Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  


  • Программа мероприятий Тобольской митрополии, посвященных 100-летней годовщине событий 1917-1918 годов
  • ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ на 2017 год



  • ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

       


    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика

    Храм во имя великомученицы Екатерины,
    село Шаблыкино

    утешествовавший по Сибири в 1891 году цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) не только познакомился с неисчислимыми богатствами края, но и убедился в возможности его активного освоения за счет переселения людей из бедноземельной европейской России. Для этого он участвовал в закладке Транссибирской стальной магистрали во Владивостоке.

    Однако не только экономические проблемы волновали цесаревича. Как глубоко и искренне верующий человек, он видел необходимость духовного окормления переселенцев, не имевших средств на храмы и школы: «Вопрос о постройке церквей в Сибири, в особенности в новых поселках, очень близок моему сердцу». Поэтому в апреле 1894 года Николай объявил по всей стране сбор пожертвований. Первый взнос в новообразованный Фонд имени императора Александра III внес известный на всю Россию пастырь, о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Немалые средства ежегодно вносил и сам Николай II, примеру которого следовали многие состоятельные люди.

    Взнос одного из них – И.С. Никитина - в размере 3000 рублей послужил для возведения храма в селе Шаблыкинском Ишимского уезда, основанном переселенцами из Орловской губернии. В одном из центральных архивов сохранилась переписка по этому вопросу управляющего делами комитета Сибирской железной дороги А.Н. Куломзина с чиновником по крестьянским делам 4-го участка Ишимского округа Н.И. Палопеженцева. Из нее следует, что Анатолий Николаевич лично просил в апреле 1897 года тобольского губернатора «выхлопотать храмозданную грамоту, равно ускорить утверждение плана предположенной церкви».

    Незамедлительно Третье отделение Тобольского губернского управления возбудило ходатайство перед Строительным отделением о составлении проекта и сметы на деревянную (на каменном фундаменте) церковь «во имя великомученицы Екатерины в память столетия со дня смерти императрицы Екатерины» на 500 человек. (Позднее выяснилось, что жертвователь желал посвятить храм св. Симеону Богоприимцу; его именем шаблыкинская церковь и называлась в документах Фонда). Через два месяца губернский инженер Ф. Маркелов представил проект в «русском стиле», составленный на основе одного из образцовых «планов и фасадов». 1 июля он получил благословение епископа Григория, однако для его реализации встретилось неожиданное затруднение. Оказалось дешевле построить… каменный храм: «ввиду полнейшего отсутствия строевого леса и удаленности лесных казенных дач».

    Между тем летний сезон близился к концу, и младшему архитектору Строительного отделения Ламакину было предписано срочно составить проект каменного храма. Тот, будучи ограничен во времени, также взял за основу типовой проект церкви, но уже на 360 человек. Сравнение облика построенного здания и образцового проекта показывает их близость, за исключением некоторых деталей. Отличие прежде всего в том, что изначальный проект пятикупольного белокаменного храма в духе Константина Тона (архитектора московского храма Христа Спасителя и разработчика русско-византийского стиля в церковном зодчестве) был реализован в «экономном» краснокирпичном варианте, отчего величественный храм приобрел могуче-крепостной облик. В тот же день, 20 октября 1897 года, когда Ламакин сдал в Строительное отделение готовый проект, было освящено место под храм.

    Возведение стен храма началось в 1898 году. Жители поселка сами производили все работы, «не требующие специальных знаний». Кирпич начали изготавливать непосредственно в Шаблыкино, однако глина для первых партий оказалась, по словам исполняющего обязанности губернского архитектора А. Даугеля, «дурного качества». Удовлетворительной он признал только пробу, найденную «за речкой на Новиковском участке», с условием добавления в нее песку. Видимо, не зря приезжал архитектор из Тобольска: стены храма и сейчас поражают прочностью и «звонкостью» кирпичей.

    Завершал постройку храма уже другой крестьянский начальник – Е.В. Циммерман. Вокруг церкви по периметру ограды высадили тополя. Еще, по рассказам старожилов, шаблыкинцы писали просьбу царю о помощи в обустройстве храма, и просьба их была исполнена. Действительно, документально известно, что император приобрел на свои средства для Фонда 61 комплект серебряной церковной утвари, 47 полных облачений и 122 звона (набора) колоколов.

    Как отмечал в очерке, посвященном 10-летию Фонда, его распорядитель А.Н. Куломзин, «общим правилом было при каждой церкви устраивать и школу». Поэтому в мае 1900 года Тобольское Строительное отделение подготовило проект деревянных зданий церковно-приходской школы и дома для священника – также на средства Фонда имени Александра III. Более того, средства на постройку школы пожертвовал сам о. Иоанн Кронштадтский, имя которого благодарные жители присвоили школе. Они же выстроили на свои средства дом для псаломщика (церковнослужителя). В школе в 1913 году обучалось 80 мальчиков и 10 девочек.

    Строительство храма окончилось в 1904 году и обошлось Фонду в 18 тыс. 300 рублей (впоследствии прихожане выстроили еще и деревянную колокольню перед входом в церковь). Освятили его 20 декабря того же года. Удивительное совпадение: 20 декабря 1908 года (по новому стилю – 2 января 1909-го) скончался о. Иоанн Кронштадтский, за множество чудотворений прославленный ныне Русской Церковью в лике святых праведников.

    По штату Шаблыкинскому храму полагалось иметь только священника и псаломщика – руководителя певчих на клиросе. Им же от казны назначили жалованье: соответственно 600 и 200 рублей. Это было хорошей поддержкой. Ведь приход состоял из полутора тысяч переселенцев-жителей села Шаблыкинского. Кроме того, к храму и школе приписали 120 десятин лесной и пахотной земли; сенокосной же не было по причине ее недостаточности. Прихожане «к содержанию храма и ремонту причтовых домов» относились, как сообщал в 1914 году в справочной книге И. Голошубин, вполне удовлетворительно. Там же можно узнать, что «пасхальное хождение со святыми иконами бывает по всем домам прихода», а «крестных ходов по полям и «съезжих» праздников в селе не бывает». (Давняя сибирская традиция: в престольный праздник жители села принимали съезжавшихся с округи гостей; зачастую такая встреча превращалась в многодневный пьяный загул, вопреки увещеваниям духовенства.)

    17 ноября 1915 года Свято-Екатерининскую церковь посетил Преосвященный Сильвестр, Епископ Омский и Павлодарский (часть храмов Ишимского уезда тогда относилась к Омской епархии, а не к Тобольской). Его приезд стал большим событием для селян. Как сообщал в «Омских епархиальных ведомостях» настоятель шаблыкинского храма о. Феодор Аделфин, «долго не забудется этот день нашими крестьянами, а особенно детьми школьниками, по впечатлению, какое произвел на всех Владыка». В переполненном храме епископ Сильвестр произнёс проповедь, в которой «ободрял, утешал паству не горевать особенно о взятых на войну» (с Германией), потому что «все мы перейдем из этой временной жизни…, нужно радоваться, что ваши родные умерли, отстаивая грудью свою Родину от коварного врага и прияли венцы нетления». Во время целования креста хор школьников исполнил церковные песнопения; после Владыка ласково задавал ученикам вопросы из Закона Божия. Затем он обратился снова к селянам «и продолжал беседу о воспитании детей…, об ответственности родителей пред Богом за невыполнение родительских обязанностей…»; народ же «с неослабевающим вниманием слушал Владыку».

    По окончании службы Преосвященный посетил церковно-приходскую школу, где был порадован «простором, светом и чистотою» классной комнаты; побеседовал с учительницей; затем, сопровождаемый народом, отправился на квартиру священника. В четвертом часу Владыка, благословив шаблыкинцев, отправился в дальнейший путь. Пять лет его служения на Омской кафедре закончились смертью в ноябре 1920 года от рук большевиков. Ныне священномученик Сильвестр канонизирован в лике святых.

    Печальная участь постигла в советскую эпоху и шаблыкинский храм. Известно, что в 1930 году здесь был священником Матвей Павлович Бессонов. А в 1937 году на Пасху, как вспоминают старожилы, состоялось последнее Богослужение. Затем в церкви, по примеру других колхозов, устроили зерносклад, где хранили семена. Разобрали колокольню, крытое кирпичное крыльцо у главного входа. Но в целом селяне сохранили храм. Так, на всех куполах, кроме главного, остались кресты, уцелел пол из крепких деревянных плах, и даже сохранились клиросы и остов иконостаса, чего не осталось ни в одной из закрытых сельских церквей. Кроме того, почти все иконы разобрали по домам, не отдав их на поругание. Прятали в самых укромных местах, спасая от слишком ретивых комсомольцев. Шаблыкинцы словно ждали, когда наступит время их возвращения. А пока – верующие тайно собирались на дому у бывших церковных певчих Евлампии и Полины и совместно молились.

    Время возвращения наступило в конце 1980-х. Почувствовав ветер перемен, жители сел Шаблыкино и Сажино выступили с инициативой открытия храма. Сами занялись уборкой здания и прилегающей территории от мусора. А за восстановление церкви взялся ишимский священник игумен Евтихий. 6 июня 1989 года прошло первое учредительное собрание прихожан; в том же году начались службы. Старостой и главным инициатором начинаний была Мария Ивановна Потапова. Официальное разрешение от властей получили в 1990 году.

    В первую очередь требовалось заменить никогда не менявшуюся, протекавшую крышу. Тогда же вернулся крест на центральную главу. Затем взялись за внутренний ремонт. Вставляли стекла в рамы, штукатурили, красили… В иконостас вернулись образа; художник Игорь Шевченко начал роспись стен храма в традиционном «рублевском» духе. В оконном проеме над западным входом появились колокола.

    Шаблыкинская церковь была первым официально зарегистрированным в России приходом Русской Православной Церкви Заграницей. С момента подписания в 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ приход находится под окормлением Преосвященного Евтихия, Епископа Домодедовского. Настоятель – иеромонах Тихон (Зайцев).

    Адрес:

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2017 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    Банковские реквизиты:



    Поиск в православном
    интернете:
    ИСКОМОЕ.ru


    Для быстрого перехода


    трах греха

    Чем духовнее человек, тем больше страшит его грех. Так же, как лунатика, очнувшегося над пропастью, охватывает ужас перед ней.
    В самом деле, грешники - моральные лунатики.
    Горе лунатику, очнувшемуся слишком поздно, когда ноги его уже скользят по краю глубокой пропасти. Ибо его пробуждение лишь засвидетельствует его падение в пропасть.
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.