Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Размышления на слова «и не введи нас во искушение», а также о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святаго»

21 февраля 2020 г.

Насчет возникших недавно предположений, что Иисус Христос говорил на арамейском, а ученики не совсем верно перевели Его слова на греческий – так это неправда. Дух Святой сообщил апостолам знание иных языков, в том числе и греческого, на котором были записаны все четыре Евангелия в I веке. Они сразу были записаны на греческом, не было промежуточного варианта на другом языке. Неужели же апостолы, проповедуя язычникам намного более сложные истины – о воплощении Бога и Его страданиях, – не смогли правильно подобрать слова для передачи смысла единственной молитвы, которую им оставил их Учитель?

Однако, действительно, в словах молитвы «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», звучит мысль, что во власти Господа допустить искушение или нет. Объяснить тут все сложностями перевода, во-первых, неправильно по сути, а во-вторых – слишком просто.

Откуда берется зло, если Бог благ и творит мир также без наличия в нем зла? Никакого антипода Богу, вечно ему сосуществующего, нет. Бог творит мир ангельский еще до сотворения человек, затем всю нашу вселенную и в конце – Адама, первого человека, и жену его – Еву. Однако от Бога из-за гордости и нежелания служить Ему отпадает часть ангелов во главе с первым из них – сатаной. Возможно, это происходит потому, что падшие ангелы начинают завидовать человеку, понимая глубинный замысел Творца о нем. Возможно, поэтому человек становится предметом ненависти и злобы этих отпадших, которые называются теперь бесами. Ева согрешает из-за искушения змея, в которого вошел диавол. Адам нарушает заповедь Бога из-за предложения жены. Впоследствии Каин убивает Авеля из-за зависти и обиды – жертву Каина Бог не принял (видимо, он приносил ее как «дань», а не как «дар»), а жертву Авеля – принял. Однако, конечно, человек сам согрешает, сам совершает какое-либо зло, не Бог его к этому подталкивает.

Напомню один логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?». Как бы мы ни ответили, получается, что Бог не всемогущий. Этот софизм используется в спорах атеистов с верующими людьми. Верующие отвечают, что подобные логические ловушки не имеют значения, как и, например, известный парадокс с Ахиллесом и черепахой: с математической точки зрения Ахиллес никогда не догонит черепаху, а с практической – это сделать очень легко. Так вот, Бог не только может создать такой камень, Он уже создал его – это свободная воля. Это ангелы и люди – именно их свободная воля и есть эти самые «камни», которые Бог, создав однажды, уже не может «поднять». Он не может их свободу принудить, заставить чего-то желать, а от чего-то иного – отвращаться, не может заставить любить, но и не провоцирует ненавидеть.

Однако падшие ангелы могли бы сказать: «Зачем же Ты «ввел нас во искушение»? Зачем создал этих людей? Нам было так хорошо в нашем мире, ведь мы были самыми главными…». Каин тоже мог бы сказать: «Для чего Ты не принял мою жертву? Может, брат Авель и лучше меня, но неужели Ты не мог снизойти к моему самолюбию? Вот поэтому я разозлился на брата и убил его». Ведь и Адам говорит (это уже не предположительно, а из Библии): «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И Ева: «Змей обольстил меня, и я ела» (Бытие гл. 3, стих 12-13). Всегда есть возможность обвинить в чем-либо не себя, а кого-то другого, а если и не другого, то обстоятельства. И, конечно, всегда остается возможность обвинить во всем кого-то самого главного.

«Зачем ты меня родила на этот свет?!» – может быть обращен вопрос к матери. Что ей ответить вопрошающему чаду? Да, она родила тебя, и этим перед тобой, наверное, «виновата». Однако ты забыл, что когда-то, когда ты был с ней рядом и не жил по своей воле и по своим страстям, ты был вполне счастлив! Но пришло время вырастать, ходить своими ногами, и ты не прошел этот путь безболезненно – разве мать в этом виновата?

Подобный вопрос Богу, в своем логическом конце заканчивающийся самоубийством, называется грехом хулы на Духа Святого. О нем Христос говорит, что именно этот грех не простится человеку ни в этой жизни, ни в будущей.

Да, конечно, Бог – Виновник всего. Ведь Он все создал. Он же пошел и на величайшее дело – создал существ, подобных Себе по своей свободе. В ответе ли Творец за них, ведь он их создал? В ответе ли Он за них, ведь они свободны и самостоятельны? Ответ будет и «да», и «нет».

Поэтому в словах молитвы Господней «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», нет никакого противоречия. Бог благ и желает нам всякого блага. Однако искушения приходят – приходят из окружающего нас мира: от обстоятельств, людей, от падших духов, от наших собственных размышлений – Бог не останавливает их, попускает им быть. И в этом смысле искушения происходят как бы по воле Божией.

Вот в чем суть: Бог не хочет, чтобы мы подпадали под искушения и согрешали, однако Бог хочет, чтобы мы эти искушения проходили, и проходили достойно! Отец или мать не могут всегда водить за ручку начинающего ходить ребенка, когда-то они его отпустят – чтобы он стал, в конце концов, как они, и ходил своими ногами. Для этого они его отпускают, а не потому, что не любят его или забыли о нем. Однако пока он учится ходить – ему придется спотыкаться и падать. И родители знают об этом, поэтому его «падения» хоть и не желательны для родителей, но происходят по их допущению, так как они решили дать ребенку свободу, для того чтобы он научился чему-то новому.

О том, почему Бог не уничтожит зло в мире, почему не накажет злых людей, почему не воспрепятствует им продолжать зло, – попробую написать в другой раз.

Священник Григорий Мансуров,

Тюмень, 9 декабря 2017 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2022 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



21 мая 2022 г.
Дни славянской письменности и культуры

21 мая 2022 г.
Слово Чернова Владислава Леонидовича

21 мая 2022 г.
Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на Кирилло-Мефодиевских чтениях

20 мая 2022 г.
Возложение цветов к памятнику святой Царской семье

17 мая 2022 г.
В Казачьем храме г. Тюмени прошел семинар «Патриотизм как компонент обороноспособности Российского Государства»

15 мая 2022 г.
Пасхальный выпуск журнала «Православный просветитель»

14 мая 2022 г.
Звоны Светлой Седмицы

13 мая 2022 г.
За нравственный подвиг учителя

13 мая 2022 г.
Друг друга обнимем!

13 мая 2022 г.
Архиерейский визит в с. Суерка

12 мая 2022 г.
ВИДЕО: ДУХОВНАЯ ПЕСНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ СИБИРИ

10 мая 2022 г.
Духовная песнь Православной Сибири

9 мая 2022 г.
Бессмертный полк в Ялуторовске

9 мая 2022 г.
Парад Победы в г. Тюмени

9 мая 2022 г.
Архиерейское богослужение в День Победы

8 мая 2022 г.
Возложение цветов в Тобольске

8 мая 2022 г.
Центр «Милосердие» нуждается в вашей поддержке

8 мая 2022 г.
Тюмень принимает беженцев

8 мая 2022 г.
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»

8 мая 2022 г.
Патриотическая акция «Окна Победы»

8 мая 2022 г.
Святое Воскресение Твое поем и славим

8 мая 2022 г.
Итоги XVII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

3 мая 2022 г.
Городской пасхальный концерт

3 мая 2022 г.
Антипасха в Тобольске

30 апреля 2022 г.
ВИДЕО: Тоболяк-сварщик изготовил стальную икону Богородицы

30 апреля 2022 г.
Пасхальные каникулы продолжаются

30 апреля 2022 г.
Пасхальное соборное Богослужение в Ялуторовске

29 апреля 2022 г.
Звонят Пасхальные колокола

28 апреля 2022 г.
Пасхальное богослужение в Благовещенском соборе

27 апреля 2022 г.
Заседание Координационного Совета

27 апреля 2022 г.
ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ

27 апреля 2022 г.
Пасхальное богослужение в Богородице-Рождественском женском монастыре

26 апреля 2022 г.
Пасхальный концерт в Тюмени

26 апреля 2022 г.
Пасхальное богослужение в Свято-Троицком мужском монастыре

25 апреля 2022 г.
Пасхальное богослужение в Знаменском кафедральном соборе

25 апреля 2022 г.
Пасхальные Торжества в Духовной столице Сибири

25 апреля 2022 г.
ВИДЕО: Детское пасхальное поздравление митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

25 апреля 2022 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

24 апреля 2022 г.
ВИДЕО: Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской духовной семинарии

23 апреля 2022 г.
Трансляция Пасхального богослужения

22 апреля 2022 г.
Богослужение в Великий Четверток

20 апреля 2022 г.
ВИДЕО: Свято-Никольскому храму в с. Кулаково передали в дар редкую старинную икону

23 апреля 2022 г.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

19 апреля 2022 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Иевлево

23 апреля 2022 г.
Пасхальное поздравление Губернатора Тюменской области А. В. Моора

23 апреля 2022 г.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ДЕТЯМ МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

23 апреля 2022 г.
Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольской митрополии Русской Православной Церкви

19 апреля 2022 г.
Экскурсия по Тюменскому духовному училищу

18 апреля 2022 г.
Тюменское духовное училище ждет гостей

18 апреля 2022 г.
Вербное воскресенье в храме в честь иконы Божией Матери «Целительница» г. Тюмени







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


одражай святым

Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный.
Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от безпощадности смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души. Конечно, весь твой труд может оказаться напрасным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то же, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе принадлежит пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать суть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… омый мя… и паче снега убелюся (Пс. 50, 3, 4, 9).
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.