Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика
К началу

обрый день уважаемые представители духовенства (извините, если я неправильно к Вам обращаюсь)! Уже несколько лет меня волнует вопрос, на который я бы хотела получить от Вас ответ. Почему в последние годы в городе Тюмени так построжали требования к проведению таинства крещения? Когда-то, когда я крестила своих детей в г. Тобольске, а это были 90-ые годы, родителям достаточно было отстоять службу и знать основополагающую молитву "Отче наш." Сейчас же в городе Тюмени во всех церквях перед совершением таинства крещения батюшки требуют, чтобы родители ребёнка и выбранные крёстные родители сходили на исповедь и причастие, а ещё знали несколько молитв. К сожалению, нас, старшее поколение, воспитывали атеистами. Мы только сейчас постепенно приходим к Вере, начинаем осознавать важность причастия и исповеди. А наши дети, которым сейчас по 25-35, воспитанные нами, родителями-атеистами, психологически не совсем готовы посвящать кого-то в свою "греховную" жизнь. Им необходимо постепенно внушать важность и необходимость прохождения исповеди. Мои дочь с зятем не стали крестить моих внуков в Тюмени, а повезли их на крещение в Курганскую область просто потому, что там в церкви батюшки не требуют обязательного прохождения исповеди и причастия перед крещением детишек.И так делают не только они. Я считаю, что не надо так усложнять эту процедуру, а то тюменские родители будут крестить своих детишек не у нас в Тюмени, а в соседних областях, где требования к процедуре крещения не такие жёсткие.
Надежда Тюмень 2018-09-06 23:42:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз говорил в своих докладах о недопустимости практики совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными; что прошло то время, когда священники, радуясь самому желанию принять Крещение, откликались на него незамедлительно; что Крещение должно предваряться не менее чем двумя полноценными огласительными беседами. В Концепции миссионерской деятельности РПЦ сказано, что человека, не желающего "посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить по первому требованию вряд ли полезно". Во время подготовки к Таинству Крещения крестным и родителям рекомендовано регулярно посещать огласительные беседы, читать Евангелие, Закон Божий, обретать опыт молитвы, участвовать в богослужениях и таинствах. А по поводу призыва к исповеди и причастию, рассудите сами. Допустим, у вас в банке- большой долг; вот- вот вас должны отдать под суд, имущество описать. И вдруг объявляют: долг списан, приди и подтверди свою готовность к амнистии. И сразу после этого вам предлагается участие в богатом банкете. И вы, по сути преступник, оправданы, обласканы, накормлены отменными блюдами. Вот чего мы сами себя лишаем в поиске легких путей.


дравствуйте! Я татарка и замужем за русским, дети крещенные. Родственники мужа говорят что и мне нужно креститься т.к сама хожу в церковь и веду провославную жизнь. Можно ли мне покреститься?
Миляуша Сургут 2018-08-18 17:30:21

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, родственники правы, вам можно и нужно покреститься.


обрый день! Скажите, могут ли родные брат и сестра покрестить моего ребёнка?
Лика Тобольск 2018-06-01 14:49:43

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Покрестить ребёнка должен священник. Совершеннолетние брат и сестра могут быть крестными.


атюшка, здравствуйте! У меня очень много вопросов, связанных с крещением: 1. Обоим ли родителям нужно исповедоваться и причащаться перед крещением ребёнка? А крестным? 2. Может ли крестная / крестный готовиться к крещению в другом храме, не в котором будем крестить наше чадо? 3. Могу ли я быть в 4 раз крестной матерью? Изначально я отказалась, но родители очень просят и я уже хочу быть крестной, т.к. ближе по духу у них нет. 4. Если мама девочки не православной веры (мусульманка), то как быть, как ей готовиться к крещению? Благодарю Вас за ответы.
Александра Тюмень 2018-04-24 13:39:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Александра. Христос Воскресе! Лучше в одном сообщении задавать один вопрос. Попробую ответить кратко на все: 1. Предполагается, что родители и крестные уже регулярно исповедуются и причащаются. Если нет- милости просим всех перед Крещением поучаствовать в Таинствах (в разных храмах строгость этого требования- разная). 2. Готовимся и крестимся в одном храме. 3. Крестной четвёртого ребёнка быть не запрещено. 4. Маме- мусульманке хорошо бы тоже поприсутствовать на собеседованиях и крещении. Согласуйте это с батюшкой.


дравствуйте, батюшка. Мне нужно восстановить мое свидетельство о крещении, ответ как правило "обратитесь туда, где вас крестили". Всё правильно. Но меня крестили в поселке Першино Уватского района, там еще не было церкви, приезжали батюшки из Увата, и крестили всех желающих массово. На руки документов не выдали. Мне было около трех лет, весна 91 или 92 года. Имя батюшки я не знаю. Позвонила в Храм Увата, мне ответили, чтобы обращалась в Першино. Как мне найти человека, который мог тогда вести метрические книги с выездными крещениями уватских батюшек... Посоветуйте, пожалуйста. К кому обратиться? Ехать в Першино или в Уват?
Снежана Тюмень 2018-02-14 17:28:06

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Вряд- ли, Снежана, можно сегодня разыскать какие либо метрические записи начала 90-х. Можно лишь с той или иной степенью достоверности предположить, кто мог в то время покрестить народ в Першино. Священник, крестивший вас- скорее всего из Тобольска; батюшек тогда было немного. Поинтересоваться можно в Тобольске у пожилых священников: арх. Зосимы, прот. Виктора Нагайцева,... Может быть Уватский батюшка, о. Димитрий Песков поможет вам в этом деле. Он же вправе потом выписать вам дубликат Свидетельства о крещении.


обрый день батюшка. Я хочу покреститься. Где можно это сделать в Тобольске, сколько стоит, а также что для этого нужно?
Алена Тобольск 2018-02-20 01:10:12

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Алена, нужно начинать посещать храм по воскресным и праздничным дням, т.е. становиться прихожанкой. А в храме, например в Софийско-Успенском соборе, информацию о крещении прочитаете на доске объявлений.


лагословите Батюшка! Прошу, разъясните, Внучка родилась 17 декабря, назвали Варварой, крестили 27 июня, в свидетельстве указали день Ангела 18 июля, поясните пожалуйста почему?
николай Тюмень 2017-06-30 00:24:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Обычно служители храма, используя святцы, сами выбирают небесного покровителя крещаемому и день памяти святого вносят в документ. Учитывая дату рождения и ваше желание можно подойти к батюшке, крестившему ребенка с просьбой: "Простите, батюшка, и благословите; мы хотим, чтобы небесным покровителем нашего ребенка считалась вмч. Варвара (17 декабря), исправьте пожалуйста дату дня Ангела".


лагословите Батюшка! Ребенок родился больной и находился в больнице, обратились в церковь как можно помочь. Рекомендовали взять Святой воды и крестить ребенка. Нас в больницу (палату) не пустили, попросили санитарку. Со слов санитарки она выполнила нашу просьбу и обтерла Святой водой ребенка. Слава всем Святым ребенок уже юноша. Скажите пожалуйста это считается крещением или нужно что-то еще? Заранее благодарен.
николай Тюмень 2017-06-30 00:40:36

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Это, в лучшем случае ("обтерла святой водой"!), считается погружением. Юноше необходимо крещение с формулировкой "аще не крещен есть" и, конечно же, миропомазание.


обрый день, Батюшка! Прошу подсказать, если супруг был крестным одного ребенка, то может ли супруга быть крестной другого ребенка в той же семье?
Андрей Салехард 2017-06-07 10:00:58

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Ваша супруга может стать крестной. Препятствий нет.


дравствуйте. Мы с мужем хотим покрестить ребенка, только я- татарка, а муж русский, крещеный. Можно? У нас ребенок в тяжелом состоянии реанимации.
нурия Оренбург 2017-05-07 15:34:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Покрестить ребенка можно. Поторопитесь.


атюшка, добрый день. Скажите, может ли моя старшая дочь (17 лет) быть крестной у моей младшей дочери (6 месяцев)? Очень хочу покрестить младшую, другую крестную найти не могу. Заранее благодарю.
Ирина Нижневартовск 2017-04-22 00:36:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, пожалуйста, старшая совершеннолетняя сестра может быть крестной у младшей.


лагословите Батюшка! Можно ли писать в записках на Проскомидию людей которые были только погружены в воду (в деревне бабушками), но не были помазаны елеем. Считаются ли они крещеными?
Любовь Тюмень 2017-03-07 00:35:42

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Мое мнение: погружённые не считаются крещеными. Писать записки о их здравии и упокоении следует только после тщательного разбора священником обстоятельств погружения, выявления причин беспечного бездействия после погружения, игнорирования миропомазания.


дравствуйте! Подскажите, пожалуйста, я хочу покреститься, мне 35 лет, еще хочу покрестить сына 14 лет. Скажите, для сына обязательно присутствие крестных и обязательно, чтоб их было двое? (мальчику 14 лет).
Лилия с.Сладково,Тюменская обл. 2017-01-10 21:29:28

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Для крещения мальчика достаточно одного крестного- мужчины. При достижении им совершеннолетнего возраста необходимость в крестных вообще отпадет.


дравствуйте Батюшка! Обращаюсь к Вам с вопросом о Крещении. Можно ли совершить таинство Крещения младенца 8 месяцев от роду без присутствия крёстных родителей (вписать их заочно с их согласия). Ввиду временного проживания моих детей и внука в Тобольске, родители готовы совершить таинство Крещения, крестные по объективным причинам не смогут присутствовать. Если это возможно, то нужно ли попросить письменного согласия будущих крёстных младенца?
Надежда Чайковский, Пермский край 2016-11-13 22:59:59

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Участие крестных в таинстве крещения- обязательное условие; заочная форма- недопустима.


дравствуйте батюшка! Я по национальности татарка, муж крещенный, хочу чтобы и мои дети тоже были крещенными. Первую дочь крестили на севере без проблем, вторую здесь в Тюмени. Возник вопрос ко мне от батюшки который крестил, почему я мать не принимаю эту веру тоже, мол дети это чувствуют и т.д. Но я не могу, у меня другая вера. Сейчас родился сын и естественно хотим его тоже крестить, для меня крещение очень важное для жизни человека, хоть у меня и религия другая, отношусь к этому серьезно и ответсвенно. Вопрос такой: как влияет на моих детей моя религия, сейчас и в будущем, могу ли я находится рядом во время крещения? Очень сильно переживаю по этому поводу, обязательно мне надо принять эту веру?
Галина Тюмень 2016-10-19 03:23:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Галина, дело ведь не только в крещении ваших детей, а в том, начнется ли в вашей семье духовная жизнь, православное воспитание? Кто будет давать детям пример христианского поста, молитвы? Кто будет обучать их основам веры? Кто будет ходить с ними в храм на богослужения, готовить их к исповеди, к причастию? Кто? Папа? Крестные?.. Похоже, что пока только Вы проявляете интерес к духовной жизни. Потому- то батюшка и предложил взять на себя попечение о спасении домочадцев посредством Вашего воцерковления и крещения.


дравствуйте, батюшка. Меня последнее время мучает вопрос - действительно ли моё крещение... Дело в том, что крестилась я в 1990-м примерно году в Знаменском соборе Тюмени, и крестили меня не погружением, и даже не обливанием, а окроплением. И подготовки конечно тогда никакой не было, и исповеди с причастием тоже. Но главное - не было полного погружения! А недавно прочитала документ, написанный св. Лукой Войно-Ясенецким, по поводу того, что такое крещение считается недействительным, и надо всех крестить заново, с полным погружением. Я очень люблю и уважаю этого Святого и верю его словам. Как же быть? Ведь наши батюшки вряд ли согласятся крестить меня "заново"... ? А ощущение "некрещености" меня теперь не покидает, и как мне ходить к причастию?
Татьяна Тюмень 2016-10-15 02:48:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Батюшки вряд ли согласятся "перекрещивать" вас, и правильно сделают, ибо никакого перекрещивания не существует. Не мучайте себя, не переживайте и не стремитесь нарушить догмат: "исповедую едино крещение". Ваше "едино" крещение состоялоь в 1990 году.


обрый вечер! Подскажите пожалуйста, как можно узнать информацию о подтверждении обряда крещения, была ребёнком и смутно помню. Каким имеем нарекли при крещении? Куда обратиться? Спасибо.
Валентина Тюмень 2016-09-26 22:09:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Подобные вопросы возникают тогда, когда, верующий вроде бы человек, находиться в отрыве от конкретного прихода, от приходского священника- духовника. Если- бы мы были прихожанами, подобный вопрос давным- давно был- бы решен. Неужели батюшка не расставил- бы "все точки над и" своего духовного чада. Прибивайтесь к Приходу.


очему в нашей церкви при обращении принять крещение взрослому человеку наш батюшка требует знание нескольких молитв наизусть. Разве это обязательно?
Юрий Ершов Урай 2016-09-06 16:21:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Для крещения, Юрий, необходимо соблюдение трех условий: вера крещаемого, его покаяние и ЗНАНИЕ основ христианства. Т.е., если подходить строго, то знание только нескольких молитв недостаточно для допуска к таинству крещения- нужны более обширные знания. Для этого сейчас на приходах перед крещением вводится цикл обязательных занятий.


оброго времени суток! Подскажите пожалуйста, может ли быть крестным мой любовник моему сыну? Заранее благодарю.
Олеся Тюмень 2016-08-19 21:19:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Это у вас такой "черный" юмор, Олеся? Покайтесь, блудную связь прекратите, а сыну найдите достойного, благочестивого крестного.


дравствуйте, Батюшка. Мы хотим окрестить мою дочь, ей 10 месяцев. В крестные хотим взять мою сестру. Но ей 12,5 лет, в церкви отказывают. Она очень ответственная и очень любит мою дочь. Знает наизусть все нужные молитвы, семья вся верующая. Откладывать на 2 года крещение не хочется. Подскажите, пожалуйста, как нам поступить в этой ситуации?
Ирина Тюмень 2016-07-10 22:00:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Ваша сестра может стать крестной по достижению 13 летнего возраста. Основание: Номоканон при Большом Требнике, ст. 84; Указ Св. Синода от 27 авг. 1837г.


Всего обращений: 88
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.