Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Иконописная школа при Тобольской духовной семинарии, древлехранилище Тобольско-Тюменской епархии, церковное искусство, росписи и реставрация сохранившихся храмов Тюменской области

28 марта 2017 г.

Эфир передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 10 марта 2017 г.

Сегодня в эфире программы «Светлый час» мы будем говорить о жизни иконописной школы при Тобольской духовной семинарии, о церковном искусстве, о наследии, которое нам осталось от прошлых поколений, а именно, росписи сохранившихся храмов. Мы также будем говорить об их реставрации. В студии – ведущий протоиерей Григорий Мансуров и заведующий Тобольской иконописной школой священник Виталий Ведерников.

О. Григорий Мансуров: В 1996 году, когда я поступал в Тобольскую духовную семинарию, вместе с нами также поступали ребята и девушки в иконописную школу. Это был первый набор. Расскажите, пожалуйста, отец Виталий, о вашем учебном заведении. Сколько лет проходит обучение, каковы особенности учебного процесса, где могут себя реализовать выпускники? Каковы успехи двадцатилетнего существования школы?

О. Виталий Ведерников: Действительно, в 2016 году мы праздновали 20-летие Тобольской иконописной школы. За это время был выпущен ни один десяток специалистов-иконописцев, которые могут трудиться на приходах как в нашей епархии, так и в соседних. Получается так, что наши выпускники становятся не только иконописцами, но и полноценными служителями Церкви: работают на приходах, могут преподавать в воскресных школах, работать в области иконописания и реставрации. Наших выпускников с удовольствием принимают и в специализированные учреждения как реставраторов, потому что мы даем нашим студентам ту необходимую базу, которую должен иметь каждый специалиста в области сохранения церковного искусства. В дальнейшем они могут полноценно развивать ее в музеях, реставрационных мастерских. Они могут расписывать храмы, писать иконы, иконостасы, могут работать в крупных компаниях, фирмах и артелях, которые трудятся на поприще церковного искусства.

За 20 лет уже написано множество икон, сформированы иконостасы на приходах нашей епархии. Мы работаем как на Севере, так и на Юге. Нашими студентами и преподавателями изготовлены иконы для Софийско-Успенского собора – самого раннего каменного сооружения на территории Сибири. Также расписаны иконостасы для главных северных храмов – в Сургуте, Ханты-Мансийске, Мегионе, Салехарде, Пойковском.

Сейчас мы начали работы по спасению настенных росписей в Троицком мужском монастыре в Тюмени. В настоящее время росписи исследованы, задокументированы, есть фотофиксация. Специалисты первой категории, реставраторы по монументальному искусству трудятся над укреплением фресок и раскрытием их от поздних бытовых и полевых загрязнений. Сейчас мы имеем надежду, что через какое-то время мы увидим росписи, которые сохранились до наших дней.

О.Г.: Давайте поговорим об иконопочитании. Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка? Почему мы обращаемся к иконам, когда молимся?

О.В.: Как каждый человек, православные люди имеют необходимость в представлении Того, к Кому обращаются. Если мы говорим о Боге, то, конечно, исторически сложилось так, что человек-христианин представляет определенный образ. Собственно, это и есть перевод: икона – образ. Иконопочитание на нашу российскую землю пришло с византийских времен благодаря греческим иконописным направлениям, с уже сложившейся иконографией. Поэтому в России было проще принимать ту икону, которая нам была передана по наследству. Так случилось, что у нас сложился свой иконописный и иконографический язык. Сегодня его называют русским. В нашей иконописной школе мы преподаем то иконописание, которое сформировалось во времена средневековья. Во времена Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дионисия. Именно тогда иконографический, повествовательный, смысловой, символический язык набрал свою максимальную форму, приближенную к тому пониманию, которое соответствовало христианскому канону в целом. Мы видим несколько схематизированный, символический язык иконописи, для того чтобы молящийся предстоял перед первообразом, но не увлекался какими-то историческими или композиционными нюансами. Поэтому выработан тот язык, который не отвлекает, но располагает к молитве. Это язык символов и схем. Поэтому, если мы посмотрим на каноническую икону, то для кого-то она окажется проста. Кому-то она напоминает детский язык, потому что ребенок склонен изображать что-нибудь, что он видит, на плоскости, применяя обратную перспективу. Здесь мы можем увидеть сразу затылок, и разворот, и движение – и все в одной плоскости. Этого языка отчасти придерживается и иконописец, потому что он только приоткрывает дверь, но не говорит, что именно так должен выглядит духовный мир, символически изображенный на иконе.

О.Г.: Люди создают фильмы, в котором актеру нужно сыграть, допустим, роль Иисуса Христа. После просмотра такой картины у человека при мысли о Господе могут невольно возникать ассоциации с тем образом, который создал в фильме актер. Может нечто подобное быть и в живописи: зритель посмотрит на картину – и будет воспринимать Христа таким, каким Его изобразил художник.

У иконописца же есть канон, что Христос изображается с бородой, с длинными волосами – но этим и ограничивается портретное сходство иконы с Оригиналом. Кстати, именно поэтому священники традиционно не стригутся, желая следовать образу Господа. Правильно ли я понимаю, что православная иконопись как раз такова, что изображаются Господь, Богородица и святые таким образом, чтобы у человека не было какого-то реалистичного их восприятия – специально для того, чтобы образ святых был как бы личным образом молящегося, чтобы он сам его «додумывал».

О.В.: Здесь мы с вами задеваем, наверное, самую сложную тему. Как нам повествовать о тех святых, о Господе и Божией Матери, которые жили в определенном историческом промежутке. Что касается актера, играющего любую роль, кроме Христа, здесь все просто. Историки-искусствоведы, костюмеры наряжают актеров в ту одежду, которая, возможно, носилась в тот период. Что касается иконописи, то здесь есть один очень важный аспект. Наш Господь Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую. Есть описательные характеристики, которые дают нам понимание, как Он выглядел: цвет волос, цвет глас, форма бороды и т.д. Мы можем понять, как Он относился к тем, кто рядом с Ним жил и внимал Его речам. Характер, Его любовь мы можем представить, но сказать, что именно так и было, мы не можем. Поэтому основной язык святых отцов был расположен к тому, чтобы не обманывать молящегося, а только чуть-чуть направлять. Поэтому Христа мы изображаем символически. Борода короткая, одежда – хитон и гиматий. Но заложить характерные особенности в мимике, во взгляде, в характере мы не можем. Это будет ложь, которая точно не приемлема для христианского образа. Если художники – Нестеров, Васнецов – дерзали повествовать о Христе в категориях сюжетной линии, то делали они это все же не говоря о том, что именно так оно все и было. Это может быть творческий поиск образа, который не являлся иконой, а явился повествованием о жизни Христа на земле. Есть икона, а есть картина. Икона приоткрывает нам окно в мир духовный, картина повествует. Картина может быть предметом интерьера, а у иконы есть свой функционал, она помогает в молитве взойти через образ к первообразу.

О.Г.: Процитирую известного художника Павла Флоренского, который жил в начале ХХ века и пострадал за Христа. Он сравнивал икону с окном. Есть стена между миром земным, вещественным и миром духовным. Эта стена непреодолима, но если в стене есть окно, то мы можем смотреть за тем, что происходит и кто находится за окном. Выглянул, а за окном Богородица. И молимся мы не окну. Ты смотришь сквозь это окно.

О.В.: С нами останется воображение. И каждого это воображение будет увлекать индивидуально. Получатся, что здесь будет разобщенность касательно образа того, кому мы молимся. Поэтому и выработан иконографический язык, который нас объединяет перед конкретным изводом иконы.

О.Г.: Но мы же можем молиться и без иконы…

О.В.: Однозначно. Можем молиться и без иконы, и даже не в храме. Каждую секунду мы можем молиться в любом месте. И мы должны это делать.

О.Г.: В чем тогда ценность иконы?

О.В.: Икона нас располагает к обращению к миру духовному. Через икону мы можем просить помощи, икона может повествовать. Функции разные: молитвенная, научная, культурная, искусствоведческая. Икона, прежде всего, – это источник благодати от Бога, чего мы никогда не получим от картины. Фактически иконы в храме – это Христос посреди нас через образ.

О.Г.: Каждый человек, который пытался молиться, знает такую вещь, как рассеянность. Икона помогает человеку не рассеиваться.

О.В.: Иконописцы времен Андрея Рублева избегали живоподобия в иконописи, чтобы не отвлекать молящегося от молитвы и перед иконой. Поэтому язык схем и придуман для того, чтобы дать намек, что изображено святое. Не отвлекать нюансами, декоративностью, в том числе различными украшениями.

О.Г.: Что может произойти, если человек будет молиться перед живописными иконами? По этому пути пошла западная Церковь. Почему мы этого боимся?

О.В.: Не состоится молитва, обращение. Человек будет умиляться материальностью иконы, а не тем духом, который от первообраза через икону снисходит к нему. Обращение к иконе, к ее образу необходимо для покаяния, для помощи в духовных делах. А в данном случае это любование и умиление перед картиной художника, как он талантливо, тонко, красиво описал реальность. В иконописи же реальность неописуема, потому что мы не знаем, как выглядит духовный мир. Он за пределами нашего земного бытия. Поэтому используются символы и схемы. Этого достаточно для молитвы.

О.Г.: А откуда мы вообще знаем, как выглядел Господь наш Иисус Христос?

О.В.: Есть общие описательные характеристики свидетелей того времени, которые видели. Существует святыня, которая более подробно описывает тот облик, который был у Христа. Это плащаница Иисуса Христа. Мы знает такой образ, который называется Нерукотворный. История эта связана с царем по имени Авгарь, который страдал неизлечимой болезнью. Он попросил своего слугу нарисовать картину с Христа. Но написать картину не было возможности за счет большого столпотворения, поэтому он подал Христу плат, которым Тот, умывшись, отер Свое лицо, и там отпечатался образ. Потом на Руси этот образ стал назваться «Спас – мокрая борода».

О.Г.: К кому мы обращаемся, взирая на иконы: к природе Иисуса Христа или к личности Богочеловека?

О.В.: Думаю, что любой христиан, стоя перед иконой, понимает, что у Христа божественная и человеческая природа, одна изображаема, другая – нет. И каждый христианин чувствует, что то, что мы подразумеваем, а именно, божественную природу Христа, на нас нисходит. Это чувствуется по молитве, той благодати, проводником которой является икона. Есть такое понимание в народе, как намоленная икона. Кто-то стоял перед ней, молился и получил то, во что верил, о чем просил. Одно мы осязаем своим взором, другое чувствуем духом.

О.Г.: Как относится иконописная традиция к изображению Бога-Отца? Почему не должно Его изображать?

О.В.: Мы не видели Бога. Есть икона, которая называется «Отечество», где Бог-Отец изображается в виде старца, также Христос и Святой Дух – в виде голубя. Эта иконография не является канонической. В свое время даже запрещалась.

Когда я только начинал интересоваться иконописанием, я подошел к своему духовнику в городе Иркутске отцу Каллинику Подлосинскому и спросил, как относиться к этим иконам. Он мне сказал, что то, что нам осталось от отцов, и те иконы, перед которыми уже молились, мы, конечно, не должны игнорировать. Все это мы должны сохранить для будущих поколений. А ты таких ошибок уже больше не повторяй. Кроме этой есть еще неканонические иконы. Мы к ним относимся как к одной из страниц нашей церковной истории, в частности, церковного искусства. Но сами мы такие иконы уже не пишем.

О.Г.: Каким образом изображается Святой Дух?

О.В.: Есть конкретное явление Святого Духа в виде голубя во время Богоявления. Поэтому на иконе Крещения мы так и пишем Святого Духа в виде голубя. На других иконах это уже не приветствуется.

О.Г.: Есть известная икона Святой Троицы, которую написал Андрей Рублев. Расскажите, что за сюжет здесь изображается?

О.В.: Иконография этой иконы сложилась задолго до преподобного Андрея. Это была повествовательная икона. Она рассказывала о ветхозаветном событии, которое случилось с праотцом Авраамом и Саррой. У Мамврийского дуба, рядом с которым стояла их палатка, появились трое путников, которые являлись ангелами Господними. Согласно своему гостеприимству Авраам их принял, за что получил благословение. Это событие изображалось как явление трех путников. Оно так и называлось – «Гостеприимство Авраамово». Что касается времен Андрея Рублева, то получается, что он вывел этот образ из событийного ряда и обозначил главную божественную суть. Эта икона является проповедью Отца, Сына и Святого Духа, как понимание их Божественного единства.

Христос в центре стола принимает то, что благословляет Отец, сидящий по правую сторону от Него, и то, что благословляет Святой Дух, сидящий по левую сторону. До времени Андрея Рублева эта икона не так почиталась. Можно сказать, что это явление именно русского формата.

О.Г.: Справедлива ли аналогия иконы и фотографии?

О.В.: Эту аналогию приводят для того, чтобы объяснить функцию иконы в нашей жизни. Как мы любим ближнего, и как нам дорога о нем память, так же мы относимся и к иконе. Путешествующий берет с собой в путь икону. Икону брал с собой воин, идущий защищать своих ближних. Иконой благословляли отцы и матери своих детей во время Таинства Венчания и в любом важном деле в их жизни. Икона всегда являлась частью нашего быта, нашей культуры, нашей жизни. Эта аналогия с любимым человеком на фотографии, наверное, самая верная, чтобы показать, насколько икона дорога для христианина.

О.Г.: Расскажите, а в Сибири были свои иконописные мастерские? В чем их особенность?

О.В.: С первыми святителями, которые прибыли в Сибирь, пришли и первые иконописцы, как часть того окружения, которое необходимо для реализации церковного делания. Прежде всего, это было строительство храмов и воцерковление местных жителей. Известно, что с Ермаком пришел старец-духовник, который, наверняка, имел иконы, походный иконостас. На знаменах казачьего войска было изображение образа Христа Нерукотворного и Богоявления. Формирование сибирского иконописания началось с прибытия сюда иконописцев с центральных земель – Сольвычегодска, Вологды, Новгорода и других городов. В XVII-XVIII веках пришли южнорусские традиции украинского направления. Сложно представить, что здесь сразу сформировалась какая-то школа. Каждый святитель старался привнести в Сибирь последние веяния моды. Так появились тенденции и западного характера. Единственная школа, которая сформировалась как отдельное российское явление, относится к старообрядцем – это Невьянская школа. С XVIII-XIX веков она сохранила общие тенденции и в технологии, и в каноническом самовыражении.

Мы также знаем Строгановскую иконописную артель, которая писала иконы в большом количестве. Иконы начали писать мануфактурным способом. Один мастер быстро делает досточку, другой ее грунтует, третий наносит рисунок. А потом и вовсе стали изготавливать оклады из фольги. Под эти оклады писали только лики и ручки. Таким образом, могли писать иконы в огромных количествах. Икон могли изготавливать до 2 млн. в год. Так иконописание стало не профессиональным, а ремесленническим делом. Это вызвало упадок иконописания. Таких иконописцев называли богомазами.

В Тобольске был цензорский центр, куда иконописцы привозили свои работы и получали или допуск к работе, или запрет на работу, потому что они не имели определенного навыка. Были специалисты, которые рассматривали икону на предмет благочестивого, профессионального исполнения. Когда епископ Варлаам, который занимался иконописью, прибыл из Санкт-Петербурга, то он привез учителей для семинарии. Так будущим священникам преподавалось мастерство иконописания. Он следил за тем, чтобы местные иконописцы выполняли иконы достойно.

О.Г.: Где сегодня могут люди познакомиться с иконописью более подробно? Не в храме, а, может быть, в каком-то музейном центре?

О.В.: При Тобольско-Тюменской епархии возрождено движение, которое сохраняет наши старинные иконы и древние реликвии. Это церковно-археологический кабинет или древлехранилище, которое располагается в ризнице Софийско-Успенского собора. По-современному он называется Музей церковного искусства Сибири. Там можно увидеть иконы XVII века, проследить тенденцию формирования иконописания. Экспозиция находится в шести помещениях, где представлен определенный период. Трагедия сибирской иконы в частых пожарах. Тобольск в XVII в. горел более 10 раз, конечно, вместе с храмами и иконами. От того периода сохранились единицы икон. И те иконы, которые сохранились, не из самого Тобольска, а из предместья. Поэтому представить, как формировалась и изменялась икона сегодня очень сложно. Икона сегодня сохранилась в музеях. Очень хорошая коллекция находится в Омске. Эта коллекция привезена специалистами из г. Березово. До того как там взорвали храм, специалисты вывезли оттуда иконы, подписные и датированные тобольскими мастерами. Существуют подписные иконы в нашем государственном музее и древлехранилище епархии. Известные династии Чеботных, Козловых, Иконниковых, на которые мы можем ссылаться в своих трудах.

Существуют святыни, которые сфотографировали до революции. Древлехранители, которые трудились на территории Софийского кремля, занимались документацией и фотофиксацией тех реликвий, которые хранились в ризнице собора. В том числе они фотографировали и святыни. Благодаря этому до нас дошли фотографии Абалакской иконы Божией Матери в окладе, тобольской Одигитрии в окладе, иконостас Ермака. Сегодня эти иконы утрачены. Мы тоже все документируем и фотографируем.

О.Г.: Как люди могут попасть в эти музеи на территории кремля?

О.В.: В духовной семинарии есть паломническая служба, где семинаристы принимают заявки и проводят экскурсии по всем нашим объектам. Это Музей Православия в Сибири в Архиерейском доме, Сибирский кремль, ризница собора и все наши храмы. Каждый желающий может обратиться в эту паломническую службу.

О.Г.: Есть сайт Тобольской митрополии, где есть раздел «Паломничество», там вы найдете все необходимые телефоны. Владыка Димитрий особенно любит приглашать детей и молодежь на выходные дни. Если приезжает детская группа, то могут расселить и покормить бесплатно.

О.В.: Добавлю, что в иконописной школе, которая располагается недалеко от кремля, есть выставка, посвященная технике настенной росписи, иконописания, реставрации, работает косторезная мастерская, мастерские по металлу, тканям. Можно увидеть реальный процесс появления иконы в мир.

О.Г.: Какова история реставрации Софийско-Успенского собора Тобольского кремля?

О.В.: Во время последних масштабных строительных работ под толстым слоем многолетних штукатурок были обнаружены первоначальные росписи в нижней части храма. Сейчас мы знаем, что это особая клеевая техника – темпера по известковой мазке. Темпера – это когда на основании какого-либо связующего – масла, яичного желтка, клея – растираются краски природного происхождения, пигменты, то есть охры, глины, какие-то цветоносные камни.

О.Г.: Я знаю, что вы ездили на Байкал в поисках этих камешков…

О.В.: Когда школа только начинала функционировать, мы сами заготавливали эти самые пигменты. Ездили и на Алтай, и на Байкал, работали в шахтах и на поверхности, добывали эти камни, из которых можно приготовить краски. Сейчас существуют определенные фирмы, которые эти краски привозят со всей России и из-за рубежа. Так на основе натуральных камней, охры, глины и расписывали стены в Софийско-Успенском соборе.

Возвращаясь к некоторым сохранившимся и нами восстановленным образам, хочется отметить, что там наличествует так называемая «парсунная живопись». Это уже и не иконописание в нашем понимании, но и не совсем живопись. Там парадные изображения киевских и московских патриархов и святителей. Это целый чин конца XVII – начала XVIII вв., время наших святителей Иоанна Тобольского, Филофея (Лещинского). Собор благоукрашался согласно современным тенденциям. Из Оружейной палаты Московского Кремля в Тобольск специально привезли портрет патриарха Иоакима, который был написан лучшим мастером Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Возможно, этот портрет должен был служить образцом последних художественных течений из столицы. Потом на основании этих образов расписывались храмы. К сожалению, сохранилось немного. К концу XVIII века собор выгорел. В процессе реставрации мы видели, как пламя шло по стене, потому что натуральные краски при большой температуре превращаются в красные, то есть обугливаются. Мы видели такие места на стенах. В начале XVIII века уже были сделаны первые прописи в технике масла.

То, что мы сейчас видим, это поправки начала XVIII века, но с сохранением той иконографии, тех сюжетов и той композиции, которые была изначально. Эти фрагменты были восстановлены. Сегодня любой человек может на них посмотреть.

О.Г.: Храм же в целом расписан в стиле XVI-XVII веков?

О.В.: Да, в стиле XVI века, согласно архитектурным нюансам Софийско-Успенского собора. Сам собор крестово-купольный, как раз этих времен. Сохранилось еще одно место, которое, к сожалению, нет возможности показывать паломникам. Оно находится в алтаре. Там роспись конца XVIII века над престолом, в арке алтарной абсиды. Там в центре Иисус Христос, справа и слева изображение апостолов и евангелистов.

О.Г.: Какова специфика реставрации росписей в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени. На какой стадии сейчас находится реставрация?

О.В.: Буквально только что оттуда (февраль 2017 г. – прим. ред.). Принимал работу. Дело в том, что Троицкий собор, в отличие от других храмов, фактически сохранил полный концепт росписей. Мы видим очень большие площади сохранившихся изображений. Это вторая половила XIX века. Есть предание, что там работал тобольский мастер Елеазар Пленин в числе прочих артельщиков. У нас есть подписные иконы его руки.

О.Г.: Росписи были сделаны не при святителе Филофее, когда был построен сам храм?

О.В.: Это были более поздние росписи XIX века. Сделали контрольные участки, сняли штукатурный слой и более ранних росписей мы не обнаружили. Хотя в описаниях они были. Видимо, перед тем как нанести новые, ранние были удалены.

О.Г.: Бывает так, что сохраняются. Стены обстукивают, и можно восстановить прежние росписи.

О.В.: Сейчас такие работы производятся в Покровском соборе в Тобольске. Там под слоем поздних записей раскрываются фрагменты ранних росписей, возможно, XVIII века. Там еще предстоит провести исследовательские работы, поэтому сегодня об этом не можем говорить в полноте. В Троицком монастыре реставрируют то, что может увидеть каждый посещающий храм. Несколько регистров: с одной стороны это повествование о Моисее, с другой – сюжеты из жизни Христа. В алтаре роспись посвящена праздникам Христовым, ангельским и архангельским чинам. Как раз на прошлой неделе на горнем месте обнаружили еще один сюжет – Новозаветной Троицы, или «Отечество». Изображение Господа Саваофа, Христа и Святого Духа в виде голубя. Это изображение было закрашено еще до революции, видимо потому, что не соответствовало канону. Кто-то взял и всю композицию закрасил серой краской. Сегодня были сделаны контрольные участки, и стало понятно, что роспись находится в хорошем состоянии. Так мы приобретем то, что еще никто не видел.

О.Г.: Восстановление росписей – дело сложное и долгое. Я слышал, что планируется законсервировать то, что есть, а не восстанавливать росписи сейчас. Так ли это?

О.В.: Прежде чем заниматься реконструкцией всего храма, сначала нужно правильно закрепить то, что сохранилось. Штукатурный слой уже долгое время слоится. Фрагменты просто отрываются и падают со стен. Сегодня наша задача – сохранить все то, что находится в плохом состоянии: законсервировать, укрепить и удалить все загрязнения (копоть и бытовые загрязнения, более поздние замазки, которые налагались на авторскую живопись). То есть реставраторы сейчас занимаются главным. Как дальше пойдет работа – увидим. Сегодня наша задача максимум – это сохранить то, что имеем. Сам храм был закрыт, потому что люди стали обращать внимание, что фрагменты исторических росписей начали падать на пол. Поэтому было принято решение, прежде всего, провести восстановительные, укрепляющие работы.

О.Г.: Отец Виталий, вы один из немногих священнослужителей, кто был в Спасском храме г. Тюмени. Оказывается, в храме тоже сохранены росписи. Нерукотворный образ – это первая икона, которую Господь оставил после Себя. Именно с этого образа написаны и все остальные иконы Господа. Мы ожидаем, что в скором будущем храм будет передан епархии. Пока там находятся фонды музея. Что там наблюдается в отношении росписей?

О.В.: Я общался со специалистами из музея, которые там долгое время трудились. Благодаря их самоотверженности все, что там есть, – сохранилось. Они мне показали те фрагменты храма, где эти росписи сохранились. В 80-х годах в храме работали реставраторы из Москвы. Они раскрыли, реконструировали и укрепили отдельные фрагменты стен. Раскрытым росписям была нанесена профилактическая заклейка, чтобы в дальнейшем не повредить росписи, и забелена. То есть эти фрагменты человек, попавший в храм, не увидит. Но есть сведения о том, что в куполе храма, за потолком есть нетронутые росписи в достаточно хорошем состоянии. После того, как раскроют потолки, которые появились в советское время, мы увидим часть комплексного решения, которое дошло до наших дней в нетронутом виде. Но туда я не дошел. Говорят, что это будет одно из важных приобретений касательно церковного искусства г. Тюмени.

О.Г.: Чем известны другие храмы? Что вас привлекает как специалиста?

О.В.: Есть такое явление в церковном искусстве касательно Сибири, которое называется сибирское барокко. Искусствоведы, историки понимают, что Сибирь привнесла свое индивидуальное в архитектуру церкви. Поэтому сохранены не только росписи, но и, допустим, лепнина: в храме Захарии и Елисаветы в Тобольске, в Крестовоздвиженском храме Тобольска. Троицкий собор – это целый архитектурный комплекс, который мы больше нигде не увидим. Там иконы как бы не являются зрительной частью стены, но создается впечатление, что это картины, повешенные в рамах на стенах. У каждой композиции есть нарисованная рама, создающая эффект багета, выполненного в орнаментальном стиле. Внутри этой рамы развивается сюжет. Это достаточно необычное решение. Можно сделать даже литературный или художественный экскурс, выпустить альбом, где будет рассказано об исторических изменениях в Сибири на примере храмовых росписей.

О.Г.: Спасибо, отец Виталий. Еще раз мы приглашаем всех посетить духовную столицу Сибири. 2017 год – год столетия двух русских революций. В Тобольске долгое время находилась царская семья перед отправкой в Екатеринбург. В этом городе есть что посмотреть!


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



8 мая 2024 г.
Пасхальный концерт в Тюменской флармонии

8 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение в среды Светлой седмицы

8 мая 2024 г.
В Тобольске проходит детский хоровой фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

7 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение во вторник Светлой седмицы

7 мая 2024 г.
Пасхальные молодёжные встречи в Тобольске

6 мая 2024 г.
Освящение звонницы при Крестовоздвиженском храме г. Тюмени

6 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение в понедельник Светлой седмицы

6 мая 2024 г.
Благодатный огонь в Тобольске

6 мая 2024 г.
Поздравление Семинарии Владыку-ректора

6 мая 2024 г.
Пасха Христова в Тобольске

4 мая 2024 г.
Богослужение в праздник Пасхи в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля покажут в прямом эфире

4 мая 2024 г.
Богослужение в Великую субботу в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 мая 2024 г.
Вечерня с выносом Плащаницы Спасителя и утреня Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Тобольске

4 мая 2024 г.
Четверг Страстной седмицы в Тобольске

4 мая 2024 г.
Поздравление Губернатора Тюменской области А.В. Моора с праздником Пасхи

3 мая 2024 г.
Чин погребения Святой Плащаницы

3 мая 2024 г.
Пасхальные поздравления воинам СВО от воскресных школ Тобольского благочиния

2 мая 2024 г.
Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа

1 мая 2024 г.
На пути к Пасхальной радости

1 мая 2024 г.
Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных даров

30 апреля 2024 г.
Вербное воскресенье на приходе храма «Целительницы»

29 апреля 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

28 апреля 2024 г.
Праздник Входа Господня в Иерусалим в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

28 апреля 2024 г.
Божественная литургия в праздник входа Господня в Иерусалим в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

27 апреля 2024 г.
Всенощное бдение в канун Входа Господня в Иерусалим в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

27 апреля 2024 г.
Лазарева суббота в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

27 апреля 2024 г.
Лазарева суббота в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени

25 апреля 2024 г.
Подведены итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

25 апреля 2024 г.
О проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тобольско-Тюменской епархии

23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

9 апреля 2024 г.
Фотоконкурс «Святое и вечное»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ачало календаря

Каждый день грешить и каждый день каяться - значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни.
Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь неразрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.