Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Завершается реставрация Свято-Троицкого собора: уникальные кадры о работе иконописцев

6 июня 2020 г.

7 июня в Тюменском Свято-Троицком монастыре пройдет торжественное богослужение, посвященное празднику Святой Троицы. Его возглавит митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Из-за ограничений, связанных с эпидобстановкой, крестный ход, который традиционно организуют в этот день в столице региона, решено не проводить. Праздничная служба состоится в храме Петра и Павла, входящем в архитектурный ансамбль монастыря. Главный собор – Троицкий с осени прошлого года закрыт на реставрацию. Средства на ее проведение выделило правительство региона. Несколько месяцев художники работали над внутренним убранством храма. Уже скоро тюменцы и гости города увидят новый образ собора. Предлагаем заглянуть внутрь и посмотреть на то, что уже сделано.

Проект реставрации Свято-Троицкого собора – сердца тюменского монастыря начали разрабатывать еще в 2018 году. В сентябре 2019-го храм одели в строительные леса. Реконструкцию доверили специалистам ООО «Тобольский кремль». Под высокими сводами начали трудиться реставраторы и иконописцы. К масштабной работе на разных технологических этапах было привлечено до 20 реставраторов и примерно столько же художников и иконописцев.

Руководителем проекта выступил заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников. Под его руководством специалистам предстояло отреставрировать и расписать 4 придела (части) собора. Он рассказал нам об особенностях работы в одном из крупнейших храмов Сибири.

Итак, центральный придел монастырского собора назван в честь Святой Троицы. Рядом с ним северный придел, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Два остальных мало известны тюменцам, они находятся на втором этаже: Преображения Господня и Святых преподобных Антония и Феодосия Печерских (на хорах).

Троицкий собор известен тем, что здесь не утрачена первоначальная авторская живопись рубежа 18-19 века (скорее всего первое десятилетие 19 века). До момента реставрации, считалось, что роспись сохранилась только в центральной части храма, но во время нынешних работ выяснилось, что это не так.

«В центральном приделе авторская живопись сохранилась в большом количестве, — рассказал корреспонденту PARK72.RU художественный руководитель проекта, священник Виталий Ведерников. — Не утрачены главные смысловые акценты, за исключением некоторых. Мы имеем фактически читабельное повествовательное полотно, там, где раскрывается общий концептуальный замысел росписи всего собора. Это сюжеты из Ветхого Завета, из Нового завета, иконописные изображения об исцелении Иисусом Христом больных, о подвижниках, которые трудились благодаря евангельской проповеди уже после распятия Спасителя. В алтаре также сохранилось несколько композиций — Рождество Христово, Святители–литургисты, Ангельские чины. Здесь мы отреставрировали имеющиеся росписи, а также по-новому расписали дьяконник и жертвенник (особые части алтаря). В жертвеннике раскрыта тема страданий и Крестного пути Иисуса Христа, а в дьяконнике изображена жизнь и проповедь Святого Иоанна Предтечи».

В центральной части собора, который славится своим величием, масштабом, перед художниками стояла задача развить авторский замысел, реконструировать его, им надо было оформить придел в том русле, которое было задано старыми мастерами.

Специалисты занимались не только реконструкцией сохранившихся росписей, но и восстановлением тех участков, которые были полностью утрачены. Работали художники в технике традиционного академического письма, все изображения выполнены маслом.

Во время реставрации впервые старинный фрагмент живописи был обнаружен в верхнем, Преображенском приделе.

«Когда мы приступили к работе, мы думали, что в Преображенском приделе ничего не сохранилось, но последние реставрационные работы позволили найти фрагмент старинной живописи (конца 18 – начала 19 века), — рассказал отец Виталий. — В алтаре Преображенского придела, в маленькой нише, изображен Спас Эммануил (младенец Христос) в Евхаристической Чаше. Само по себе изображение редкое, да еще и найденное под многочисленными слоями поздней штукатурки. Реставраторам дали задание сделать контрольные участки, они их сделали и обнаружили фрагменты живописи. Мы увидели, что композиция хоть и сильно повреждена, но она читабельна, и ее можно реконструировать».

Но, к сожалению, прихожане восстановленное изображение не увидят во время молитвы, оно расположено за иконостасом, на Горнем месте – там во время богослужений находятся только священники и их помощники.

Преображенский придел воспринимается как новая страница в истории собора. Он не похож на сдержанный, аскетичный стиль центральной части. По словам отца Виталия, здесь художники оттолкнулись от самой темы Преображения Господня. А она – праздничная, яркая. Перед иконописцами стояла задача передать неземной фаворский свет, в котором предстал, согласно Евангелию, преображенный Спаситель.

«Сам Фаворский свет в символике русского иконописания передается через золото, через узоры, через вещественную красоту. Сияние нетварных божественных энергий мы показали с помощью сусального золота. Мы разбили пространство на сектора и поместили изображения в рамы, что отличается от «коврового» стиля, когда одна композиция переходит в другую. Также мы изобразили сюжеты из земной жизни Иисуса Христа и образы сибирских Святителей и Святых, чтобы отразить идею о Христовой проповеди на сибирской земле. Здесь написаны Святители Софроний и Иннокентий (Иркутские), Макарий (Алтайский), Севастьян (Карагандинский), Филофей (Лещинский), Варлаам, Антоний, Гермоген…Самое большое яркое полотно на этой стене мы посвятили композиции, которая называется «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов», — рассказал руководитель проекта.

Иконописцы и художники работают по артельному принципу. Кто-то расписывает лики, кто-то специалист по одеяниям … В процессе работы проект корректировали, «храм сам рождает какие-то изменения», отметил отец Виталий.

«Одно дело на бумаге, другое — когда идет процесс работы. Например, идея акцентировать внимание на сибирских святых возникла уже в процессе работы. Также появились пожелания со стороны монастыря. И в нижнем Успенском приделе, мы сделали акцент на святых, которые являются учителями монашества», — добавил он.

Есть идея — все работы, сделанные иконописцами в храме, сфотографировать и выпустить качественный современный фотоальбом с комментариями специалистов. Тогда тюменцы и гости города смогут подробно познакомиться с живописью уникального Троицкого собора. Можно будет изучить композиционные и смысловые особенности. Ведь многие работы находятся очень высоко, под сводами церкви, их сложно рассмотреть, а они интересны и имеют свои индивидуальные особенности.

Завершить работы мастера планируют в течение месяца. По проекту собор должен быть отреставрирован уже к 1 июля. PARK72.RU

Елена КУХАЛЬСКАЯ

Благодарим художественного руководителя проекта, заведующего Тобольской иконописной школой, древлехранителя митрополии, иерея Виталия Ведерникова за предоставленные нашему изданию фотографии.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой и природа

Для святого природа представляет прошлое. Он изучил её азбуку, прочёл её слова, выслушал её звуки, понял все, что она поведала ему, и закрыл книгу. Только в святом природа смогла достичь своей цели: она пробудила в нем человека, указала ему на Бога и - укрылась от его глаз.
Святой бесконечно благодарен природе и бесконечно милосерден к ней, потому и она считает его своим единственным на земле настоящим другом.
Воистину нет более трогательной картины, чем дружба святого и диких зверей. И это несмотря на то, что он смотрит на нее, как взрослый на детские забавы: вот еще один взгляд, еще одна сочувственная улыбка, еще одно нежное воспоминание, - и путнику снова пора в дорогу, вперед и вверх, чрез все невзгоды. Он должен забыть обо всем. Оставить всё, чтобы познать и обрести всё.
Для гурмана природа - будущее, для художника - настоящее, для святого - прошлое.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.