Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Священномученик Максим Богданов

3 февраля 2023 г.

Имя Богданова Максима Петровича, уроженца д. Борковской, Тюменского уезда, Тобольской губернии внесено навечно в память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Как он жил на этой грешной земле почти 53 года, об этом пойдёт наш сегодня рассказ.

Родился Максим Богданов 12 августа 1885 года в деревне Борковской, через которую проходил Тобольский тракт. Расстояние от деревни до уездного города Тюмени составляло 37 км. В 15 км от Борков в селе Созоново находилась на то время старое еще деревянное здание приходского храма во имя святой великомученицы Екатерины. Новое кирпичное здание построят рядом в этом селе в 1915 году. В летний день 13 августа 1885 года родители новорожденного младенца: крестьянин Петр Никитич Богданов и его законная жена Анисья Ивановна, оба православные, прибыли в село Созоново для проведения обряда крещения. Проводил обряд крещения приходской священник Иоанн Касаткин. Восприемниками (крёстными - авт.) младенца состояли - крестьянин с. Созоново Илья Дристунов и деревни Борковской родная сестра младенцу Василиса Богданова 1773 г.р. После погружения младенца в купель священником Касаткиным его принял в свои руки, как и положено его крёстный Илья Дристунов. Тогда и получил в Созоновском храме своё земное имя Максим, малыш из сибирской деревни Борковской, Тюменского уезда.

В крестьянской и верующей семье Богдановых сын Максим рос трудолюбивым и смышленым помощником своим родителям. В дружной семье Богдановых рос еще один сын Дмитрий 1877 г.р. Однако рано стал проявлять интерес к церковным службам лишь Максим. На то время в Борках имелась часовня во имя святого пророка Илии, открытая в деревне в 1861 году. В эту часовню ходила на службу по церковным праздникам вся семья Богдановых. Но особое рвение или точнее сказать трепетное желание из детей, посещать эту деревенскую часовню было у Максима Богданова. В 30-х годах 20 века во время гонений на церковь, часовню в Борках закрыли и превратили в склад для хранения колхозного зерна. Превратить в советской стране все церковные храмы в склады додумался и завещал своим соратникам Владимир Ильич Ленин еще в 1921г. В Борках завет Ленина был выполнен.

Получил Максим Богданов и начальное трёхгодичное образование. Он мог окончить школу грамоты в соседней деревне Шешуковой, открытую в 1886 году. Возможно, он мог учиться в двухклассном училище села Созоново открытого в 1864 году. В этом училище 1 класс предусматривал 3 года начального курса, а 2 класс ещё два года обучения. В этих учебных заведениях строгих правил по возрасту не существовало. Можно было пойти учиться в 8 лет от роду, а можно и 12 или в 14 лет. Главное ведь для родителей тех лет, чтобы ребёнок научился читать и писать. В Борках школа грамоты открылась очень поздно, в 1897 году, и дети Петра Богданова - Дмитрий, Василиса и Максим вряд ли могли в ней учиться.

По Всероссийской переписи населения 1897 года семья Богданова Петра Никитича в Борках в списках не значится. Стало быть, они могли переехать в соседние села или, может, махнули сразу в Тюмень. Детей ведь следовало обучать грамоте. А в Тюмени земляк и купец из Борков Андрей Текутьев запросто мог оказать помощь жильем и работой. Ведь многие граждане из Борков так и поступали. Они работали на многочисленных городских предприятиях купца Текутьева в Тюмени или состояли в качестве прислуги в его личном доме на улице Иркутской (Челюскинцев - авт.).

Вот, например, автор этих строк нашел ценную информацию в журнале «Тобольские Епархиальные Ведомости» в № 8 за 28 февраля 1916 года. Там сообщается: «Утверждены в должность церковных старост на трёхлетие при градо-Тюменской Спасской церкви, мещанин Петр Богданов и другие». Это означало, что уже заболевший и постаревший купец и почетный гражданин г. Тюмени Андрей Текутьев попросил своего земляка занять этот пост в этом его любимом сердцу храме Тюмени. Андрей Иванович с 1902 года верой и правдой служил старостой в этой Спасской церкви. Он огромные личные деньги вложил в этот храм. Поэтому он и хотел передать всё церковное хозяйство Спасской церкви в надёжные руки. А глубоковерующему и порядочному своему земляку из Борков Петру Никитичу Богданову купец Текутьев верил, как себе, и мог спокойно уйти в мир иной. Это было правильное решение и для церковного прихода, в который входила Спасская церковь города Тюмени. Возможно, семья Богдановых и переехала в Тюмень с благословления самого именитого уроженца Борков Андрея Текутьева.

Максим Богданов долгие годы помогал по хозяйству своему отцу в Борках и, живя возможно еще в Тюменском уезде, женился на девице Варваре Петровне. Пока нет точной информации, где и когда Максим Богданов получил духовное образование. Ведь уже в 1924 году он служил псаломщиком. Опять же пока неизвестно, а начинал ли служить Максим Богданов в то время в Тобольской и Сибирской епархии? Ведь уже в 1928 году Максим Богданов был рукоположен в сан священника и служил в храме села Бугуртак, Курагинского района, Красноярского края. Поначалу в деревне Буртакской, стоящей на истоке реки Тубы, была построена часовня, а 1903 году была возведена и освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1903 года деревня получила статус села Бугуртак. Поэтому здесь появился и самостоятельный приход. В местном приходе на службе состоял священник и псаломщик. У приходского причта (церковнослужители при храме - авт.) имелось два жилых дома. В одном из этих домов жила семья Богдановых.

В 1929 – 1930 гг. повсеместно в советской стране в муках зарождались колхозы. Закрывались повсеместно православные храмы, и началась самая настоящая охота на священнослужителей. Добрый и рачительный хозяин на земле русской – крестьянин - превратился повсеместно в ярого врага советской власти. Ему придумали в высоких московских партийных кабинетах слово, чуждое русскому человеку - кулак. В смычку к своему злейшему врагу кулаку на селе партийные чиновники от ВКП(б) еще присоединили обыкновенного попа. Тот, кто по идеологическим соображениям не подходил, чтобы стать членом колхоза, того записывали в единоличника. И так по всей стране. Вот и наш герой, священник Максим Богданов, кормился от святой церкви, а теперь он должен пахать землю, сеять зерновые культуры и собирать урожай и до единого зернышка отдавать в общественный фонд государства. А то, что сельский батюшка не имел в хозяйстве плуга и бороны, чтобы обрабатывать землю и никогда не имел своей лошади, никого не интересовало. Осенью к батюшке в усадьбу наведывалась особая команда из сельских пролетариев, чтобы реквизировать последнюю козу или овцу. Команда сельских пролетариев готова была стащить со стола даже самовар с горячим кипятком. А во дворе эта свора сельских экспроприаторов долго еще пыталась обычно переловить и очумевших от ужаса ловли деревенских кур. Крестьян и сельских священнослужителей обирали до нитки в те жуткие годы.

Вот в этом селе Бугуртак Западно-Сибирского края весной 1933 года крестьяне единоличники отказались засевать выделенные участки из-за отсутствия семян и соответственно неимения средств на покупку посевного материала. А Курагинское районное отделение ОГПУ (предшественник НКВД СССР - авт.) сразу объявило, что это антигосударственный заговор. 16 апреля 1933 года священник Максим Богданов и пять местных крестьян были арестованы. Понятное дело, сотрудники ОГПУ нашли быстро среди местных крестьян руководителя бунта - местного священника Максима Богданова. На том следствии из местных крестьян «выбили» нужные показания, что их действиями руководил приходской священник, отец Максим. И 13 мая 1933 года Особая тройка ОГПУ Запсибкрая приговорила пятерых крестьян к 5 годам лишения свободы. А священник и «организатор» саботажа Максим Богданов получил на полную катушку, 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Все сфабрикованные обвинения в свой адрес, как руководителя контрреволюционной группировки, о. Максим на следствии не признал. Его выдержке и мужеству противостоять злой силе в форме сотрудников ОГПУ можно удивляться. Многое из той жизни в заключении нашего героя мы не знаем, но необходимо верить, что это был смелый и отважный пастырь Русской Православной Церкви. Он любил свою церковь, своих прихожан и свою православную Россию.

В феврале 1938 года заключенный Максим Богданов, еще не отбывший свой первый срок, был с группой бывших священнослужителей, собранных с разных регионов СССР, отправлен в тюрьму г. Благовещенска. Там против них было организовано «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка и др.). Уже 13 марта 1938 года Максим Богданов и другие священники были тройкой при Управлении НКВД по Хабаровскому краю приговорены к расстрелу. Расстреляли их 1 июня 1938 года. Погребены, бывшие служители церкви, как обычно, в ночное время и неизвестно где. Все делалось тогда так, чтобы никто их не нашел и не опознал. Возможно, их закопали в обыкновенной траншее на загородном скотомогильнике, куда обычно сбрасывали труппы больных животных. Кому в голову придет искать расстрелянных родственников на скотомогильнике и еще при этом какую-нибудь заразу подхватить от больных животных.

14 ноября 1959 года наш тюменский земляк, священник Максим Богданов был реабилитирован Президиумом Красноярского крайсуда по 1933 году репрессий. В мае 2022 года я отправил запрос в Управление ФСБ по Тюменской, а после ещё по Амурской области. Из Управления ФСБ России по Тюменской области мне дали ответ, что архивных дел на Максима Петровича Богданова нет. В июне 2022 года автор этих строк обратился за помощью о поиске архивных материалов на Максима Богданова к депутату Тюменской областной Думы О.А. Величко. По моей просьбе депутат Оксана Величко сделала запрос на Максима Богданова в Управление МВД по Хабаровскому краю. Пришел ответ в августе месяце 2022 года. В этом письме и в маленькой архивной справке к письму указан неправильный год рождения Максима Богданова, а именно 1883 год. Привожу дословно текст: «Богданов Максим Петрович, 1883 г.р., уроженец дер. Борки, Тюменского уезда, Тобольской губернии. Национальность – русский, социальное происхождение – из крестьян, социальное положение – священник, специальность – плотник, жена – Варвара Петровна. 13 мая 1933 года Максим Богданов осужден Тройкой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края по статье 58 п. 10-11 УК РСФСР на 10 лет. Постановлением УНКВД по ДВК (ДВК-Дальневосточный край - авт.) от 17 марта 1938 года осужден за принадлежность к контрреволюционной группировке к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. Максим Петрович Богданов 1883 г.р., реабилитирован Прокуратурой Хабаровского края 16 марта 1990 года».

Архивную справку подписал начальник информационного центра А.Е. Грицай. В своем письме на имя депутата О.А. Величко начальник А.Е. Грицай сообщил, что фотографии Богданова М.П. в архивно-следственном деле нет. Из этого письма удалось узнать отчество Варвары Петровны жены Максима Богданова и его рабочую специальность плотника. Значит, где-то Максим Богданов плотником работал и на кусок хлеба себе зарабатывал.

Конечно, пришлось обратиться в Тюменский госархив и уточнить по метрической книге за 1885 год по Созоновской церкви Тюменского уезда истинный год рождения Максима Богданова. Хотя у автора строк были данные на священника Максима 1885 г.р. Решил для себя еще раз перепроверить. Оказалось, что специалисты Управления МВД России по Хабаровскому краю ошиблись. Наш уроженец Борков Максим Богданов родился именно 12 августа 1885 года, а не в 1883 году. И не 13 августа, как можно прочитать в поисковике Интернета. Ведь это наша история России и об этом необходимо помнить. Мне как краеведу из Борков уже удалось расширить биографические данные на Максима Богданова из различных архивных материалов, но мой поиск продолжается. Нужно еще работать в этом направлении. Максим Богданов был истинным патриотом нашей Родины, он не боялся изуверов рода человеческого в обличии сотрудников карающих органов ОГПУ и НКВД. Его не могли сломить застенки этих зловещих контор и не могли заставить клеветать на себя и сокамерников-священников. Он выстоял и выстрадал всем смертям назло. Пока неизвестна дальнейшая судьба жены священника Максима, Варвары Петровны. Были ли дети у семьи Максима и Варвары Богдановых? Рано или поздно и эта тайна будет открыта краеведами.

Максим Богданов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских 13-16 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Уроженец Борков Максим Богданов является священномучеником из Тюменского района. Учитывая, что Тюменский район в ноябре этого года будет отмечать 100-летний юбилей, то история о жизни священномученика Максима из Борков будет лучшим подарком всем верующим и сочувствующим Тюменского муниципального образования и всей Тобольско-Тюменской епархии. Максим Богданов останется навечно в памяти народной, как мученик и исповедник Русской Православной Церкви. Он является подлинным образцом и примером служения Православной Церкви и своему российскому народу. Священник Максим Богданов пострадал за нас всех на земле живущих. Поэтому память о нём должна жить в сердце каждого из нас. 1 июня 2023 года исполнится 85 лет со дня гибели о. Максима.

PS: Сердечно благодарю депутата Тюменской областной Думы О.А. Величко и Ольгу Смирнову за помощь в подготовке этого материала.

Владимир Калининский, краевед-исследователь
Фото часовни в Борках из личного архива. Автор снимка неизвестен.
625513 Тюменская область, Тюменский район, село Борки, ул. Северная 18.
vkalininskiy56@mail.ru, т: 8 9829011638


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


незапная смерть


Банкир, радостно пересчитывая деньги, представляет, как долго еще сможет он пировать. Голодный гробовщик, взирая на город, размышляет о том, из чьих уст выпадет ему завтра кусок хлеба.                                                
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.