Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Священномученик Максим Богданов

3 февраля 2023 г.

Имя Богданова Максима Петровича, уроженца д. Борковской, Тюменского уезда, Тобольской губернии внесено навечно в память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Как он жил на этой грешной земле почти 53 года, об этом пойдёт наш сегодня рассказ.

Родился Максим Богданов 12 августа 1885 года в деревне Борковской, через которую проходил Тобольский тракт. Расстояние от деревни до уездного города Тюмени составляло 37 км. В 15 км от Борков в селе Созоново находилась на то время старое еще деревянное здание приходского храма во имя святой великомученицы Екатерины. Новое кирпичное здание построят рядом в этом селе в 1915 году. В летний день 13 августа 1885 года родители новорожденного младенца: крестьянин Петр Никитич Богданов и его законная жена Анисья Ивановна, оба православные, прибыли в село Созоново для проведения обряда крещения. Проводил обряд крещения приходской священник Иоанн Касаткин. Восприемниками (крёстными - авт.) младенца состояли - крестьянин с. Созоново Илья Дристунов и деревни Борковской родная сестра младенцу Василиса Богданова 1773 г.р. После погружения младенца в купель священником Касаткиным его принял в свои руки, как и положено его крёстный Илья Дристунов. Тогда и получил в Созоновском храме своё земное имя Максим, малыш из сибирской деревни Борковской, Тюменского уезда.

В крестьянской и верующей семье Богдановых сын Максим рос трудолюбивым и смышленым помощником своим родителям. В дружной семье Богдановых рос еще один сын Дмитрий 1877 г.р. Однако рано стал проявлять интерес к церковным службам лишь Максим. На то время в Борках имелась часовня во имя святого пророка Илии, открытая в деревне в 1861 году. В эту часовню ходила на службу по церковным праздникам вся семья Богдановых. Но особое рвение или точнее сказать трепетное желание из детей, посещать эту деревенскую часовню было у Максима Богданова. В 30-х годах 20 века во время гонений на церковь, часовню в Борках закрыли и превратили в склад для хранения колхозного зерна. Превратить в советской стране все церковные храмы в склады додумался и завещал своим соратникам Владимир Ильич Ленин еще в 1921г. В Борках завет Ленина был выполнен.

Получил Максим Богданов и начальное трёхгодичное образование. Он мог окончить школу грамоты в соседней деревне Шешуковой, открытую в 1886 году. Возможно, он мог учиться в двухклассном училище села Созоново открытого в 1864 году. В этом училище 1 класс предусматривал 3 года начального курса, а 2 класс ещё два года обучения. В этих учебных заведениях строгих правил по возрасту не существовало. Можно было пойти учиться в 8 лет от роду, а можно и 12 или в 14 лет. Главное ведь для родителей тех лет, чтобы ребёнок научился читать и писать. В Борках школа грамоты открылась очень поздно, в 1897 году, и дети Петра Богданова - Дмитрий, Василиса и Максим вряд ли могли в ней учиться.

По Всероссийской переписи населения 1897 года семья Богданова Петра Никитича в Борках в списках не значится. Стало быть, они могли переехать в соседние села или, может, махнули сразу в Тюмень. Детей ведь следовало обучать грамоте. А в Тюмени земляк и купец из Борков Андрей Текутьев запросто мог оказать помощь жильем и работой. Ведь многие граждане из Борков так и поступали. Они работали на многочисленных городских предприятиях купца Текутьева в Тюмени или состояли в качестве прислуги в его личном доме на улице Иркутской (Челюскинцев - авт.).

Вот, например, автор этих строк нашел ценную информацию в журнале «Тобольские Епархиальные Ведомости» в № 8 за 28 февраля 1916 года. Там сообщается: «Утверждены в должность церковных старост на трёхлетие при градо-Тюменской Спасской церкви, мещанин Петр Богданов и другие». Это означало, что уже заболевший и постаревший купец и почетный гражданин г. Тюмени Андрей Текутьев попросил своего земляка занять этот пост в этом его любимом сердцу храме Тюмени. Андрей Иванович с 1902 года верой и правдой служил старостой в этой Спасской церкви. Он огромные личные деньги вложил в этот храм. Поэтому он и хотел передать всё церковное хозяйство Спасской церкви в надёжные руки. А глубоковерующему и порядочному своему земляку из Борков Петру Никитичу Богданову купец Текутьев верил, как себе, и мог спокойно уйти в мир иной. Это было правильное решение и для церковного прихода, в который входила Спасская церковь города Тюмени. Возможно, семья Богдановых и переехала в Тюмень с благословления самого именитого уроженца Борков Андрея Текутьева.

Максим Богданов долгие годы помогал по хозяйству своему отцу в Борках и, живя возможно еще в Тюменском уезде, женился на девице Варваре Петровне. Пока нет точной информации, где и когда Максим Богданов получил духовное образование. Ведь уже в 1924 году он служил псаломщиком. Опять же пока неизвестно, а начинал ли служить Максим Богданов в то время в Тобольской и Сибирской епархии? Ведь уже в 1928 году Максим Богданов был рукоположен в сан священника и служил в храме села Бугуртак, Курагинского района, Красноярского края. Поначалу в деревне Буртакской, стоящей на истоке реки Тубы, была построена часовня, а 1903 году была возведена и освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1903 года деревня получила статус села Бугуртак. Поэтому здесь появился и самостоятельный приход. В местном приходе на службе состоял священник и псаломщик. У приходского причта (церковнослужители при храме - авт.) имелось два жилых дома. В одном из этих домов жила семья Богдановых.

В 1929 – 1930 гг. повсеместно в советской стране в муках зарождались колхозы. Закрывались повсеместно православные храмы, и началась самая настоящая охота на священнослужителей. Добрый и рачительный хозяин на земле русской – крестьянин - превратился повсеместно в ярого врага советской власти. Ему придумали в высоких московских партийных кабинетах слово, чуждое русскому человеку - кулак. В смычку к своему злейшему врагу кулаку на селе партийные чиновники от ВКП(б) еще присоединили обыкновенного попа. Тот, кто по идеологическим соображениям не подходил, чтобы стать членом колхоза, того записывали в единоличника. И так по всей стране. Вот и наш герой, священник Максим Богданов, кормился от святой церкви, а теперь он должен пахать землю, сеять зерновые культуры и собирать урожай и до единого зернышка отдавать в общественный фонд государства. А то, что сельский батюшка не имел в хозяйстве плуга и бороны, чтобы обрабатывать землю и никогда не имел своей лошади, никого не интересовало. Осенью к батюшке в усадьбу наведывалась особая команда из сельских пролетариев, чтобы реквизировать последнюю козу или овцу. Команда сельских пролетариев готова была стащить со стола даже самовар с горячим кипятком. А во дворе эта свора сельских экспроприаторов долго еще пыталась обычно переловить и очумевших от ужаса ловли деревенских кур. Крестьян и сельских священнослужителей обирали до нитки в те жуткие годы.

Вот в этом селе Бугуртак Западно-Сибирского края весной 1933 года крестьяне единоличники отказались засевать выделенные участки из-за отсутствия семян и соответственно неимения средств на покупку посевного материала. А Курагинское районное отделение ОГПУ (предшественник НКВД СССР - авт.) сразу объявило, что это антигосударственный заговор. 16 апреля 1933 года священник Максим Богданов и пять местных крестьян были арестованы. Понятное дело, сотрудники ОГПУ нашли быстро среди местных крестьян руководителя бунта - местного священника Максима Богданова. На том следствии из местных крестьян «выбили» нужные показания, что их действиями руководил приходской священник, отец Максим. И 13 мая 1933 года Особая тройка ОГПУ Запсибкрая приговорила пятерых крестьян к 5 годам лишения свободы. А священник и «организатор» саботажа Максим Богданов получил на полную катушку, 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Все сфабрикованные обвинения в свой адрес, как руководителя контрреволюционной группировки, о. Максим на следствии не признал. Его выдержке и мужеству противостоять злой силе в форме сотрудников ОГПУ можно удивляться. Многое из той жизни в заключении нашего героя мы не знаем, но необходимо верить, что это был смелый и отважный пастырь Русской Православной Церкви. Он любил свою церковь, своих прихожан и свою православную Россию.

В феврале 1938 года заключенный Максим Богданов, еще не отбывший свой первый срок, был с группой бывших священнослужителей, собранных с разных регионов СССР, отправлен в тюрьму г. Благовещенска. Там против них было организовано «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка и др.). Уже 13 марта 1938 года Максим Богданов и другие священники были тройкой при Управлении НКВД по Хабаровскому краю приговорены к расстрелу. Расстреляли их 1 июня 1938 года. Погребены, бывшие служители церкви, как обычно, в ночное время и неизвестно где. Все делалось тогда так, чтобы никто их не нашел и не опознал. Возможно, их закопали в обыкновенной траншее на загородном скотомогильнике, куда обычно сбрасывали труппы больных животных. Кому в голову придет искать расстрелянных родственников на скотомогильнике и еще при этом какую-нибудь заразу подхватить от больных животных.

14 ноября 1959 года наш тюменский земляк, священник Максим Богданов был реабилитирован Президиумом Красноярского крайсуда по 1933 году репрессий. В мае 2022 года я отправил запрос в Управление ФСБ по Тюменской, а после ещё по Амурской области. Из Управления ФСБ России по Тюменской области мне дали ответ, что архивных дел на Максима Петровича Богданова нет. В июне 2022 года автор этих строк обратился за помощью о поиске архивных материалов на Максима Богданова к депутату Тюменской областной Думы О.А. Величко. По моей просьбе депутат Оксана Величко сделала запрос на Максима Богданова в Управление МВД по Хабаровскому краю. Пришел ответ в августе месяце 2022 года. В этом письме и в маленькой архивной справке к письму указан неправильный год рождения Максима Богданова, а именно 1883 год. Привожу дословно текст: «Богданов Максим Петрович, 1883 г.р., уроженец дер. Борки, Тюменского уезда, Тобольской губернии. Национальность – русский, социальное происхождение – из крестьян, социальное положение – священник, специальность – плотник, жена – Варвара Петровна. 13 мая 1933 года Максим Богданов осужден Тройкой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края по статье 58 п. 10-11 УК РСФСР на 10 лет. Постановлением УНКВД по ДВК (ДВК-Дальневосточный край - авт.) от 17 марта 1938 года осужден за принадлежность к контрреволюционной группировке к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. Максим Петрович Богданов 1883 г.р., реабилитирован Прокуратурой Хабаровского края 16 марта 1990 года».

Архивную справку подписал начальник информационного центра А.Е. Грицай. В своем письме на имя депутата О.А. Величко начальник А.Е. Грицай сообщил, что фотографии Богданова М.П. в архивно-следственном деле нет. Из этого письма удалось узнать отчество Варвары Петровны жены Максима Богданова и его рабочую специальность плотника. Значит, где-то Максим Богданов плотником работал и на кусок хлеба себе зарабатывал.

Конечно, пришлось обратиться в Тюменский госархив и уточнить по метрической книге за 1885 год по Созоновской церкви Тюменского уезда истинный год рождения Максима Богданова. Хотя у автора строк были данные на священника Максима 1885 г.р. Решил для себя еще раз перепроверить. Оказалось, что специалисты Управления МВД России по Хабаровскому краю ошиблись. Наш уроженец Борков Максим Богданов родился именно 12 августа 1885 года, а не в 1883 году. И не 13 августа, как можно прочитать в поисковике Интернета. Ведь это наша история России и об этом необходимо помнить. Мне как краеведу из Борков уже удалось расширить биографические данные на Максима Богданова из различных архивных материалов, но мой поиск продолжается. Нужно еще работать в этом направлении. Максим Богданов был истинным патриотом нашей Родины, он не боялся изуверов рода человеческого в обличии сотрудников карающих органов ОГПУ и НКВД. Его не могли сломить застенки этих зловещих контор и не могли заставить клеветать на себя и сокамерников-священников. Он выстоял и выстрадал всем смертям назло. Пока неизвестна дальнейшая судьба жены священника Максима, Варвары Петровны. Были ли дети у семьи Максима и Варвары Богдановых? Рано или поздно и эта тайна будет открыта краеведами.

Максим Богданов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских 13-16 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Уроженец Борков Максим Богданов является священномучеником из Тюменского района. Учитывая, что Тюменский район в ноябре этого года будет отмечать 100-летний юбилей, то история о жизни священномученика Максима из Борков будет лучшим подарком всем верующим и сочувствующим Тюменского муниципального образования и всей Тобольско-Тюменской епархии. Максим Богданов останется навечно в памяти народной, как мученик и исповедник Русской Православной Церкви. Он является подлинным образцом и примером служения Православной Церкви и своему российскому народу. Священник Максим Богданов пострадал за нас всех на земле живущих. Поэтому память о нём должна жить в сердце каждого из нас. 1 июня 2023 года исполнится 85 лет со дня гибели о. Максима.

PS: Сердечно благодарю депутата Тюменской областной Думы О.А. Величко и Ольгу Смирнову за помощь в подготовке этого материала.

Владимир Калининский, краевед-исследователь
Фото часовни в Борках из личного архива. Автор снимка неизвестен.
625513 Тюменская область, Тюменский район, село Борки, ул. Северная 18.
vkalininskiy56@mail.ru, т: 8 9829011638


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»

16 мая 2025 г.
Духовное путешествие в Тобольский Кремль, встреча Воскресной школы с Митрополитом

14 мая 2025 г.
Праздничный концерт Тобольских духовных школ «Мы помним героев»

14 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 4-ю по Пасхе

10 мая 2025 г.
Подведены итоги XX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Тобольской митрополии 2025 г.

10 мая 2025 г.
Гала-концерт и награждение победителей фестиваля «Весенние мелодии Сибири»

10 мая 2025 г.
9 мая в Тобольске прошло Богослужение

10 мая 2025 г.
Богослужения в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в параде Победы

9 мая 2025 г.
В день Великой Победы Митрополит Димитрий совершил богослужение в Тюмени

9 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ва и Мария

Ева и Мария в действительности означают нашу мудрость плотскую и мудрость духовную.
Ева пожелала больше того, что муж и Бог могли дать ей без вреда для нее. Она устремилась в пропасть за диаволом и увлекла за собой целый рай. Пропасть эта - история. В этой пропасти бурлящих страстей древо познания добра и зла разрослось, как сорняк. Мария вознесла Свою душу над историей и обручила ее Духу Святому.
Плодом следования Евы диаволу было то, что ее первенец стал убийцей. Плодом обручения Девы Марии с Духом Святым стал Ее Первенец - Богочеловек.
Ева откатила колесо жизни вниз, Мария направила его ввысь.
Драма Евы и Марии для меня и для тебя, друг мой, была бы не так важна, если бы она со всей ясностью не показывала нам драму нашей собственной души - противостояние плоти и духа.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.