30 декабря 2020 г. Басни И.А. Крылова привлекают наше внимание к нравственной стороне жизни человека и общества. Будучи смиренным и благородным человеком, Иван Андреевич избегал всякого осуждения окружающих, но через иносказание стремился вразумлять и нравственно назидать. Для усиления воображения читателей он придавал Божьему творению – природе, животным – форму человеческого мышления и Божий дар слова. В баснях окружающий мир земной и человек – это одно творение Божие. Его басни можно считать притчами для пробуждения нравственного сознания в людях. В Священном Писании мы находим, что и ветхозаветные пророки, и сам Господь Христос-Спаситель говорили притчами, иносказательно. Такая форма подвигала к размышлению и к познанию глубины нравственного характера в поступках человека. Важная нравственная обязанность человека – своим полезным трудом благоукрашать эту землю, служить людям. В этом и выражается послушание и служение Богу. Каждый человек должен в этом мире обрести свое место для доброго служения, для полезного труда. Умеренность, воздержание, терпение, безропотность и благодарность Богу за всё делают человека подлинно счастливым в этой жизни и в жизни вечной. Об этом выразительно рассказывается в басне И.А. Крылова «Колос».
 КОЛОС
 На ниве, зыблемый погодой, Колосок,
 Увидя за стеклом в теплице
 И в неге, и в добре взлелеянный цветок,
 Меж тем, как он и мошек веренице,
 И бурям, и жарам, и холоду открыт,
 Хозяину с досадой говорит:
  «За что вы, люди, так всегда несправедливы,
 Что кто умеет ваш утешить вкус иль глаз,
 Тому ни в чем отказа нет у вас,
 А кто полезен вам, к тому вы нерадивы?
 Не главный ли доход твой с нивы:
 А посмотри, в какой небрежности она!
 С тех пор, как бросил ты здесь в землю семена,
 Укрыл ли под стеклом когда нас от ненастья?
 Велел ли нас полоть иль согревать
 И приходил ли нас в засуху поливать?
 Нет: мы совсем расти оставлены на счастье,
 Тогда как у тебя цветы,
 Которыми ни сыт, ни богатеешь ты,
 Не так, как мы, закинуты здесь в поле, –
 За стеклами растут в приюте, в неге, в холе.
 Что если бы о нас ты столько клал забот?
 Ведь в будущий бы год
 Ты собрал бы сам-сот,
 И с хлебом караван отправил бы в столицу.
 Подумай, выстрой-ка пошире нам теплицу». –
  «Мой друг, – хозяин отвечал, –
 Я вижу, ты моих трудов не примечал.
 Поверь, что главные мои о вас заботы.
 Когда б ты знал, какой мне стоило работы
 Расчистить лес, удобрить землю вам:
 И не было конца моим трудам.
 Но толковать теперь ни время, ни охоты,
 Ни пользы нет.
 Дождя ж и ветру ты проси себе у неба;
 А если б умный твой исполнил я совет,
 То был бы без цветов и был бы я без хлеба».
 * * *
 Так часто добрый селянин, 
 Простой солдат иль гражданин, 
 Кой с кем свое сличая состоянье, 
 Приходят иногда в роптанье. 
 Им можно то ж почти сказать и в оправданье.
 Благоразумный человек всегда справедливо и правдиво оценивает свои возможности. Благоразумный человек за все, чего он достигает в этой жизни, благодарит Бога и ближних. Благоразумный человек все делает, чтобы правильно устроить свою жизнь, свой быт, и избегает всякого осуждения, зависти, исполняя 10-ю заповедь Божию – не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Тем самым не тратятся душевные и физические силы понапрасну. Из человеческого эгоизма произрастают зависть, алчность, которые нашу жизнь окрашивают грехом и лишают внутреннего покоя.
 Будем благоразумными, сохраняя любовь и долготерпение, будем побуждать себя к доброделанию и будем за все благодарить Бога и ближних наших.
 + Митрополит Димитрий 
 
 август, 2016 г.
  |