Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

  • Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова на прославлении митрополита Иоанна Тобольского вечером 9 июня 1916 г. после всенощного бдения и крестного хода с мощами святителя
  • МОЛИТВЕННИК ДОБРЫЙ
  • КРОТКИЙ СТРАДАЛЕЦ ИЗ БОЯРСКОГО РОДА
  • ЛУЧИК ПРОБИЛСЯ (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ГИЛЕВСКИХ КОЛОКОЛОВ /По материалам журнала «Православный просветитель» №122/
  • «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов»
  • Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим»
  • Счастливая звездочка. Рождественский рассказ (маленький, детский, но с рисунками :)
  • Тобольскiя епархiальныя ведомости. № 12. 16-го iюня 1911 г. Отдел неоффицiальный
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  • НЕБЕСНЫЙ УКОР
  •  

    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика



    Башни и стены Кремля

    аменные стены вокруг Софийского двора начали возводить сразу же по окончании строительства собора и колокольни. Стены высотой 4,3 метра и протяженностью 620 метров с девятью башнями (семь круглых и две квадратные) были построены за десять лет. Они опоясали Софийский двор по максимальному периметру, опасно приблизившись к бровке Троицкого мыса. Строили стены те же мастера, которые возводили Софийский собор. Работали двумя бригадами одновременно. Строительством северной и восточной стен руководил Г.С. Тютин. Южные и западные стены строил Г.Я. Шарыпин. Кремль строился по проекту С.У. Ремезова.

    Московский каменщик Герасим Яковлевич Шарыпин, попав под сокращение после ликвидации Приказа, содержащего подмастерьев и каменщиков, некоторое время промышлял подрядами на «каменное всякое строение», а потом заключил договор с Сибирским приказом на строительство в Тобольске. Работа на Софийском соборе прибавила ему опыта, поэтому колокольню (первую, несохранившуюся), прясла стен и башни он строил самостоятельно. После окончания подрядных работ на Софийском дворе Шарыпин возвращается в Москву, но в 1699 году заключает новый договор с Сибирским приказом и приезжает в Тобольск строить каменный город. Строительство двух важнейших сооружений кремля – Приказной палаты (на ее месте впоследствии построен дом наместника) и Гостиного двора – было начато под его руководством. В первой половине 1704 года Шарыпин неожиданно умирает. Его вдова с двумя детьми осталась жить в Тобольске, переселившись в нижний город. 

    Иначе сложилась судьба другого строителя каменного Тобольского кремля – Гаврилы Савельева Тютина, тоже потомственного каменщика, сооружавшего вместе с Шарыпиным не только Софийский двор, но и малый город. По сохранившимся сведениям, в 1720 году семидесятилетний Г. Тютин – «городовой каменный уставщик» – благополучно жил с сыном и внуком в собственном доме. Неподалеку от него, тоже в нижнем городе, жил его старший сын Иван со своей семьей.

    Один из самых выдающихся деятелей науки и культуры Сибири Семен Ульянович Ремезов родился в 1642 году в семье стрелецкого сотника Ульяна Ремезова. В 1668 году начал государственную службу казаком в Ишимском острожке. В 1682 году за усердие в службе Ремезов награжден званием «сына боярского» и переведен в Тобольск.

    В 1697 году Ремезов получил задание составить проект и смету каменного кремля. Одна из наиболее сложных задач, стоявших перед ним, заключалась в том, чтобы объединить разнообразные строения, находящиеся на Троицком мысу, в единую архитектурно-градостроительную и военно-оборонительную систему. В мае 1700 года началось строительство первого кремлевского здания – Приказной палаты. Позднее был выстроен Гостиный двор и Рентерея. Кроме заслуг перед потомками в области архитектуры С.У. Ремезов является также автором так называемой «Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи», «Чертежной книги Сибири» и ряда других книг.

    …К началу 1960-х годов вся линия крепостных стен Тобольского кремля практически отсутствовала. Семь башен разрушились по разным причинам, стены в XIX веке были постепенно разобраны и заменены деревянным штакетником на кирпичных столбиках. Мирная провинциальная оградка с тремя декоративными башенками (одна круглая, две четырехугольные) изменила лицо Софийского двора. Исчез героический образ древнего ансамбля, и вернуть этот образ можно было, только восстановив формы XVII века. Поэтому автор первого проекта реставрации кремля Ф.Г. Дубровин, отбросив сомнения по поводу правомерности новодела, обосновал необходимость восстановления древних форм крепостных стен и башен.

    ЗАПАДНЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ СТЕНЫ

    Круглая Павлинская башня, расположенная с западной стороны кремля, – одна из двух дошедших до нас башен XVII века, почти сохранивших свой первоначальный облик. Строил ее Герасим Шарыпин. Это была рядовая (не наугольная) башня, а потому небольшая, но приспособленная к ведению верхнего боя через круглые отверстия-стрельницы. Узкие арочные окна надежно защищены коваными фигурными решетками. Невысокий шатер был увенчан изображением какой-то неведомой птицы. Видимо, эта фигурка и породила миф о том, что название башни связано с экзотическим павлином. Есть также версия, что башня, возможно, названа в честь Тобольского Митрополита Павла, организовавшего строительство каменного кафедрального собора, каменных стен и башен Софийского двора. Опытный строитель (прежде он ведал строительными делами при московском Патриархе), Павел, видимо, неслучайно был назначен в Тобольск. Одна из башен кремля (может быть, освященная им при закладке) и увековечила своим названием память митрополита-строителя, пополнив, таким образом, очень ценный ряд «персонифицированных» историей памятников. 

    Первое прясло стен, начатое Шарыпиным от южного фасада Софийского собора, не сохранилось. Оно было разобрано в 1760-х годах вместе со Святыми воротами и соборной колокольней из-за опасности их обрушения. Второе прясло, с юга примыкавшее к Павлинской башне, также не сохранилось. Вместо него в XIX веке возникла невысокая каменная ограда. В 1720-х годах с запада к Павлинской башне была пристроена зубчатая боевая стена, в отреставрированном виде дошедшая до наших дней. 

    Юго-западный угол стен был закреплен Шарыпиным круглой Грановитой башней высотой около 17 метров. Из-за близости к бровке башня скоро сползла и была восстановлена вновь северо-восточнее прежнего места. В 1750 году в связи со строительством на бровке мыса нового Архиерейского дома башню разобрали. В 1755 на месте бывшей наугольной башни соорудили прямоугольную небольшую башню. В 1840 году при Епископе Владимире это сооружение обновили.

    ЮЖНЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ СТЕНЫ

    Прямо от угловой башенки зубчатые крепостные стены, дважды изогнувшись по длине, подводят к Южной круглой башне. Эта башня выглядит внушительнее Павлинской, ибо сохранила свою верхнюю часть с узкими окнами-бойницами и кирпичным шатром. Внушительны общая высота башни (17 метров) и толщина стен (более метра). Хорошо сохранилось сводчатое перекрытие между первым и вторым ярусами.

    Архитектура южной башни проста и нарядна одновременно. Валиковые пояски, обрамления круглых стрельниц, фронтонные («домиком») наличники арочных окон – все это ненавязчиво, мягко украшает круглое белое тело башни. Соразмерный ей венчающий шатер обеспечивает башне архитектурную завершенность. 

    Но башня красива не сама по себе, а только с примыкающими к ней крепостными стенами. При перестройке в камне эти стены были возведены толщиной всего в полтора кирпича. Такая малая толщина объясняется тем, что здесь в Сибири каменное крепостное зодчество скорее служило символическому утверждению русского православия на вновь освоенной территории, ибо серьезного военного нападения ждать было неоткуда, а от пожаров и «татей» вполне защищали стены небольшой толщины. Для целей обороны с внутренней стороны стен шел обход шириной около метра, устроенный на каменной аркаде, а завершались стены боевыми зубцами типа «ласточкин хвост». Нарядность и лиричность крепостных сооружений – отличительная черта Тобольского кремля.

    ВОСТОЧНЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ СТЕНЫ

    Половину восточной стены кремля занимает фасад Архиерейских конюшен – длинного, лишенного декора здания, построенного в конце XVIII века на месте разобранных крепостных стен Г. Тютина. Севернее конюшен – недавно восстановленная Восточная квадратная башня. Ей предшествовала башня, построенная каменщиками Тютина. Но позже, когда реальной стала угроза сползания башни в обрыв, она была отодвинута на запад и перестроена в больших габаритах таким образом, что крепостная стена стала составной частью фасада башни.

    В 1787 году немного севернее к восточной стене было пристроено двухэтажное здание, называемое сейчас «монашеский корпус». Оба этажа корпуса имеют трехчастную систему планировки с центральными сенями и комнатами по обе стороны от них. 

    Заканчивается восточная стена круглой Орловской башней, восстановленной в начале 1970-х годов. По своей архитектуре башня идентична южной круглой башне кремля.

    СЕВЕРНЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ СТЕНЫ

    Северная стена кремля в том виде, в каком ее построили изначально, не сохранилась. В западной своей части она когда-то завершалась квадратной башней, а почти по центру ее располагались проездная башня с консисторией и церковью над ней. В 1748 году в башне разместили семинарию, проход через нее закрыли, а рядом устроили в стене новые ворота, названные Святыми, взамен разобранных Святых ворот западной стены ансамбля. 

    Одновременно в восточном конце стены построили одноэтажное трехкамерное здание просфорной, сохранившееся до наших дней. В XIX веке остатки старых стен и ворота разобрали, на их месте возвели цейхгауз (арсенал), который в конце века тоже был разобран. Тогда же поставили новую стену от Святых ворот до Гостиного двора. В начале XX века в эту стену встроили двухэтажное здание епархиальной гостиницы. Такова сложная переменчивая судьба северной стены Тобольского кремля. 

    Последний западный участок стены – от Гостиного двора до Софийского собора – тоже не сохранился в первозданном виде. В XIX веке на месте разрушившихся были построены новые стены с воротами. Примечательно, что эти небольшие скромные ворота не проигрывают рядом с огромным собором – настолько точно архитектурный масштаб ворот соответствует древним постройкам кремлевского ансамбля.

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
    ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2024 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77




    рех непослушания

    Грех непослушания Богу настолько тяжел, что Адам в одиночку не смог бы понести его последствий и не погибнуть под его тяжестью. Страшный дух непослушания хорошо знал это и потому толкнул первого человека на грех, неминуемо ведущий к вечной смерти. Но мудрый Творец знал больше духа непослушания. Он решил умножить род человеческий, чтобы люди могли разделить тяжесть совершенного греха; вечную смерть Он заменил смертью временной, а уничижение - существованием в мире света и тьмы.
    Первый человек был подобен большому чистому зеркалу, в котором отражался один лишь Бог. И демон непослушания стремился отразиться в нем, но не мог. Тогда он решил залить это зеркало своими густыми черными чернилами, но в этот момент зеркало разбилось, и работы демону прибавилось, потому что с умножением человеческого рода зеркало продолжало делиться на все более мелкие кусочки, и демон метался между ними, изнемогая все больше и больше. И сегодня зеркало продолжается дробиться на миллиарды частей, и каждую частицу демон преследует со своими адскими чернилами. Но зеркало будет дробиться до тех пор, пока не закончится трагедия этого мира, до тех пор, пока непослушание не потерпит окончательного поражения; тогда оно восстановится в своем первозданном сиянии.
    Однажды, когда демон праздновал победу, думая, что зеркало стерто в пыль и работа его закончена, Бог снова явил миру зеркало в его целости и совершенстве - в лике Сына Своего Иисуса Христа. Эта неожиданность повергла демона в отчаяние и побудила к последнему злобному нападению. Но дни его сочтены, и конец приближается. Это уже не похоже на философию, не правда ли? Это сама жизнь, и этого достаточно.
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.