Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Интервью игумена Петра (Еремеева)

5 апреля 2023 г.

Восстановить архитектурный ансамбль монастыря порой проще, чем создать условия для развития монашеской общины.

В 2016 году в Русской Православной Церкви была учреждена Межведомственная комиссия по вопросам образования монашествующих. К марту нынешнего года открыты и действуют 59 курсов базовой подготовки в области богословия в 101 епархии и семи ставропигиальных монастырях. Трёхгодичное обучение уже прошёл 721 человек, 1932 человека учатся прямо сейчас. Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра (Еремеева) порталу «Богослов.Ru».

Отец Пётр, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы стали председателем Комиссии по вопросам образования монашествующих с момента её учреждения в 2016 году. Расскажите, пожалуйста, как менялось восприятие и отношение к работе комиссии на местах, с какими проблемами пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас?

Вначале идея открытия курсов базового богословского образования для монашествующих потребовала подробного разъяснения. В первую очередь вопросы возникали из-за необходимости вместить в плотный график хозяйственных послушаний и богослужений время для систематических занятий. Второй вопрос — материальное обеспечение курсов. Монастырям нужно закупать обучающую литературу в количестве и по спискам учебного стандарта, подготовить аудиторный фонд, а в период пандемии необходимы были и условия для дистанционного образования. Но отношение и восприятие курсов стало меняться уже после успешного запуска первых площадок.

Настоятели и игумении монастырей, на базе которых открывались курсы, стали отмечать важные перемены в жизни обители, вызванные появлением регулярных занятий по основам богословия. А именно — и это наблюдения самих игуменов и игумений, которыми они делятся, — жизнь обогатилась новыми и важными смыслами. В некоторых монастырях, например, настоятели и старшая братия взяли на себя роль преподавателей по тем или иным дисциплинам, благодаря чему возникла дополнительная форма общения насельников и совместное углубление в вероучительные темы. В некоторых обителях ещё до появления нашей комиссии и базовых богословских курсов уже существовали такие аналоги: игумены и игумении составляли учебные планы и организовывали душеполезные беседы, но сейчас эта работа приобрела организованный и системный характер.

Второй важный момент, который все отмечают, — обязательное появление в дневном графике насельников времени для размеренного образовательного процесса. У многих святых отцов можно встретить мысль о том, что кроме участия в богослужении и труде, для монаха ценнейшее время — это моменты уединения, чтения, размышления. У преподобного Ефрема Сирина, например, можно встретить такую мысль: «Сердце <монаха> да изучает словеса Господни без рассеяния». А преподобный Максим Исповедник писал: «Любовь и воздержание освобождают душу от страстей, чтение и созерцание освобождают ум от неведения, а состояние молитвы поставляет его перед Богом». Выделение времени для сосредоточения, для изучения вероучительных основ меняет качество пребывания в обители.

Важно и то, что обучение на курсах — не то же, что самообразование. В рамках получения базового богословского образования у учащихся есть возможность вступать в диалог друг с другом и педагогами, узнавать и слышать разные точки зрения. Учёба в рамках системного курса выводит образование на другой уровень, повышается степень усвоения материала, и это тоже положительно влияет на обстановку и жизнь в монастыре.

Конечно, когда игумены и игуменьи делятся своими впечатлениями, это служит популяризации самой идеи открытия курсов. Благодаря этому на сегодняшний день помимо тех обителей, где комиссия начинает свою работу по утверждённому Священным Синодом списку, мы ежегодно получаем по 4–5 дополнительных обращений от епархий, которые хотят сами включаться в работу вне плана, по собственной инициативе. Именно такого впечатления на местах от открытия курсов базового богословского образования требовал Святейший Патриарх от комиссии в начале нашей работы.

В первый год работы комиссии были выделены пилотные площадки. Можете рассказать, что это за площадки и что дал этот опыт?

Родоначальниками, если так можно выразиться, базового богословского образования были два московских монастыря: Новоспасский и Иоанно-Предтеченский. В Иоанновском монастыре матушка игумения и сёстры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена. Поэтому в состав комиссии по образованию монашествующих и вошла монахиня Анувия (Виноградова, казначея Иоанно-Предтеченского монастыря. — Прим. ред.). В Новоспасском монастыре на тот момент действовали курсы дополнительного образования для духовенства, на которых в том числе получали образование монашествующие Московской епархии в священном сане. Поэтому Новоспасский монастырь, возглавляемый в то время епископом Саввой, ныне митрополитом Вологодским и Кирилловским, занимался подготовкой материалов, которые легли в основу положения и стандарта, регламентирующих деятельность комиссии. Последующий наместник Новоспасского монастыря, владыка Дионисий, ныне митрополит Воскресенский, почти на протяжении года возглавлял работу комиссии. Так что нынешние достижения во многом являются заслугой этих двух монастырей, которые подготовили почву для нашей деятельности.

Вы упомянули, что существуют списки епархий, по которым выстраивается план открытия курсов базового богословского образования. По какому принципу формируется этот план?

Список предлагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, а формируется он по принципу количества монастырей в епархии или митрополии — от большего к меньшему. Этот список рассматривает Священный Синод на заседании в конце года, и в декабре мы имеем план работы на предстоящий год. В этом году, например, по решению Священного Синода в план по открытию курсов базового богословского образования для монашествующих вошли 9 митрополий и епархий (Бурятская, Кузбасская, Курганская, Ставропольская, Удмуртская и Челябинская митрополии, Владикавказская епархия, Сыктывкарская и Якутская епархии. — Прим. ред.). Также были перенесены в план этого года Оренбургская и Томская митрополии. А Донская и Архангельская митрополии сами изъявили желание открыть курсы для монашествующих вне плана. Таким образом, в 2023 году мы работаем над открытием богословских курсов в монастырях 13 митрополий и епархий Русской Православной Церкви.

Есть ли такие епархии, где уже функционируют несколько площадок с курсами базового богословского образования для монашествующих? Или сейчас работа строится таким образом, чтобы охватить максимум епархий и митрополий и открыть везде хотя бы по одной площадке?

В одной епархии или митрополии может быть несколько точек, где реализуется программа базового богословского образования, но отвечает за их работу центральная базовая площадка. Именно она обеспечивает всю работу по подготовке, представлению курсов к открытию и последующей аккредитации. При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удалённых обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии.

Всегда ли курсы базового богословского образования для монашествующих открываются на базе монастырей или духовных учебных заведений? Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении?

Изначально курсы богословского образования для монашествующих планировалось открывать только на базе монастырей. Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но ещё и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам.

Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад. С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы.

Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих. Поэтому, зная из общения с игуменами и игуменьями о проблеме нехватки специалистов по гражданским специальностям, мы начали диалог с профильными светскими учебными центрами по совместному созданию соответствующих программ дополнительного образования.

С каким уровнем образования люди приходят в монастырь? Есть ли какие-то минимальные требования, образовательный ценз? Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела?

В принятом в 2011 году Архиерейским Собором документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» содержится рекомендация для всех монахов и монахинь получить духовное образование хотя бы на базовом уровне. Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью.

На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания.

В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт. Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования?

Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер.

Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы.

Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким.

И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду.

Расскажите, пожалуйста, как формируются учебные группы? Как происходит отбор? Есть ли он?

Общий подход таков: когда открываются курсы, в число обучающихся включают насельников, которые не имеют духовного образования, даже если они уже пострижены в иночество или монашество, а также тех, кто только собирается принять постриг: послушников, трудников. Зачисление в списки обучающихся происходит по благословению правящего архиерея. Когда группы начинают обучение, какого-то разделения, образно говоря, на более и менее «продвинутых» нет, все, как правило, учатся вместе.

Может ли насельник отказаться от обучения или не сдать экзамен?

Вопрос нежелания насельника учиться относится уже к духовному руководству обители. Сложные вопросы, связанные с трудностями обучения, решает священноначалие. Иногда на уровне епархиального центра может трансформироваться график обучения тех или иных насельников в индивидуальный план — например, в связи с началом полевых работ, активных хозяйственных периодов, от которых зависит жизнь монастыря.

Последний вопрос к Вам как к монаху. Как Вам кажется, что отличает современного монаха, какими знаниями он должен обладать?

Ещё в семинарские годы на меня произвело впечатление знакомство с монашеской литературой: я читал святоотеческие труды, жития и видел, что в разные эпохи у разных народов основа духовной жизни не менялась по существу. Да, невозможно не заметить отличий в бытовых, социальных или общественно-политических условиях бытия монастырей и самих монашествующих, но содержание и стержень духовной жизни ведь оставался одинаков на протяжении веков.

Поэтому вопрос о том, какими знаниями должен обладать современный монах, я бы уверенно перефразировал: от каких знаний и опыта современный монах должен уберечь себя… С каждой новой эпохой этот список увеличивается по сравнению с предыдущими периодами истории, но основы духовной жизни, повторюсь, остаются неизменными.

Беседовала Мария Стрельчук


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ять импульсов


Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.
Пятый импульс - первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и самоубийства.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.