 |
 |
 |
Казачье направление XXVIII Международных Рожественских чтений
|
6 февраля 2020 г. 26 января 2020 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило работу XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Его Святейшеству сослужили: архиереи, участвующие в Рождественских чтениях, председатели епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в священном сане; духовенство, прибывшее для участия в Рождественских чтениях. В храме молились участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, в том числе делегаты Тобольской митрополии. Участниками казачьего направления Рождественских чтений, по благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, были иерей Владимир Язов, председатель Комиссии Тобольской митрополии по взаимодействию с казачеством и иерей Андрей Мишечкин, духовник Вагайского хуторского казачьего общества.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В частности Его Святейшество сказал: «…сегодня Рождественские чтения являют замечательный образец активности всех тех, кто активно работает для блага Русской Православной Церкви, тех, кто во многом отождествил себя с Церковью. Мы видим стремление встречаться, обсуждать важные проблемы, вырабатывать методологию совместной работы… В каком-то смысле Рождественские чтения стали неофициальным квазипоместным Собором, потому что на них присутствуют все — и епископат, и духовенство, и монашествующие, и миряне. У этого собрания, конечно, нет канонической силы Поместного Собора, но есть потенциал, равный или приближающийся к потенциалу Собора… очень ценю работу всех, кто объединен вокруг Рождественских чтений. Пусть это замечательное движение в нашей Церкви — движение наших педагогов, интеллектуалов, богословов, представителей духовенства и народа — никогда не ослабевает, но, наоборот, набирает силу… Пусть Господь хранит всех вас. Ценю ваши труды и призываю на них Божие благословение. Аминь».
27 января 2020 года в Москве в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) состоялась научная конференция «К Великой Победе. Казачество в Великой Отечественной войне 1941-1945» и открытие одноименной историко-документальной выставки. Организаторами выступили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, РГАСПИ, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, при участии Федерального архивного агентства, федеральных и региональных архивов.
Сопредседателями научной конференции стали митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и директор РГАСПИ Андрей Константинович Сорокин. Обсудить участие казаков в Великой Отечественной войне также собрались епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, атаманы, войсковые священники, казачьи духовники, а также представители научного сообщества, казачества, преподаватели и студенты российских ВУЗов.
В своем приветственном слове митрополит Кирилл обратил особое внимание на роль Церкви в деле Великой Победы: «Нет среди присутствующих тех, чьи бы отцы, деды и прадеды не воевали за свободу и независимость нашей Родины. Жертвуя собой, осознавая, что многие идут в последний бой, герои полагали жизни свои во благо родного Отечества. Русская Православная Церковь высоко ценит жертвенность народа, в связи с чем 9 мая проводится особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру и Отечество жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
Конференция стала площадкой для расширения историографического пространства освоения темы Русской Православной Церкви и казачества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Участники смогли ознакомиться с новыми историческими источниками, а также обсудили духовно-нравственное значение сохранения традиций казачества в современной России.
Директор РГАСПИ Андрей Сорокин в своем слове обратил внимание на значимость обращения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского): «Накануне Великой Отечественной войны, в конце 30-х годов, Советская власть провела перепись населения. И не смотря на два десятилетия гонений, на два десятилетия страданий, которые привели к физическому разгрому Русской Православной Церкви, подавляющее большинство опрошенных признали себя верующими людьми. Поэтому, когда говорим об истории Великой Отечественной войны, об истории Русской Православной Церкви в истории Войны, роли и месте казачества в событиях этого времени, мы должны вновь и вновь говорить о патриотической позиции Русской Православной Церкви и о той роли, которую патриотическая деятельность сыграла в мобилизации всего населения Советского Союза. Взаимодействие с казачеством, в котором вера, традиционно, очень сильно укоренена, также сыграло важную роль».
Участие казаков в Великой Отечественной войне принесло свои плоды в деле Великой победы. Историки отмечают, что на Западном фронте были казаки 94-го Белоглинского полка вступили в борьбу с немецкими частями уже 22 июня 1941 года. А 24 июня 1941 года казаки станицы Вешенской большим отрядом вступили в ряды добровольцев. О героизме донских казаков-Милютинцев участникам конференции рассказал ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. В своем докладе он отметил, что несмотря политику расказачивания в послереволюционный период, представители казачества Всевеликого войска Донского не остались безразличными к судьбе своего Отечества: «Много казаков-милютинцев воевало в рядах Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны. Всего за четыре года с территории Милютинского района призвали 7461 человека, скончались от понесённых ран и пропали без вести 4541 воин. Вернулись домой с войны только 2920 человек».
На конференции с докладом «Крест судьбы или расплата за предательство (Казачество во второй мировой войне — продолжение гражданской или защита Отечества?)» выступил директор Центра справочной литературы Тюменского государственного университета к.и.н., советник Верховного атамана Союза казаков России Г.С. Зайцев.
Докладчик затронул тему коллаборационизма, он отметил, что перед второй мировой войной, белая эмиграция была расколота. Одна часть наших соотечественников отказалась встать на сторону врага в числе которых был и Деникин А.И. который говорил: «…И прольёте вы не «чекистскую», а просто русскую кровь – свою и своих напрасно, не для освобождения России, а для вящего ее закабаления».
Другая часть эмиграции подхватила лозунг Краснова – Шкуро: «Хоть с чёртом против большевиков». Арзамаскин Ю.Н. в своём труде «Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период» пишет: «Активное участие в стихийном процессе сотрудничества с внешним врагом приняла русская белая военная и казачья эмиграция, представленная именами генерала от кавалерии П.Н. Краснова, генерал-майора В.Г. Науменко, генерал-майора А.В. Туркула, генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, генерал-майора А.А. фон Лампе, генерал-лейтенанта Б.А. Штейфона.... В общей сложности (без учета эстонских и латышских СС-легионеров, литовских добровольцев) численность советских граждан в них составила 968 тыс. человек.
Эти цифры говорят, что никакого массового продолжения гражданской войны не было, более того многие репрессированные в СССР – пошли добровольцами на защиту своего Отечества!
В 1944 году Генерал Деникин пишет: .... Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясавших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа и с гордостью — за величием его подвига. Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не Российской, и радость – в дни ее побед.
С приветственными словами и докладами выступили 15 общественных деятелей, священнослужителей и ученых, предлагая участникам научной конференции взглянуть на события периода Великой Отечественной войны с разных точек зрения.
Второй частью научного мероприятия стало открытие историко-документальной выставки «К Великой Победе. Казачество в Великой Отечественной войне 1941-1945». Зрителям были представлены планшеты с копиями уникальных документов и музейные экспонаты середины XX века. Особое внимание в экспозиции уделено материалам, отражающим роль казаков в Великой Отечественной войне.
В начале войны после первых боев и потерь было принято решение об увеличении числа кавалерийских дивизий в Красной армии. Казачество принимало самое активное участие в их формировании. В экспозиции представлены не только постановления Государственного комитета обороны СССР о формировании кавалерийских дивизий, но и Ростовского и Адыгейского обкомов, Краснодарского и Ставропольского крайкомов ВКП(б) о создании казачьих сотен, создании казачьих и пластунских дивизий, мобилизации в них добровольцев, а также об их боевой готовности.
Формирование кавалерийских дивизий было сопряжено с рядом трудностей: кроме обычного снаряжения требовалось снабдить бойцов лошадьми с упряжью и седлами. На выставке представлены постановления обкомов компартии Казахстана, Таджикистана, а также Чкаловского, Орджоникидзевского и Адыгейского обкомов о производстве и поставке кавалерийским дивизиям шашек, сабель, клинков и подков, об изготовлении шапок-кубанок, о сборе среди населения лошадей и седел для них.
Экспонируемые на выставке документы раскрывают не только тему участия казаков в военных операциях, но и показывают их работу в тылу. Отдельный блок документов посвящен сбору средств в фонд обороны Красной армии. Телеграммы отельных колхозников и секретарей обкомов И. В. Сталину рассказывают о сборе казаками денежных средств на постройку танковых колонн «Советская Кубань», «Донской казак», «Донской колхозник», эскадрилий «Освобожденный Дон», «Призывник Дона», многие колхозники просят передать собранные ими средства на производство оружия для казачьих корпусов. На все телеграммы имеются ответные письма Сталина с благодарностью за заботу о Красной армии.
27 января 2020 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание, посвященное открытию XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».
На церемонии в Государственном Кремлевском дворце присутствовали: первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ A.A. Громов; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров; первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков; министр иностранных дел РФ С.В. Лавров; министр культуры РФ О.Б. Любимова; заместитель министра обороны РФ генерал-полковник А.В. Картаполов; заместитель министра просвещения РФ В.С. Басюк; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко.
В зале находилось около 6 тысяч человек: иерархи Русской Православной Церкви — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета, главы митрополий и епархиальные архиереи; представители Православных Поместных Церквей, члены Межрелигиозного совета России, представители дипломатических ведомств, главы регионов, ректоры и представители свыше двухсот российских и зарубежных вузов, педагоги, общественные и научные деятели. С докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ A.A. Громов. Приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина огласила министр культуры РФ О.Б. Любимова.
Первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров огласил приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко.
Приветствие председателя Государственной Думы ФС РФ В.В. Володина зачитал первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков.
К участникам пленарного заседания обратился министр иностранных дел РФ С.В. Лавров. «Для меня большая честь вновь выступить на открытии форума, который прочно закрепился в качестве авторитетной площадки для конструктивного открытого обмена мнениями по многим ключевым проблемам современности», — отметил глава МИД.
По словам С.В. Лаврова, вырабатываемые в рамках Чтений инициативы и рекомендации «вносят полезный вклад в обеспечение гармоничного развития России, в упрочение общегражданского, межнационального и межконфессионального мира и согласия, способствуют консолидации общества вокруг непреходящих ценностей».
По завершении официальной части состоялся праздничный концерт.
28 января 2020 года в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, открылась X Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Мероприятие организовано Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Первого казачьего университета (МГУТУ им. К.Г. Разумовского).
Работу юбилейной конференции возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Также приняли участие митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий, Архиепископ Витебский и Оршанский Павел, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Иван Петров, атаман Всероссийского казачьего общества казачий генерал Николай Долуда, ответственный секретарь Совета при Президенте России по делам казачества Александр Орехов, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства Иностранных Дел России Семен Григорьев, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, а также священники войсковых казачьих обществ, войсковые атаманы, представители духовенства, органов государственной власти, казачества и студенчества. Всего приняли участие более 750 человек из России, Молдавии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Финляндии, Германии, США.
Актуальность мероприятия продиктована потребностью сохранения, развития и продвижения традиционных культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей российского казачества, расширения деятельности по содействию соотечественникам-казакам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и духовной самоидентификации.
Научно-практическая конференция этого года посвящена вкладу казачества и Русской Православной Церкви в дело Победы. С докладом о деятельности Церкви в предвоенное и военное время выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Как воспринимать эту войну? Историческая ситуация в отделенном плане напоминает другую, которая сложилась во времена святого благоверного князя Александра Невского. Как и тогда выбор стоял между двумя силами: фашизмом, с его оккультными корнями, и богоборческим коммунизмом. Неслучайно, в первые дни войны Святая Церковь, в лице своего Предстоятеля, напомнила верующим подвиг этого святого. Сталин еще молчал, а Церковь уже выразила свое отношение к этой войне, засвидетельствовав, что ее позиция была продиктована не политикой, а полной любовью к своим чадам. Церковь звала верующих на защиту своей Родины».
Духовный стержень казака – основа его жизни. Именно вера помогла представителям казачества пережить тяжкие послереволюционные годы расказачивания и встать на защиту своего Отечества, когда это потребовалось. «Церковь всегда стремилась помочь казачеству найти свой уникальный путь служения Богу и Отечеству. Православие было и остается основой формирования культуры, духовного облика и нравственных ценностей уникального сословия», – было отмечено в приветственном слове заместителя мэра г. Москвы Александра Николаевича Горбенко, которое зачитал заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Иван Петров.
Тема конференции затронула непростой исторический период. Обычно его рассматривают через призму глобальных событий, однако Победа складывалась из подвигов простых людей. О силе духа, общем пути с Православной Церковью и самоотверженности казачества говорил атаман Всероссийского казачьего общества казачий генерал Николай Долуда: «Что всегда было неизменно у казачества, это осознание себя православным русским воинством. Церковь и казачество единое и неделимое целое. Исторически они шли бок о бок, поддерживая друг друга. Вместе в радостях и невзгодах. В XX веке Церковь и казачество подверглись жесточайшим репрессиям, терпя расправы, разгромление и осквернение. Из душ людей вытравливалась вера, быть верующим считалось преступным. И, тем не менее, в хатах тайком держали иконы. На протяжении веков вера была фундаментом всей казачьей жизни, с ее духовным стержнем».
Также с докладами на пленарном заседании также выступили протоиерей Максим Миняйло, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Екатеринбургской епархии, Войсковой священник Оренбургского казачьего войска, атаман Войскового казачьего общества «Волжское казачье войско», казачий полковник Юрий Иванов, д.э.н. профессор кафедры «Общей экономической теории и истории экономической мысли» Санкт-Петербургского государственного экономического университета Иван Афанасенко, директор Новороссийского казачьего кадетского корпуса Краснодарского края Юрий Постников.
Для участников научно-практической конференции также выступили творческие коллективы: Сводный хор Первого казачьего университета (МГУТУ им. К.Г. Разумовского) и Сызранский казачий кадетский образцово-показательный духовой оркестр.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась по четырем направлениям: «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы», «Опыт работы казачьих молодежных организаций», «Патриотическое воспитание молодежи на примере героев-казаков в регионах России и странах зарубежья», «Роль самобытной казачьей культуры в становлении современного казачества».
Делегаты Тобольской митрополии иерей Владимир Язов и иерей Андрей Мишечкин приняли участие в работе секции «Патриотическое воспитание молодежи на примере героев – казаков в регионах России и странах зарубежья». Работу данной секции возглавил митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий. Иерей Владимир Язов, председатель Комиссии Тобольской митрополии по взаимодействию с казачеством в качестве презентации представил фильм о летних учебно – тренировочных сборах Тюменского православного казачьего учебного центра в 2019 г. иерей Владимир Язов также зачитал доклад: «Тюменский православный учебный центр: положительный опыт духовно – патриотического воспитания подрастающего поколения».
29 января 2020 года в Первом казачьем университете (МГУТУ им. К.Г. Разумовского) прошло совещание руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством и войсковых священников. Возглавил встречу председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Во встрече также приняли участие сотрудники Синодального комитета: ответственный секретарь иерей Тимофей Чайкин, руководитель отдела по работе с епархиями и органами власти иерей Иоанн Малков, и.о. руководителя пресс-службы иерей Тихон Лазуткин, руководитель отдела по работе с казачьими обществами диакон Максим Павленко, руководитель учебно-методического отдела Ирина Котина, сотрудник отдела аналитики и мониторинга Виталий Козлянко.
В совете приняли участие войсковые священники Донского, Центрального, Кубанского, Енисейского, Иркутского, Сибирского, Оренбургского и Волжского казачьих войск. 126 священников представили епархиальные отделы по взаимодействию с казачеством 92 епархий Русской Православной Церкви, расположенных в России и за рубежом.
Особое внимание архипастырь уделил вопросам верстания (посвящения) в казаки. Владыка в очередной раз напомнил, что верстающиеся должны пройти ряд бесед со своим духовником, а затем подготовиться и приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. В качестве примера митрополит Кирилл обратил внимание на прошедшее 26 января верстание казаков в московском казачьем храме иконы Божием Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле, где торжественные обещания принесли более 50 казаков МОКО ВКО «ЦКВ».
На совещании с руководителями епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством также выступили сотрудники Синодального комитета с докладами, темы которых затрагивали вопросы улучшения работы в сфере духовного окормления казачества на всей канонической территории Русской Православной Церкви.
Ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин выступил с докладом, посвященным информационным справкам и работе епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. Священник пояснил принцип работы отдела аналитики и мониторинга Синодального комитета, а также обратил внимание на необходимость внимательной работы над сведениями, которые передаются из епархий. Именно благодаря достоверной информации появляется возможность выделять успешные направления и брать их в качестве примера, а более слабым – давать рекомендации к улучшению.
И.о. руководителя пресс-службы Синодального комитета священник Тихон в своем выступлении подчеркнул необходимость более активного влияния на информационное пространство. Своевременное размещение новостей, ведение социальных сетей и создание сайта казачьего духовника или епархиального отдела – направления, требующие особого внимания.
О важности духовного окормления казачьих образовательных организаций говорила руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета Ирина Котина. Участникам совещания были даны рекомендации по методической работе с директорами школ и кадетских корпусов, а также обращено внимание на необходимость подписания двусторонних соглашений о взаимодействии между епархиальным отделом или духовником и учебной организацией.
Участники мероприятий в своей резолюции сформулировали основные направления дальнейшей совместной работы Русской Православной Церкви, органов государственной власти, войсковых казачьих обществ; общественных объединений казачества в России и за рубежом, системы непрерывного образования казаков.
Очередной юбилей Великой Победы ставит перед нами особую задачу не только сохранить память о героях-победителях, но и, самое важное, сделать правильные выводы. Особым вкладом в будущее нашей страны, к которому мы можем быть причастны является воспитание молодежи.
Сегодня очень важно, вновь обращаясь к истории России, возрождать память о героях-казаках, самобытности культуры и быта казачества, воспитывать духовность и патриотизм у казачьей молодежи на основе традиционных ценностей. Чтобы современные казаки могли, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «как в мирные годы, так и, сохрани Бог, в годы иных испытаний, оставаться верными тому подвигу, той традиции, которая присутствует в истории нашего народа, - защищать Отечество свое, не жалея живота.
По завершению казачьего направления Международных образовательных Рождественских чтений состоялся концерт казачьего художественного коллектива Первого казачьего университета (МГУТУ им. К.Г. Разумовского).
Иерей Владимир Язов,
председатель Комиссии Тобольской Митрополии
по взаимодействию с казачеством
|
|
 |
|
|
вятой князь Владимир – креститель Руси
Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
|
|

|
Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.
| 
|
|
|
|