Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Казачество - опора государства Российского

2 марта 2020 г.

Доклад иерея Владимира Язова на Круглом столе «30 лет возрождения и развития казачества в Тюменском регионе» 22 февраля 2020 г. в Доме науки и техники, г. Тюмень.

Дорогой отец Валерий, Господа атаманы Николай Александрович, Сергей Борисович, Валерий Иванович, Геннадий Степанович. Уважаемый Владислав Леонидович. Уважаемые старики, родные казаки. Хотел бы привести фразу Льва Николаевича Толстого по отношению к казачеству: “Граница породила казачество, а казаки создали Россию”. Казачество сопровождало Россию на протяжении почти тысячи лет. И сегодня оно представляется православным воинским братством, которое несмотря на все невзгоды и потрясения двадцатого столетия выстояло и сохранило идентичность.

Сибирь и Дальний Восток были присоединены к России именно героическими усилиями казаков-первопроходцев, казаки принимали участие практически во всех войнах Российской империи.

Казачество исстари было связано с верой православной. В постоянных стычках с иноверцами казаки все более стали осознавать себя защитниками святой православной веры и русских рубежей.

Со временем осознание себя защитником Веры, Царя и Отечества стало генетической особенностью казачества, самой сутью его бытия.

Казаки участвовали в Куликовской битве 1380 года, накануне которой донские атаманы преподнесли князю Димитрию две иконы Божией Матери – Гребневскую и Донскую, которые до сих пор хранятся в Москве. Таким образом, казаки причастны к процессу объединения русских земель вокруг Москвы и, следовательно, становлению российской государственности. С этого периода начался их весомый вклад в дело расширения границ России.

В год третьего похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году против хана поднялись вольные казачьи дружины. Именно казаки оказались в первых рядах атакующих и первыми поднялись на стены крепости. Неоценимую услугу оказали казаки московскому царю и при взятии Астрахани, постоянно сдерживая набеги ногайцев и татар на огромном пространстве.

В 1612 году, во времена великой Смуты, казачьи отряды бросились на выручку ополчению князя Пожарского и весьма способствовали очищению Москвы от поляков. Ключевский писал: “Казацкие атаманы, а не московские воеводы отбили от Волоколамска короля Сигизмунда и заставили его вернуться домой”.

Казаки приняли активное участие в Земском Соборе, единогласно поддержав 17-летнего Михаила Романова. Выступая на соборе, они решительно заявили, что никогда “не потерпят чужеземного, не православного царя и будут подчиняться лишь чисто русскому царю. Русскому по вере, духу и происхождению”.

Расширение границ казаками происходило без культурной ломки и уничтожения малых народов. Казаки всегда терпимо относились к вере, обычаям и традициям других народов. Они мирно уживались с иноверцами, перенимали лучшее из их культуры, роднились с ними и несли свет Православия не шашкой, а словом.

В тяжелейших походных условиях казаки допетровской Руси совершали великие географические открытия и присоединяли огромные земли. В 1582 году атаман Ермак завоевал Сибирское ханство. Казаки стремительно продвигались вглубь Сибири. В 1586 году они заложили Тюмень, в 1587 – построили крепость Тобольск, в 1592 –острог Березов и Сургут, в 1604 – Томск, в 1618 – Енисейск, в 1628 – Красноярск, в 1632 – Якутск. В 1637 – 1640 годах казак Москвитин достиг берегов Охотского моря и Тихого океана. В 1639 году казак Наседкин “со товарищи” открыл для России Курильские острова. В 1644 году именно казаки пришли на Сахалин и Амур, а славный Семен Дежнев достиг берегов Ледовитого океана. В 1649 году атаман Ерофей Хабаров с 70 казаками пришел на Амур и Уссури, где заложил острог. В том же году был основан город Нижне-Удинск (ныне Улан-Удэ).

Всего за один век казаки прирастили к Руси всю Сибирь. И еще век спустя достигли Аляски и построили там свои остроги и церкви, которые сохранились поныне.

В 1854 году во главе с наказным атаманом Колпаковским они основали город Верный (Алма-Аты), Семипалатинск и другие.

Казаки пользовались особым уважением государства и отличались от военнослужащих российской армии тем, что были свободны. Известно казачье самоуправление, когда вопросы решались на “круге”. Императоры понимали это стремление к свободе и не препятствовали ему, не ломали традиционного уклада казаков. Казаки являлись земледельцами, ремесленниками, но прежде всего они были воинами, которые по первому зову оставляли свой домашний быт и отправлялись на защиту государства.

Особую роль казаки сыграли в Отечественной войне 1812 года. В составе русской армии находилось 65 донских казачьих полков, две конно-артиллерийской роты, 13 команд, 1092 урядника и писаря, 39639 казаков. Казаки Платова приняли участие в Бородинском сражении, совершая рейды в тыл французам, а под Малоярославцем три казачьих отряда чуть не взяли в плен самого Наполеона. Сам император говорил: “Дайте мне 20000 казаков, и я завоюю весь мир”.

Казаки принимали самое активное участие в Первой мировой войне. Так 25.12.1914 г. 1-й сибирский казачий полк конной атакой разгромил 8-й турецкий пехотный полк и захватили его знамя.

Но ХХ век явился веком трагедии казачества, казаки не давали построить “наш новый мир”, и сотни тысяч казаков прошли через процесс “расказачивания”, уничтожения казачества.

Тем не менее, казаки заявили о себе в Великой Отечественной войне.

На стороне Красной Армии уже в начале войны сражались десятки казачьих кавалерийских дивизий, в них было 40 казачьих кавалерийских полков, 5 танковых полков, 8 минометных полков и дивизионов, 2 зенитных полка и ряд других подразделений, полностью укомплектованных станичниками.

Формирование кавалерийских дивизий в СССР было сопряжено с рядом трудностей: кроме обычного снаряжения требовалось снабдить бойцов лошадьми с упряжью и седлами. Было наложено производство шашек, сабель, клинков и подков, седел, шапок-кубанок. Широко известный факт: на средства собранные Церковью были создана воздушная эскадрилия им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. А вот – малоизвестное: недавно рассекречены телеграммы И. В. Сталину, которые рассказывают о сборе казаками денежных средств на постройку танковых колонн “Советская Кубань”, “Донской казак” “Донской колхозник”, эскадрилий “Освобожденный Дон”, “Призывник Дона”. Многие колхозники просят передать собранные ими средства на производство оружия для казачьих корпусов. На все телеграммы имеются ответные письма Сталина с благодарностью за заботу о Красной армии.

Казаки одни из первых приняли фашистский удар. В первые же часы войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки 6-го казачьего кавалерийского корпуса, 2-го и 5-го кавалерийских корпусов и отдельной кавдивизии, расположенные в приграничных округах.

Уже в 4 утра 22 июня 1941 г. (на направлении Ломжи) в страшном Белостокском сражении вел кровопролитный бой с превосходящими силами врага 94-й Белоглинский Кубанский казачий полк подполковника Н. Г. Петросьянца. Вскоре подключились 48-й Белореченский Кубанский и 154-й Терский казачьи полки подполковников В. В. Рудницкого и Н. И. Алексеева. Казаки спешились и заняли оборону на широком фронте, отражая яростные атаки немецкой пехоты, отбрасывая врага огнем и штыковыми ударами. Конечно нами не забыт подвиг Карбышева, Недорубова, Доватора и мн. др. казаков. 262 кавалериста из казаков получили звание Героя Советского Союза.

В 1943 г. мой дед родовой казак Петр Язов написал письмо в стихах своему сыну (моему отцу) Язову Артему на фронт:

“Тёма, сын мой, что такое?

Не писал ты мне давно!

Меня это беспокоит.

И гнетет одно:

Уж не болен ли мой воин,

мой лихой танкист?

Если нет – то я спокоен.

Берегись фашист!

Знаю я твои ухватки

В бытность за станком.

Верю, ты не дрогнешь в схватке

С извергом-врагом.

Будь здоров, и бодр, и весел,

Славный молодец!

С нетерпеньем твоих писем

Ждет старик-отец.

3 августа 1943 года”

Сын – танкист не дрогнул в схватке с врагом. Старик – отец дождался сына. Сын выжил после тяжелого ранения. В 1944 девятнадцатилетний сержант Артем Язов вернулся в родную Тюмень инвалидом.

В годину Великой Отечественной войны во многих регионах страны произошло стихийное возрождение церковной жизни. Верующие сами открывали храмы. Особенно проявили себя в этом отношении города и казачьи станицы Ставрополья, Кубани и Дона. Например, на Ставрополье количество храмов за годы войны выросло в 10 раз (с 14 до 140), а на Кубани – в 17 раз (с 7 до 119).

К сожалению, в послевоенные годы советская власть вновь охладела к казакам. Три поколения русских людей были воспитаны в отторжении казачьего наследия. Падение советской власти сопровождалось возрождением казачества. Святейший Патриарх Кирилл, оценивая это событие, подчеркнул, что “возрождение казачества – это некое Божие чудо”.

Взаимоотношения между Церковью и казачеством в наше время вышли на серьезную, плодотворную основу. Сегодня казачество – реальная сила. Но кому много дано, с того много и спросится: каждый казак призван знать Закон Божий, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в церковной жизни, посещать Божественную Литургию, участвовать в Крестных ходах, быть защитником веры православной.

Казачество продолжает выполнять функцию гаранта стабильности и безопасности государства. И современное казачество будет являться прямым наследником дореволюционного казачества, если оно будет свято чтить традиции и если будет следовать заповедям веры православной. Помоги Господи в этом. Слава Богу, что мы казаки!

Иерей Владимир Язов,
председатель Комиссии Тобольской митрополии
по взаимодействию с казачеством


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2023 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



2 июня 2023 г.
Память свв. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

1 июня 2023 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

1 июня 2023 г.
Хор Тобольской Духовной семинарии принял участие в фестивале национальных культур

29 мая 2023 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

28 мая 2023 г.
Экзамен-концерт выпускников регентской школы при Тобольской Духовной семинарии

26 мая 2023 г.
Престольный праздник в Ялуторовске

25 мая 2023 г.
Вознесение Господне в Тобольске

25 мая 2023 г.
Престольный праздник в Вознесенско-Георгиевском храме г. Тюмени

24 мая 2023 г.
Богослужение в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

24 мая 2023 г.
Духовный выбор человека

24 мая 2023 г.
День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия в Тобольске

22 мая 2023 г.
День памяти святителя Николая Чудотворца в Абалаке

21 мая 2023 г.
Воскресное Богослужение в день памяти апостола Иоанна Богослова

14 мая 2023 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Суерка

14 мая 2023 г.
Архиерейское богослужение в с. Суерка

13 мая 2023 г.
Молебен «О сохранении творения Божия» совершили в Тобольске

12 мая 2023 г.
9 мая в Тобольске

11 мая 2023 г.
Составлен сборник лучших проектов конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2023 г.

13 мая 2023 г.
Молебен «О сохранении творения Божия» состоится 13 мая в храмах Тобольской митрополии

10 мая 2023 г.
В Тобольске завершился I фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

10 мая 2023 г.
Итоги XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Тобольской митрополии 2023 г.

9 мая 2023 г.
В день победы в Великой Отечественной войне была совершена Божественная Литургия в Софийско-Успенском соборе

8 мая 2023 г.
Детский хоровой фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

7 мая 2023 г.
Итоги фотоконкурса «Святое и вечное»

7 мая 2023 г.
В Неделю 4-ю по Пасхе в Софийско-Успенском соборе прошло Богослужение

6 мая 2023 г.
Кинбурнская коса: преемство воинской славы

5 мая 2023 г.
Антипасха в храме в честь иконы Божией Матери «Целительница» г. Тюмени

2 мая 2023 г.
Урок «Незабываемые годы:1941-1945»

2 мая 2023 г.
О проведении игры-конкурса «Что? Где? Когда?» сезона 2022-2023 годов среди команд воскресных школ Тобольской митрополии

мая 2023 г.
О проведении игры-конкурса «Что? Где? Когда?» сезона 2022-2023 годов среди команд воскресных школ Тобольской митрополии

2 мая 2023 г.
Пасхальные молодежные встречи в Неделю святых жен-мироносиц

5 мая 2023 г.
Сбор пожертвований в помощь погорельцам

30 апреля 2023 г.
Неделя святых жен-мироносиц в Тобольске

29 апреля 2023 г.
Родственники священномученика Михаила Красноцветова побывали в Тобольске

29 апреля 2023 г.
Мы с вами, наши защитники!

28 апреля 2023 г.
Выставка «Окно в Россию» в Тобольске

29 апреля 2023 г.
ВИДЕО. Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с губернатором Тюменской области и главой Тобольской митрополии

29 апреля 2023 г.
СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА МИТРОПОЛИТА ДИМИТРИЯ, ГУБЕРНАТОРА А.В. МООРА И М.Ю. КАРИСАЛОВА СО СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ КИРИЛЛОМ

26 апреля 2023 г.
Врата в души

25 апреля 2023 г.
В день Радоницы в Тобольске​ совершили Литургию и пасхальное поминовение усопших

24 апреля 2023 г.
Пасхальные молодежные встречи в Тобольске

23 апреля 2023 г.
Антипасха в Тобольске

22 апреля 2023 г.
Прибытие Благодатного огня на Тобольскую землю

21 апреля 2023 г.
Пасхальное богослужение в Благовещенском соборе в четверг Светлой седмицы

20 апреля 2023 г.
Пасхальное богослужение в Свято-Троицком мужском монастыре в среду Светлой седмицы

20 апреля 2023 г.
О церемонии награждения призеров Епархиального конкурса молодежного студенческого Творчества и педагогического мастерства «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

18 апреля 2023 г.
Пасхальное богослужение в Знаменском кафедральном соборе в Светлый вторник

18 апреля 2023 г.
ТОРЖЕСТВО ПОБЕДЫ ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ – ПАСХА ХРИСТОВА

17 апреля 2023 г.
Воскресение Твое, Христе, славим!

16 апреля 2023 г.
Пасхальное Богослужение в Тобольском Кремле







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


тношение к Богу

Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда - как следствие - становятся ложными все человеческие отношения.
Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.
Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью.
Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.
И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине. Так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.
В такие времена спасает мир от гибели какой-нибудь десяток праведников - Божиих людей, отсутствие которых повергло в пропасть Содом и Гоморру.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.