24 ноября 2019 г. С 11 по 15 ноября 2019 г. в городе Москве на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия проходили курсы повышения квалификации для ответственных за книгораспространение в епархиях и товароведов епархиальных книжных складов. В курсах принимал участие председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии протоиерей Григорий Мансуров.
Молебен перед открытием и первую лекцию провел главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай.
О теории и практике в книжной торговле говорили руководители книжных магазинов Сретенского монастыря, епархиального магазина-склада Санкт-Петербургской митрополии, епархиального склада Воронежской епархии. Проводились экскурсии в книжные магазины «Москва» и «Библио-Глобус», где также были встречи-беседы с их руководством. Выступали представители ассоциации «Православная книга», Свято-Тихоновского университета, Журнала Московской Патриархии.
Также опытом работы, своими практиками в издательстве и распространении книг поделились руководители таких издательств как: Издательство Московской Патриархии, «Никея», «Познание».
Основным тезисом всех курсов было то, что книги продолжают покупаться и читаться (хоть и в меньшей степени чем раньше), однако общество изменилось – изменились и требования к нашим епархиальным и приходским центрам книжного распространения.
Для краткости приведу ряд положений, которые являются важными в этом деле:
1. Желательно иметь отдельное от храма помещение, где можно было бы выставлять книги. Распространяться в церковной системе могут только издания, имеющие гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», либо «Рекомендовано к публикации (Допущено к распространению) Издательским Советом Русской Православной Церкви». Информация о всех книжных новинках, получивших такой гриф, публикуется на сайте Правчтения.ру.
2. Церковная лавка – как аптека, многое стоит на стеллажах, но мы обычно идем к провизору и говорим, что нам нужно. Поэтому наши книгораспространители должны быть квалифицированными, читающими.
3. Нужен классификатор книг, создается он опытным путем, например: 1. Священное Писание, 2. молитвословы, 3. акафистники, 4. для детей, 5. для души, 6. это читают, 7. рекомендуем, 8. молодым родителям, 9. что делать с подростками? и т.д. Деление целесообразно производить не только по библиотечному принципу, но и по темам, которые могут привлечь целевую аудиторию.
4. Книги на горизонтальной поверхности (столы или специальные тумбы с несколькими разноуровневыми горизонтальными площадками) распространяются заметно лучше, чем стоящие на стеллаже. Покупатель должен иметь возможность подойти и свободно взять книгу в руки(!), книга, стоящая за стеклом или же за спиной продавца у прилавка почти наверняка так и останется там стоять.
5. Нужна не только широта ассортимента, но и его глубина: в одной группе должны быть издания оригинальные и ценные, и простые и недорогие, и средние по стоимости, разные по качеству.
6. В книжном деле существует статистика, что некоторая определенная группа книг – 20% от всего списка наименований – составляет 80% распространяемых изданий. Но если отказаться от остальных «неликвидных» книг, то и эти 20% сразу сократятся. Остальные издания нужны, хоть и берутся реже, но они создают у людей ощущение наполненности ассортимента.
7. Стоимость книги на сайте издательства – это фактически рекомендованная розничная цена для рядового покупателя. Учитывая, что церковная сеть распространений получает книги со скидкой, конечная сумма пожертвования в церковной лавке за книгу не должна сильно отличаться от цены на сайте.
Ну и, пожалуй, самое главное и сложное (после наличия отдельной от храма церковной лавки), при большом объеме изданий необходимы специальные компьютерные программы, благодаря которым возможно вести учет, движение всего объема литературы.
Протоиерей Григорий Мансуров, председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии
|