Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Доклад на пленарном заседании научной конференции «К Великой Победе. Казачество в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» в г. Москве в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

6 февраля 2020 г.

Докладчик Зайцев Геннадий Степанович – к.и.н., директор Центра региональных справочных изданий Тюменского государственного университета, советник Верховного атамана Союза казаков России.

КРЕСТ СУДЬБЫ ИЛИ РАСПЛАТА ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО

(Казачество во второй мировой войне – продолжение гражданской или защита Отечества?)

Уважаемые коллеги!

Перед второй мировой войной, белая эмиграция была расколота. Одна часть наших соотечественников отказалась встать на сторону врага в числе которых был и Деникин А.И. который говорил: «…И прольёте вы не «чекистскую», а просто русскую кровь – свою и своих напрасно, не для освобождения России, а для вящего ее закабаления».

Мой родственник по материнской линии подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич из станицы Бакинская дружил с Андреем Шкуро. В гражданскую был у белых в отряде у брата, есаула Котлова Григория А. (который в 1922-м году ушёл с отрядом в Персию, женился на сестре будущего шаха Ирана Реза шах Пехлеви, с которым был знаком по Персидской казачьей Его величества шаха бригаде. Подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич после разгрома отряда ушёл в Крым, а затем в Европу. Перед нападением Германии на СССР к нему часто приезжал Андрей Шкуро и предлагал формировать казачьи части для Гитлера. Кузьма Алексеевич отказался. Умер в Германии в 1967 году. Часть казаков-эмигрантов не только отказалась воевать на стороне Германии, но сражалась против немцев.

Так, Туроверов Н.Н. – участник белого движения, подъесаул, казачий поэт, воюет в Африке в составе Французского Иностранного легиона против Германии. Туроверов пишет проникновенные стихи о Родине – «1942»:

«…И не проси пощады у возврата, –

Забывшим Родину – пощады нет!

Пощады нет тому, кто для забавы

Иль мести собирается туда,…» [6].

Другая часть эмиграции подхватила лозунг Краснова – Шкуро: «Хоть с чёртом против большевиков». Арзамаскин Ю.Н. в своём труде «Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период» пишет: «Активное участие в стихийном процессе сотрудничества с внешним врагом приняла русская белая военная и казачья эмиграция, представленная именами генерала от кавалерии П.Н. Краснова, генерал-майора В.Г. Науменко, генерал-майора А.В. Туркула, генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, генерал-майора А.А. фон Лампе, генерал-лейтенанта Б.А. Штейфона ..... В общей сложности (без учета эстонских и латышских СС-легионеров, литовских добровольцев) численность советских граждан в них составила 968 тыс. человек.

Петр Крикунов в своей книге «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)» приводит следующие данные: «По оценкам разных исследователей эта цифра колеблется от 800 тысяч до полутора миллионов советских граждан, воевавших на стороне немцев».

Эти цифры говорят, что никакого массового продолжения гражданской войны не было, более того многие репрессированные в СССР – пошли добровольцами на защиту своего Отечества!

Например, в п. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО, жил ветеран ВОВ Добрынин М.Д. В 1942 году добровольцем уходит на фронт. В 2005 году, в канун 60-летия Победы, спросилb у ветерана: «Почему он, обиженный и униженный Советской властью, добровольно воевал на фронтах ВОВ?». И был получен такой ответ: «Я воевал не за Сталина и партию, а за советский народ». За боевые заслуги он был награждён 2 Орденами Славы II и III степеней, двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной Войны I степени и многими медалями. И таких людей, было подавляющее большинство. Интересные данные опубликованы в книге Франсуа де Ланнуа «Казаки Паннвица 1942-1945». Автор делает упор, что казаки были востребованы со стороны Германии. В «Институте фон Континенталь Форшунг» даже была разработана специальная расовая теория, согласно которой казаки являются потомками остготов, владевших Причерноморским краем во II-IV вв. н.э. и, следовательно, не славянами, а народом германского корня». Но автор, почему-то забыл, что ещё в 1936 году Сталин восстановил казачьи части и разрешил казакам служить в РККА, хотя ни о каких привилегиях казачеству речь не шла. Мой родной дед Горенко Иван Фёдорович, станица Саратовская, воевал в составе казачьего кавалерийского корпуса генерала Доватора. В боях зимой 1941 года был сильно контужен и потерял часть стопы и в дальнейшем в боевых действиях не участвовал.

В 1998 году фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Келеч-Гирею, Т. Н. Доманову и др. в Москве был установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» у храма Всех Святых, памятник Н.И. Краснову был установлен на частной территории на Дону. Я как учёный-казаковед, могу ещё как-то попытаться понять цели и мотивы казаков, воевавших на стороне Гитлера, но как сын, внук и племянник участников ВОВ простить никогда не смогу.

Установка таких памятников — это плевок в память о 27 миллионах советских граждан, погибших в годы ВОВ, плевок всем советским солдатам, которые победили фашизм. Вместе с тем необходимо отметить, что эти соединения не всегда были до конца верными Германии, и многие части переходили на сторону Советской армии и партизан. Всего же в период с июня по декабрь 1943 г. на сторону партизан с оружием в руках перешло более 10 тыс. солдат восточных формирований. Некоторые исследователи, оправдывая этих людей, утверждают, что для них это было продолжение гражданской войны. Но это не соответствует исторической правде.

Советская историография скрывала многие исторические факты второй мировой войны, особенно в отношении казачества, жившего в СССР, и его отношения к вражескому нашествию. Краевед-историк Е.И. Кирсанов в своём объёмном исследовании «Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) на странице 234-283 описывает, как встречали оккупантов жители Новочеркасска 25.06.1942 года. Мне в руки попал уникальный документ - дневник старшего политрука Е. Тихонова, где он описывает отступление наших частей от Харькова до Сталинграда и там есть упоминание что в некоторых донских казачьих станицах и хуторах их встречали неприветливо, отчуждённо, хотя и не так масштабно, как Краснов П.Н. обещал. Кем же они были в действительности – предателями или патриотами? На этот вопрос едва ли можно получить однозначный ответ. Учёный-казаковед, к.и.н Шулдяков В.А. в статье: «Казачий коллаборационизм во Второй мировой войне: пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.) пишет: «Казачий (и не казачий) коллаборационизм Второй мировой стал следствием революции и утвердившегося в стране политического режима. Значит, на будущее надо избегать подобных общественных ломок и такого глубокого социально-политического раскола народа. Задача историка не осудить, а понять. Искать не виноватого, а причинно-следственные связи. Практические выводы из прошлого делать, конечно, не историкам, а действующим политикам.

Петр Крикунов в своей монографии указывает, что тема «советского коллаборационизма» в годы Второй мировой войны в СССР замалчивалась. Но сегодня у нас другая крайность, некоторые политики, конъюнктурные историки пытаются их оправдать и поставить на одну плоскость и Сталина и Гитлера. Пытаются реабилитировать пособников оккупантов: «…дошло даже до того, что Великую Отечественную войну называют «Великой гражданской войной 1941-1945-го», когда брат шёл на брата, а сын на отца». Все попытки переосмысления минувшей войны, направлены только для того, чтобы принизить роль СССР в освобождении Европы от фашизма.

Виктор Баранец 8 мая 2009 г. опубликовал интервью с историком Юрием Жуковым «Нашу Победу пора спасать». Он показывает, как пишутся, и кто пишет различные мифы и измышления о ВОВ. Так, например, вышла книга бывшего мэра Москвы Г. Попова «41-45 – одна война или три» (в Интернете – «Три войны Сталина»). В этой книге автор пытается доказать, что было три войны. Первую, в самом начале, мы проиграли, вторая – это Отечественная, и третья 44-45 «экспансия социализма» в Европу. Мало того, он предлагает поставить памятники – немецким солдатам, генералу Власову и Краснову, как идейным борцам с большевизмом! Уже сегодня, либеральные писатели типа Ерофеева и Быкова подпевают ему, на что обратил внимание Президент РФ на последней пресс-конференции. В связи с этим хочу напомнить этим либеральным писателям, историкам и журналистам, типа Гордона, слова наших союзников во ВМВ:

Американский генерал Дуглас Макартур о героизме Советских людей: «Это был самый большой военный подвиг за всю историю человечества».

У. Черчилль говорил: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

Ф.Рузвельт: «Хочу выразить Красной армии наше глубокое восхищение её великолепными, не превзойдёнными в истории победами: в течение многих месяцев, несмотря на громадные потери, она не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы».

Генерал Шарль де Голль: «Роль Советского Союза в войне, его отношение к Франции подняли на высшую ступень вековое чувство симпатии…к русскому народу». Ну что к этому можно добавить. Победа СССР во Второй мировой войне однозначна и не подлежит пересмотру и переосмыслению! Об этом очень чётко высказался Президент России В.В. Путин в Москве 17 сентября2019 года: «….считаем совершенно недопустимыми любые попытки пересмотра итогов войны, искажения истины, оправдания фашизма и его приспешников. Чем дальше от нас события Второй мировой войны, тем выше наша ответственность - и государственная, и личная - за то, чтобы ее горькие уроки и подвиги никогда не были забыты.

В 1944 году Генерал Деникин пишет: .... Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясавших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа и с гордостью — за величием его подвига. Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не Российской, и радость – в дни ее побед. И в это же время Туроверов Н.Н. создаёт потрясающее стихотворение «Товарищ», где указывает на исторические ошибки и призывает к единству действий во имя нашего Отечества!:

«…Утратою горчайшей из утрат:

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой враг, под кличкою – товарищ

Встречались мы, наверное, не раз.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,

Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:

Не для того ль мы оба уцелели,

Чтоб вместе за отчизну умереть?».

Зайцев Геннадий Степанович – к.и.н.,
директор Центра региональных справочных изданий Тюменского государственного университета,
советник Верховного атамана Союза казаков России


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: ОРВИ, грипп, бактериальные и вирусные пневмонии

25 марта 2020 г.
Мартовский 2020 года выпуск журнала Православный просветитель

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Самоощущение человека и мир вокруг него

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Социальная секция на Рождественских Чтениях в Москве

23 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Профилактическая работа с детьми и родителями в школе

14 марта 2020 г.
Мартовский выпуск Сибирской Православной газеты

12 марта 2020 г.
День Православной книги в Тобольской митрополии

12 марта 2020 г.
Лыжня Победы-75

12 марта 2020 г.
(ВИДЕО) Епархиальное собрание духовенства и мирян

12 марта 2020 г.
Завершение собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

12 марта 2020 г.
Начало собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

8 марта 2020 г.
Пассия в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского Кремля

8 марта 2020 г.
Неделя Торжества Православия в Тобольских духовных школах

7 марта 2020 г.
Совместное причастие студентов Тобольской духовной семинарии

6 марта 2020 г.
В Тюмени появится храм - Дом Божий

6 марта 2020 г.
Освящение колива в день памяти вмч. Феодора Тирона

5 марта 2020 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольско-Тюменской епархии в г. Тобольске с 09 по 12 марта 2020 года

5 марта 2020 г.
Презентация IV тома энциклопедии «Бессмертный полк: рота тюменских журналистов»

5 марта 2020 г.
Архипастырский визит в Тюменское благочиние

5 марта 2020 г.
Митрополит Димитрий возглавил первую литургию Преждеосвященных Даров

5 марта 2020 г.
День здоровья в Тюменском духовном училище

5 марта 2020 г.
(ВИДЕО) «Душе моя», муз. М. Котогарова в исп. хора мужских классов Тобольской православной гимназии им. свт. Иоанна

5 марта 2020 г.
Храм в честь Русских святых будет построен в Тюмени

2 марта 2020 г.
(ВИДЕО) Слово митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия в день прощённого воскресения

2 марта 2020 г.
Архиерейское служение в понедельник первой седмицы Великого поста

2 марта 2020 г.
Выставка золотного шитья «Живопись иглой» открылась в Тюмени

2 марта 2020 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского Кремля

2 марта 2020 г.
В Тобольской духовной семинарии прошел традиционный концерт на Масленицу

2 марта 2020 г.
Встреча с учениками школы №32 микрорайона Антипино

2 марта 2020 г.
Миссионерская поездка ректора и студентов Тобольской духовной семинарии на нефтехимическое предприятие «СИБУР Тобольск»

2 марта 2020 г.
Встреча с молодежью в школе № 69 города Тюмени

28 февраля 2020 г.
Собрание ассоциации Православных педагогов

28 февраля 2020 г.
Презентация первой библейской книги на сибирско-татарском языке

28 февраля 2020 г.
Встреча на Сретение Господне

28 февраля 2020 г.
Акция «Трезвый водитель»

28 февраля 2020 г.
Гости ялуторовской Масленицы смогут пополнить фотолетопись Тюменской области

28 февраля 2020 г.
Концерт в честь Дня защитника Отечества

28 февраля 2020 г.
В Тюмени состоялся Круглый стол, посвященный 30-летию возрождения казачества

25 февраля 2020 г.
Для студентов семинарии прошли традиционные катания на Масленицу

25 февраля 2020 г.
Расписание паломнических поездок на МАРТ 2020

25 февраля 2020 г.
День тезоименитства митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

25 февраля 2020 г.
Сретенский бал в Тобольской православной гимназии

25 февраля 2020 г.
Защитники нашего Отечества - Святой Руси

25 февраля 2020 г.
В селе Малышенка Голышмановского района возродилась церковная жизнь

21 февраля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Христианская иконография, часть 2: Символика образа Господа Иисуса Христа на иконах

19 февраля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Святая Земля в стихах и прозе отца Владимира Петрова

19 февраля 2020 г.
В Тобольске прошел региональный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2020 г.
Престольный праздник в храме святого праведного Симеона Богоприимца г.Тюмени

19 февраля 2020 г.
Казаки Тюменской области поддержали инициативу Святейшего Патриарха Кирилла о внесении в Конституцию РФ упоминание о Боге

19 февраля 2020 г.
Праздник Сретения Господня в Тобольском Кремле







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


тношение к Богу

Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда - как следствие - становятся ложными все человеческие отношения.
Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.
Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью.
Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.
И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине. Так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.
В такие времена спасает мир от гибели какой-нибудь десяток праведников - Божиих людей, отсутствие которых повергло в пропасть Содом и Гоморру.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.