Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 мая 2020 г.
Вознесение Господне в Тобольском Кремле

28 мая 2020 г.
Рассказ о празднике и иконе Вознесения Господня

24 мая 2020 г.
Проповедь митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

24 мая 2020 г.
Митрополит Димитрий совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

23 мая 2020 г.
Митрополит Климент: О задачах художественной словесности

23 мая 2020 г.
Издательский совет Русской Православной Церкви

22 мая 2020 г.
Состоялась научно-практическая конференция «Православные истоки славянской письменности и культуры»

17 мая 2020 г.
Останки из найденного в Спасской церкви захоронения передали на экспертизу

9 мая 2020 г.
В день 75-летия Великой Победы в Тобольском Кремле молитвенно почтили память погибших в Великой Отечественной войне

7 мая 2020 г.
Крестный ход с молебном прошел вокруг Тюмени по воздуху

5 мая 2020 г.
Апрельский 2020 года выпуск журнала «Православный просветитель».

3 мая 2020 г.
Божественная Литургия в неделю жен-мироносиц

03 мая 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции из Благовещенского собора в неделю святых жен-мироносиц

02 мая 2020 г.
В годы войны на фронте и в тылу атеистов не было!

24 апреля 2020 г.
«Энергия тысячелетий»: уникальное издание о возрождении традиций золотного шитья в Тюменской области презентуют на Международной конференции, посвящённой 75-летию ЮНЕСКО

22 апреля 2020 г.
Архиерейское богослужение в среду Светлой седмицы

22 апреля 2020 г.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ В ТОБОЛЬСКЕ

21 апреля 2020 г.
Архиерейское богослужение во вторник Светлой седмицы

21 апреля 2020 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

20 апреля 2020 г.
Мы в долгу перед нашей деревней!

20 апреля 2020 г.
Пасхальная литургия в освобожденном Дахау

20 апреля 2020 г.
Тюменский центр «Милосердие» просит о помощи

20 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Детское пасхальное поздравление митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

20 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

19 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Светлое Христово Воскресение, запись трансляции из Софийско-Успенского собора Тобольского кремля

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольской митрополии Русской Православной Церкви

18 апреля 2020 г.
Пасхальное поздравление Губернатора Тюменской области А.В. Моора

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание детям митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

18 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Великая Пятница. запись трансляции торжественного богослужения из Софийско-Успенского собора Тобольского кремля

16 апреля 2020 г.
Накануне Вербного воскресенья митрополит Димитрий возглавил праздничное Всенощное бдение

16 апреля 2020 г.
Соревнования в Тюменском духовном училище

16 апреля 2020 г.
ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ

15 апреля 2020 г.
В Тюменской православной гимназии проходит выставка православной литературы «Церковь в годы войны», посвященная 75-летию Великой Победы.

15 апреля 2020 г.
Храм – ровесник Великой Победы

15 апреля 2020 г.
В Тобольске проходит акция «Подарок ветерану»

14 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Слово митрополита Димитрия к жителям Тюменской области в преддверии Пасхи

14 апреля 2020 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ⠀

12 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции из Софийко-Успенского собора Тобольского кремля на Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

10 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий призвал верующих совершать общую молитву во время богослужений, находясь дома

10 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции богослужения из Благовещенского собора города Тюмени 7 апреля 2020 г.

5 апреля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Великий покаянный канон Андрея Критского, 1 часть

5 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Трансляция богослужения из Тобольского кремля 5 апреля 2020 г.

5 апреля 2020 г.
В СВЯЗИ С ПЕРИОДОМ САМОИЗОЛЯЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОГРАНИЧЕНИЕМ В ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА ПРИХОЖАНАМИ, БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЯМЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ

30 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: ОРВИ, грипп, бактериальные и вирусные пневмонии

27 марта 2020 г.
Обращение к благочестивым прихожанам Тобольской митрополии

25 марта 2020 г.
Мартовский 2020 года выпуск журнала Православный просветитель

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Самоощущение человека и мир вокруг него

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Социальная секция на Рождественских Чтениях в Москве

23 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Профилактическая работа с детьми и родителями в школе







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


удрость

Когда люди жадно отнимают у природы золото, она вместо золота дает им яд.
Когда люди жадно вырывают у природы знание, она дает им цветные погремушки вместо истинного знания.
Когда люди кротко, во имя Божие, во имя Творца природы просят необходимое, природа дает им все, что потребно.
Мудрая мать дает ребенку все полезное из того, что он у нее просит; если же он попросит что-то из прихоти, пустого любопытства, мать взамен того, что он просил, даст ему безделушку.
Так поступает и мудрость Божия с людьми.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.