Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



17 января 2019 г.
«Сибирский паломник» приглашает в поездки в феврале

17 января 2019 г.
В Никольском храме Тюмени в честь праздника Рождества Христова прошла детская военно-патриотическая игра

17 января 2019 г.
Праздник Рождества Христова в воскресной школе Никольского храма Тюмени

16 января 2019 г.
Лучшие доклады XVII Филофеевских образовательных чтений

16 января 2019 г.
Христославы в Успенке

16 января 2019 г.
Нижнетавдинский центр «Троица» становится центром духовно-нравственного воспитания всего района

16 января 2019 г.
Спортивные мероприятия в Тюменском православном казачьем учебном центре

16 января 2019 г.
Рождественская елка для многодетных семей и детей проекта «Дом для мам» и акция «Православные против абортов» в Тюмени

14 января 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Разговор о недопустимости астрологии в эфире радио «Вера»

11 января 2019 г.
Рождественский концерт в Тобольской семинарии

11 января 2019 г.
Концерт для бабушек

10 января 2019 г.
Праздничное Богослужение в Богородице-Рождественском женском монастыре

10 января 2019 г.
Рождественский концерт в сельском Доме культуры

10 января 2019 г.
Рождество Христово в Тобольском кремле

10 января 2019 г.
Рождественский концерт в Тюменской филармонии

10 января 2019 г.
Открытие Рождественского вертепа в Тобольске

9 января 2019 г.
Январский выпуск Сибирской Православной газеты

9 января 2019 г.
Праздничное Богослужение в Знаменском кафедральном соборе г.Тюмени

6 января 2019 г.
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

6 января 2019 г.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольской митрополии Русской Православной Церкви

6 января 2019 г.
Рождественское поздравление губернатора Тюменской области А.В. Моора

6 января 2019 г.
Рождественское поздравление митрополита Димитрия детям

5 января 2019 г.
Видеодневник Царского крестного хода – 2018

3 января 2019 г.
АУДИО. Музеи города Тобольска

3 января 2019 г.
АУДИО. Судьба 229 (Ишимской) дивизии, погибшей на дальних подступах к Сталинграду в 1942 году – тема передачи «Дорогами Победы» радио «Вера»

3 января 2019 г.
Рождественские печатные издания Тобольской митрополии

3 января 2019 г.
ВИДЕО: новогоднее поздравление митрополита Димитрия

1 января 2019 г.
Фотоальбом «Славянский ход 2018»

26 декабря 2018 г.
В Тобольской духовной семинарии прошла открытая лекция научного сотрудника ТДС, кандидата филологических наук Коротаевой Галины Викторовны

26 декабря 2018 г.
Миссионерская поездка семинаристов в Ялуторовское благочиние

26 декабря 2018 г.
Студенты семинарии встретились с тюменским поэтом Александром Новопашиным

26 декабря 2018 г.
ВИДЕО. Пеший крестный ход Тобольск – Алапаевск – Екатеринбург

26 декабря 2018 г.
Выпускник ТДУ принял присягу в Московском музыкальном взводе

22 декабря 2018 г.
Декабрьский выпуск Сибирской Православной газеты

21 декабря 2018 г.
В день памяти святителя Николая митрополит Димитрий совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме Тюмени

21 декабря 2018 г.
Митрополит Димитрий совершил освящение первого пункта обогрева для бездомных в Тюмени

20 декабря 2018 г.
В храме святителя Николая чудотворца с. Кулаково прошел престольный праздник

20 декабря 2018 г.
В Тюмени вышел православный сборник аудиокниг для незрячих читателей

19 декабря 2018 г.
Воскресная школа храма прп. Серафима Саровского г. Тюмени побывала в Тобольском кремле

18 декабря 2018 г.
АУДИО. Открытие пункта обогрева бездомных в тюменском Центре помощи «Милосердие»

18 декабря 2018 г.
Митрополит Димитрий освятит Центр помощи «Милосердие» и пункт обогрева бездомных

17 декабря 2018 г.
Памятный вечер, посвященный Святейшему Патриарху Алексию II, прошел в Тобольских духовных школах

17 декабря 2018 г.
ВИДЕО и АУДИО. Николай Чукмалдин и Николай Чудотворец. Аудиоспектакль

17 декабря 2018 г.
На 86-м году жизни почила мама преподавателя ТДУ Геннадия Ямщикова

13 декабря 2018 г.
Паломнический отдел Тобольской митрополии приглашает в паломнические поездки в январе

12 декабря 2018 г.
Митрополит Димитрий возглавил праздничные богослужения в Знаменском кафедральном соборе

10 декабря 2018 г.
Губернатор Тюменской области посетил храмы и монастыри областного центра

8 декабря 2018 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю Дня героев Отечества

8 декабря 2018 г.
Студенты семинарии встретились со школьниками поселка Московский и села Кулаково

6 декабря 2018 г.
В казачьем храме прп. Серафима Саровского Тюмени прошел традиционный праздник «День казачки»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


чищение от зла

Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека.
Изо всех сил расти в себе добро к людям. Посильней сдави сухой ствол своей души и всегда сможешь выдавить, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержишь над ними духовную победу - победу добром.
Не позволяй солнцу быть благороднее тебя, ибо, если оно греет и злых, и добрых, почему ты не можешь согревать добром и добрых, и злых?
Не позволяй воде быть полезнее тебя, ибо, если она поит и чистых, и нечистых, почему бы тебе не радоваться, когда к тебе обращаются за помощью и те, и другие? Скажет ли вода быку: "Тебе дам пить", а ослу - "Тебе не дам пить"? Или и тому, и другому она дает напиться и блистает и серебрится перед мордой того и другого?
Не позволяй, чтобы земля была терпеливее тебя, когда пашет ее крестьянин или выравнивает строящий дорогу. Будь терпелив, как она, ибо тебе предназначена великая награда.
Не позволяй, чтобы небосвод сиял ярче, чем твоя душа. Ибо в тебе Тот, Кто возвел небосвод и Кто может низвергнуть его. Так-то, брат мой, ты - сын, а небосвод - творение!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.