Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Доклад на пленарном заседании научной конференции «К Великой Победе. Казачество в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» в г. Москве в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

6 февраля 2020 г.

Докладчик Зайцев Геннадий Степанович – к.и.н., директор Центра региональных справочных изданий Тюменского государственного университета, советник Верховного атамана Союза казаков России.

КРЕСТ СУДЬБЫ ИЛИ РАСПЛАТА ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО

(Казачество во второй мировой войне – продолжение гражданской или защита Отечества?)

Уважаемые коллеги!

Перед второй мировой войной, белая эмиграция была расколота. Одна часть наших соотечественников отказалась встать на сторону врага в числе которых был и Деникин А.И. который говорил: «…И прольёте вы не «чекистскую», а просто русскую кровь – свою и своих напрасно, не для освобождения России, а для вящего ее закабаления».

Мой родственник по материнской линии подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич из станицы Бакинская дружил с Андреем Шкуро. В гражданскую был у белых в отряде у брата, есаула Котлова Григория А. (который в 1922-м году ушёл с отрядом в Персию, женился на сестре будущего шаха Ирана Реза шах Пехлеви, с которым был знаком по Персидской казачьей Его величества шаха бригаде. Подъесаул Котлов Кузьма Алексеевич после разгрома отряда ушёл в Крым, а затем в Европу. Перед нападением Германии на СССР к нему часто приезжал Андрей Шкуро и предлагал формировать казачьи части для Гитлера. Кузьма Алексеевич отказался. Умер в Германии в 1967 году. Часть казаков-эмигрантов не только отказалась воевать на стороне Германии, но сражалась против немцев.

Так, Туроверов Н.Н. – участник белого движения, подъесаул, казачий поэт, воюет в Африке в составе Французского Иностранного легиона против Германии. Туроверов пишет проникновенные стихи о Родине – «1942»:

«…И не проси пощады у возврата, –

Забывшим Родину – пощады нет!

Пощады нет тому, кто для забавы

Иль мести собирается туда,…» [6].

Другая часть эмиграции подхватила лозунг Краснова – Шкуро: «Хоть с чёртом против большевиков». Арзамаскин Ю.Н. в своём труде «Коллаборационисты и их репатриация в послевоенный период» пишет: «Активное участие в стихийном процессе сотрудничества с внешним врагом приняла русская белая военная и казачья эмиграция, представленная именами генерала от кавалерии П.Н. Краснова, генерал-майора В.Г. Науменко, генерал-майора А.В. Туркула, генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, генерал-майора А.А. фон Лампе, генерал-лейтенанта Б.А. Штейфона ..... В общей сложности (без учета эстонских и латышских СС-легионеров, литовских добровольцев) численность советских граждан в них составила 968 тыс. человек.

Петр Крикунов в своей книге «Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков)» приводит следующие данные: «По оценкам разных исследователей эта цифра колеблется от 800 тысяч до полутора миллионов советских граждан, воевавших на стороне немцев».

Эти цифры говорят, что никакого массового продолжения гражданской войны не было, более того многие репрессированные в СССР – пошли добровольцами на защиту своего Отечества!

Например, в п. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО, жил ветеран ВОВ Добрынин М.Д. В 1942 году добровольцем уходит на фронт. В 2005 году, в канун 60-летия Победы, спросилb у ветерана: «Почему он, обиженный и униженный Советской властью, добровольно воевал на фронтах ВОВ?». И был получен такой ответ: «Я воевал не за Сталина и партию, а за советский народ». За боевые заслуги он был награждён 2 Орденами Славы II и III степеней, двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной Войны I степени и многими медалями. И таких людей, было подавляющее большинство. Интересные данные опубликованы в книге Франсуа де Ланнуа «Казаки Паннвица 1942-1945». Автор делает упор, что казаки были востребованы со стороны Германии. В «Институте фон Континенталь Форшунг» даже была разработана специальная расовая теория, согласно которой казаки являются потомками остготов, владевших Причерноморским краем во II-IV вв. н.э. и, следовательно, не славянами, а народом германского корня». Но автор, почему-то забыл, что ещё в 1936 году Сталин восстановил казачьи части и разрешил казакам служить в РККА, хотя ни о каких привилегиях казачеству речь не шла. Мой родной дед Горенко Иван Фёдорович, станица Саратовская, воевал в составе казачьего кавалерийского корпуса генерала Доватора. В боях зимой 1941 года был сильно контужен и потерял часть стопы и в дальнейшем в боевых действиях не участвовал.

В 1998 году фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Келеч-Гирею, Т. Н. Доманову и др. в Москве был установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» у храма Всех Святых, памятник Н.И. Краснову был установлен на частной территории на Дону. Я как учёный-казаковед, могу ещё как-то попытаться понять цели и мотивы казаков, воевавших на стороне Гитлера, но как сын, внук и племянник участников ВОВ простить никогда не смогу.

Установка таких памятников — это плевок в память о 27 миллионах советских граждан, погибших в годы ВОВ, плевок всем советским солдатам, которые победили фашизм. Вместе с тем необходимо отметить, что эти соединения не всегда были до конца верными Германии, и многие части переходили на сторону Советской армии и партизан. Всего же в период с июня по декабрь 1943 г. на сторону партизан с оружием в руках перешло более 10 тыс. солдат восточных формирований. Некоторые исследователи, оправдывая этих людей, утверждают, что для них это было продолжение гражданской войны. Но это не соответствует исторической правде.

Советская историография скрывала многие исторические факты второй мировой войны, особенно в отношении казачества, жившего в СССР, и его отношения к вражескому нашествию. Краевед-историк Е.И. Кирсанов в своём объёмном исследовании «Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (история казачьей столицы) на странице 234-283 описывает, как встречали оккупантов жители Новочеркасска 25.06.1942 года. Мне в руки попал уникальный документ - дневник старшего политрука Е. Тихонова, где он описывает отступление наших частей от Харькова до Сталинграда и там есть упоминание что в некоторых донских казачьих станицах и хуторах их встречали неприветливо, отчуждённо, хотя и не так масштабно, как Краснов П.Н. обещал. Кем же они были в действительности – предателями или патриотами? На этот вопрос едва ли можно получить однозначный ответ. Учёный-казаковед, к.и.н Шулдяков В.А. в статье: «Казачий коллаборационизм во Второй мировой войне: пропагандистский жупел или исторический урок (по поводу опубликованной переписки генерала П.Н. Краснова 1939 – 1945 гг.) пишет: «Казачий (и не казачий) коллаборационизм Второй мировой стал следствием революции и утвердившегося в стране политического режима. Значит, на будущее надо избегать подобных общественных ломок и такого глубокого социально-политического раскола народа. Задача историка не осудить, а понять. Искать не виноватого, а причинно-следственные связи. Практические выводы из прошлого делать, конечно, не историкам, а действующим политикам.

Петр Крикунов в своей монографии указывает, что тема «советского коллаборационизма» в годы Второй мировой войны в СССР замалчивалась. Но сегодня у нас другая крайность, некоторые политики, конъюнктурные историки пытаются их оправдать и поставить на одну плоскость и Сталина и Гитлера. Пытаются реабилитировать пособников оккупантов: «…дошло даже до того, что Великую Отечественную войну называют «Великой гражданской войной 1941-1945-го», когда брат шёл на брата, а сын на отца». Все попытки переосмысления минувшей войны, направлены только для того, чтобы принизить роль СССР в освобождении Европы от фашизма.

Виктор Баранец 8 мая 2009 г. опубликовал интервью с историком Юрием Жуковым «Нашу Победу пора спасать». Он показывает, как пишутся, и кто пишет различные мифы и измышления о ВОВ. Так, например, вышла книга бывшего мэра Москвы Г. Попова «41-45 – одна война или три» (в Интернете – «Три войны Сталина»). В этой книге автор пытается доказать, что было три войны. Первую, в самом начале, мы проиграли, вторая – это Отечественная, и третья 44-45 «экспансия социализма» в Европу. Мало того, он предлагает поставить памятники – немецким солдатам, генералу Власову и Краснову, как идейным борцам с большевизмом! Уже сегодня, либеральные писатели типа Ерофеева и Быкова подпевают ему, на что обратил внимание Президент РФ на последней пресс-конференции. В связи с этим хочу напомнить этим либеральным писателям, историкам и журналистам, типа Гордона, слова наших союзников во ВМВ:

Американский генерал Дуглас Макартур о героизме Советских людей: «Это был самый большой военный подвиг за всю историю человечества».

У. Черчилль говорил: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

Ф.Рузвельт: «Хочу выразить Красной армии наше глубокое восхищение её великолепными, не превзойдёнными в истории победами: в течение многих месяцев, несмотря на громадные потери, она не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы».

Генерал Шарль де Голль: «Роль Советского Союза в войне, его отношение к Франции подняли на высшую ступень вековое чувство симпатии…к русскому народу». Ну что к этому можно добавить. Победа СССР во Второй мировой войне однозначна и не подлежит пересмотру и переосмыслению! Об этом очень чётко высказался Президент России В.В. Путин в Москве 17 сентября2019 года: «….считаем совершенно недопустимыми любые попытки пересмотра итогов войны, искажения истины, оправдания фашизма и его приспешников. Чем дальше от нас события Второй мировой войны, тем выше наша ответственность - и государственная, и личная - за то, чтобы ее горькие уроки и подвиги никогда не были забыты.

В 1944 году Генерал Деникин пишет: .... Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясавших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа и с гордостью — за величием его подвига. Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не Российской, и радость – в дни ее побед. И в это же время Туроверов Н.Н. создаёт потрясающее стихотворение «Товарищ», где указывает на исторические ошибки и призывает к единству действий во имя нашего Отечества!:

«…Утратою горчайшей из утрат:

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой враг, под кличкою – товарищ

Встречались мы, наверное, не раз.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,

Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:

Не для того ль мы оба уцелели,

Чтоб вместе за отчизну умереть?».

Зайцев Геннадий Степанович – к.и.н.,
директор Центра региональных справочных изданий Тюменского государственного университета,
советник Верховного атамана Союза казаков России


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 июня 2024 г.
Архиерейское богослужение в неделю Всех Святых

30 июня 2024 г.
Отправка гуманитарной помощи участникам СВО

30 июня 2024 г.
День памяти священномученика Гермогена, епископа Тобольского

30 июня 2024 г.
О проведении образовательного курса для преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

29 июня 2024 г.
Летние каникулы — время отдыха, общения и творчества!

29 июня 2024 г.
Радость небесная для всех

27 июня 2024 г.
ОТМЕЧЕНЫ ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПЕДАГОГАМИ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 24.06.2024 НА СЕМИНАРЕ В ТОГИРРО

25 июня 2024 г.
О проведении семинара «Перспективы преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях»

24 июня 2024 г.
Престольный праздник домового храма семинарии

24 июня 2024 г.
АУДИО. Духовно-просветительский центр в Салехарде

23 июня 2024 г.
День Святой Троицы в Тюмени

23 июня 2024 г.
Троицу единосущную песнословим, Отца и Сына со Святым Духом

21 июня 2024 г.
Выпускной акт Тобольских духовных школ

20 июня 2024 г.
Итоговое заседание Ученого совета семинарии

20 июня 2024 г.
БЫТЬ ВОИНОМ – ЖИТЬ ВЕЧНО!

19 июня 2024 г.
Журналист из Марий Эл принял участие в фестивале «Православие и СМИ»

19 июня 2024 г.
В Тобольске состоялся крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

19 июня 2024 г.
АУДИО. Храм в Кулиге Тюменского района: история прихода и работа с молодежью сегодня

16 июня 2024 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери прибыл в Иоанно-Введенский женский монастырь

16 июня 2024 г.
Начался Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

16 июня 2024 г.
Молебен перед Абалакской иконой Божией Матери

16 июня 2024 г.
Начало Славянского хода Мальчики

16 июня 2024 г.
Начало Славянского хода девочки

16 июня 2024 г.
Встреча в Сретенском соборе с бойцами СВО

16 июня 2024 г.
Защита выпускных квалификационных работ студентов семинарии

16 июня 2024 г.
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТОБОЛЬСКОГО ФИЛОФЕЯ

15 июня 2024 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

19 июня 2024 г.
Программа торжеств, посвященных дню памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, и Собора Сибирских святых

15 июня 2024 г.
Вознесение Господне в Тобольске

15 июня 2024 г.
Накануне праздника Вознесения Господня

11 июня 2024 г.
В Казачьем храме г. Тюмени прошла литературная конференция

11 июня 2024 г.
Урок-презентация о святых Кирилле и Мефодии в храме Божией Матери «Целительница»

7 июня 2024 г.
Огонь поедающий

6 июня 2024 г.
Священник стал членом Союза журналистов России

7 июня 2024 г.
ИТОГИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА РАБОТ ФЕСТИВАЛЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И СМИ»

6 июня 2024 г.
В Тобольске открылся XXII фестиваль «Православие и СМИ»

6 июня 2024 г.
Молебен на открытие XXII межрегионального фестиваля «Православие и средства массовой информации»

5 июня 2024 г.
АУДИО. Казанская икона Божией Матери, с которой войско князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву, пребывала в Тюмени

5 июня 2024 г.
В ТОБОЛЬСКЕ НАЧИНАЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ПРАВОСЛАВИЕ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

4 июня 2024 г.
В Тюмени неизвестный забросал «коктейлями Молотова» храм Димитрия Донского

4 июня 2024 г.
️Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю попытки поджога храма святого князя Димитрия Донского города Тюмени

4 июня 2024 г.
Организация помощи семьям алкоголе- и наркозависимых на православном приходе

3 июня 2024 г.
Низкий поклон воину Константину и всей его семье!

3 июня 2024 г.
Беседы со школьниками

3 июня 2024 г.
В Международный день защиты детей наградили многодетных матерей

1 июня 2024 г.
Архиерейское богослужение в Свято-Троицком мужском монастыре

30 мая 2024 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Тюменская православная гимназия

31 мая 2024 г.
В Тобольскую митрополию прибыл образ Казанской Божией Матери

30 мая 2024 г.
Тобольск торжественно встретил мощи преподобного Макария Алтайского

29 мая 2024 г.
Неделя Кирилло-Мефодиевских чтений в Тюменском духовном училище







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ера страдания

Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет.
Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника.
Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский: "Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?" Верь, Господь имеет большее рассуждение, чем человек.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.