Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Доклад Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на всероссийской научно-практической конференции «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура»

17 апреля 2008 г.

Уважаемые участники конференции! Мы собрались сегодня на эту представительную конференцию для того, чтобы обсудить насущные проблемы духовного развития Сибири.

Во многом это вызвано стремлением преодолеть те негативные процессы, которые проявляются в нашем обществе, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы.

В течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовно-нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня части населения, высокий уровень преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества.

Согласно опросам общественного мнения большая часть нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом многие из опрошенных также считают, что семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами, на которые возлагают надежды в воспитании нравственных ценностей россияне, являются школа и Церковь.

Необходимо помнить, что очень многие проблемы, обрушившиеся сегодня на наше общество, являются наследием эпохи воинствующего атеизма. Атеистическое государство всеми возможными способами старалось ограничить и выхолостить духовную составляющую истории, и, таким образом, разрушало многовековую, традиционную культуру нашего народа. Стоит ли после этого удивляться понижению уровня нравственности, воспитанности и грамотности?

Безбожное прошлое стало общей бедой для всех народов России, поскольку идеологи воинствующего атеизма, ведя борьбу с религией, разрушили и разорили их многовековое духовное и культурное наследие. Выросло не одно поколение людей, воспитанных вне своих духовно-нравственных, культурных и религиозных традиций.

В чем мы видим выход? В освоении духовного богатства, наших исторических и культурных сокровищ, в овладении накопленным опытом жизни тех поколений, которые формировали нашу Отчизну.

Наша миссия и общий долг — в созидании и приумножении спасительных для новых поколений ценностей и культурных традиций нашего народа. Нам следует помнить, что без исторической памяти, не зная своего прошлого, нельзя сделать осознанный выбор своего будущего.

Прежде всего, мы должны сами для себя определить приоритеты жизни общества: в чем мы видим смысл жизни, к чему готовимся в перспективе вечности, чему учим наших детей, какой опыт мы передадим последующим поколениям, какого рода ценности мы стараемся сохранить и преумножить? Эти вопросы не могут решаться с позиций космополитизма. Наша патриотическая и гражданская позиция - это нравственно устойчивое и духовно здоровое общество.

Все это должно ставиться во главу угла в деле образования и воспитания будущих поколений.

В традиционном понимании русской школы термин «образова-ние» включает в себя и обучение, и воспитание, т.к. образование - это раскрытие в человеке образа Божия. Очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает, готовит к взрослой жизни. И родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.

Следует, однако, отметить, что понимание термина «духовность» неоднозначно, и от той или иной его трактовки зависит содержание воспитания детей и самовоспитания педагогов. Все толковые словари трактуют «духовное» как связанное с религией. Время от времени о духовности и бездуховности начинают говорить и заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к духовности общества, они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями. Это то, ради чего человек живет и действует.

Недооценка значения духовности может привести к развитию ошибочной позиции и в области воспитания, и в области обучения, когда человек превращается в совокупность психофизиологических явлений, лишенных единого предназначения и целостности.

Духовность существует в неразрывном, целостном единстве с нравственностью. Нравственность - это то, как человек живет и действует. Педагогическим эквивалентом духовности, который поддается педагогическому влиянию, является мировоззрение как целостная картина мира, как основа миропонимания.

Сегодня в гуманитарных науках популярны течения так назы-ваемой «позитивной» направленности, исследующие внутренние резервы человеческой психики с целью определения путей и средств достижения благополучия и процветания. При этом формируется новая, чуждая традиционным нормам нравственности, система ценностей. Утверждается, что только при использовании сильных качеств человека можно помочь ему достичь удовлетворения жизнью, реализовать возможности. В рамках этого взгляда образцом для подражания становятся не честность и порядочность, а успешность. Однако установлено, что в действительности человек, достигший названных результатов, лишь внешне оказывается погруженным в коммуникативную среду, а его внутреннее одиночество усугубляется, шаг за шагом опустошается душа. На основе позитивистской шкалы ценностей невозможно построение нравственно здорового общества.

Создание системы ценностей - это одновременно и основа, и цель воспита¬тельного процесса. Русский философ И.А.Ильин писал: «образование не должно отделяться от духовного воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России. И обратно..., все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». Разрыв с прошлым народа - его религией, культурой, национально осознанным историческим бытием ведет к разрушению самосознания народа, а затем к духовной и физической гибели.

Сегодня мы создаём основу будущей России. И от нас во многом зависит, какой будет наша Родина – великой державой, объединившей силой веры и преданности Отечеству на своих просторах многие народы и национальности, или слабой и разобщённой, живущей в мире бездуховности и пороков.

Россия всегда была страной, где мирно сосуществовали православные и мусульмане, иудеи и буддисты, где не было межнациональных и межрелигиозных конфликтов. В наши дни находятся люди, которые пытаются представить черное белым, а зло добром. Но мы не должны забывать уроков истории, мы должны знать историческую правду. В настоящее время нельзя давать волю силам, которые желают расколоть наше общество, сознательно обостряя межрелигиозные и межнациональные проблемы. Для судьбы нашего Отечества важно, чтобы мы все составляли единую многонациональную семью. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. В Послании Федеральному Собранию РФ (2007 г.) Президент России В.В.Путин указал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

Современное общество должно осознать, что воспитание человека в религиозной традиции и культуре его народа не вносит противостояния в общество, но напротив, позволяет человеку лучше видеть разнообразие и ценность культуры каждого народа.

Наша цивилизация – это христианская цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем – т.н. общечеловеческие ценности – это в действительности христианские ценности. Нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценке с религиозных позиций. Базовыми ценностями православно-христианской культуры являются воздержание, послушание, терпение, умеренность, трудолюбие, милосердие, смирение,.

Я глубоко убежден, что возвращение к духовным истокам – добрым традициям нашего народа – есть именно тот путь, который приведет наше общество к духовному и нравственному оздоровлению. История России глубока и многогранна. Духовное и культурное наследие, накопленное нашими предками в течение столетий – вот истинное богатство и тот краеугольный камень, на котором и следует возводить здание благополучия нашего общества.

Только на основе многовековых ценностей нашей Родины можно воспитать подлинных патриотов, законопослушных граждан и нравственных людей. Духовно-нравственные ценности должны стать основными ориентирами в формировании образовательной политики в нашем обществе, и в этой области существует немало возможностей для сотрудничества государства, общества и Церкви.

Перед нами простирается обширное поле совместной деятельности. Соработничество государства, общественных институтов и Церкви в деле укрепления духовных традиций нашего Отечества является добрым знаком понимания тех проблем, которые стоят сегодня перед нашей страной. Мы веруем и уповаем, что Россия с помощью Божией сумеет справиться с трудностями нашего времени и обретет духовное единство и государственную мощь.

В канун праздника Св.Пасхи от лица преподавателей и воспитанников Тобольской Семинарии желаю всем участникам конференции помощи Божией в трудах и заботах на долгие и благие лета жизни.

ДИМИТРИЙ

АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ

РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ПРОАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

©Пресс-служба Тобольско-Тюменской Епархии


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


увство, разум и ум


Разуму служат пять чувств, уму - одно. Чувство ума суть разум.
Разумен тот, кто подчинил чувства разуму. Умный человек столько же выше разумного, сколько разумный выше чувственного.
Умный человек - тот, у кого ум господствует над разумом, то есть, у кого ум воспринимает опыт разума, как сырье, которое он превращает в нечто совсем иное, в то, что даже не напоминает опыт разума; подобно тому как желудок, принимая пищу, перерабатывает ее в кровь, то есть в нечто совсем отличное от пищи.
Человек же, у которого разум владеет умом и опыт разума остается единственным - непереваренным - содержанием ума, становится безумным. Как можно говорить о больном желудке в случае несварения, так же можно говорить о больном уме и непереваренном - безжизненном - опыте. И как организм погибает от скоплении непереваренной пищи, так же и ум помрачается от огромного количества знаний и опыта, над которыми он теряет контроль и способность к их преобразованию.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.