Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Размышления на слова «и не введи нас во искушение», а также о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святаго»

21 февраля 2020 г.

Насчет возникших недавно предположений, что Иисус Христос говорил на арамейском, а ученики не совсем верно перевели Его слова на греческий – так это неправда. Дух Святой сообщил апостолам знание иных языков, в том числе и греческого, на котором были записаны все четыре Евангелия в I веке. Они сразу были записаны на греческом, не было промежуточного варианта на другом языке. Неужели же апостолы, проповедуя язычникам намного более сложные истины – о воплощении Бога и Его страданиях, – не смогли правильно подобрать слова для передачи смысла единственной молитвы, которую им оставил их Учитель?

Однако, действительно, в словах молитвы «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», звучит мысль, что во власти Господа допустить искушение или нет. Объяснить тут все сложностями перевода, во-первых, неправильно по сути, а во-вторых – слишком просто.

Откуда берется зло, если Бог благ и творит мир также без наличия в нем зла? Никакого антипода Богу, вечно ему сосуществующего, нет. Бог творит мир ангельский еще до сотворения человек, затем всю нашу вселенную и в конце – Адама, первого человека, и жену его – Еву. Однако от Бога из-за гордости и нежелания служить Ему отпадает часть ангелов во главе с первым из них – сатаной. Возможно, это происходит потому, что падшие ангелы начинают завидовать человеку, понимая глубинный замысел Творца о нем. Возможно, поэтому человек становится предметом ненависти и злобы этих отпадших, которые называются теперь бесами. Ева согрешает из-за искушения змея, в которого вошел диавол. Адам нарушает заповедь Бога из-за предложения жены. Впоследствии Каин убивает Авеля из-за зависти и обиды – жертву Каина Бог не принял (видимо, он приносил ее как «дань», а не как «дар»), а жертву Авеля – принял. Однако, конечно, человек сам согрешает, сам совершает какое-либо зло, не Бог его к этому подталкивает.

Напомню один логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?». Как бы мы ни ответили, получается, что Бог не всемогущий. Этот софизм используется в спорах атеистов с верующими людьми. Верующие отвечают, что подобные логические ловушки не имеют значения, как и, например, известный парадокс с Ахиллесом и черепахой: с математической точки зрения Ахиллес никогда не догонит черепаху, а с практической – это сделать очень легко. Так вот, Бог не только может создать такой камень, Он уже создал его – это свободная воля. Это ангелы и люди – именно их свободная воля и есть эти самые «камни», которые Бог, создав однажды, уже не может «поднять». Он не может их свободу принудить, заставить чего-то желать, а от чего-то иного – отвращаться, не может заставить любить, но и не провоцирует ненавидеть.

Однако падшие ангелы могли бы сказать: «Зачем же Ты «ввел нас во искушение»? Зачем создал этих людей? Нам было так хорошо в нашем мире, ведь мы были самыми главными…». Каин тоже мог бы сказать: «Для чего Ты не принял мою жертву? Может, брат Авель и лучше меня, но неужели Ты не мог снизойти к моему самолюбию? Вот поэтому я разозлился на брата и убил его». Ведь и Адам говорит (это уже не предположительно, а из Библии): «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И Ева: «Змей обольстил меня, и я ела» (Бытие гл. 3, стих 12-13). Всегда есть возможность обвинить в чем-либо не себя, а кого-то другого, а если и не другого, то обстоятельства. И, конечно, всегда остается возможность обвинить во всем кого-то самого главного.

«Зачем ты меня родила на этот свет?!» – может быть обращен вопрос к матери. Что ей ответить вопрошающему чаду? Да, она родила тебя, и этим перед тобой, наверное, «виновата». Однако ты забыл, что когда-то, когда ты был с ней рядом и не жил по своей воле и по своим страстям, ты был вполне счастлив! Но пришло время вырастать, ходить своими ногами, и ты не прошел этот путь безболезненно – разве мать в этом виновата?

Подобный вопрос Богу, в своем логическом конце заканчивающийся самоубийством, называется грехом хулы на Духа Святого. О нем Христос говорит, что именно этот грех не простится человеку ни в этой жизни, ни в будущей.

Да, конечно, Бог – Виновник всего. Ведь Он все создал. Он же пошел и на величайшее дело – создал существ, подобных Себе по своей свободе. В ответе ли Творец за них, ведь он их создал? В ответе ли Он за них, ведь они свободны и самостоятельны? Ответ будет и «да», и «нет».

Поэтому в словах молитвы Господней «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», нет никакого противоречия. Бог благ и желает нам всякого блага. Однако искушения приходят – приходят из окружающего нас мира: от обстоятельств, людей, от падших духов, от наших собственных размышлений – Бог не останавливает их, попускает им быть. И в этом смысле искушения происходят как бы по воле Божией.

Вот в чем суть: Бог не хочет, чтобы мы подпадали под искушения и согрешали, однако Бог хочет, чтобы мы эти искушения проходили, и проходили достойно! Отец или мать не могут всегда водить за ручку начинающего ходить ребенка, когда-то они его отпустят – чтобы он стал, в конце концов, как они, и ходил своими ногами. Для этого они его отпускают, а не потому, что не любят его или забыли о нем. Однако пока он учится ходить – ему придется спотыкаться и падать. И родители знают об этом, поэтому его «падения» хоть и не желательны для родителей, но происходят по их допущению, так как они решили дать ребенку свободу, для того чтобы он научился чему-то новому.

О том, почему Бог не уничтожит зло в мире, почему не накажет злых людей, почему не воспрепятствует им продолжать зло, – попробую написать в другой раз.

Священник Григорий Мансуров,

Тюмень, 9 декабря 2017 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



8 мая 2024 г.
Пасхальный концерт в Тюменской флармонии

8 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение в среды Светлой седмицы

8 мая 2024 г.
В Тобольске проходит детский хоровой фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

7 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение во вторник Светлой седмицы

7 мая 2024 г.
Пасхальные молодёжные встречи в Тобольске

6 мая 2024 г.
Освящение звонницы при Крестовоздвиженском храме г. Тюмени

6 мая 2024 г.
Пасхальное богослужение в понедельник Светлой седмицы

6 мая 2024 г.
Благодатный огонь в Тобольске

6 мая 2024 г.
Поздравление Семинарии Владыку-ректора

6 мая 2024 г.
Пасха Христова в Тобольске

4 мая 2024 г.
Богослужение в праздник Пасхи в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля покажут в прямом эфире

4 мая 2024 г.
Богослужение в Великую субботу в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 мая 2024 г.
Вечерня с выносом Плащаницы Спасителя и утреня Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Тобольске

4 мая 2024 г.
Четверг Страстной седмицы в Тобольске

4 мая 2024 г.
Поздравление Губернатора Тюменской области А.В. Моора с праздником Пасхи

3 мая 2024 г.
Чин погребения Святой Плащаницы

3 мая 2024 г.
Пасхальные поздравления воинам СВО от воскресных школ Тобольского благочиния

2 мая 2024 г.
Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа

1 мая 2024 г.
На пути к Пасхальной радости

1 мая 2024 г.
Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных даров

30 апреля 2024 г.
Вербное воскресенье на приходе храма «Целительницы»

29 апреля 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

28 апреля 2024 г.
Праздник Входа Господня в Иерусалим в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

28 апреля 2024 г.
Божественная литургия в праздник входа Господня в Иерусалим в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

27 апреля 2024 г.
Всенощное бдение в канун Входа Господня в Иерусалим в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

27 апреля 2024 г.
Лазарева суббота в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

27 апреля 2024 г.
Лазарева суббота в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени

25 апреля 2024 г.
Подведены итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

25 апреля 2024 г.
О проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тобольско-Тюменской епархии

23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

9 апреля 2024 г.
Фотоконкурс «Святое и вечное»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


олитва

Истинная молитва всегда есть борьба со смертью и отрицание смерти. Истинная молитва всегда - борьба за жизнь и утверждение жизни.
Какова же истинная молитва? Та, которая делает тебя сильнее смерти, которая побеждает страх и ужас смерти. Если, встав с молитвы и заглянув в себя, ты почувствуешь прежний страх смерти, знай: молитва твоя не была настоящей. Если же, встав с молитвы и заглянув в себя, ты почувствуешь равнодушие к смерти, знай: молитва твоя истинна. Когда, встав с молитвы, ты почувствуешь желание как можно скорее соединиться с истинной жизнью, знай: молитва твоя была победительной.
Прежде чем взойти на Крест, Спаситель уже победил смерть, когда молился в Гефсиманском саду.
Гефсиманская молитва суть единственный образ совершенной и победительной молитвы, когда-либо явленный и завещанный роду человеческому.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.