Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  


  • ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ НА МИССИОНЕРСКО-КАТЕХИЗАТОРСКИЕ КУРСЫ ПРИ ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
  • Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»
  • Программа мероприятий Тобольской митрополии, посвященных 100-летней годовщине событий 1917-1918 годов
  • ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ на 2017 год



  • ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

       


    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика

    Город Ишим,
    Богоявленский собор
    Новости

    марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья.

    Возведение величественного сооружения (высота 36 метров) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, а строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

    К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви.

    К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, а верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по «ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост.

    Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перене- сти старый, из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления (Крещения Господня) в нижнем этаже освятил тот же иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года.

    Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались и в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А 1814 год можно считать временем окончания общего строительства собора - тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня.

    Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром духовной жизни Приишимья. Именно в этот храм ходила юная Прасковья Луполова, всемирно известная Прасковья Сибирячка, девушка, которая в 1803 году пешком отправилась из Ишима в Санкт-Петербург просить у царя помилования для сосланного отца. Здесь же в 1815 году священником Иоанном Симоновым был крещен, родившийся в деревне Безруковой, сын Черемшанского частного комиссара Павла Алексеевича Ершова, с наречением имени Петр (во имя святого Петра Столпника), будущий автор «Конька-Горбунка». У стен храма, на старинной Соборной площади, шумели знаменитые на всю Сибирь зимние Никольские ярмарки, составлявшие экономическую основу благосостояния города.

    Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась из села Борового в город Ишим, где 21 мая вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с той же торжественной процессией обратно. Настоятели храма в 1873-1916 годах: Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий, Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.

    В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. Но это не спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В соборе устроили зерносклад. С проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой он был передан руководством зерносклада в начале 1960-х годов организации «Горводоканал». С одной стороны, это сказалось положительно – в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора.

    В 1987 году на волне подъема исторического самосознания, инициативная группа преподавателей пединститута ставит вопрос о необходимости реставрации замечательного памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами, общественность города участвует в демонтаже оборудования и расчистке завалов строительного мусора.

    В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий, к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма. Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован весь первый этаж и освящен главный Богоявленский престол. 24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным. В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской

    Православной Церкви Заграницей, Епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.

    В служении Епископу Евтихию с октября 2008 года помогает клирик Тобольско-Тюменской епархии иерей Михаил Медведев. 14 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, который совершил совместно с Епископом Евтихием Божественную литургию. 14 июня 2009 г. в храме побывали участники детской епархиальной экспедиции «Славянский ход».

    Адрес:

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2017 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    Банковские реквизиты:



    Поиск в православном
    интернете:
    ИСКОМОЕ.ru


    Для быстрого перехода


    обродетель

    Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель - любовь - рождает совершенное самоотречение. Жертвенность вырастает в самоотречение, самоотречение прорастает в Жизнь Вечную. Через длительное мы познаем краткое, через краткое - длительное. Через долгие годы труда, досады и себялюбия мы познаем временность, через краткие мгновения добродетели - неизмеримую вечность.                                                                                                                                                                                                                        


    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.