Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир»

19 мая 2023 г.

19 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Татарстан, принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», состоявшемся в здании Казанской ратуши.

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый муфтий Татарстана Камиль хазрат! Уважаемые мусульманские духовные лидеры, участники форума!

Сердечно приветствую вас и радуюсь возможности быть сегодня вместе с вами, на благословенной казанской земле, и участвовать в нынешней важной встрече.

Россия имеет очень богатый опыт взаимоотношений с мусульманским миром. С момента создания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» Русская Православная Церковь активно участвует в ее работе.

Наше заседание проходит в Казани. Столица Татарстана — как, пожалуй, никакое другое место в России — зримым образом символизирует плодотворное взаимодействие людей разных убеждений, и православных, и мусульман, на благо нашей страны и нашего народа. В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие. Здесь христиане и мусульмане вместе трудятся для общей пользы.

Хотел бы поблагодарить уважаемого Рустама Нургалиевича Минниханова — Раиса Республики Татарстан — за организацию этого важного мероприятия. Уже стало традицией, что Русскую Церковь в Группе стратегического видения «Россия — исламский мир» представляет глава Казанской митрополии. Много потрудился на этом поприще приснопамятный митрополит Феофан, в настоящее время в состав группы входит присутствующий в этом зале его преемник митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Обращая свой взор на происходящее в мире, мы не можем не замечать печальные последствия грубого вмешательства Запада в дела других стран и, в частности, в дела стран Ближнего Востока. Немногим менее месяца назад исполнилось десять лет с момента похищения террористами митрополитов сирийского города Алеппо — Павла из Антиохийской Православной Церкви и мар Григория Иоанна. Мы до сих пор не знаем, какова участь этих замечательных духовных лидеров. Так называемая «арабская весна» принесла лишь горе и неисчислимые беды народам этих стран, большинство из которых — мусульмане. Разрушение государственности сопровождалось настойчивыми попытками западных сил использовать религиозный фактор, стремлением внести вражду и разделения в общество по религиозному признаку. Все это вызвало всплеск жестокости и насилия, привело к росту террористических актов, исполнители которых прикрывались религиозными лозунгами. Уроки нашей собственной истории и истории других стран с ясностью свидетельствуют о недопустимости такого подхода. Перед нами — и христианами, и мусульманами — стоит задача противостоять экстремизму. В данном контексте деятельность Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» представляет особую ценность и важность.

Московский Патриархат много десятилетий поддерживает братские взаимоотношения с исламскими лидерами и организациями; в последние годы эти контакты значительно активизировались. Отрадно свидетельствовать, что каждая такая встреча проходит в обстановке взаимопонимания. Много лет этим занимается Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В ноябре 2018 года создан Экспертный совет при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром. Это уникальная организация, которая призвана играть важную роль в изучении богословских взглядов и в установлении реального взаимодействия и сотрудничества — как на уровне практическом, когда люди, принадлежащие к Православию и исламу, живут и работают рядом друг с другом, так и на уровне теоретическом, чтобы, сравнивая наши доктрины, делать важные выводы о наличии общих духовных и нравственных ценностей.

В нашей стране существует, как вы знаете, Межрелигиозный совет России. Мы с моими собратьями — лидерами исламских общин — основали его в декабре 1998 года, почти 25 лет назад. Совет помогает лидерам традиционных религий — как православным, так и представителям ислама, иудаизма и буддизма — координировать свою деятельность, сверять позиции по актуальным вопросам, обращаться к властям и обществу от лица наших верующих.

Некоторые мои христианские коллеги на Западе недоумевают и спрашивают: «Почему же вы создали межрелигиозный совет, где представлены православные, мусульмане, иудеи и буддисты? Почему не развиваете отношений по линии взаимодействия с христианскими конфессиями?» Мы, конечно, развиваем и эти отношения, потому что христиане разных конфессий, живущие сегодня в России, занимают близкие к Православию позиции по общественным и политическим вопросам. Но я так отвечаю на заданный вопрос: «На протяжении всей истории мы живем в нашей стране вместе с мусульманами, и этот исторический опыт совместной жизни и сотрудничества способствовал созданию совершенно особой атмосферы доверия и расположенности к диалогу». Еще раз хочу сказать: у нас в России сложились уникальные межрелигиозные отношения; и полагаю, что все мы — и христиане, и мусульмане, и представители других традиционных религий — должны всячески поддерживать сложившуюся традицию этих отношений.

Патриарх является почетным председателем Совета, о котором я сказал. В президиуме Совета православных представляет митрополит Волоколамский Антоний, который сейчас возглавляет Отдел внешних церковных связей, а мусульман — главы основных мусульманских духовных управлений, в том числе здесь присутствующий муфтий Татарстана, уважаемый всеми нами, и представители мусульман Северного Кавказа.

Почему Русская Православная Церковь поддерживает столь тесные отношения с мусульманской уммой в России и за рубежом? Еще раз повторю: потому что наши фундаментальные ценности не просто очень похожи. Православные, как и мусульмане, стремятся поступать так, как Бог велит. Мы предаем себя в руки Божии, и это главная отправная точка. Мы оцениваем себя настолько, насколько наши дела совпадают с волей Божией, и именно это стремление поставлять себя под волю Всевышнего составляет основу нашего бытия. И мы в хорошем смысле консервативны: православные и мусульмане решительно отвергают попытки утвердить грех как некую социальную норму или как один из вариантов человеческого поведения.

Наверное, самое опасное для душ человеческих и вообще для судеб всего мира — это смешение понятий, которое сейчас становится нормой западной цивилизации. Понятие греха ушло, а вместо него внедряется понятие вариативности человеческого поведения. Человеку дается право выбирать варианты своего поведения вне всякой связи с идеей Бога, вне всякой связи с идеей Божественных заповедей. Другими словами, что хочу, то и творю. А есть ли какие-то ограничения? Да, нельзя нарушать светское законодательство, но никаких норм, ограничивающих человеческую вседозволенность на основе нравственных принципов, в современной западной цивилизации не существует.

Этим мы очень от них отличаемся, и еще раз хочу сказать, что православные и мусульмане решительно отвергают опасную апокалиптическую тенденцию, утверждающую, что нравственное беззаконие является одним из возможных вариантов человеческого поведения. Для нас абсолютно неприемлемо противоестественное смешение полов и опаснейшая, разрушительная идеология ЛГБТ. Мы стремимся сохранить традиционный, Богом заповеданный семейный уклад. Чем бы себя ни оправдывало эгоистичное отношение к людям и миру, очевидно, что оно подменяет служение Богу служением страстям, превращающим человека в узника собственных пороков.

Верность духовным идеалам позволяет нам сегодня вместе противостоять изощренной пропаганде индивидуализма и человекопоклонничества, когда человек — это высшая норма, и ему усваивается право самому устанавливать любые законы, соблюдать их или не соблюдать. Православные христиане и мусульмане призваны бережно хранить свои нравственные ценности, следовать идеалам добра, любви, милосердия, справедливости и взаимного уважения. Мы — и христиане, и мусульмане — знаем и исповедуем, что Бог есть истинный Творец мира и Единственный Законодатель. А там, где про Бога забыли, царит зло как норма человеческого поведения.

Вот очень важно понимать: там, где Бог, там Божественная норма, которая помогает нам отличать добро от зла. А где Бога нет, там зло становится одним из вариантов поведения и есть не что иное, как проявление человеческой свободы. Великий русский писатель, оказавший огромное влияние на формирование нашего самосознания, — Федор Михайлович Достоевский — сформулировал эту простую, но очень глубокую мысль: если Бога нет, то все дозволено. «Если нет Бога, то я бог», — говорит один из персонажей его романа «Бесы».

Основы этой модели мышления были заложены еще в эпоху европейского Ренессанса. В светской исторической науке Ренессанс воспринимается как положительное явление, но на самом деле это был очень опасный поворот в развитии западной цивилизации. В Средние века в центре человеческой жизни был Бог. Наверное, многие из вас путешествовали по Западной Европе и видели огромные романские и готические соборы, которые были доминантами в архитектуре средневековых городов. И это же неслучайно! Самые величественные сооружения были храмами, и это свидетельствовало о том, что вера в Бога — в центре жизни людей. Сама готическая архитектура, эти устремленные к небу шпили, свидетельствовала о динамике развития человеческой личности, о том, что целью является Бог, что все устремляется к Богу. Но вот наступил так называемый Ренессанс, то есть Возрождение. Возрождение чего? Возрождение язычества, языческой римской культуры, и вместо готических соборов стали строиться храмы, напоминающие античные сооружения. И кто же стал в центре всего? Если раньше в центре был Бог и к Нему нужно было устремляться, то в это время возникает идея, что в центре всего — человек.

Я уже не раз говорил и скажу еще раз: главный вызов XXI века — это вызов со стороны безбожного секулярного мира. Но сегодня мы, христиане и мусульмане, отталкиваясь от своих религиозных убеждений, можем вместе противостоять этой трагической тенденции развития цивилизации, которая вытесняет Бога из человеческой жизни и навязывает иное мировоззрение, где никакого Бога нет, подобно тому, как это пытались сделать во времена Возрождения.

Чтобы противостоять этому вызову, нам нужна консолидация всех традиционно настроенных сил общества. Если мы не хотим победы зла и установления всемирного культа греха и эгоизма, то должны дать духовный отпор этому вызову. Именно совместные усилия могут остановить мир от саморазрушения, и позвольте сказать, что именно взаимодействие православного христианства с исламом может действительно обеспечить создание этого общего фронта борьбы за выживание человеческой цивилизации.

Завершая свое выступление, хотел бы выразить надежду на то, что Россия и исламский мир будут развивать и расширять свое сотрудничество. Русская Православная Церковь, представляющая интересы миллионов верующих, готова этому всемерно способствовать и открыта к обмену опытом и знаниями. Думаю, что сегодня, в условиях кризиса международных отношений, у нас открывается новая возможность так повлиять на мировую повестку, чтобы забота о сохранении непреходящих нравственных ценностей стала одним из ее приоритетов.

Желаю всем нам, дорогие мои братья, помощи Божией в наших трудах.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2023 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



10 сентября 2023 г.
Выборы губернатора Тюменской области

10 сентября 2023 г.
Экскурсия по древлехранилищу

8 сентября 2023 г.
В с. Успенка появился Бокс для приема вещей

8 сентября 2023 г.
В Тобольске состоялся Епархиальный совет

8 сентября 2023 г.
Замечательная работа зареченцев – учащихся Воскресной школы храма Трёх святителей г. Тюмени

7 сентября 2023 г.
Встреча митрополита Димитрия с ТДУ

7 сентября 2023 г.
Встреча митрополита Димитрия с 1-ым курсом Семинарии

8 сентября 2023 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

3 сентября 2023 г.
День знаний в Русской классической школе в Кулаково

2 сентября 2023 г.
День памяти священномученика Гермогена

31 августа 2023 г.
Учёный совет Тобольской духовной семинарии

29 августа 2023 г.
Женсовет: социальное служение женщин на приходе

28 августа 2023 г.
Встреча митрополита Димитрий с СМП-2023

28 августа 2023 г.
Престольный праздник Софийско-Успенского кафедрального собора г. Тобольска

27 августа 2023 г.
Митрополит Димитрий совершил чин Великого освящения храма в с. Суерка

25 августа 2023 г.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

24 августа 2023 г.
Благотворительная акция «Соберём портфель»

21 августа 2023 г.
На побывку едет…

20 августа 2023 г.
19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне

18 августа 2023 г.
Праздник колокольного звона

12 августа 2023 г.
ВИДЕО: Панихида в Спасском храме об Андрее и Евдокии Текутьевых.

12 августа 2023 г.
В Тюмени перезахоронили останки купца Андрея Ивановича Текутьева

9 августа 2023 г.
Сибирские казаки провели Дни памяти атамана Ермака

3 августа 2023 г.
Православное сестричество: служение продолжается

31 июля 2023 г.
День Крещения Руси в с. Петелино

24 июля 2023 г.
Крестный ход «За веру и Отечество» в Ялуторовске

23 июля 2023 г.
День памяти иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

18 июля 2023 г.
День памяти преподобного Сергия Радонежского в Тобольске

18 июля 2023 г.
День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Тобольске

18 июля 2023 г.
День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Тобольске

17 июля 2023 г.
Первый из Дома Романовых. Президентская библиотека к 410-летию венчания на царство Михаила Федоровича

9 июля 2023 г.
Престольный праздник в Ивановке

5 июля 2023 г.
Суерская чудотворная икона Божией Матери в Ялуторовске

29 июня 2023 г.
День памяти священномученика Гермогена Тобольского

29 июня 2023 г.
23 июня 2023 года преподаватели и студенты Тобольских духовных школ приняли участие в акции «Белый цветок»

28 июня 2023 г.
Через «Милосердие» - к трезвой жизни

24 июня 2023 г.
Благодарственный молебен по окончанию учебного года в Семинарии

24 июня 2023 г.
Торжественный выпускной акт в Тобольской Духовной семинарии

23 июня 2023 г.
Семинар для педагогов общеобразовательных школ Тюменской области на тему «Перспективы преподавания модуля “Основы православной культуры” в рамках курса “Основы религиозной культуры и светской этики” в образовательных учреждениях»

22 июня 2023 г.
В Тобольской Духовной семинарии прошел ученый совет

24 июня 2023 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

24 июня 2023 г.
«Славянским ходом» по родной земле

24 июня 2023 г.
День памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца

24 июня 2023 г.
Межрегиональный конкурс-фестиваль «Православие и средства массовой информации» завершился в Тобольске

22 июня 2023 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

19 июня 2023 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери в Тобольске

17 июня 2023 г.
Выставка «РУССКИЙ АЗОВ»

16 июня 2023 г.
О скорбной дате в истории Благовещенского собора города Тюмени

15 июня 2023 г.
Экскурсия во Дворец наместника

15 июня 2023 г.
Экскурсия по храмам Тобольска







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


езбожник сам себе палач

Kогда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному.
Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
                                                                                                                                                                                                                       


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.