Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Крестом высоким осенённый

04 ноября 2016 г.

Исполнилось 400 лет Свято-Троицкому монастырю. Четыреста лет назад пришел в наши края из Казанского Раифского монастыря монах Нифонт. Облюбовал чудное место на высоком берегу Туры. И основал здесь Преображенскую обитель, ныне известную как Свято-Троицкий мужской монастырь.

Сколько воды утекло с тех пор! Сколько эпох сменилось! Сколько испытаний выпало на долю тех, кто подвизался в монастыре! В 1923 году церковный совет был арестован, а обитель закрыта. Но крепка связь небесного с земным. Устояла обитель, несмотря на все исторические потрясения. В 1996 году состоялась ее передача Тобольско-Тюменской епархии. За труды по возрождению монастыря ее бывший наместник, а ныне епископ Ишимский и Аромашевский Тихон (Бобов) был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени. Сегодня этот поистине отдохновенный уголок Тюмени, православная и культурная достопримечательность города привлекает множество паломников и туристов. Чем живет сейчас монастырь, чем дышит? Об этом мы беседуем с его настоятелем игуменом Михеем (Селяковым).

– Отец Михей, давайте вернемся мысленно в то время, когда монах Нифонт решил обосноваться в Тюмени (новой на тот момент точке на карте Сибири). Почему он выбрал именно это место?

– Он искал уединения. В уединении человек больше слышит себя, а значит, и Бога. И место будущего монастыря соответствовало его чаяниям.

– Почему же тогда историю создания обители в большей степени связывают с именем святителя Филофея Лещинского, а не монаха Нифонта?

– Митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец Филофей Лещинский, как-то проезжая Тюмень, увидел деревянный Преображенский монастырь разрушенным и опустошенным. И решил восстановить его в каменном исполнении. С просьбой об этом он обратился к царю Петру I. 14 декабря 1706 года такое разрешение было получено. А 12 июня 1709 года государь повелел выделить из тобольской казны на строительство каменного собора 1000 рублей. Спустя несколько лет обитель была переименована в Троицкую, 16 июня 1715 года собор освятили.

Филофей Лещинский отличался большим смирением, чем привлек огромное число людей к православной вере. Занимался духовным просвещением населения: первым создал славяно- латинскую школу (прообраз нынешнего духовного училища, сейчас переименованного в Тюменское классическое гуманитарное – прим. авт.), покрестил 40000 иноверцев. Завещал похоронить себя, дабы мимоходящие попирали его прах. Мощи святителя были найдены в 2006 году и перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма в Свято-Троицкий монастырь при большом стечении народа.

– Известны ли случаи чудесного исцеления от мощей Филофея Лещинского?

– Случаев много, но люди молчат. Не всякий готов открыто рассказать об этом. Однако нельзя скрывать дела Божьи. Надо говорить об этом в полной мере.

– Отец Михей, есть ли потребность у современного человека в монастыре?

– Монастырь уникален тем, что монахам достаточно просто находиться здесь. Люди сами идут сюда, как за глотком свежего духовного воздуха. Это происходит не сразу. Современный человек постоянно бывает на людях: и на работе, и дома, и на отдыхе. Когда душа не заполнена Богом, он может увидеть весь ужас своей души.

– В монастырь приходит много верующих?

– Да. Так, на вечернем бого- служении в субботу на исповедь к каждому священнику приходит до пятидесяти человек, в праздники – до 100 и более. На Пасху у нас причащалось 700 человек. А всего за год причащается 20000 православных. Помимо этого, монахи обители окормляют шесть социальных объектов Тюмени, куда входят лечебные и исправительные учреждения, хоспис, дом престарелых и инвалидов.

– Свято-Троицкий монастырь – городская обитель общежительского типа. Он буквально сросся с миром. И, соответственно, это накладывает особый отпечаток на его развитие…

– Безусловно, проникание мира сказывается на деятельности обители. Искушений больше. Но преподобный Серафим Саровский не случайно говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Задача монаха – молиться обо всем мире. Сильная молитва бывает только у человека с чистым сердцем. Все монашеские обеты предназначены для того, чтобы освободить силы для работы Богу.

– Держать сердце в чистоте очень тяжело. Надо денно и нощно думать об этом…

– Конечно, контролировать свое сердце – самое трудное дело. Господь вменяет в мученичество человеку, если он борется со своими помыслами. Чистота сердца зависит от чистоты мысли. Источники очищения – молитвы и святоотеческие труды. Безопасная основа молитвы – покаяние. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

– Коллектив монастыря – это большая семья. Трудно ли быть главой такого семейства?

– Настоятельница монастырей при отсутствии архиерея – Богородица. Она как первая монахиня покровительствует всем монастырям. И, действительно, монашествующие – это единая семья. Без дружбы монастыря не будет. Ведь если нет мира среди насельников, нет и молитвы. И в этом смысле можно сказать, что здание построить гораздо легче, чем выстроить душу человека. У меня управление обителью особых затруднений не вызвало. Гораздо сложнее работать с людьми. В этом плане очень помог опыт по Абалакскому монастырю, где семь лет был благочинным и полтора года – исполняющим обязанности наместника.

– Много ли монашествующих в обители? Есть ли трудники?

– Братии у нас немного – 20 человек (это послушники, иноки, монахи). Около двадцати трудников, часть из них подвизается в обители, часть – на двух скитах (в подсобных хозяйствах).

– Последние приносят хоть какой-нибудь доход? Или монастырь живет лишь на пожертвования?

– Доход идет с реализации своей продукции: меда, травяных сборов, молока и молочных продуктов, хлеба, сала. Свинарник и коровник дают возможность обеспечивать мясом наше духов- ное училище. Монастырь имеет несколько десятков сельхозугодий. Что касается основной статьи доходов – это пожертвования как юридических, так и физических лиц. Большинство – прихожане храма. Постоянных спонсоров нет. Кстати, люди помогают нам даже независимо от веро- исповедания.

– Монастырь продолжает возрождаться на глазах. Но пока действующим остается лишь храм Петра и Павла. Когда будет открыт для богослужений Троицкий собор?

– Реставрация Троицкого собора начнется уже с нового года. По программе его планируется сдать к 1 мая 2017 года. Цена вопроса – 12 миллионов рублей.

– Проблем не может избежать даже учреждение духовного ранга. Какая из них для Свято-Троицкого монастыря самая злободневная?

– Нам не хватает жилых помещений для монашествующих, поэтому мы не можем принимать всех желающих стать его насельниками. Хотя и понимаем: нужно взращивать кадры для духовного окормления паствы.

– Один из новых корпусов обитель все же возводит…

– Он строится уже два года (по мере поступления средств). И только летом. В остальные месяцы деньги уходят на содержание духовного училища. Пока подняли лишь цоколь.

– Свято-Троицкая обитель несколько веков была одной из духовных жемчужин Сибири. Возможно ли ее воссоздание до такого уровня?

– Разработана концепция восстановления монастыря (этим занимается архитектор Владимир Анатольевич Силантьев). Намечен снос всех зданий Водоканала на территории, ранее принадлежавшей монастырю. Его планируется воссоздать где-то к 2020 году. Сумма всех работ может вылиться в сумму обустройства моста через реку или крупной автомобильной развязки. Но нужно помнить: если дороги – это лицо области, то монастырь – сердце областного центра.

– Важно сделать правильный выбор.

По материалам сайта газеты Тюменская правда


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии принял участие в Литургии Преждеосвященных Даров

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняли участие в Литургии Преждеосвященных Даров

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске

18 марта 2024 г.
Первый день Великого поста в Тобольске

марта 2024 г.
Чин прощения в Тобольске

17 марта 2024 г.
Экскурсия курсантов Тюменского президентского кадетского училища в Свято-Троицкий монастырь г. Тюмени

17 марта 2024 г.
Праздник православной книги

15 марта 2024 г.
Выборы Президента Российской Федерации

14 марта 2024 г.
Масленичные гуляния

14 марта 2024 г.
День православной книги в Тюменской православной гимназии

14 марта 2024 г.
ПОМОЛИЛИСЬ О ПОГИБШИХ ВОИНАХ

12 марта 2024 г.
О посте и покаянии

12 марта 2024 г.
В Москве проходит форум «Россия – Дом народов»

11 марта 2024 г.
Освящение командно-диспетчерского пункта в Тюмени

11 марта 2024 г.
Об участии учреждений Тобольско-Тюменской епархии во II (международном) этапе конкурса «Лето Господне»

6 марта 2024 г.
Первый визит президента РФ В.В. Путина в г. Тобольск

4 марта 2024 г.
Глава митрополии принял участие в заседании координационного совета

5 марта 2024 г.
Самая главная встреча в жизни

5 марта 2024 г.
Новомученики - новая глава на сайте Тобольской митрополии

2 марта 2024 г.
Тюменская инициатива о реставрации Крестовоздвиженской церкви в Тобольске получила поддержку Министерства культуры Российской Федерации

2 марта 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил строящийся храм в Тюмени

1 марта 2024 г.
Встреча с федеральным экспертом по проектной деятельности

28 февраля 2024 г.
Заседание рабочей группы по популяризации традиционных семейных ценностей

27 февраля 2024 г.
Покаяние – второе Крещение

27 февраля 2024 г.
Победители конкурса «Спасем жизнь вместе»

25 февраля 2024 г.
Митрополит Димитрий совершил чин Великого освящения храма Всех святых, в земле Сибирской просиявших

24 февраля 2024 г.
Об участии образовательных учреждений Тобольско-Тюменской епархии в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры

19 февраля 2024 г.
Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Встреча Митрополита Димитрия с учащимися Ялуторовской школы

16 февраля 2024 г.
Престольный праздник Сретенского собора г. Ялуторовска

16 февраля 2024 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

16 февраля 2024 г.
Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня в Благовещенском соборе

16 февраля 2024 г.
О проведении семинара для педагогов воскресных школ «Как вера Русь хранит»

16 февраля 2024 г.
День Симеона Богоприимца в Тюмени

12 февраля 2024 г.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.