Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Первый из Дома Романовых. Президентская библиотека к 410-летию венчания на царство Михаила Федоровича

17 июля 2023 г.

410 лет назад, 21 июля (по старому стилю – 11 июля) 1613 года, произошло одно из важнейших событий в истории российского государства – венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.

Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя. Ранним утром толпы празднично одетых людей самых разных сословий стали заполнять улицы и площади Кремля, чтобы стать свидетелями торжественного события. Тех, кто был допущен в Успенский собор, окольничие просили стоять «с молчанием, кротостью и вниманием».

Собор был устлан коврами и бархатами, перед алтарем было устроено «великое место» – площадка, обитая красным сукном, куда вели 12 ступеней. С неё Михаил Фёдорович произнёс речь. В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией Царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные Цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрекся от Царства...» и подчеркивал, что его избрание «в Цари» – это решение жителей «всенародного множества городов всего великаго Российского Царства».

Митрополит Ефрем, совершавший обряд царского венчания, в своей ответной речи также обосновывал права новой династии на престол и благословлял на царство первого из династии Романовых: «Да процветёт нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского Царства!».

Венчание Михаила Фёдоровича Романова началось с возложения на него митрополитом регалий: животворящего креста, барм, царского венца – шапки Мономаха; вручения скипетра и державы. Во время литургии на царя была возложена золотая цепь, а затем совершено миропомазание. После причащения царя осыпали «золотыми деньгами и серебряными».

В тот же день в Грановитой палате Московского Кремля состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было всем «быть без мест», то есть приглашенные должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе по традиции так называемого «местничества», когда преимущество места зависело от древности и знатности рода.

На другой день, 22 июля, праздновались царские именины. Молодому государю исполнялось 17 лет. Как пишет С. Рождественский в книге «Воцарение Михаила Феодоровича Романова и его венчание на царство» (1913) «ради своего дня Ангела Михаил Фёдорович пожаловал Кузьме Минину сан думного дворянина и подарил дом в Н.Новгороде и вотчину село Богородицкое» за то, что «он с боярами, воеводами и ратными людьми пришёл под Москву и Московское государство очистил». Не была забыта и семья Ивана Сусанина: мужу единственной дочери Сусанина «за службу и за кровь тестя его» была пожалована половина деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей «на вечные времена». Днём раньше в боярское достоинство был возведен Дмитрий Пожарский. «Так милостями спасителям Отечества началось новое царствование, а с ним началось и правление новой династии Романовых!» – пишет Рождественский.

Некоторые историки считают, что венчание Михаила Фёдоровича на царство было более важным событием, чем его официальное избрание, которое произошло 3 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1613 года. Помазанник Божий — это уже не просто избранный государь. Его нельзя оклеветать, оттеснить, переизбрать. Страна стала «не безгосударна», а обрела самодержца, законного царя. «„Сам Бог предъизбрал и помазал Михаила на царство“, – говорил народ. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и „великая смута“ в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя „великое дело“ царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты – бремя, выше меры возлагаемое», – писал Алексей Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича (1913).

Бремя было действительно нелёгкое. Как рассказывается в историческом очерке Николая Королькова «События Смутного времени на Руси» (1912): «Беда следовала за бедой, одна другой злее. <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя. В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, который «заседал долго и неспокойно». Только 3 марта (21 февраля) «советом всей земли» «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! … царь был избран единогласно». Им должен был стать боярин Михаил Фёдорович Романов. Собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, которые тогда жили в Ипатьевском монастыре, «посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…> Михаил, услышав „моление“, „отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом“; мать, плача, также отказывалась благословить сына. <…> Только через 6 часов инокиня Марфа „царское своё сердце на милость преложи“ и сказала, что „ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство“. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», – говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).

«Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный Русский народ», – так говорится о состоянии будущего правителя в издании 1871 года «Русские государи. Царь Михаил Феодорович», электронная копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. – «Отказаться от венца – значит оставить Царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин – взять на себя Царское звание». У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.

«Венчанием Царя Михаила Фёдоровича Романова на Царство завершилось незабвенное историческое событие – воцарение на Руси Династии Романовых. Густая тьма, висевшая над Русской Землей после смерти последнего Царя из Дома Рюрика, исчезла: вновь появилось солнце. Разоренное долголетней смутой и почти прекратившее свое существование, Русское Государство ожило, как оживает весною природа после суровой зимы», – пишет Владимир Голубев в книге «Трехсотлетие великого воспоминания» (1913). С этим и другими изданиями, рассказывающими о правлении и личности Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, можно ознакомиться в коллекции Президентской библиотеки «Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии».

Президентская библиотека


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



29 апреля 2025 г.
Миссионерская поездка учащихся духовных школ г. Тобольска по Ялуторовской земле

28 апреля 2025 г.
В ТЮМЕНИ СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

28 апреля 2025 г.
ОРОиК ТТЕ ПОДГОТОВИЛ ВЫСТАВКИ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА СВ.ПАСХИ

29 апреля 2025 г.
Ишимскую епархию посетил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

28 апреля 2025 г.
Пасхальный концерт в Тюменской филармонии

28 апреля 2025 г.
Архипастырское богослужение на Антипасху в Знаменском кафедральном соборе

28 апреля 2025 г.
АУДИО. Сражения Великой Отечественной войны в морях Тюменского края

27 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Онохино и мкрн. Большой Тараскуль

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий совершил молебен в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Архангела Михаила с. Червишево

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Пасхальный концерт в с. Нижняя Тавда и с. Антропово

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Нижняя Тавда

24 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре

23 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре

22 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию

19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

22 апреля 2025 г.
Поздравление Владыки-ректора с Пасхой

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

13 марта 2025 г.
Епархиальное собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии состоялось в духовной столице Сибири

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ять импульсов


Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.
Пятый импульс - первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и самоубийства.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.