Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



24 мая 2019 г.
Свято-Никольский храм Тюмени отметил престольный праздник

24 мая 2019 г.
Престольный праздник в Свято-Никольском храме села Кулаково

24 мая 2019 г.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!

23 мая 2019 г.
В Тобольске прошли Пасхальные молодежные встречи для девушек, посвященные неделе святых жен-мироносиц

23 мая 2019 г.
Награды за материнское служение

22 мая 2019 г.
Пасхальный «коралловый» бал прошел в Тюмени

22 мая 2019 г.
«Орлята учатся летать»: В Тюмени возрождают детское движение по заветам Николая II

21 мая 2019 г.
Приходской концерт в честь Дня Победы в Благовещенском соборе

19 мая 2019 г.
Православные Тобольска собрались для уборки территории Спасского храма

19 мая 2019 г.
17 мая в Музейном комплексе им. И.Я. Словцова стартовал выставочный проект «Зримый образ православного праздника»

19 мая 2019 г.
Подари ближнему заботу и внимание!

19 мая 2019 г.
Встреча молодежи на природе

19 мая 2019 г.
В храме Николая Чудотворца г. Тюмени поздравили прихожанок храма с праздником святых жен-мироносиц

19 мая 2019 г.
Служение жен-мироносиц: незаметное, но неоценимое!

18 мая 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Фестиваль социальных молодежных проектов «Я выбираю жизнь!»

17 мая 2019 г.
Подведены итоги I (регионального) этапа XIV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» по Тобольской митрополии за 2019 год

17 мая 2019 г.
Прихожане и учащиеся воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» приняли участие в праздновании Дня Победы

13 мая 2019 г.
Пасхальные молодежные встречи в Тобольске и Тюмени

13 мая 2019 г.
Митрополит Димитрий пригласил в Тобольск участников конкурса детского рисунка «Благовещение и Пасха глазами детей»

13 мая 2019 г.
Праздник великомученика Георгия Победоносца в «Целительнице»

9 мая 2019 г.
Православные верующие г.Тюмени приняли участие в торжествах, посвященных празднованию 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г

10 мая 2019 г.
Студенты семинарии в дни Светлой седмицы посетили Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов и приходы Уватского района

10 мая 2019 г.
ВИДЕО: Православная колонна на параде Победы в Тюмени 9 мая 2019 г.

6 мая 2019 г.
В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе и пасхальный крестный ход по Тюмени

3 мая 2019 г.
Майский выпуск журнала Православный просветитель

3 мая 2019 г.
Казачий храм прп. Серафима Саровского г. Тюмени посетила миссионерская группа Тобольской духовной семинарии

3 мая 2019 г.
Миссионерская группа Тобольской духовной семинарии посетила Вагайский район

1 мая 2019 г.
Майский 2019 года выпуск Сибирской Православной газеты

30 апреля 2019 г.
В ДК Нефтяник г. Тюмени состоялся Пасхальный концерт

30 апреля 2019 г.
Пасхальное богослужение в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

30 апреля 2019 г.
5 мая по Тюмени пройдет Пасхальный Крестный ход

30 апреля 2019 г.
Тюменская православная гимназия отметила 20-летие

29 апреля 2019 г.
Светлое Христово Воскресение в Тобольске

29 апреля 2019 г.
Вход Господень в Иерусалим в тюменском храме в честь иконы Божией Матери «Целительница»

27 апреля 2019 г.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

27 апреля 2019 г.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

27 апреля 2019 г.
Поздравление с Пасхой губернатора Тюменской области А.В. Моора

27 апреля 2019 г.
Пасхальное послание детям митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

27 апреля 2019 г.
Когда и где можно освятить куличи в Тюмени

25 апреля 2019 г.
В Тюмени прошел большой круг Союза казаков России

24 апреля 2019 г.
В Тюмени прошло общешкольное родительское собрание по выбору модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

24 апреля 2019 г.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

24 апреля 2019 г.
Засияли купола над селом!

24 апреля 2019 г.
Радость Вербного воскресенья

22 апреля 2019 г.
ВЫШЕЛ В СВЕТ «ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» №4 (929) ЗА 2019 г.

22 апреля 2019 г.
В Вербное воскресенье митрополит Димитрий возглавил праздничное богослужение в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

22 апреля 2019 г.
Участие митрополита Димитрия и преподавателей семинарии в научно-культурном просветительском мероприятии отмечено благодарственными письмами

19 апреля 2019 г.
В воскресной школе храма святителя Николая Чудотворца прошли пасхальные мастер-классы для детей и родителей

18 апреля 2019 г.
Станция Подъем: место надежды и покаяния…

18 апреля 2019 г.
На очередном собрании Тюменского благочиния рассмотрены вопросы подготовки и празднования Светлого Христова Воскресения и Дня Победы







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


оризонт

Чем уже горизонт, тем больше беспокойство. Чем шире горизонт, тем меньше беспокойство. Чем уже горизонт, тем выше самомнение. Чем шире горизонт, тем меньше самомнение. Если бы надменная колодезная жаба оказалась на берегу океана, она бы избавилась от своей надменности.                                                
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.