Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

  • Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова на прославлении митрополита Иоанна Тобольского вечером 9 июня 1916 г. после всенощного бдения и крестного хода с мощами святителя
  • МОЛИТВЕННИК ДОБРЫЙ
  • КРОТКИЙ СТРАДАЛЕЦ ИЗ БОЯРСКОГО РОДА
  • ЛУЧИК ПРОБИЛСЯ (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ГИЛЕВСКИХ КОЛОКОЛОВ /По материалам журнала «Православный просветитель» №122/
  • «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов»
  • Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим»
  • Счастливая звездочка. Рождественский рассказ (маленький, детский, но с рисунками :)
  • Тобольскiя епархiальныя ведомости. № 12. 16-го iюня 1911 г. Отдел неоффицiальный
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  • НЕБЕСНЫЙ УКОР
  •  

    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика



    История Семинарии Новости

    2003 году от Рождества Христова исполнилось 300 лет с начала духовного просвещения Сибири и 260 лет со дня основания старейшего за Уралом учебного заведения – Тобольской Духовной Семинарии.

    Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к русскому государству. Становлению Российской державности способствовало продвижение и утверждение Православия среди сибирских народов. Правительство царя Михаила Федоровича и его отца, патриарха Филарета, понимая значимость распространения Православия среди коренных народов и исправления нравов первых русских поселенцев, учредило Сибирскую епархию, а кафедральным городом был избран Тобольск. Границы епархии тогда простирались от Урала до берегов Тихого океана.

    С возрастанием значимости Тобольской кафедры Сибирская епархия в 1668 году была преобразована в митрополию. Тобольск с давних пор по праву считается духовным центром Сибири. Это почетное звание бывшая столица сибирского края – ныне скромный провинциальный городок – заслужила благодаря подвижнической деятельности архипастырей-миссионеров во славу Божию и на пользу Отечества. Именно они положили начало Тобольской семинарии – первой духовной школе в Сибири.

    Предшественницей семинарии была тобольская архиерейская славяно-русская школа. Ее основание связано с именем выдающегося просветителя Сибири митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского). Святитель Филофей, малоросс по происхождению, был крупнейшей фигурой русского Православия в Сибири. Образованнейший человек своего времени, он все силы прилагал для развития и распространения христианства и духовного просвещения народа Божия. Начало духовному образованию в нашем крае было положено царским указом от 9 января 1701 года. Царем Петром I повелевалось: «...Для утверждения и расширения словес Божиих в граде Тобольске приказному человеку Тобольского Софийского дома из дворян Андрею Городецкому на Софийском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковниковых детей, робяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочиим на славянском языке книгам; и катихизис православной веры могли бы совершенно знать, и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского...»

    Прибыв на Тобольскую кафедру в 1702 году, митрополит Филофей встретил, по его словам, «...великое нестроение, какое нелеть и писанию предати». Для духовного устроения обширнейшей епархии Преосвященный Филофей, исполняя волю царя, в 1702 или 1703 году открыл первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей. Расположилась она в Тобольске при архиерейском доме на Софийском дворе.

    В школе обучали чтению, письму, пению по нотам, славяно-русской грамматике и катехизису. Преподавание латинского языка было введено много позже. Ученики архиерейской школы участвовали в разыгрывавшихся на Софийском дворе для жителей города театральных постановках по духовным пьесам митрополита Филофея и других церковных авторов. Эти представления были своеобразным прообразом будущего Тобольского профессионального театра.

    Благое дело по развитию первоначальной школы продолжил святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (1711-1715), проявлявший большую заботу о воспитанниках. История сохранила имена некоторых преподавателей и наставников первой духовной школы – Михаила Лукашевича, Тихона Карпова, Петра Кирьякова, Ивана Якимовича... Численность учащихся в разные годы была неодинаковой, порой достигая девяноста человек, что по тем временам было немало.

    К 1742 году, ввиду многочисленных бытовых и материальных трудностей и отсутствия средств на содержание, Тобольская архиерейская школа была закрыта. Но уже в 1743 году она возрождается. Честь нового открытия школы и одновременно преобразования ее в семинарию принадлежит бывшему настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, Сибирскому митрополиту Антонию II (Нарожницкому) (1742-1748), пребывавшему до конца своих дней на Тобольской кафедре и обретшему упокоение в крипте Софийско-Успенского собора. Своими неустанными заботами о духовном образовании юношества и строительством каменных храмов Сибири этот иерарх оставил по себе благодарную память. За короткое время владыка сумел возродить затухающий очаг сибирского просвещения и поставить его на твердую основу. Со дня своего прибытия в 1743 году он деятельно занялся делами устройства семинарии, потребовав, чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет были представлены во вновь открываемую Тобольскую семинарию. Преосвященный Антоний ревностно относился к нуждам создаваемого им детища: на Софийском дворе он выстроил для нее новое здание, позаботился о присылке учителей из Киева. При нем значительно обогатилась семинарская библиотека.

    Особое внимание дальнейшему развитию семинарии уделяли митрополиты Сильвестр (Гловатский) (1749-1755) и св. Павел (Конюскевич) (1758-1768), следившие за успехами учеников и преподаванием предметов.

    Значительный след в истории семинарии оставил архиепископ Варлаам (Петров) (1768-1802). Он был очень сердечен и ласков в обращении с учащимися, привлекал студентов к проповедничеству, желал, чтобы приходское духовенство пополняло свое образование.

    Первоначально в Тобольской семинарии были открыты только низшие классы – фары и инфимы, грамматики и синтаксиса, затем класс пиитики, а в 1748 году – класс риторики. Позднее открылись классы философский и богословский, и с 1764 года Тобольская Духовная семинария имела полный набор классов. При Екатерине II она была в числе восьми из двадцати шести российских семинарий, где преподавался полный восьмиклассный курс.

    В семинарии были и экстраординарные классы. Это исторический, географический, греческий, класс высшего красноречия, математический, немецкий, французский, медицинский, татарский и рисовальный. Наличие последних было вызвано нехваткой иконописцев в крае и значительным количеством иноверцев.

    Обучение в Тобольской семинарии, как и в других семинариях, велось на латинском языке. Для воспитанников были установлены четкий распорядок дня и строгие правила поведения: «Ученики, вставая поутру в пять часов и ложась в десять, должны собираться все в один покой для молитвы.... После утренней молитвы, одевшись благопристойно, идут в свой класс... В классе наблюдают скромность и тишину, так, чтобы все внимание устремлено было на правила, преподаваемые учителем... При столе должны сидеть на своих местах без всякого шуму и выслушав молитву, кушать предложенное им, слушая между тем читаемое с кафедры, и выходить из столовой не прежде, как по прочтении благодарственной молитвы... Отнюдь не отлучаться из семинарии без позволения своего инспектора... Быв за оградою у своих родственников или знакомых, и вообще в обращении с людьми посторонними, должны наблюдать особливую вежливость, скромность и благопристойность в словах и поступках... Книги семинарские и свои, как многоценное добро, также всякое одеяние и обувь всеми мерами беречь... В вечеру, по окончании классов и после отдохновения, должны заниматься уроками и всем тем, что велено выполнить к следующему классу, после того читать посторонние книги, рекомендованные учителем и полезные для ума и сердца... Спать должны не более семи часов в сутки ...»

    Семинария являлась центром всего духовного образования в епархии. В Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, селе Самарово открылись латинские и славяно-русские школы как подготовительные для поступления в семинарию. Семинария играла заметную роль и в развитии светского образования в Сибири. Именно ее выпускники составили костяк преподавательских кадров большинства открываемых учебных заведений. Одним словом, выпускник семинарии нес не только знание церковных дисциплин, но и был просветителем сибирского населения в самом широком понятии. Вопросы распространения Православия и миссионерской деятельности за Уралом всегда стояли на первом месте. Продолжая дело митрополита Филофея, выпускники семинарии достигали самых отдаленных уголков страны. Слово Божие звучало в ненецких чумах на побережье Ледовитого океана, в горах Алтая и Саян, на просторах Восточной Сибири, достигая берегов Тихого океана и Аляски. Постепенно открывались новые епархии. После Тобольской епархии, открытой в 1620 году, были открыты Иркутско-Нерчинская, Томско-Енисейская, Камчатская, Якутская и другие епархии.

    Число воспитанников семинарии постоянно росло. Это объяснялось тем, что сюда съезжались дети священно- и церковнослужителей Тобольской, Томской, Енисейской и Оренбургской епархий. Если в 1765 году в семинарии обучалось 200 человек, то в 1791 году уже насчитывалось 285 семинаристов. В 1770 году, вследствие увеличения количества учащихся, семинарию перевели с архиерейского двора в Знаменский монастырь в подгорной части Тобольска. Это был второй после Софийского двора комплекс церковных построек в городе. Впоследствии, однако, тобольские Преосвященные неоднократно поднимали вопрос о строительстве дополнительных помещений в обители или даже в нагорной части города и переводе семинарии туда. Тем не менее, семинарию было решено оставить при монастыре, так как совместное существование учебного заведения и обители было во многом полезно как в материальном, так и в духовном плане.

    К сложным бытовым условиям прибавлялось тяжелое материальное положение педагогов и учащихся. Продолжительное время семинария содержалась только на местные средства архиерейского дома, а с 1765 года ей было назначено Синодом содержание в 490 рублей 16 копеек в год. Средств этих для нормального существования не хватало. 12 декабря 1776 года ректор семинарии архимандрит Илия доносил архиепископу Варлааму, что «выданное из Тобольской губернской канцелярии жалование на содержание учеников все до конца издержано и до нового года учеников содержать не на что». В начале девятнадцатого века суммы, отпускаемые на содержание семинарии, несколько увеличились, однако, по тем временам, и этих средств не хватало из-за того, что многие ученики по причине удаленности и бедности родителей содержались на семинарский кошт и снабжались как платьем, книгами, бумагою, так и пищей. Приходилось изыскивать различные источники доходов на месте. Епархиальное начальство нашло такой источник в зачислении за воспитанниками священно- и церковнослужительских мест при храмах (за многими семинаристами закреплялись места в уездных городах и селах), откуда им высылалась доля причитавшихся им церковных доходов. Некоторые семинаристы старших классов служили в приходских храмах города Тобольска священниками, дьяконами, причетниками. Однако, несмотря на то, что часть учащихся была пристроена, общее положение с их содержанием было тяжелым. У основной массы учеников постоянно отмечалась скудость пищи, ограничивавшейся одним блюдом (щи - в скоромные дни, уха - в постные), и нехватка одежды и обуви, изнашивавшихся до последней степени. Ученическое платье семинаристов было под стать их материальному положению. На зиму выдавался зипун и шуба. Для занятий были сшиты кафтаны, в которых воспитанники ходили в церковь. Вследствие реформы 1818 года Тобольская Духовная Семинария поступила под надзор Московской Духовной Академии и была разделена на три учебных заведения: собственно семинарию, уездное и приходское училища. Учебный курс был распределен следующим образом: два года отводилось для изучения словесности, риторики и всеобщей истории; два года - для философских наук с присоединением математики и физики; два года для богословских наук с присоединением церковной истории. Изучались греческий, немецкий, французский и еврейский языки. С 1826 года было введено изучение татарского языка. Преподавание главных предметов, как и ранее, велось на латинском языке и по прежним программам. В соответствии с новым Уставом преподаватели семинарии должны были иметь академическое образование.

    О высоком уровне преподавания в Тобольской семинарии с похвалой отзывался генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский.

    Немало сил обустройству Тобольской семинарии отдал Преосвященный Афанасий (Протопопов) (1832-1842). При нем улучшилось материальное положение семинарии. Его трудами была значительно пополнена библиотека, особое внимание уделялось организации учебного процесса и здоровью учащихся, для которых тогда же ввели новую единую форму – вместо прежних халатов были пошиты форменные сюртуки, а для зимы теплые шинели, что по тем временам считалось роскошью.

    В 1840 году была проведена вторая реформа духовных учебных заведений. Она коснулась главным образом учебной части и заключалась в увеличении практических и богословских предметов, при одновременном уменьшении философских дисциплин, что было вызвано изменениями жизни, и, по замыслу авторов реформы, семинарии должны были готовить будущих пастырей, прежде всего сельских священников, после окончания ими учебного заведения к более деятельному служению. Преподавание стало осуществляться на русском языке. Были введены предметы: естественная история, основы медицины, педагогика и сельское хозяйство. С 1842 года, после открытия Казанской Духовной Академии, Тобольская семинария перешла в ведение этой Академии.

    В пореформенный период роль Тобольской семинарии, как центра образования всей епархии, еще более возрастает. При ней действовали духовные училища – уездное и приходское (с 1818 года), открываются Тобольское епархиальное женское училище (1866), Воскресная школа для мальчиков с восьми лет (1866) с обучением по программе народных училищ, Ишимское епархиальное училище (1871), Тобольское окружное духовное училище (1882), с 1885 года при семинарии начала действовать Образцовая Кирилло-Мефодиевская школа с пансионом для детей остяков. Кроме того, на приходах действовали приходские училища и церковноприходские школы. Из числа семинаристов готовились преподаватели для малых народных училищ Тобольского, Пермского и Колывановского наместничеств. Для жителей города Тобольска воспитанниками семинарии регулярно проводились вечера и религиозно-нравственные чтения.

    Во всю свою историю семинария играла заметную роль в просвещении многочисленных народов Севера. В XIX - начале XX века в Тобольске на национальные языки были переведены многие священные и богослужебные тексты, издавались пособия по изучению языков, составлялись словари. Весь девятнадцатый век Тобольская Духовная Семинария, несмотря на тесноту и трудности, продолжала благородное дело подготовки духовенства для сибирских епархий.

    В XIX столетии преподавательский состав Тобольской семинарии был исключительно подготовленным. Среди замечательных преподавателей должны быть названы имена магистров богословия И.А.Орнатова, И.Ф.Ловягина, протоиерея Александра Архангельского, кандидатов богословия Г.А.Чумаевского, выпускника семинарии и впоследствии ее инспектора И.П.Ксенофонтова, автора ряда церковно-исторических исследований П.Е.Самуилова, преподавателя кафедры Церковной и Библейской истории Л.В.Знаменского, протоиерея Петра Головина, в течение 27 лет являвшегося ректором семинарии, А.Городкова, автора книги «Догматическое богословие по сочинению Филарета, митрополита Московского», преподавателей А.К.Недосекова, И.Я.Сырцова, В.И.Протопопова, Н.А.Бирюкова, подготовивших и опубликовавших книги по церковной истории. Многие из них за свой безупречный подвижнический труд были награждены государственными наградами. На протяжении своей длительной истории крупнейшее духовное учебное заведение Сибири славилось своими учениками. Большинство семинаристов были «нрава доброго, похвального». Из общей массы воспитанников выходили яркие, самобытные и просвещенные личности, прославившие себя не только на церковном поприще, но и на гражданской службе. Вот лишь некоторые имена воспитанников Тобольской семинарии, внесших значительный вклад в дело устроения отечественной культуры:

    - Преосвященный Макарий (М.А.Невский) (вып. 1855), алтайский миссионер, затем епископ Томский, а впоследствии митрополит Московский, ныне прославленный в лике святых.

    -Павлов А.С. – профессор Московского университета, доктор права, член- корреспондент Императорской Академии Наук.

    -Матвей, в монашестве Михаил, Бурдуков, - сначала учитель семинарии, затем один из ее лучших ректоров, впоследствии архиепископ Иркутский (+1830).

    Словцов П.А. – воспитанник Тобольской семинарии (1782-1788); сначала учитель семинарии, затем директор Иркутской гимназии и инспектор училищ губерний Томской, Тобольской, Пермской и Казанской, автор капитального труда «Историческое обозрение Сибири».

    Мансветов Г.И. – выпускник, потом преподаватель семинарии (1799-1805), впоследствии Обер-священник армии и флота, автор многих произведений религиозно-нравственного содержания.

    Абрамов Н.А. (1812-1870) – историк-краевед, автор многочисленных работ по гражданской и церковной истории Сибири.

    - Елисеев Г.З. (вып.1840 г.) – сначала бакалавр Казанской Духовной Академии, затем писатель, руководитель журнала «Отечественные записки».

    Машанов М.А. (вып. 1872) – экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии по кафедре арабского языка.

    Бирюков Н.А. (вып. 1882 г.) – преподаватель Тобольской семинарии, ее историк и бытописатель, исследователь церковной истории края. Он связал с семинарией всю свою сознательную жизнь (1887-1918) и являлся автором многочисленных печатных работ в местных и центральных изданиях, среди которых должны быть упомянуты в первую очередь «Очерки из истории Тобольской духовной семинарии». Н.А. Бирюков составил «Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета для учащихся 1-го класса семинарий», выдержавшее несколько переизданий.

    Лисицын И.Ф. (вып.1846) – инспектор и учитель Тобольского духовного училища, занимался изучением флоры и фауны окрестностей Тобольска. Ему принадлежит честь устройства первого в Тобольске фотографического заведения.

    Варлаков И.И. – сибирский духовный писатель, учился в Тобольской семинарии.

    Протоиерей Александр Сулоцкий – преподаватель ТДС (1838-1848), церковный историк края.

    Срезневский В. – библиотекарь рукописного отдела Императорской библиотеки в Петрограде, автор работ по истории Русской церкви.

    Священник Иосиф Гиганов – крупный ученый-тюрколог (нач. XIX века), автор одного из первых словарей татарского языка.

    Знаменский М.С. – литератор и исследователь края, оставивший воспоминания о Тобольске и семинарии середины девятнадцатого столетия.

    Дерябин А.Ф. – горный инженер, автор ряда научных трудов.

    Волков В.М. (вып. 1915) – в 1963-1970 годах являлся заведующим библиотекой Московской Духовной Академии. Оставил воспоминания о Тобольской семинарии.

    В сентябре 1893 года Тобольская Духовная семинария с большой торжественностью отметила 150 -летний юбилей. Это событие осознавалось современниками как праздник всех, кому были дороги интересы отечественного просвещения. На торжестве ярко и рельефно было заявлено о высоком духовном и просветительском значении старейшей за Уралом семинарии, выпустившей за эти годы тысячи пастырей и многих полезных деятелей для служения Церкви, Отечеству и науке. В адрес семинарии поступили сотни поздравлений от родственных и иных учебных заведений, от церковных иерархов, сибирских приходских храмов, выпускников семинарии, от верующих всех сословий. Конец девятнадцатого и начало двадцатого веков в истории России были отмечены крупными социальными потрясениями. Нестроения 1905-1907 годов затронули и Тобольскую семинарию. Среди студентов наблюдалось брожение, и высшая духовная власть в октябре 1905 года была вынуждена временно закрыть семинарию. Тем не менее постепенно ситуация стабилизировалась.

    Смертоносные вихри революции и братоубийственной Гражданской войны привели в России к власти страшные силы, объявившие Православную веру и Церковь своими врагами. Волнами прокатывались из края в край по России массовые репрессии против духовенства и верующих. С лица земли стирались храмы, расхищалось церковное имущество, закрывались и разорялись Духовные учебные заведения. Суровые дни не обошли и наш далекий Сибирский край. Среди новомучеников, пострадавших за веру, был и епископ Тобольский Гермоген (Долганов). В дни заключения в Тобольске последнего российского императора Николая II с семьей он не побоялся угроз и проявил молитвенную заботу о царственных узниках. В июле 1918 года за обличение бесчинств богоборческой власти он принял мученическую смерть.

    Его участь разделили многие преданные Церкви и Православию священники и миряне. Защищая поруганную веру и традиционный уклад жизни нашего народа, выпуск­ники и воспитан­ники семинарии воевали в годы гражданской войны против бандитских формирований, порожденных революцией. Семинаристам-добровольцам, уходившим в декабре 1918 года на борьбу с красными отрядами, под сводами семинарского храма в одном из напут­ствий было сказано: «Вы идете во имя прекрасного и доброго. Те люди, против которых пойдете вы, хотят вторично распять Христа. Идите же, чтобы не дать им выполнить их пагубное, гнусное дело. Они хотят выки­нуть из жизни все то, для чего до сих пор жили люди, и наш долг не дать им успеть в этом...»

    Последний выпуск в семинарии состоялся весной 1919 года. О начале занятий в следующем учебном году «Тобольские епархиальные ведомости» сообщили: «Правление Тобольской Духовной семинарии объявляет воспи­танникам, что время открытия учебных занятий будет объявлено особо. И.о. ректора семинарии Чернавский». Каникулы затянулись на 70 лет...

    В течение этих тяжелых и трагических лет Русская Православная Цер­ковь и ее институты были практически отрешены от активного участия в жизни нашего народа. Церковь подвергалась гонениям. В Тобольске, цен­тре сибирского Православия, были закрыты все приходские храмы, многие из них снесены, и все духовное наследие, которое выражалось в вещественных символах, было в большинстве своем расхищено.

    Промысл Божий не дал угаснуть Православию в России. Пос­ле торжественного празднования в 1988 году 1000-летия Креще­ния Руси в отношении государ­ственной власти к Церкви намети­лись положительные изменения. В атмосфере тех благих перемен стало возможным и возрождение духовных учебных заведений. 14 октября 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Тобольской Духовной семинарии, готовившееся по ини­циативе Учебного Ко­митета при Священ­ном Синоде и по хода­тайству Высокопреосвященнейшего архи­епископа Омского и Тюменского Феодосия (ныне - митрополит Омский и Тарский).Открытие Тобольской семинарии стало за­метным событием не только в городе, но и во всей Сибири. В 1989 г. вместе с первым ректором семинарии архимандри­том Макарием (Веретенниковым) в Тобольск приехали игумен Максим (Дмитриев) (ныне епис­коп Барнаульский и Алтайский) и иеромонах Василий (Донец). В конце этого года в семинарию был направлен в качестве преподавателя диакон Миха­ил Денисов (ныне протоиерей), а в следующем году препо­давательский состав пополнился Д.А. Денисенко (ныне протоиерей) и свя­щенником Алексием Сидоренко. Осенью 1989 года было проведено зачисление первых 15 семинаристов. Весть об открытии семи­нарии в городе была встречена неоднозначно. Многие жители, не исключая представителей местной интеллигенции, отнеслись довольно равнодушно, а кто-то даже отрицательно к возрождению духовного учебного заведения. Боль­шинство же восприняло с одобрением. Архимандриту Макарию, преподава­телям и студентам семинарии пришлось встретиться с немалыми сложностями. На первом этапе возрождения руководство города предложило под нужды семинарии лишь полуразрушенную церковь святых апостолов Петра и Павла, что не решало вопроса существования учебного заведения. Тем более, что и сам храм нуждался в серьезной реставрации.

    Первым семинаристам приходилось больше трудиться, чем учиться. Надо было восстанавливать храм Петра и Павла, готовить аудитории, которые на­ходились здесь же. Практически все строительно-ремонтные и хозяйственные работы выполнялись воспитанниками под руководством наставников и преподавателей. Помогали поднимать храм и верующие, к которым архимандрит Макарий обращался за помощью.

    В результате, за первый учебный год был проведен огромный объем строи­тельно-ремонтных работ, обустроен второй этаж, где были оборудованы риз­ница, административные кабинеты, учебные и жилые помещения. Постепенно учеба и быт семинаристов налаживались, насколько это было возможно в тех сложных условиях. В поисках постоянного места для семинарии делалась попытка приспосо­бить под учебный корпус здание в освобожденном тюремном замке.

    В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия, вы­делившаяся из Омско-Тюменской. Начался сложный период одновременно­го становления и епархии, и семинарии. Своеобразие процесса становления отразилось на сменяемости архипастырей и ректоров. Начало семинарии было связано с именем архиепископа Феодосия, после разделения епархии первым Тобольским Владыкой стал епископ Антоний (Черемисов) (ныне - архиепис­коп Красноярский и Енисейский). Через полгода на это место Священным Синодом был назначен преосвященный Илиан (Востряков), который в Тобольск не прибыл. В июле 1990 года архимандрит Макарий был переведен ректо­ром Ставропольской Духов­ной семинарии, на его место Священным Синодом был назначен архимандрит Геор­гий (Тертышников), который по ряду причин также не прибыл. В октябре 1990 года оп­ределением Священного Си­нода на Тобольскую кафедру и одновременно новым ректо­ром семинарии был назначен инспектор Московской Ду­ховной семинарии архиманд­рит Димитрий (Капалин) (ныне - архиепископ Тоболь­ский и Тюменский). В день епископской хиротонии, вру­чая епископу Димитрию ар­хиерейский жезл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Не­исповедимые пути Божий приводят тебя от большой ке­лии обители преподобного Сергия Радонежского в благосло­венную землю Тобольскую, где от лет многих славится имя Христово, где просияли духовные светильники веры и благочестия, где земля освя­щена подвигами святых и самый воз­дух дышит благоуханием святыни, разливающимся от молитв и святых мощей угодника Божия, святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Свое епископское служение, волею твоего священноначалия, ты при­зван совмещать с руководством То­больской Духовной семинарии».

    Ректор семинарии епископ Димитрий считал, что Тобольск, «Град городов Сибирских», должен воз­родить свой исторический статус Духовного центра Сибири и стать духовным и образовательным центром всего Сибирского региона. Семинария же должна располагаться на Софийском дворе Кремля. Руководству епархии и семинарии удалось настоять на возвращении Церкви ряда зданий Софийского двора Тобольского кремля, на которых сразу же закипела работа. Имея добрых помощников, Владыка руководил восстановлением кафедраль­ного Софийско-Успенского собора, на колокольне которого вновь зазвучали колокола, реконструкцией здания Консистории и монашеского корпуса. В 1992 году семинарии была передана значительная часть зданий Софийского двора и прилегающей к нему территории, что позволило решить много­численные бытовые и хозяйственные вопросы и наладить четкий ритм всего учебного процесса. Семинария обрела, наконец, свой дом.

    Одновременно с большими строительными работами шел напряженный учебно-воспитательный процесс. Из года в год увеличивалось число учащих­ся, пополнялись ряды преподавателей.

    При семинарии было открыто Регентское отделение (1991 г.).

    1993-1994 учебный год для Тобольских духовных школ стал знаменательным, и, можно сказать, историческим. Тогда семинария торжественно отмети­ла свое 250-летие, сделав накануне свой первый выпуск, и в этот же год ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это был первый визит Святейшего Патриарха в Тобольск за всю историю Российского Патриаршества. С этого же учебного года день обретения мощей Святителя Иоанна - 16/29 октября - по благословению священноначалия нашей Церкви становится Днем годичного акта Тобольской Духовной Семинарии.

    В 1994 году Совет семинарии принял решение о введении 5-летнего срока обучения в семинарии. Святейшего Пат­риарха в Тобольск за всю историю Российского Патриаршества. С этого же учебного года день обретения мощей Святителя Иоанна - 16/29 октября - по благословению священноначалия нашей Церкви становится Днем годичного акта Тобольской Духовной Семинарии.

    В 1994 году Совет семинарии принял решение о введении 5-летнего срока обучения в семинарии. В этом же году при семинарии была открыта Тобольс­кая Православная мужская гимназия, где, как и столетие назад, учащиеся се­минарии могли получать первые педагогические навыки работы с детьми.

    В 1995-96 учебном году в семинарии впервые был осуществлен прием в два параллельных класса. С этого учебного года при семинарии был офици­ально утвержден Сектор заочного обучения для священнослужителей из епар­хий Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также Казахстана.

    В 1996-97 учебном году при семинарии был официально открыт Иконо­писный класс, который возглавил выпускник семинарии иеромонах Алипий (Князев). Значительный вклад в дело возрождения и становления семинарии в но­вейший период ее истории внесли бывшие губернаторы Тюменской области Ро­кецкий Л.Ю. и С.С. Собянин, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Фили­пенко А.В. С благодарностью и признательностью воспитанники и преподаватели се­минарии ощущают попечительские труды, заботу и внимание действующего губернатора Тюменской области В.В. Якушева.

    1 сентября 1998 года Святейший Патриарх Московсковский и Всея Руси Алексий II во второй раз посетил г. Тобольск. Его Святейшество совершил Божественную литургию, благословил начало учебного года в Тобольских Ду­ховных школах и в своем слове отметил, что Тобольская Духовная семинария вносит большой вклад в дело воспитания и подготовки пастырей Церкви Христовой.

    В этом же году Тобольская Духовная Семинария получила государствен­ную лицензию на право образовательной деятельности, чем засвидетельство­вала соответствие статусу высшего учебного заведения Российской Федера­ции.

    Знаменательным для семинарии оказался 2003 год. В этот год Тобольск и его духовные святыни, отдавая дань уважения духовному центру Сибири, впервые посетил руководитель государства, Президент России В.В.Путин.

    Тобольская Духовная Семинария сегодня – крупнейший духовный об­разовательный центр на пространстве от Урала до Дальнего Востока, она уве­ренно смотрит в будущее. В ее стенах сегодня на богословском отделении обу­чается более 150 воспитанников очно и более 100 заочно из 20 епархий. В регентском и иконописном отделениях получают образование более 100 чело­век. Общая численность учащихся Тобольской мужской и женской гимназий составляет более 140 человек. Таким образом, в Тобольске школу духовного возрастания сегодня проходят более 400 человек.

    Необходимо сказать о другой стороне жизни и деятельности Тобольской Духовной Семинарии. Она всегда была и остается важнейшим духовно-про­светительским и миссионерским центром Православной культуры в Сибири.

    Наряду с учебой будущие пастыри участвуют в миссионерской деятельно­сти, неся в самые отдаленные уголки епархии свет евангельской истины и ду­ховную красоту Православия. Традиционными и регулярными стали миссио­нерские поездки семина­ристов по городам и се­лам, в ходе которых про­ходят многочисленные встречи с жителями отда­ленных регионов области. За это короткое время на обширных просторах То­больско-Тюменской епар­хии возникли новые приходы, возведены величественные храмы, были открыты православные гим­назии и воскресные школы.

    Широкую известность, любовь и добрую славу заслужил хор воспитан­ников Тобольской Духовной Семинарии. Миссионерские поездки хора во гла­ве с Владыкой Ректором в Тюмень, Екатеринбург, Курган, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Москву и другие города России становятся ярким событием в культурной и общественной жизни. Силами преподавателей и выпускников семинарии читаются курсы лек­ций в высших учебных заведениях Тюменской области. Ее воспитанники при­нимают участие в подготовке и проведении общественно значимых меропри­ятий. Редакционный совет семинарии готовит материалы для газет, прини­мает участие в подготовке телевизионных документальных фильмов, телепе­редач на православные темы. Тобольская Духовная Семинария стала местом ежегодного проведения областной конференции по духовно-нравственному воспитанию молодежи, межрегиональных съездов Областного Обществен­ного Движения «Сибирь молодая православная», ежегодного семинара «Православие и средства массовой информации», ежегодного общеепархи­ального фестиваля детских хоровых коллективов «Духовная песнь православ­ной Сибири», который собирает более 600 участников, и многих других ин­тересных мероприятий.

    В то же время семинария, располагающаяся на территории Тобольско­го Кремля, сама является местом массового паломничества православных ве­рующих со всех концов России. В центр епархии с каждым годом приезжает все больше паломников и верующих из других епархий страны, чтобы посе­тить колыбель сибирского христианства и приложиться к мощам святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. Двери семи­нарии всегда открыты для паломников. Силами семинаристов организуются экскурсии по Тобольскому Кремлю, старой части города, в Свято-Знаменский Абалакский мужской и Иоанно-Введенский женский монастыри. Знаменательным для Тобольских Духовных школ стал 2003 год. В нем они отпраздновали свое 260-летие и десятый – юбилейный – выпуск возрож­денной семинарии, а также 300-летие начала духовного просвещения Сибири.

    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
    ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2024 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    ПРАВИЛА ПРИЕМА

    в Тобольскую Православную Духовную семинарию, регентскую и иконописную школы

    В Семинарию, регентскую и иконописную школы принимаются юноши и девушки с 17 до 35 лет.

    Поступающие в Тобольские духовные учебные заведения сдают вступительные экзамены:
    - Русский язык (изложение);
    -Церковнославянский язык (чтение);
    - Молитвы (наизусть, осмысленное знание): начальные; утренние ("От сна восстав", "Боже, очисти мя, грешнаго", Ангелу-хранителю); вечерние ("Боже вечный", "Вседержителю, Слово Отчее", "Благаго Царя Благая Мати"); Божией Матери ("Богородице Дево радуйся","Достойно есть","Милосердия двери","Не имамы иныя помощи"); Символ веры, Заповеди блаженств, тропари Двунадесятых праздников, Псалмы 50-й и 90-й.

    Кроме сдачи экзаменов, у абитуриентов, поступающих в регентскую школу, проверяются музыкальные данные; поступающие в иконописную школу предоставляют свои художественные работы.

    С 1 июля по 1 августа с абитуриентами проводят- ся подготовительные занятия.

    В канцелярию Семина- рии необходимо предста- вить следующие документы:

    1. Прошение на имя Ректора Семинарии.
    2. Рекомендацию священ- ника, утвержденную епархиальным архиереем.
    3. Заполненную анкету, четыре фотокарточки 6x8.
    4. Автобиографию.
    5. Свидетельство о рождении.
    6. Документ об образовании.
    7. Справку о составе семьи.
    8. Справку о состоянии здоровья.
    9. Справку о Крещении.
    10.Справку о Венчании (для женатых).

    Поступающие по прибытии в Семинарию должны предъявить в канцелярию паспорт, военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку. Документы принимаются до 1 августа.


    том же

    Снова Ева и Мария! С психологической точки зрения, Ева и Мария выражают наше душевное раздвоение, ту внутреннюю борьбу - не на жизнь, а на смерть, - которая совершается в нас от колыбели до гроба.
    За что борются Ева и Мария? За ниву нашей души. Вопрос в том, кто завоюет всю ниву. Нельзя сказать, что Ева представляет нашу просто инстинктивную, а Мария - нашу просто разумную природу: развращенный инстинкт и развращенный разум представляет Ева, а божественный инстинкт и божественный разум представляет Мария. На стороне Евы - дух нечистый, на стороне Марии - Дух Святый.
    И ты, человек, каждый день стоишь перед выбором, выбором великим, как вселенная, и бесконечным, как история: кому прибежишь ты на помощь - к жене, влекущей в погибель, или к Той, Которая возводит к небесам? К жене, обрученной с диаволом, или к Той, что обручена с Духом Святым? К жене, которая родила убийцу, или к Той, что рождает Спасителя?
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.