14 марта 2022 г. На 4 курсе обучения в Иконописной школе мне дали долгожданный диплом. А именно-написание Абалацкой иконы Божией Матери с бытийными клеймами. Это была очень интересная, кропотливая и ответственная работа. Такой полной версии этого благодатного события в иконописном исполнении еще не существовало, мне предстоял большой поиск и воплощение задуманного почти от «А до Я». Предстояло изобразить чудесную серию явлений, бывших в 17 веке благочестивой вдовице Марии.
С благодарностью за оказанное мне доверие и с большим энтузиазмом, и, конечно, молитвой я взялась за дело. Для начала перечитала все документальные издания, в которых упоминалось хоть что-то о необычном происшествии, вычленяя по крупицам нужную мне информацию. Предысторией чудесного события, как я выяснила из книг, было явление в 1584 году свт. Николая молящемуся Ермаку с дружиной: «Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь».
Явление же вдовице Марии произошло спустя почти век, в 1636 г.
Более полный и содержательный рассказ я нашла в «Сказании об Абалацкой иконе». Написано оно было в 1641 году при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве). Его автором предположительно был диакон Савва Есипов.
Теперь непосредственно об иконе: первое клеймо повествует о явлении свт. Николая молящемуся Ермаку с дружиной, а последующая основная часть клейм рассказывает нам о последующих чудесных явлениях благочестивой вдовице и с сопутствующими этому ее попытках рассказать священнику, потом епископу Нектарию. Последний поверил в реальность происходящего и повелел строить храм в честь Божией Матери с двумя пределами, на месте, где повелела Богородица.
Затем идут клейма, посвящённые истории написанию первого образа Абалацкой иконы: история о том, как к некоему расслабленному крестьянину Евфимию неожиданно пришел нищий старец и подсказал заказать ему написание недавно явленного образа иконописцу Матфею. По мере того, как писался образ, крестьянин выздоравливал и уже исцелённый сам принёс написанную икону на освящение и благословение епископу Нектарию.
Последние, (нижний ряд), посвящены становлению ежегодного крестного хода и содействующим этому чудесным событиям: чудо исцеления от слепоты отроковицы Анны, прекращение череды губительных дождей по молитвам людей перед Абалацкой иконой Богоматери, исцеление митрополита Корнилия по молитвам перед нею же. Именно после этого чудесного события митрополит Корнилий завещал ежегодно проводить Крестные ходы с иконой от Абалакского монастыря до Софийского собора Тобольского Кремля, что продолжается и по сей день.
С помощью моего преподавателя иконописи, Любецкой К.Ю., мы выбрали для ориентира московский иконописный стиль 15-16вв, который еще называет «Дионисиевским» (по имени знаменитого иконописца Дионисия). Икона выполнена натуральными пигментами на яичной эмульсии, фон -сусальное золото. Колорит иконы яркий, насыщенный, этим мне хотелось передать ощущение радости от милости Божией, благую весть, посланную нам Спасителем через Свою Пречистую Матерь.
Работа была сложной, надо было не только сформировать в выбранном стиле клейма с сюжетами чудесной истории, но и грамотно построить общую и детальную композицию иконы, правильно расположить цветовые пятна. Закончила икону через 1,5 года. Надеюсь, икона поведает людям и поможет пронести через века до следующих поколений историю чудесного явления бедной одинокой праведной вдовице Царицы Небесной, для просвещения народа Сибири и освящения Сибирской земли Светом Божественного присутствия.
Волынкина Алиса, выпускница Тобольской иконописной школы
|