Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



21 ноября 2018 г.
Освящение свай под строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы

20 ноября 2018 г.
Митрополит Димитрий: «В Сибири все сделано с любовью»

20 ноября 2018 г.
«Сибирский паломник» приглашает в паломнические поездки в декабре и январе и в длительные паломничества в 2019 году

20 ноября 2018 г.
АУДИО. Деяния святых Апостолов – книга Библии, которую надо прочитать

19 ноября 2018 г.
ВИДЕО: владыка Димитрий освятил паникадило в Благовещенском соборе

19 ноября 2018 г.
Михайловские дни в Тюмени!

16 ноября 2018 г.
16 ноября митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение центрального паникадила в Благовещенском соборе Тюмени

15 ноября 2018 г.
Студенты Тобольской духовной семинарии побывали с миссионерской поездкой в селе Черном

15 ноября 2018 г.
Митрополит Димитрий откроет православную выставку и освятит паникадило в Благовещенском соборе Тюмени

14 ноября 2018 г.
В Тюмени состоится показ документальных фильмов о вере, русских святых и смысле жизни

14 ноября 2018 г.
Добрый праздник – «День Сибири!»

14 ноября 2018 г.
II съезд просфорников Исетского района

13 ноября 2018 г.
Православной молодежи предложили объединиться

12 ноября 2018 г.
Выпуск журнала Православный просветитель

12 ноября 2018 г.
Традиционная XIII Предрождественская Сибирская православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России» пройдет в Тюмени с 16 по 25 ноября 2018 года

11 ноября 2018 г.
В Тюмени наградили победителей конкурса рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

11 ноября 2018 г.
АУДИО. Начало Великой Отечественной войны

11 ноября 2018 г.
АУДИО. Ереси и расколы в истории Христианства

8 ноября 2018 г.
Ноябрьский выпуск Сибирской Православной газеты

8 ноября 2018 г.
Прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Упорово отметили престольный праздник

8 ноября 2018 г.
В Тобольске проходит семинар по программе «ЛадьЯ»

8 ноября 2018 г.
Радость паломнической поездки

6 ноября 2018 г.
Подведены итоги XXII фестиваля хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

6 ноября 2018 г.
Поздравления митрополиту Тобольскому и Тюменскому Димитрию с 28-летием архиерейской хиротонии

6 ноября 2018 г.
АУДИО. Есть такой праздник – День Сибири

6 ноября 2018 г.
Социальное служение Церкви: дело найдется для каждого

5 ноября 2018 г.
О школе жизни архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ: «Подлинной школой и образцом аскезы стали для меня мужской Абалакский и женский Иоанно-Введенский монастыри»

5 ноября 2018 г.
ВИДЕО: репортаж о праздновании дня обретения мощей свт. Иоанна на телеканале «Союз»

5 ноября 2018 г.
Празднование иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

5 ноября 2018 г.
Диакон Димитрий Майоров принял участие в Рождественских чтениях в Ишиме

5 ноября 2018 г.
День памяти жертв политических репрессий в Тобольском благочинии

5 ноября 2018 г.
XXII фестиваль хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

2 ноября 2018 г.
АУДИО. Новый проект «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ»

1 ноября 2018 г.
АУДИО. Разговор о таинстве Крещения

1 ноября 2018 г.
Программа праздничных мероприятий, посвященных Дню народного единства, в Тюмени

31 октября 2018 г.
Праздничные торжества в Свято-Троицком мужском монастыре в честь 10-летия обретения мощей святителя Филофея (Лещинского)

30 октября 2018 г.
Актовый день Тобольских духовных школ

30 октября 2018 г.
В Тобольске состоялись торжества в память обретения мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца

30 октября 2018 г.
ВИДЕО: репортаж о найденном дореволюционном церковном облачении в эфире телеканала «Тюменское время»

30 октября 2018 г.
Выпуск журнала Православный просветитель

29 октября 2018 г.
Митрополит Димитрий и епископ Тихон посетили Тюменское высшее военно-инженерное командное училище

26 октября 2018 г.
Октябрьский выпуск Сибирской Православной газеты

26 октября 2018 г.
На радио «Вера» продолжается цикл передач «Евангелие от Матфея словами святых отцов» с диаконом Димитрием Майоровым

25 октября 2018 г.
Янтарный бал – очей очарованье…

25 октября 2018 г.
XXII фестиваль хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

23 октября 2018 г.
Митрополит Димитрий вручил награды победителям конкурсов «За нравственный подвиг учителя», «Лето Господне», «Зарисовка из жизни последних Романовых»

23 октября 2018 г.
АУДИО. Разговор о казачестве и казачьи песни

23 октября 2018 г.
Тобольская митрополия и УФСИН России по Тюменской области подписали соглашение о сотрудничестве

21 октября 2018 г.
Православные христиане Тюмени отметили день обретения мощей святителя Филофея (Лещинского)

21 октября 2018 г.
В рамках XVII Филофеевских чтений состоялась работа казачьей секции







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


овости дня

люди убили русского царя, чтобы жить лучше; люди убили польского президента, чтобы жить лучше; люди убили греческого министра, чтобы жить лучше…
Медицина за последнее столетие не сделала больших достижений в хирургии. И политическая хирургия тоже не намного опередила политическую терапию: преобладает метод ампутации, и ампутации совершаются без колебаний, однако же кровь непрерывно сочится из изуродованного тела.
Но, как обычно, убийцы в проигрыше: убитые продолжают играть в обществе роль, ничуть не меньшую, чем при жизни. Это понимают все, видят все, стараются остановить кровь, истекающую из общественного организма, но одновременно планируют и готовят очередную ампутацию, очередную резню.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.