Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

В день обретения мощей Святителя Филофея в Свято-Троицком мужском монастыре состоялось праздничное Богослужение

21 октября 2017 г.

21 октября 2017 года в Свято-Троицком мужском монастыре города Тюмени состоялась праздничная Божественная Литургия, посвященная дню памяти обретения мощей Святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского.

20 октября, накануне дня памяти обретения мощей Святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского, в Троицком соборе Свято-Троицкого мужского монастыря состоялось праздничное Всенощное бдение.

На следующий день, 21 октября, праздничную Божественную литургию возглавил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и епископ Ишимский и Аромашевский Тихон.

Во время Богослужения пели хор Тюменского духовного училища и хор женских классов Тюменской православной гимназии. За Божественной литургией молились духовенство Тобольской митрополии, воспитанники Тюменского духовного училища, учащиеся Тюменской православной гимназии и многочисленные паломники.

В этот день 2006 года в Тюмени состоялось событие, значение которого велико не только для Тобольской митрополии, но и для всей Сибири. В Вознесенско-Георгиевском храме были обретены, а затем перенесены крестным ходом в Свято-Троицкий монастырь мощи святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского.

Просветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье. Образование он получил в Киевской духовной академии (тогда коллегии), по выходе из которой женился и был рукоположен во иерея. Но недолго длилось его семейное счастье: очень скоро его любимая жена умерла. Это горе резко изменило жизнь будущего святителя: он принял монашество с именем Филофей и был назначен на трудную, по множеству забот, должность эконома, а затем произведен в наместники Брянского Свенского монастыря. Однако и здесь ему не пришлось долго оставаться.

В 1700 году освободилась кафедра Тобольская и Сибирская. Для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр I приказал Киевскому митрополиту подыскать на это место из малороссийских монахов-священников умного и благочестивого человека. Выбор пал на Филофея.

Огромная Сибирская епархия, где ему предстояло служить, охватывала территорию от Северного Ледовитого океана до Китая и от Уральских гор до Камчатки. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным истуканам (идолам). Они давно забыли, что поклоняться нужно Одному Богу. Да и сами русские поселенцы и даже священники вели далеко не всегда благочестивую жизнь.

«Пришед в Сибирские страны, – писал Филофей царю, – в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое нестроение нелепо есть и писанию предати».

Священников в Сибири в те времена, как и сейчас, очень сильно не хватало, поэтому рукополагали в священный сан крестьян и казаков – людей простых и по большей части неграмотных. В исправление этого недостатка была создана митрополитом Филофеем первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания. Содержалась она за счет архиерейского дома, а учителями в ней были образованные киевские монахи.

Для пропитания сибирского духовенства владыка Филофей исхлопотал у Государя земельные угодья под пашню и сенокосы и установил с прихожан определенную ругу (жалованье хлебом). Не было в церквах хороших певчих. Так что в 1704 году святитель Филофей собрал первый в Сибири церковный хор из ссыльных казаков.

Вместо деревянных храмов, часто подвергавшихся пожарам, святитель Филофей стал строить каменные. Выписанные из Киева художники, руководившие возведением новых храмов (их за все время святительства Филофея было построено великое множество), удивили всю Сибирь сооружением в тобольском Успенском соборе великолепного резного иконостаса.

Болел душой смиренный владыка и о погибающих во тьме язычества инородцах. В 1705 году была снаряжена из Тобольска на отдаленнейшую Камчатку первая духовная миссия. Таким образом проникли первые лучи православного просвещения в страну диких камчадалов. В 1711 году там был основан монастырь с первым камчатским храмом во имя святителя Николая Чудотворца. Другая миссия была направлена к сибирским монголам и даже в Китай, где жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города Албазина, разоренного китайцами в 1684 году.

Хотя китайцы относились к русским пленным милостиво, некоторые из пекинских поселенцев под тяжестью языческого мрака стали ослабевать в святой вере. Китайский император не разрешал въезд в страну русским священникам, хотя и не препятствовал русским исповедовать веру Христову. Митрополит Филофей написал поселенцам грамоту, которая воодушевила их и поддержала в любви ко Христу, а через некоторое время в Китай прибыла и русская миссия.

Гораздо успешнее шло дело крещения наших российских инородцев. В 1706 году последовал Указ государя Петра I: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары, и в тунгусы, и якуты, и в волостях, где найдет их кумирни и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то все пожечь, а их (вогулов и остяков) Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру». Тем же указом инородцам, которые пожелают креститься, объявлялись различные льготы, а гражданскому начальству предписывалось оказывать всякую помощь проповедникам и способствовать им в средствах передвижения.

Народы эти (вогулы и остяки) вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили в лесах, занимаясь охотой, летом переселялись на берега рек, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Естественно, что и верили они в то, что видели: в хищных зверей, вредивших им, и духов, в честь которых они делали идолов и им поклонялись.

К этим-то аборигенам Сибири направился святитель Филофей. Ревность по Богу, стремление служить Христу влекли святителя в самые дебри сибирской тайги. Не узнать было смиренного Филофея, когда он встречал на своем пути языческие кумирни или идольские чучела. Но, исполняя Петров указ, не пепел только и головешки идолов оставлял после себя просветитель Сибири. Строя вместо порушенных капищ часовни и храмы и уча инородцев основам христианской веры, святитель оставлял им свою любовь. Стоило ему вернуться в те селения, где он уже побывал, как его встречали новообращенные: они бежали к нему, как дети к отцу, падали на землю, целовали ему руки и ноги. Из детей сибирских аборигенов выбирал он способных мальчиков и посылал их в мужские монастыри и тобольский Архиерейский дом, где их учили грамоте и Закону Божию, готовя к принятию священного сана.

По воле Божией так случилось, что вскоре митрополит Филофей тяжело заболел и вынужден был удалиться на покой в устроенный им в Тюмени Троицкий монастырь. На Сибирскую кафедру был назначен Митрополит Иоанн (Максимович). Приняв схиму (великий монашеский постриг) с именем Феодора, митрополит Филофей собирался даже удалиться на место своего пострижения в Киев. Но Бог судил иначе.

В 1711 году в Тобольск прибыл первый губернатор Сибири, князь Гагарин. К тому времени святитель Филофей уже вполне поправился, и губернатор предложил ему самому ехать миссионером, причем предоставлял ему и судно для плавания, и гребцов, и переводчиков, и десять казаков для охраны, и две тысячи рублей и распорядился, чтобы власти всюду содействовали проповедникам. В сопровождении еще нескольких священников старец-митрополит Филофей летом 1712 года отправился вниз по Иртышу, к березовским остякам.

В это (уже второе) свое путешествие митрополит, теперь уже схимитрополит Феодор, крестил многих остяков, которые, убежденные в бессилии идолов, охотно принимали новую, истинную веру. Даже сами шаманы призывали своих соплеменников верить в Иисуса Христа. Один из них, шаман Малоатлымских юрт Палемха, еще с ранней весны отказался от служения идолам и ворожбы, стал вслух читать русские молитвы и проповедовал о величии христианской веры. Туземцы встречали митрополита Феодора на берегу со словами: «Мы знаем, что ты, архиерей Божий, приехал нас крестить. Хоть нам и жаль прежней нашей веры, но Бог не велит нам противиться тебе, крести нас!».

Не все язычники согласились принять новую веру. Часть из них, особо упорствовавших в своем суеверии, убежала в лес. Но куда бы ни приходили они, всюду преследовали их комары и мошки, не ладилась охота, так что вскоре они чуть не умерли от голодной смерти. Поняли тогда остяки, что таким образом вразумляет их христианский Бог, вернулись к прежнему месту и приняли Крещение.

Только в юртах, называемых Большой Атлым, проповедников встретили враждебно. Остяки не позволили лодке миссионеров даже пристать к берегу, метая в служителей христовых камни и стрелы. Но владыка Феодор смело вышел к язычникам и стал ласково с ними разговаривать. На третий день все туземцы приняли Святое Крещение.

Вогульский князек из Кошуцких юрт, находившихся на реке Тавде, недавно обращенный в мусульманство, замыслил убить митрополита Филофея-Феодора, но не смог, так как был схвачен гражданскими властями. Также и буренские остяки-мусульмане, не желая слушать святителя, затыкали свои уши. Смиренный старец-митрополит не покинул юрт и терпеливо ждал. Тогда они, вооружившись, напали на проповедников и жестоко изранили их. Русские бежали, а святитель один остался на берегу и молился. Один из туземцев выстрелил в него из ружья, но пуля пролетела сквозь одежду, даже не задев тела митрополита.

В 1715 году скончался Тобольской митрополит Иоанн, и схимитрополит Феодор вновь прибыл на Тобольскую кафедру. Еще пять лет дал Господь потрудиться среди горячо любимой паствы митрополиту Филофею. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения – воспитанием своих, сибирских священников. Но в 1720 году семидесятилетний святитель почувствовал предел своим силам и запросился на покой. Царь Петр I разрешил престарелому митрополиту покинуть кафедру и одновременно с разрешением прислал почетную грамоту, похвалив его за труды на благо Российского государства.

Всего за время своего служения митрополит Филофей обратил в святую веру сорок тысяч язычников и магометан, построил около полутысячи церквей.

Уйдя на покой, неутомимый старец-митрополит поселился в Тюменском Троицком монастыре и жил здесь уединенно и просто.

31 мая 1727 года в созданной им обители, среди любимых им духовных детей старец схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.

Долго лежали мощи митрополита в земле. В годы лихолетья его останки были тайно перезахоронены. Но вот, наконец, Господь явил жителям Тюмени великую радость. В 2006 году стало известно, что нетленные мощи святителя Филофея зарыты под полами заречного Вознесенско-Георгиевского храма. Созвали священников, приехал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Мощи торжественно и бережно вынули из земли, положили в раку и Крестным ходом пронесли до тюменского Троицкого монастыря, основанного святителем. Митрополит Филофей снова вернулся туда, где и был похоронен, в свой любимый монастырь.

Пресс-служба Тобольской митрополии


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



22 февраля 2018 г.
Чин Прощения в Тобольской Духовной семинарии

22 февраля 2018 г.
В Тобольской Духовной семинарии состоялась Всероссийская научная конференция «Царская семья накануне трагической гибели: извлечение уроков истории»

22 февраля 2018 г.
Встреча преподавателей и студентов Тобольской духовной семинарии с ведущими церковными учеными

21 февраля 2018 г.
ВИДЕО. Память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

21 февраля 2018 г.
Прогулки на природе

20 февраля 2018 г.
АУДИО. К чему Церковь призывала перед Великим постом?

20 февраля 2018 г.
Ярко и весело отпраздновали Масленицу в Зубарево

20 января 2018 г.
АУДИО. Сретенский собор и православная гимназия Ялуторовска

20 февраля 2018 г.
АУДИО. Сталинградская битва – реконструкция событий и участие сибиряков.

16 февраля 2018 г.
Престольный праздник храма святого праведного Симеона Богоприимца г.Тюмени

16 февраля 2018 г.
Тюменский «Дом для мам» отмечает день рождения

16 февраля 2018 г.
Приглашаем на широкую Масленицу!

14 февраля 2018 г.
День памяти Вселенских учителей Церкви в Тобольском кремле

14 февраля 2018 г.
Оживить душу…

14 февраля 2018 г.
Приглашаем на престольный праздник

13 февраля 2018 г.
ВИДЕО. Настоятель ялуторовского Сретенского собора рассказывает о святом праведном Стефане Омском

13 февраля 2018 г.
Сотрудники музея перевозят фонды из Спасского храма

13 февраля 2018 г.
Молодежные встречи в Нижней Тавде

09 февраля 2018 г.
В Москве в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошла VIII научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

09 февраля 2018 г.
Урок детской безопасности

6 февраля 2018 г.
ВИДЕО. Сталинградская битва – тема передачи «Светлый час» на радио «Вера» от 2 февраля 2018 года.

5 февраля 2018 г.
ВИДЕО. Хор Тобольской духовной семинарии поет народные песни и духовные канты.

4 февраля 2018 г.
ВИДЕО. Хор Тобольской духовной семинарии в студии радио «Вера».

03 февраля 2018 г.
Мастер-класс для бабушек

2 февраля 2018 г.
Прошел вебинар по информационной безопасности

2 февраля 2018 г.
75 лет победы в Сталинградской битве (2 февраля 1943 г.) – тема передачи «Светлый час» на радио «Вера» 2 февраля

01 февраля 2018 г.
Встреча учащихся с батюшкой

31 января 2018 г.
Премия Союза писателей России журналу Тобольской митрополии

31 января 2018 г.
ВИДЕО. Отец Николай Цирке – Церковь в 1980-ые годы и сегодня

31 января 2018 г.
ВИДЕО. О своем первом появлении в Знаменском соборе, о начале служения, о том как все было в начале 1990-ых рассказывает протоиерей Николай Цирке

31 января 2018 г.
ВИДЕО. Отец Николай Цирке рассказывает о своем детстве, о начале церковной жизни в Омске, об учебе в Московской духовной семинарии, о Святейшем Патриархе Алексие II, у которого он был ипподиаконом, и о своем возвращении в Сибирь

30 января 2018 г.
Соработничество продолжается

30 января 2018 г.
АУДИО. Отец Николай Цирке: беседа о сегодняшнем состоянии христианской веры в сравнении с 1980-ми годами

30 января 2018 г.
В Москве прошли XXVI Международные Рождественские образовательные чтения

28 января 2018 г.
Спасая бездомного, погиб первый пресс-секретарь православной службы «Милосердие»

25 января 2018 г.
ВИДЕО. Митрополит Димитрий совершил Божественную Литургию в Софийско-Успенском соборе в праздник Крещения Господне

24 января 2018 г.
Архиерейское богослужение в Иоанно-Введенском женском монастыре в день памяти Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

24 января 2018 г.
Книга ямальского автора о греческом святителе

24 января 2018 г.
ВЭБ-семинар для родителей

23 января 2018 г.
Семинар преподавателей воскресных школ

22 января 2018 г.
Семинар в Центре «Семья»

22 января 2018 г.
Рождество Христово - ангел прилетел!

22 января 2018 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий наградил маэстро Антона Шароева епархиальной медалью святителя Иоанна Тобольского

22 января 2018 г.
Крещение Господне в Тобольске

21 января 2018 г.
ВИДЕО. Митрополит Димитрий о воспитании ребенка в семье

21 января 2018 г.
АУДИО. Митрополит Димитрий – эфир на радио «Вера»

21 января 2018 г.
В ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОШЛИ КРЕЩЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

20 января 2018 г.
Крещение Господне в Боровском

16 января 2018 г.
Святочный вечер в библиотеке

19 января 2018 г.
Сквернословию – нет!







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


енависть к праведнику

Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит.
Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет.
Человек боится того, кто знает его грехи. За страхом приходит ненависть.
Когда человек понимает, что грех его кому-то известен, его душу наполняет страх, страх быстро перерастает в ненависть. А ненависть ослепляет.
То же происходит в душе человека, который знает свой грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И тогда человека охватывает страх перед Богом, страх перетекает в ненависть, от которой душа человека слепнет.
Ослепленный ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным ему, - к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.