Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Казачество - опора государства Российского

2 марта 2020 г.

Доклад иерея Владимира Язова на Круглом столе «30 лет возрождения и развития казачества в Тюменском регионе» 22 февраля 2020 г. в Доме науки и техники, г. Тюмень.

Дорогой отец Валерий, Господа атаманы Николай Александрович, Сергей Борисович, Валерий Иванович, Геннадий Степанович. Уважаемый Владислав Леонидович. Уважаемые старики, родные казаки. Хотел бы привести фразу Льва Николаевича Толстого по отношению к казачеству: “Граница породила казачество, а казаки создали Россию”. Казачество сопровождало Россию на протяжении почти тысячи лет. И сегодня оно представляется православным воинским братством, которое несмотря на все невзгоды и потрясения двадцатого столетия выстояло и сохранило идентичность.

Сибирь и Дальний Восток были присоединены к России именно героическими усилиями казаков-первопроходцев, казаки принимали участие практически во всех войнах Российской империи.

Казачество исстари было связано с верой православной. В постоянных стычках с иноверцами казаки все более стали осознавать себя защитниками святой православной веры и русских рубежей.

Со временем осознание себя защитником Веры, Царя и Отечества стало генетической особенностью казачества, самой сутью его бытия.

Казаки участвовали в Куликовской битве 1380 года, накануне которой донские атаманы преподнесли князю Димитрию две иконы Божией Матери – Гребневскую и Донскую, которые до сих пор хранятся в Москве. Таким образом, казаки причастны к процессу объединения русских земель вокруг Москвы и, следовательно, становлению российской государственности. С этого периода начался их весомый вклад в дело расширения границ России.

В год третьего похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году против хана поднялись вольные казачьи дружины. Именно казаки оказались в первых рядах атакующих и первыми поднялись на стены крепости. Неоценимую услугу оказали казаки московскому царю и при взятии Астрахани, постоянно сдерживая набеги ногайцев и татар на огромном пространстве.

В 1612 году, во времена великой Смуты, казачьи отряды бросились на выручку ополчению князя Пожарского и весьма способствовали очищению Москвы от поляков. Ключевский писал: “Казацкие атаманы, а не московские воеводы отбили от Волоколамска короля Сигизмунда и заставили его вернуться домой”.

Казаки приняли активное участие в Земском Соборе, единогласно поддержав 17-летнего Михаила Романова. Выступая на соборе, они решительно заявили, что никогда “не потерпят чужеземного, не православного царя и будут подчиняться лишь чисто русскому царю. Русскому по вере, духу и происхождению”.

Расширение границ казаками происходило без культурной ломки и уничтожения малых народов. Казаки всегда терпимо относились к вере, обычаям и традициям других народов. Они мирно уживались с иноверцами, перенимали лучшее из их культуры, роднились с ними и несли свет Православия не шашкой, а словом.

В тяжелейших походных условиях казаки допетровской Руси совершали великие географические открытия и присоединяли огромные земли. В 1582 году атаман Ермак завоевал Сибирское ханство. Казаки стремительно продвигались вглубь Сибири. В 1586 году они заложили Тюмень, в 1587 – построили крепость Тобольск, в 1592 –острог Березов и Сургут, в 1604 – Томск, в 1618 – Енисейск, в 1628 – Красноярск, в 1632 – Якутск. В 1637 – 1640 годах казак Москвитин достиг берегов Охотского моря и Тихого океана. В 1639 году казак Наседкин “со товарищи” открыл для России Курильские острова. В 1644 году именно казаки пришли на Сахалин и Амур, а славный Семен Дежнев достиг берегов Ледовитого океана. В 1649 году атаман Ерофей Хабаров с 70 казаками пришел на Амур и Уссури, где заложил острог. В том же году был основан город Нижне-Удинск (ныне Улан-Удэ).

Всего за один век казаки прирастили к Руси всю Сибирь. И еще век спустя достигли Аляски и построили там свои остроги и церкви, которые сохранились поныне.

В 1854 году во главе с наказным атаманом Колпаковским они основали город Верный (Алма-Аты), Семипалатинск и другие.

Казаки пользовались особым уважением государства и отличались от военнослужащих российской армии тем, что были свободны. Известно казачье самоуправление, когда вопросы решались на “круге”. Императоры понимали это стремление к свободе и не препятствовали ему, не ломали традиционного уклада казаков. Казаки являлись земледельцами, ремесленниками, но прежде всего они были воинами, которые по первому зову оставляли свой домашний быт и отправлялись на защиту государства.

Особую роль казаки сыграли в Отечественной войне 1812 года. В составе русской армии находилось 65 донских казачьих полков, две конно-артиллерийской роты, 13 команд, 1092 урядника и писаря, 39639 казаков. Казаки Платова приняли участие в Бородинском сражении, совершая рейды в тыл французам, а под Малоярославцем три казачьих отряда чуть не взяли в плен самого Наполеона. Сам император говорил: “Дайте мне 20000 казаков, и я завоюю весь мир”.

Казаки принимали самое активное участие в Первой мировой войне. Так 25.12.1914 г. 1-й сибирский казачий полк конной атакой разгромил 8-й турецкий пехотный полк и захватили его знамя.

Но ХХ век явился веком трагедии казачества, казаки не давали построить “наш новый мир”, и сотни тысяч казаков прошли через процесс “расказачивания”, уничтожения казачества.

Тем не менее, казаки заявили о себе в Великой Отечественной войне.

На стороне Красной Армии уже в начале войны сражались десятки казачьих кавалерийских дивизий, в них было 40 казачьих кавалерийских полков, 5 танковых полков, 8 минометных полков и дивизионов, 2 зенитных полка и ряд других подразделений, полностью укомплектованных станичниками.

Формирование кавалерийских дивизий в СССР было сопряжено с рядом трудностей: кроме обычного снаряжения требовалось снабдить бойцов лошадьми с упряжью и седлами. Было наложено производство шашек, сабель, клинков и подков, седел, шапок-кубанок. Широко известный факт: на средства собранные Церковью были создана воздушная эскадрилия им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. А вот – малоизвестное: недавно рассекречены телеграммы И. В. Сталину, которые рассказывают о сборе казаками денежных средств на постройку танковых колонн “Советская Кубань”, “Донской казак” “Донской колхозник”, эскадрилий “Освобожденный Дон”, “Призывник Дона”. Многие колхозники просят передать собранные ими средства на производство оружия для казачьих корпусов. На все телеграммы имеются ответные письма Сталина с благодарностью за заботу о Красной армии.

Казаки одни из первых приняли фашистский удар. В первые же часы войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки 6-го казачьего кавалерийского корпуса, 2-го и 5-го кавалерийских корпусов и отдельной кавдивизии, расположенные в приграничных округах.

Уже в 4 утра 22 июня 1941 г. (на направлении Ломжи) в страшном Белостокском сражении вел кровопролитный бой с превосходящими силами врага 94-й Белоглинский Кубанский казачий полк подполковника Н. Г. Петросьянца. Вскоре подключились 48-й Белореченский Кубанский и 154-й Терский казачьи полки подполковников В. В. Рудницкого и Н. И. Алексеева. Казаки спешились и заняли оборону на широком фронте, отражая яростные атаки немецкой пехоты, отбрасывая врага огнем и штыковыми ударами. Конечно нами не забыт подвиг Карбышева, Недорубова, Доватора и мн. др. казаков. 262 кавалериста из казаков получили звание Героя Советского Союза.

В 1943 г. мой дед родовой казак Петр Язов написал письмо в стихах своему сыну (моему отцу) Язову Артему на фронт:

“Тёма, сын мой, что такое?

Не писал ты мне давно!

Меня это беспокоит.

И гнетет одно:

Уж не болен ли мой воин,

мой лихой танкист?

Если нет – то я спокоен.

Берегись фашист!

Знаю я твои ухватки

В бытность за станком.

Верю, ты не дрогнешь в схватке

С извергом-врагом.

Будь здоров, и бодр, и весел,

Славный молодец!

С нетерпеньем твоих писем

Ждет старик-отец.

3 августа 1943 года”

Сын – танкист не дрогнул в схватке с врагом. Старик – отец дождался сына. Сын выжил после тяжелого ранения. В 1944 девятнадцатилетний сержант Артем Язов вернулся в родную Тюмень инвалидом.

В годину Великой Отечественной войны во многих регионах страны произошло стихийное возрождение церковной жизни. Верующие сами открывали храмы. Особенно проявили себя в этом отношении города и казачьи станицы Ставрополья, Кубани и Дона. Например, на Ставрополье количество храмов за годы войны выросло в 10 раз (с 14 до 140), а на Кубани – в 17 раз (с 7 до 119).

К сожалению, в послевоенные годы советская власть вновь охладела к казакам. Три поколения русских людей были воспитаны в отторжении казачьего наследия. Падение советской власти сопровождалось возрождением казачества. Святейший Патриарх Кирилл, оценивая это событие, подчеркнул, что “возрождение казачества – это некое Божие чудо”.

Взаимоотношения между Церковью и казачеством в наше время вышли на серьезную, плодотворную основу. Сегодня казачество – реальная сила. Но кому много дано, с того много и спросится: каждый казак призван знать Закон Божий, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в церковной жизни, посещать Божественную Литургию, участвовать в Крестных ходах, быть защитником веры православной.

Казачество продолжает выполнять функцию гаранта стабильности и безопасности государства. И современное казачество будет являться прямым наследником дореволюционного казачества, если оно будет свято чтить традиции и если будет следовать заповедям веры православной. Помоги Господи в этом. Слава Богу, что мы казаки!

Иерей Владимир Язов,
председатель Комиссии Тобольской митрополии
по взаимодействию с казачеством


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 апреля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Великий покаянный канон Андрея Критского, 1 часть

5 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Трансляция богослужения из Тобольского кремля 5 апреля 2020 г.

30 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: ОРВИ, грипп, бактериальные и вирусные пневмонии

25 марта 2020 г.
Мартовский 2020 года выпуск журнала Православный просветитель

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Самоощущение человека и мир вокруг него

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Социальная секция на Рождественских Чтениях в Москве

23 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Профилактическая работа с детьми и родителями в школе

14 марта 2020 г.
Мартовский выпуск Сибирской Православной газеты

12 марта 2020 г.
День Православной книги в Тобольской митрополии

12 марта 2020 г.
Лыжня Победы-75

12 марта 2020 г.
(ВИДЕО) Епархиальное собрание духовенства и мирян

12 марта 2020 г.
Завершение собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

12 марта 2020 г.
Начало собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

8 марта 2020 г.
Пассия в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского Кремля

8 марта 2020 г.
Неделя Торжества Православия в Тобольских духовных школах

7 марта 2020 г.
Совместное причастие студентов Тобольской духовной семинарии

6 марта 2020 г.
В Тюмени появится храм - Дом Божий

6 марта 2020 г.
Освящение колива в день памяти вмч. Феодора Тирона

5 марта 2020 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольско-Тюменской епархии в г. Тобольске с 09 по 12 марта 2020 года

5 марта 2020 г.
Презентация IV тома энциклопедии «Бессмертный полк: рота тюменских журналистов»

5 марта 2020 г.
Архипастырский визит в Тюменское благочиние

5 марта 2020 г.
Митрополит Димитрий возглавил первую литургию Преждеосвященных Даров

5 марта 2020 г.
День здоровья в Тюменском духовном училище

5 марта 2020 г.
(ВИДЕО) «Душе моя», муз. М. Котогарова в исп. хора мужских классов Тобольской православной гимназии им. свт. Иоанна

5 марта 2020 г.
Храм в честь Русских святых будет построен в Тюмени

2 марта 2020 г.
(ВИДЕО) Слово митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия в день прощённого воскресения

2 марта 2020 г.
Архиерейское служение в понедельник первой седмицы Великого поста

2 марта 2020 г.
Выставка золотного шитья «Живопись иглой» открылась в Тюмени

2 марта 2020 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского Кремля

2 марта 2020 г.
В Тобольской духовной семинарии прошел традиционный концерт на Масленицу

2 марта 2020 г.
Встреча с учениками школы №32 микрорайона Антипино

2 марта 2020 г.
Миссионерская поездка ректора и студентов Тобольской духовной семинарии на нефтехимическое предприятие «СИБУР Тобольск»

2 марта 2020 г.
Встреча с молодежью в школе № 69 города Тюмени

28 февраля 2020 г.
Собрание ассоциации Православных педагогов

28 февраля 2020 г.
Презентация первой библейской книги на сибирско-татарском языке

28 февраля 2020 г.
Встреча на Сретение Господне

28 февраля 2020 г.
Акция «Трезвый водитель»

28 февраля 2020 г.
Гости ялуторовской Масленицы смогут пополнить фотолетопись Тюменской области

28 февраля 2020 г.
Концерт в честь Дня защитника Отечества

28 февраля 2020 г.
В Тюмени состоялся Круглый стол, посвященный 30-летию возрождения казачества

25 февраля 2020 г.
Для студентов семинарии прошли традиционные катания на Масленицу

25 февраля 2020 г.
Расписание паломнических поездок на МАРТ 2020

25 февраля 2020 г.
День тезоименитства митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

25 февраля 2020 г.
Сретенский бал в Тобольской православной гимназии

25 февраля 2020 г.
Защитники нашего Отечества - Святой Руси

25 февраля 2020 г.
В селе Малышенка Голышмановского района возродилась церковная жизнь

21 февраля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Христианская иконография, часть 2: Символика образа Господа Иисуса Христа на иконах

19 февраля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Святая Земля в стихах и прозе отца Владимира Петрова

19 февраля 2020 г.
В Тобольске прошел региональный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2020 г.
Престольный праздник в храме святого праведного Симеона Богоприимца г.Тюмени







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


дравый смысл

Маловерный никогда не пробудит веры в другом. Никогда не заслужит доверия надменный невежда. Люди восстают против богатства, когда оно в руках скупца; презирают власть, если она принадлежит бесчестным; больной не поверит больному врачу.
Есть у людей здравый смысл и верное суждение. Усталый путник сердится на трактирщика, который не может предложить ему ужин и постель, спрашивая его: зачем же ты назвался трактирщиком?
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.