Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ДВА ГОЛУБЯ

5 марта 2024 г.

Басня Ивана Андреевича Крылова «Два Голубя» впервые вышла в свет 1809 году. Вымысел и рассказ басни заимствован у Лафонтена.

Известный русский писатель, Василий Иванович Жуковский, давал очень высокую оценку басням Крылова: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник». О баснях Крылова Жуковский писал: «Слог басен его вообще лёгок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушьем, которое так пленительно в Лафонтене. Он имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету: то возвышается в описании величественном, то трогает нас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом. Он искусен в живописи. Имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя. Каждое действующее в басни его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные. Читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».

ДВА ГОЛУБЯ

Два Голубя, как два родные брата жили,

Друг без друга они не ели и не пили;

Где видишь одного, другой уж, верно, там;

И радость и печаль - всё было пополам.

Не видели они, как время пролетало;

Бывало грустно им, а скучно не бывало.

Ну, кажется, куда б хотеть

Или от милой, иль от друга?

Нет, вздумал странствовать один из них — лететь

Увидеть, осмотреть

Диковинки земного круга,

Ложь с истиной сличить, поверить быль с молвой.

«Куда ты?» - говорит сквозь слез ему другой:

«Что́ пользы по свету таскаться?

Иль с другом хочешь ты расстаться?

Бессовестный! когда меня тебе не жаль,

Так вспомни хищных птиц, силки, грозы ужасны,

И всё, чем странствия опасны!

Хоть подожди весны лететь в такую даль:

Уж я тебя тогда удерживать не буду.

Теперь еще и корм и скуден так, и мал;

Да, чу! и ворон прокричал:

Ведь это, верно, к худу.

Останься дома, милый мой!

Ну, нам ведь весело с тобой!

Куда ж еще тебе лететь, не разумею;

А я так без тебя совсем осиротею.

Силки, да коршуны, да громы только мне

Казаться будут и во сне;

Всё стану над тобой бояться я несчастья:

Чуть тучка лишь над головой,

Я буду говорить: «Ах! где-то братец мой?

Здоров ли, сыт ли он, укрыт ли от ненастья!»

Растрогала речь эта Голубка;

Жаль братца, да лететь охота велика:

Она и рассуждать и чувствовать мешает.

«Не плачь, мой милый», - так он друга утешает:

«Я на три дня с тобой, не больше, разлучусь.

Всё наскоро в пути замечу на полете,

И осмотрев, что есть диковинней на свете,

Под крылышко к дружку назад я ворочусь.

Тогда-то будет нам о чем повесть словечко!

Я вспомню каждый час и каждое местечко;

Всё расскажу: дела ль, обычай ли какой,

Иль где какое видел диво.

Ты, слушая меня, представишь всё так живо,

Как будто б сам летал ты по свету со мной».

Тут — делать нечего — друзья поцеловались,

Простились и расстались.

Вот странник наш летит; вдруг встречу дождь и гром;

Под ним, как океан, синеет степь кругом.

Где деться? К счастью, дуб сухой в глаза попался;

Кой-как угнездился, прижался

К нему наш Голубок;

Но ни от ветру он укрыться тут не мог,

Ни от дождя спастись: весь вымок и продрог.

Утих помалу гром. Чуть солнце просияло,

Желанье позывать бедняжку дале стало.

Встряхнулся и летит, — летит и видит он:

В заглушьи под леском рассыпана пшеничка.

Спустился — в сети тут попалась наша птичка!

Беды со всех сторон!

Трепещется он, рвется, бьется;

По счастью, сеть стара: кой-как ее прорвал,

Лишь ножку вывихнул, да крылышко помял!

Но не до них: он прочь без памяти несется.

Вот, пуще той беды, беда над головой!

Отколь ни взялся ястреб злой;

Не взвидел света Голубь мой!

От ястреба из сил последних машет.

Ах, силы вкоротке! совсем истощены!

Уж когти хищные над ним распущены;

Уж холодом в него с широких крыльев пашет.

Тогда орел, с небес направя свой полет,

Ударил в ястреба всей силой —

И хищник хищнику достался на обед.

Меж тем наш Голубь милой,

Вниз камнем ринувшись, прижался под плетнем.

Но тем еще не кончилось на нем:

Одна беда всегда другую накликает.

Ребенок, черепком наметя в Голубка, —

Сей возраст жалости не знает, —

Швырнул и раскроил висок у бедняка.

Тогда-то странник наш, с разбитой головою,

С попорченным крылом, с повихнутой ногою,

Кляня охоту видеть свет,

Поплелся кое-как домой без новых бед.

Счастлив еще: его там дружба ожидает!

К отраде он своей,

Услуги, лекаря и помощь видит в ней;

С ней скоро все беды и горе забывает.

О вы, которые объехать свет вокруг

Желанием горите!

Вы эту басеньку прочтите,

И в дальний путь такой пускайтеся не вдруг.

Что́ б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая, иль где живет ваш друг.

В народе говорят: «Веру, родителей и Родину не выбирают». Это данность человеку по времени и месту рождения. Человек должен сохранять преданность и верность тому, что определенно ему судьбой. Понимание и осознание этого зиждется на особом Божьем даре человека - любви. Любовь — это свойство человека воспринимать окружающий мир и отождествлять себя с ним. Она есть духовная сила единения. Единение в родстве, единение в дружбе, единение в добрых делах на общую пользу. Первопричина этого чувства в человеке – Божественная любовь. Господь Бог по любви создал мир и спасает мир, ибо сам Он есть Любовь. Пример жертвенной любви явил Христос Спаситель и провозгласил христианскую любовь основным законом созидания человеческого благополучия. Человек и христианин должен жить в этом мире сообразовывая свои желания и хотения с окружающими его ближними. Он не должен допускать неприязни и ненависти по отношению к ближним, не должен жить эгоистично, самолюбиво, по своему хотению, не учитывая интересов близких, всего общества и своего Отечества.

Отечество или государство – это единение народов, исторически живущих вместе и для внутреннего порядка имеющие общие законы. Народ — это множество семей, объединенных одной верой, общей культурой, общим языком, общим происхождением. Любовь к Отечеству, любовь к своим предкам, любовь к своим родителям — это нравственный долг христианина. Отечество – это страна, где жили наши отцы, где человек родился и возрастал, где живут родные и близкие люди, это духовная и культурная среда, под благодатным влиянием которой человек формировался как личность. Все это родное и дорогое сердцу каждого разумного человека. Любовь к Отечеству есть отражение любви к семье, к родным, к друзьям, к городу или деревне, к родной природе, к тем местам, где покоится прах твоих предков, где в свое время найдет и место своего упокоения и сам человек. На любви к Отечеству, к своему народу зиждется любовь и уважение к другим народам и странам всего мира. При этом не должно быть легкомысленного восторга перед своеобразием других стран и народов. Очаровываясь чужеземным не позволительно допускать презрения к своему Отечеству и уничижительному поиску недостатков.

Басня Ивана Андреевича «Два Голубя» ярко показала, как «Диковинки земного круга» соблазнили одного из друзей покинуть родной край. «Два Голубя, как два родные брата, жили». Одному из них, не считаясь с мольбами и уговорами другого, захотелось странствовать в чужие края. «Бессовестный! когда меня тебе не жаль», - в отчаянии восклицает друг, которого покидают. Любопытство к чужестранному взяло вверх, и дружеская любовь трансформировалась в эгоизм, который, конечно же, заглушает голос совести. Любопытный друг покидает родные места и начинает странствовать, где подстерегают его чужеземные опасности. Голод стал мучить голубка. «В заглушьи под леском рассыпана пшеничка. Спустился — в сети тут попалась наша птичка! Беды со всех сторон!». Многие из наших перекати-поле соотечественников попадают в законодательные силки в чужих странах. Да и ястребы злые и хищные око держат востро с тем, чтобы поживиться на простодушных и любопытных чужестранцах.

Напоследок нашего беглеца, путешественника-голубка, мальчик ранит черепком. «Сей возраст жалости не знает», - точно отмечает в басне Иван Андреевич о безрассудной жестокости в подростковом возрасте. Подростковая жестокость является ярким свидетельством несформированного у подростка сострадания и сочувствия к ближним, которые зиждутся на христианской любви.

Так печально закончилось странствование самоуверенного, эгоистичного и любопытного друга. Израненный, в чужой стране, он возвращается в родные места чуть живой.

Иван Андреевич Крылов выводит простую мораль: как бы ни манили нас заморские прелести, не следует терять рассудок.

Что́ б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая, иль где живет ваш друг.

Эта очень назидательная басня в преддверии периода отпусков и летних каникул.

+ Митрополит Димитрий
май, 2017 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»

16 мая 2025 г.
Духовное путешествие в Тобольский Кремль, встреча Воскресной школы с Митрополитом

14 мая 2025 г.
Праздничный концерт Тобольских духовных школ «Мы помним героев»

14 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 4-ю по Пасхе

10 мая 2025 г.
Подведены итоги XX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Тобольской митрополии 2025 г.

10 мая 2025 г.
Гала-концерт и награждение победителей фестиваля «Весенние мелодии Сибири»

10 мая 2025 г.
9 мая в Тобольске прошло Богослужение

10 мая 2025 г.
Богослужения в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в параде Победы

9 мая 2025 г.
В день Великой Победы Митрополит Димитрий совершил богослужение в Тюмени

9 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ

7 мая 2025 г.
В Тобольске начался детский хоровой фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

7 мая 2025 г.
Две воскресные школы — одна большая радость

6 мая 2025 г.
Престольный праздник Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

5 мая 2025 г.
В Тюмени прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тюменского благочиния Тобольско-Тюменской епархии

5 мая 2025 г.
Пасхальные молодежные встречи в Неделю святых жен-мироносиц

4 мая 2025 г.
Радоница







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


стина открывается любви


Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель. За тридевять земель, милые!                                                
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.