 г.
Учащиеся регентской школы побывали с миссионерской практикой в школе №2 мкр. Иртышский г. Тобольска

9 апреля 2018 г.
В Великую субботу и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Димитрий совершил вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в Софийско-Успенском кафедральном соборе

9 апреля 2018 г.
В Великую пятницу в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля митрополит Димитрий совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя и малое повечерие

9 апреля 2018 г.
В Великий четверток митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

9 апреля 2018 г.
Патриарх Кирилл удостоит заведующего регентской школой протодиакона Виталия Виштака права ношения камилавки

7 апреля 2018 г.
Пасхальный выпуск журнала «Православный просветитель»

6 апреля 2018 г.
АУДИО и ВИДЕО: Разговор о Страстной седмице и песнопения этого периода в эфире радио «Вера».

4 апреля 2018 г.
АУДИО. Приход Благовещенского собора Тюмени

3 апреля 2018 г.
В тюменском храме «Целительница» прошел День православной книги

3 апреля 2018 г.
ФОТОРЕПОРТАЖ: Насельницы Богородице-Рождественского монастыря готовят игрушки, собранные у стихийного мемориала в память жертв кемеровской трагедии, к раздаче детям

3 апреля 2018 г.
АУДИО. Тюменская икона «Знамение» Божией Матери

3 апреля 2018 г.
В день Входа Господня в Иерусалим митрополит Димитрий совершил праздничное богослужение в Знаменском кафедральном соборе Тюмени

2 апреля 2018 г.
Игрушки, собранные в память о жертвах трагедии в Кемерово, раздадут детям

1 апреля 2018 г.
В Тобольской митрополии пройдут панихиды по жертвам трагедии в Кемерово и авиакатастрофы 2012 года под Тюменью

31 марта 2018 г.
В Тобольске завершились курсы повышения квалификации для преподавателей «Основ православной культуры»

30 марта 2018 г.
В Исетском районе прошел конкурс чтецов

30 марта 2018 г.
В воскресной школе храма Рождества Пресвятой Богородицы п. Московский прошел день православной книги

28 марта 2018 г.
Прошло очередное собрание Тюменского благочиния

28 марта 2018 г.
В селе Бобылево открылась «Лавка добра»

27 марта 2018 г.
В Рафайлово прошел престольный праздник

27 марта 2018 г.
В храмах Тобольской митрополии проходят панихиды по погибшим в Кемерово

26 марта 2018 г.
Митрополит Димитрий побывал на космодроме Байконур

26 марта 2018 г.
Преподаватели и студенты семинарии приняли участие в выборах президента России

24 марта 2018 г.
ВИДЕО. Разговор об истории Тюмени в эфире радио «Вера»

23 марта 2018 г.
Воспитанники Тюменского духовного училища побывали с визитом в Исетском районе

22 марта 2018 г.
АУДИО и ВИДЕО: Доказательства бытия Божия в эфире радио «Вера»

18 марта 2018 г.
Тобольские духовные школы посетила прихожанка Покровского храма города Харбина София Шамурова

16 марта 2018 г.
В Исетское вернулась святыня

16 марта 2018 г.
Жители Шорохово встретились со священником

15 марта 2018 г.
Выпуск Сибирской Православной газеты

15 марта 2018 г.
Приглашаем воскресные школы к участию в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

15 марта 2018 г.
ВИДЕО. В Тюмени прошла презентация книги о Знаменском соборе

14 марта 2018 г.
Приглашаем на вечер православной книги в Тюмени







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


том же

Снова Ева и Мария! С психологической точки зрения, Ева и Мария выражают наше душевное раздвоение, ту внутреннюю борьбу - не на жизнь, а на смерть, - которая совершается в нас от колыбели до гроба.
За что борются Ева и Мария? За ниву нашей души. Вопрос в том, кто завоюет всю ниву. Нельзя сказать, что Ева представляет нашу просто инстинктивную, а Мария - нашу просто разумную природу: развращенный инстинкт и развращенный разум представляет Ева, а божественный инстинкт и божественный разум представляет Мария. На стороне Евы - дух нечистый, на стороне Марии - Дух Святый.
И ты, человек, каждый день стоишь перед выбором, выбором великим, как вселенная, и бесконечным, как история: кому прибежишь ты на помощь - к жене, влекущей в погибель, или к Той, Которая возводит к небесам? К жене, обрученной с диаволом, или к Той, что обручена с Духом Святым? К жене, которая родила убийцу, или к Той, что рождает Спасителя?
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.