Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

  • Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова на прославлении митрополита Иоанна Тобольского вечером 9 июня 1916 г. после всенощного бдения и крестного хода с мощами святителя
  • МОЛИТВЕННИК ДОБРЫЙ
  • КРОТКИЙ СТРАДАЛЕЦ ИЗ БОЯРСКОГО РОДА
  • ЛУЧИК ПРОБИЛСЯ (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ГИЛЕВСКИХ КОЛОКОЛОВ /По материалам журнала «Православный просветитель» №122/
  • «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов»
  • Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим»
  • Счастливая звездочка. Рождественский рассказ (маленький, детский, но с рисунками :)
  • Тобольскiя епархiальныя ведомости. № 12. 16-го iюня 1911 г. Отдел неоффицiальный
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  • НЕБЕСНЫЙ УКОР
  •  

    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика



    История

    дним из первых русских городов Сибирского Заполярья стала знаменитая «златокипящая» Мангазея, основанная в 1601 году на высоком правом берегу реки Таз, в 300 километрах от Тазовской губы Карского моря.

    Широкую известность Мангазея получила не только потому, что за свою короткую и стремительную историю, от расцвета и до заката, она стала красивейшим городом русского Севера, но и потому, что здесь, в Мангазее, воссияла звезда первого прославленного народом и Церковью сибирского святого – мученика Василия Мангазейского Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1602 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости – помощь недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

    О начале жизненного пути Василия известно немногое. Родился он в городе Ярославле примерно в 1583 году в семье небогатого торговца. Его отца звали Федор, был он человеком очень благочестивым и своего сына воспитал в том же духе. Еще в раннем возрасте отец отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, имя которого не сохранилось в истории. Отправляясь по торговым делам на далекий Север, купец взял с собой и Василия. Известно, что в Мангазею он прибыл в начале XVII века в составе второго похода служивых людей. Этой экспедицией руководили князь Василий Мосальский и боярин Савлук Пушкин. По прибытии в Мангазею молодой человек, отличавшийся от других приказчиков расторопностью и честностью, стал работать в одной из торговых лавок купца.

    Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Он не пропускал ни одного Богослужения. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.

    Как свидетельствует церковное предание, однажды во время празднования Пасхи, когда Василий молился на заутреней службе, воры разграбили лавку его хозяина. И несмотря на то, что хозяин несколько раз звал Василия, он остался в храме до конца Богослужения. Купец, видя, что приказчик не явился к нему по первому зову, заподозрил его в пособничестве ворам, обокравшим его. Скорый на расправу, он обвинил в краже Василия и представил его для разбирательства воеводе Савлуку Пушкину.

    В съезжей избе молодого человека подвергли пыткам и истязаниям, требуя сознаться в воровстве, но несчастному юноше не в чем было признаваться, и, чтобы добиться скорого признания, его вздернули на дыбу, заломив связанные руки назад и пригнув голову к спине, но мучимый молчал. В ожесточении купец ударил Василия в висок тяжелой связкой амбарных ключей. Страдалец сразу сник и смолк.

    Для предотвращения молвы и боясь наказания, тело несчастного положили в наскоро сколоченный гроб и зарыли без христианского погребения, близ съезжей избы, где совершалось истязание. Для пущей сохранности поверх места захоронения положили настил из досок, по которому шла дорога в съезжую избу. Но спустя десятилетия над этим местом стали совершаться знамения.

    Мангазейская земля сегодня

    В 1642 году наступило необычно теплое для северных широт лето. Грандиозный пожар уничтожил почти весь город. Это был не первый, но самый разрушительный пожар в Мангазее, после которого стены и башни города уже заново не отстраивались. Лишь вновь была сооружена из кедрового леса шатровая Троицкая церковь. От долгой летней жары и последствий продолжительного пожара вечная мерзлота, на которой стоял город, начала таять, почва пришла в движение. И однажды утром жители Мангазеи увидели необычное зрелище – гроб, переломив вымостку из досок, под которыми он был закопан, вышел на поверхность. Первым обнаружил гроб святого житель Мангазеи Степан Ширяев. Поначалу жители города не знали, кто почивает в явившейся гробнице. Но для ее сохранения от зверей сразу же был сделан земляной вал и ограждение.

    Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о том, что уже в первые годы после явления гробницы все обращавшиеся к Божиему угоднику получали благодатную помощь и исцеления. Матери молились ему о здоровье своих детей, путники – об избавлении от неминуемой гибели, от потопа. И получали просимое. Охотники обещали ему соболей в случае удачной охоты. Но чаще всего обращались к нему люди, страдавшие различными болезнями. Ожидавшие от святого благодатной помощи, так же, как и получившие эту помощь, шли по обету к мощам мученика и там служили панихиды, молебствовали и приносили посильные дары. В 1652 году стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

    В начале 1653 года мангазейскому охотнику Григорию Каротаеву через видение открылось и имя чудотворца. Однако, опасаясь, что ему как человеку бедному не поверят, Каротаев сразу не решился рассказать о своем видении. Свое имя праведный Василий открывал и другим благочестивым людям, например, приехавшему из Москвы дворовому человеку Иоанну. И все это только усиливало веру в покровительство и заступничество мученика за мангазейцев перед Богом. В августе 1659 года по благословению Тобольского Архиепископа Симеона в Мангазею для производства досмотра мощей прибыл диакон Богоявленской церкви города Тобольска Иоанн Семенов. Вместе с ним освидетельствование производили мангазейский священник Димитрий, воевода С.В. Ларионов и священник Крестовой церкви воеводы Лука Григорьев. Приготовившись к досмотру недельным постом, в назначенный день они произвели освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось по всей Сибири. Так, по воле Божией, он стал первым местночтимым сибирским святым.

    Карта древней земли Мангазеи

    С глубоким почитанием к святому Василию относились жители всего западносибирского Севера. На месте старой Мангазеи в часовне, где до 1670 года почивали мощи святого, во всякое время года можно было видеть звериные шкуры. «Это приношение бродящих вблизи юраков Тазовской орды и других инородцев, случайно заходящих в эту глушь, – писал путешественник Н. Костров. – Они свято чтут память Василия и, отправляясь на лов зверей или после удачной охоты, всегда приходят к часовне и оставляют в ней какую-нибудь шкуру. Русские жители ближайшего селения Тазовского считают святотатством взять оттуда что-нибудь. В часовне находится несколько образов».

    Обретение мощей святого Василия Мангазейского совпало с упадком экономического значения Мангазеи. Охотники-промысловики и купцы все дальше уходили на восток. Центр освоения северо-восточной Сибири переместился в город Туруханск. В первые годы этот городок называли Новая Мангазея. Расцвет Мангазеи был связан с использованием для торговли арктического мореплавания. Но в 1619 году морской путь в Мангазею был закрыт, якобы для предотвращения проникновения в Сибирь иностранцев. С резким уменьшением объема торговли и после опустошительных пожаров город пришел в запустение. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. Иеромонах Тихон в те годы был уже пожилым человеком, но без устали проделал большой путь от Мангазеи в Туруханск, когда переносил святые мощи праведного Василия. Причем, среди зимы, среди глубоких снегов везде он видел зеленеющую траву и благоуханные летние цветы. В пути происходило множество чудес, различные знаки указывали монаху дорогу, его олени летели без устали с большой скоростью, а незримая Божественная сила его кормила и согревала в пути. С тех пор история Туруханского монастыря неразрывно связана с именем Мангазейского чудотворца. Через два года после перенесения мощей святого Василия Мангазею покинули последние жители, и город прекратил свое существование.

    Канон святому еще в 1719 году составил Митрополит Филофей Лещинский, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия. По мнению большинства исследователей жития Василия Мангазейского, автором первой иконы с изображением святого Василия был иконописец Тобольского Архиерейского дома Лукьян Филиппов, написавший ее в 1687 году по обету, в благодарность за спасение во время метели, «расспросив в бытность в Туруханске о наружности чтимого там страдальца».

    На святых иконах праведный Василий обычно изображается таким, каким его видели благочестивые почитатели: «лицем млада, мала возрастом», «образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». На некоторых иконах святого Василия изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе – молящийся Василий, в одной рубашке и без обуви. В более ранних источниках встречается описание иконы, на которой представлено истязание его при купце и воеводе. К сожалению, в настоящее время иконы Мангазейского праведника являются большой редкостью. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в храмах Новгорода и Москвы.

    В 1703 году Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский), недавно вступивший на кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея Митрополит Антоний (Стаховский) распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. И лишь Божиим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру теперь уже в Новой Мангазее. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва, в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться, и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

    В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божиим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божиего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатилась и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

    Архиепископ Димитрий совершает молебен на земле древней
    Мангазеи

    Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. К сожалению, железная пята революции прошлась весьма жестоко, не взирая на удаленность от центра, по Туруханскому краю, в первую очередь, разрушив в нем храм и монастырь. Во время революции мощи из монастыря вместе со многими его святынями и реликвиями бесследно исчезли, а об их нахождении ходили самые противоречивые слухи.

    Однако в 1997 году останки вновь были обретены в монастыре. При раскопках (восстановлении) в храме нашли часть утвари и порубленную раку, церковное облачение, и, наконец, были найдены святые мощи, перемешанные с землей. В природе в это время стали происходить дивные явления. В небе над Енисеем возникло три радуги с необычайно ярким сиянием; облачное до этого небо очень быстро очистилось, и на востоке появилось удивительное, невиданное до сих пор, зарево. Так мощи святого Василия Мангазейского по воле Божией были обретены вновь, теперь уже в третий раз. С соблюдением всех канонов Православной Церкви они были поставлены в раке под сенями в главном храме, и к ним начали приходить паломники.

    По свидетельству паломников, от мощей происходит множество чудотворений. Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно почитают его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Коренные народы Енисейского и Обского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божиего и часто обращаются к нему с молитвой.

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
    ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2024 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    Печатные издания Тобольcко-Тюменской епархии
    Официальный сайт Московской Патриархии
    Каталог Православное Христианство.Ру
    Библиотека православного христианина "Благовещение"
    Православие.Ru
    ЦЕРКОВНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"

    Приходы

    азные блага

    Если, веруя в Бога, ты думаешь, что чувственные и природные блага - единственные блага, которые Господь ниспосылает человеку, ты неверно думаешь о Боге.
    Любые чувственные и природные удовольствия завершаются горечью. А Бог не охотник, сладкой приманкой увлекающий зверя в капкан.
    Чувственные и природные блага - дары из второй руки Божией. Божии дары из первой руки - дары духовные.
    Чувственные и природные блага Бог дает людям с единственным намерением - напомнить ими о высшем, сладчайшем и вечном благе; они предображение будущих благ. Безумен тот, кто этого не понимает, и несчастен тот, кто этого не усвоит.
    Чувственные и природные блага, так же как и вся необъятная вселенная, лишь зов Царя на пир. Счастлив тот, кто, не утешившись одним только зовом, поспешит отозваться Самому Царю. Благо тому, кто приглашение не примет за пир.
    Несчастен и вдвойне несчастен тот, кто удовлетворится приглашением и в суете и тщеславном безумии забудет о Царе.
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.