Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

дравствуйте. Просим ответа об о. Иоанне Наумовиче Купцове, расстрелянном в Тобольске в 1937г.Причислен ли он к лику Свв. Новомученников и молиться ли ЗА него, или К нему, как заступнику?
Громова Марина Шуя Ивановской обл. 2022-06-23 05:01:40

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Марина. Священник Иоанн Наумович Купцов в 1937 г. действительно проходил по делу о т.н. «контрреволюционной повстанческой пораженческой организации церковников». 30.08.1937 он был расстрелян в Тобольске. Вопрос о его канонизации не рассматривался. К лику святых не причислен.


дравствуйте! У меня нет духовного наставника, поэтому не у кого спросить. У меня такой вопрос: 15 лет по идеологическим причинам я не ем мяса, рыбы и курицы, не ем яйца в чистом виде, если только в выпечке, и в майонеза. Не знаю, как мне поститься? Я в общем на постные дни исключаю выпечку, шоколад, и молочные продукты. Но сейчас я приболела, и после строгого поста сильно потеряла в весе. Можно ли мне поститься дальше, или лучше подобрать вес? Я в общем и так почти не ем скоромную пищу. Благодарю!
Елена Москва 2022-06-17 22:04:53

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Елена. Прежде всего вам на исповеди с батюшкой надо разобраться, не является ли грехом отказ от скоромных продуктов. С батюшкой же и решите, как вам поститься, не навредив здоровью.


3 июня будет праздник святителя Иоанна Тобольского. Возможно ли в сам праздник попросить молебен перед мощами святого Иоанна Тобольского?
Иларион Греция 2022-06-18 11:26:47

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, Илларион, возможно. Считайте, что молебен свт. Иоанну Тобольскому заказали!


лагословите О.Владимир! Я переехала в другую квартиру, в которой нет места на сторону восток, чтобы поставить угол с иконами, устроила угол в сторону запада, но как то мне неловко молиться и кланяться в сторону запада....вот и получается- стою лицом на восток, и спиной к образам... Что посоветуете, всетаки к образам лицом встать и не думать о востоке?
Любовь г.Тюмень 2022-06-15 18:58:08

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Любовь. Молитесь на иконы, не взирая на то в какой части света они расположены.


дравствуйте! С Праздником Святой Троицы!Батюшка, у меня такой вопрос: в записки о здравии на проскомидию всегда писала имена брата и его взрослых дочерей.Знала, что все они крещены во взрослом сознательном возрасте, но в церковь не ходят, и вообще хоть какой-то церковной жизнью не живут.Но в записки их упорно писала, надеясь, что Господь всё управит к лучшему. Недавно одна из племянница сказала мне, что сняла крест (я знаю, что это из-за обстоятельств личной жизни). И брат иногда произносит в разговоре что-то вроде " я не верующий" . Хотя дочерей в путь коестит, когда они из дома уезжают на машине. Вот маюсь, как мне быть с записками- ну неужели не писать дорогие имена? Надоумьте, пожалуйста! Они не богоборцы, лояльные к вере люди.
Елена Тюмень 2022-06-11 20:16:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
С праздником, Елена! Если ваши близкие- крещеные, и не богоборцы, допустимо писать их имена в записках.


дравствуйте! Мы с супругом повенчаны. Я заболела и не смогла больше работать, после этого муж меня бросил. Что сейчас делать с венчанием?
Елена Тюмень 2022-05-22 12:44:41

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Елена. Сожалею о уходе мужа из вашей семьи. Помоги Господи! С венчанием ничего делать не нужно. Углубляйте личную духовную жизнь; исповедуйтесь и причаститесь в ближайшее время.


дравствуйте! Подскажите, как молиться, если досаждают навязчивые помыслы об измене жены. Спасибо.
Иван Москва 2022-05-08 11:13:38

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Христос Воскресе, Иван. Как молиться? Читайте Евангелие. Молитесь, по возможности, регулярно и не рассеянно. Помогай Господь!


ристос Воскресе! Отец Владимир,в связи с заполнением сети открытками с разными поздравлениями, прошу разъяснить, что отвечать людям желающим в Пасхальные дни- счастья,здоровья , благополучия и т.д, и вообще уместны ли такие пожелания...Праздник я думаю не о том, а что смерть побеждена Христом и он наш Спаситель...или я что то не понимаю
Любовь г.Тюмень 2022-04-24 20:06:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Не используйте данные фейковые открытки в своих поздравлениях. Если же вас поздравили таким образом- ответьте добрым приветствием с пожеланием пасхальной радости, спасения и прочих духовных благ.


дравствуйте. Верно ли понимаю, отче, смысл этих слов Христа? «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.» (Лук.17:3,4). Мне видится, что в этом фрагменте Христос указал, что прощение — взаимное дело, указал прощать лишь раскаявшихся грешников. Знакомясь с поучениями Христа в других эпизодах св. Евангелия, можно заключить, что в отношении согрешивших против нас нераскаявшихся людей можем лишь не держать на них зла.
Михаил М 2022-02-15 18:51:35

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, не держать зла, что означает: простить. Очень часто прощение бывает делом совсем не взаимным. «Любите врагов ваших…» Мф.5, 44.


обрый вечер. У меня такой вопрос. Правильно ли советует батюшка, что исповедоваться желательно у одного батюшки, чтоб он понимал историю жизни и мог помочь советом, наставлением. Я понимаю, что чем больше прихожан церкви будут посещать храм, где он служит Господу, тем лучше для него. Но мне кажется, что это навязывание. Люди глубоко верующие, в первую очередь идут в храм к Господу, а исповедоваться и причаститься же можно у любого батюшки, главное от чистого сердца и со светлыми помыслами.
Марина Тобольск 2022-02-04 19:54:43

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый вечер, Марина. Батюшка посоветовал вам правильно. Желательно исповедоваться у одного священника (духовника, духовного отца), но совсем не обязательно. Тем более совсем не обязательно у того, кто вам это посоветовал. Хотя уверен, что им двигало не столько увеличение своей паствы, сколько спасение вашей души.


дравствуйте. Меня мучает вопрос и хочу исповедоваться. Я вышла замуж в 1968 году. после смерти первенца, не было 3 года детей.потом я снова забеременела. Беременность была трудная все 9 мес. Было кесарево.как родился второй сынок, муж признался, что есть другая. Мы разошлись. Я как в тумане жила.пощнакомиоась с мужчиной, его мама нас сразу настояла обвенчаться, хотя мы недавно друг друга знали и не были расписаны в ЗАГСе. Священник нас в их селе обвенчал..но выяснилось, что это мужчина, когда выпивал, страдал суицидом..то в окно хотел выброситься, то вешался .. жили мы в квартире у мамы этого мужчины.я с маленьким сыном на руках испугалась и уехала домой в Россию из Беларуссии. Больше я этого мужчину не видела никогда. С моим законным мужем первым и отцом моего ребенка в снова решили жить вместе, поженились с ним второй раз.у нас воспитывается кроме нашего сына ещё приемная дочка, мы ее взяли в детском доме. Прожили мы с моим первым мужем до сегодняшнего дня и решили венчаться... Как быть? Это венчание по молодости, которое организовала мать с человеком с нарушенной психикой, за которым я даже не была в браке считается законным? Я могу венчаться сейчас со своим мужем ? Прошу покаяния и прощения мне за мои грехи, я люблю моего мужа, мы с ним в браке 36 лет и я простила ему измену и предательство что он бросил меня с сыном. Но я необдумано согласилась венчаться с человеком без регистрации брака но на тот момент я не знала что это незаконно...как мне быть и могу ли я сейчас обвенчатся со своим законным мужем?
ЛАРИСА Бобров 2022-01-15 03:29:45

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Скорее всего, Лариса, вопрос признания вашего венчания недействительным и благословение на второбрачие вам придётся решать с Упрввляющим Епархией. Для этого пишется прошение Владыке с изложением всех обстоятельств и приложением копий соответствующих документов. Ваш приходской священник должен проверить правильность составления прошения и приложить своё ходатайство.


дравствуйте, прочитала некоторые ответы, там говорилось, что венчание незарегистрированных недопустимо. Так получилось, что нас сначала повенчали, а на следующий день только зарегистрировали. Считается такое венчание?
Ольга Нсо 2022-01-05 21:47:06

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Ольга. Бывают исключительные ситуации, когда, например, священник уверен, что вскоре после венчания состоится регистрация брака. Тогда он может отступить от сложившегося порядка. Тут дело не в формальном исполнении канона, а в здравом смысле. Такой принцип в богословии называется «икономия». Это когда церковный вопрос решается с позиции снисхождения, пользы, удобства.


обрый день. Умер родственник от ковида, в г. Муравленко ЯНАО, обратились к батюшке за отпеванием, нам батюшка ответил: мне ковидных отпевать запретили. Хотя я знаю в Тюмени отпевают. Прошу Вас пояснить данную ситуацию.
Петр Тюмень 2021-10-09 17:34:25

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Петр. Скорее всего это какое-то недоразумение. Смерть от коронавируса не является препятствием к отпеванию.


дравствуйте! Если ли в Тобольске воскресная школа для взрослых? Спасибо.
Ольга Тобольск 2021-10-01 20:32:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Ольга. Возможно Воскресные школы для взрослых есть на приходах. Обратитесь в Тобольское благочиние (храм Семи отроков Ефесских).


лагословите Батющка! Прочла житие Равноапостольной Фе́клы Иконийской первомученицы. Написано: умерла в 90 лет своей смертью, почему тогда первомученица?
Любовь г.Тюмень 2021-10-08 19:14:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г.Тюмень
Добрый день, Любовь. Святая Фекла претерпела множество мучений и истязаний от мучителей язычников, потому и зовется первомученицей. Но прославлена она всё-таки не как мученица, а как равноапостольная.


дравствуйте Батюшка, такой вопрос: мой будущий муж венчанный, но его бывшая не живёт с ним более 7-8 лет. Могут ли их развенчать при том, что она поменяла веру, провославие на буддизм?
Любовь Астрахань 2021-09-27 22:36:20

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Благословение на повторный брак и развод может дать только Епархиальный архиерей. Проконсультировать по вашей проблеме может любой священник, если вы предоставите ему необходимую информацию.


лагословите батюшка! могу ли я попасть в семинарию после 9 класса или обязательно после 11 класса?
Серафим Кинель 2021-09-15 15:11:29

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Божие благословение, Серафим. После девятого класса вы можете поступить в Тюменское духовное училище. После двухлетнего обучения в училище путь в семинарию открыт.


оброй ночи, скажите пожалуйста, можно ли крестить мальчика 8-ми лет без крестных?
Лилия Урай 2021-08-02 23:09:13

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Лилия. Крещаемому подростку крестные необходимы лет до пятнадцати. В пятнадцатилетнем возрасте юноша уже сам может стать крёстным. Т. е. в этом возрасте наступает некое совершеннолетие.


обрый день. В первом браке было венчание, с супругой развелись, детей нет. Бывшая вышла замуж. Вступил во второй брак, не сложилось развелись есть дети. Вторая супруга вышла замуж. Сейчас состою в прекраснейших отношениях с женщиной. Но она настаивает что обязательно нужно решить вопрос с церковным разводом в браке в котором я не состою. Я понимаю что развода нет, но все же как мне решить данный вопрос.
Василий Тюмень 2021-07-21 10:52:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп.. Серафима Саровского г. Тюмень
Расторжение брака возможно только в том случае, если Епархиальный Архиерей даст благословение на новое Венчание. В вашем случае, это затруднительно: два развода + «прекраснейшие отношения с женщиной».


обрый вечер. Хотим с мужем обвенчаться в вашем храме. Подскажите, как можно осуществить в вашем храме и что для этого необходимо?
MARINA Москва 2021-07-21 22:15:43

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день. Венчаться нужно в храме, прихожанами которого вы являетесь. По всей видимости, это один из московских храмов.


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.