Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

лагословите, Батюшка. Подскажите советом, как православному отдыхать, снимать напряжение, стресс, внутренние блоки, зажимы и т.п. На работе часто приходится слушать пустые разговоры коллег, в которых нередко поднимаются непристойные темы, начальство иногда себя ведёт нелицеприятно и т.п., сказать, что они не правы, мягко говоря трудно, это воспринимается людьми болезненно... Приходится проявлять терпение, зачастую промолчать. В итоге накапливается внутреннее напряжение, после работы, как выжатый лимон, хочется что-то творить, создавать, просто жить радуясь, а сил порой не хватает... Помогите советом...
Денис Тюмень 2016-11-28 23:51:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Верующим людям, Денис, необходима духовная жизнь. У тех, кто старается жить по заповедям, соблюдает посты, посещает богослужения, участвует в таинствах, борется за спасение своей души- вопросов: как расслабиться, как отдохнуть, как снять напряжение- не возникает. Все, что происходит за день- все от Бога, все- на пользу. Любые обстоятельства- духовный экзамен, средство спасения, средство борьбы с гордыней, средство стяжания смирения и кротости. Не нужно забывать и о домашних, семейных проблемах, которые вы должны порешать после работы: зайти в магазин за продуктами, за цветами для жены, в аптеку, вынести мусор, помочь ребенку с уроками, отремонтировать сломанный шкаф... А если напряжение к вечеру все же накопится, то оно снимется посредством вечерней молитвы и ночного отдыха.


лагословите, Батюшка! Как правильно поступать: учиться ли на чужих ошибках или свои "шишки набивать"? Например, родители советуют взрослым семейным детям что-то не делать или наоборот делать, от чего-то предостерегают. Нужно ли детям слушать родителей или следует поступать по своему разумению, жить самостоятельно, а не по указкам старших? Я мать, и хочу предостеречь детей от необдуманных или рискованных поступков. "Лезу со своими советами", а дети обижаются и иной раз воспринимают меня как врага. Спаси Господи.
Лариса Тюмень 2016-11-24 16:33:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Взрослым семейным детям следует поступать по своему разумению, руководствуясь Евангелием.


лагословите! У нас возник вопрос. Попали с мужем в такую ситуацию. Повел муж дочку к стоматологу. Заранее (за месяц) записался на прием, чтоб по полису сделать зубы, но пломбы поставить платные, т.к. бесплатные вылетают быстро - проверено. Должен был заранее оплатить пломбы, но забыл. Добирались по морозу... Врач говорит- ну можно оплатить в окошке, раз забыли, чтоб уже не уходить, но там только по карте, а на карте денег не хватало, с собой только наличные. Врач шепнула - можно ей половину суммы наличными и все сделает. Муж позвонил мне посоветоваться. Решили сделать - как доктор шепнула. А совесть мучает. Я понимаю - что это мы впали в искушение. Так сказать - не прошли проверку "на вшивость". А главное - не спонтанно это, а посоветовавшись, т.е. обдуманно. Т.е. сознательно совершенное злое деяние. Да, забыла сказать, что именно сейчас у нас муж остался без работы и финансы, как говорится, поют романсы. Но в этом, на мой взгляд, и соль ситуации - отказаться от совершения греха такого, когда ты при деньгах - проще. Я решила, будем каяться, но правильнее избавить себя и от незаконной прибыли. Т.е. деньги, которые съэкономили - должны куда-нибудь пожертвовать (нужно бы еще и более, но по немощи своей на это не способны - детишек 4-ро...) Решила своими соображениями с мужем поделиться, но только начала, а он говорит - не согласен с тобой - ерунда это и думаю, говорит, врачу Господь это попустил чтоб нам помочь в трудную минуту. Но пообещал со священником посоветоваться. На мой взгляд - абсолютно лукавая позиция самооправдания. Рассудите, батюшка.
Ксения Сургут 2016-11-19 01:42:29

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Думаете у вас с врачем произошел преступный сговор? Возможно это и так. Есть повод покаяться, а неправедный доход скомпенсировать пожертвованием. Но и помощь Божию в трудную минуту отрицать тоже не следует: мороз; ребенок с больным зубом; финансы поют романсы. Мужу- виднее, он непосредственный участник событий.


дравствуйте Батюшка! Обращаюсь к Вам с вопросом о Крещении. Можно ли совершить таинство Крещения младенца 8 месяцев от роду без присутствия крёстных родителей (вписать их заочно с их согласия). Ввиду временного проживания моих детей и внука в Тобольске, родители готовы совершить таинство Крещения, крестные по объективным причинам не смогут присутствовать. Если это возможно, то нужно ли попросить письменного согласия будущих крёстных младенца?
Надежда Чайковский, Пермский край 2016-11-13 22:59:59

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Участие крестных в таинстве крещения- обязательное условие; заочная форма- недопустима.


дравие вам батюшка и всем священнослужителям, что молятся за нас грешных. Просьба: у нас в селе Куминовское (Слободо-Туринский район Свердловская область) стоит старая каменная святая церковь. Историю её ни кто толком не знает, наши деды бабушки тоже смутно все помнят, кто что говорит. Мои поиски в интернете и расспросы пожилых людей ни к чему не привели, знаю только одно, что в 1800 годы, когда наша земля относилась к Тобольской губернии, была воздвигнута Крестовоздвиженская церковь. Хотелось бы узнать её историю и людей, что жили здесь, их быт, так как наш нынешний быт утрачен, у большинства веры нет. Я пытался писать на сайты с просьбой о восстановлении церкви, но безрезультатно. Я понимаю, что это все непросто, требуются большие деньги и нам они не посильны, но надежда все же есть, что когда-то её восстановят, пусть не наше поколение, и вера снова вернется в людей. Прошу вас указать путь куда обратится с просьбой о восстановление церкви. С уважением к вам жители села Куминовское. Блогословите на терпение.
Валерий с.Куминовское Слободо-Туринский район село.Куминовское 2016-11-10 20:50:50

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Дополню: Куминовская церковь построена в 1810 году; до того в селе было два деревянных храма, на месте которых потом стояли часовни. В храме- три престола: 1. Крестовоздвиженский. 2. Свв. равноап. Константина и Елены. 3. Вмч. Пантелеимона. По поводу восстановления приходской жизни села и храма обращаться нужно к Управляющему епархией епископу Каменскому и Алапаевскому Мефодию по адресу: г. Каменск- Уральский, ул. Кирова 18, тел.8(3439) 36-42-22, 37-99-75.


лагословите Батюшка! Знакомая хочет заняться практикой дыхания цигун, для восстановления здоровья. Я ей говорю: это не по православному, на что она отвечает- это не религия и не медитация, поэтому можно. Вопрос- как православие относится к такой практике?
Любовь Тюмень 2016-11-06 19:07:28

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Практика "Цигун" и многие другие восточные практики, для православных- небезопасны. Не следует рисковать спасением души ради мнимого восстановления здоровья.


лагословите Батюшка! Вопрос мне задала знакомая, на который я не смогла ответить. При нашем разговоре, она на всякий случай сказала: тьфу,тьфу,тьфу- при упоминании хороших событий. Я же ей ответила, что так делать не следует- это язычество. Она спросила- почему же тогда раньше православные так делали - типа оплевывали темных духов. И потом я сама вспомнила, что читала в житиях Святых про Василия Блаженного, что он ходил и оплевывал дома, где жили благочестивые христиане, на вопрос почему он так делал- он ответил, что там сидят темные духи, которые не могут приблизится к благочестивым владельцам дома. Все таки это языческий обычай и следует его искоренять или же позволительно так делать?
Любовь Тюмень 2016-11-06 18:59:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, Любовь, вы правильно сказали вашей подруге, что плевать не следует. В таинстве святого крещения священник, после запретительных молитв, предлагает крещаемым и восприемникам обратиться на запад и произнести отречение от сатаны. Затем крещаемый трижды дует и плюет от себя. Происходит это раз в жизни и только на крещении. В других случаях данное действие- суеверие, да и просто неприличное действие. Не уверен, что святой Василий Блаженный оплевывал дома. По моему он бросал камни возле домов праведников, тем самым показывая, что бесы тут- снаружи, а внутри домов праведников- Ангелы.


лагословите Батюшка! Вопрос- можно ли кушать православным мясо кролика?
Любовь Тюмень 2016-11-06 19:03:32

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
В Новом Завете закон, разделяющий животных на "чистых" и "нечистых", считается утратившим силу. Православным мясо кролика можно употреблять в пищу.


обрый вечер, батюшка! Обращаюсь к вам с вопросом истории наших тюменских храмов. Мы с воспитанницей воскресной школы пишем исследование по колоколам Тюмени, их истории, появлению, освящению, снятию и возвращению в храмы. Просмотрев огромное количество материала, общаясь с батюшками, у нас осталось много белых пятен. Часть о прошлом, часть о нынешних колоколах, их весе. Батюшки не всегда владеют информацией. Подскажите, где можно данную информацию посмотреть. С уважением, преподаватель воскресной школы при Свято-Троицком монастыре
Елена Тюмень 2016-10-30 21:36:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Огромное количество материала вами, Елена, просмотрено; батюшки опрошены. Остается только смиряться с "белыми пятнами". Можно, конечно, еще пообщаться с приходскими краеведами, теми, кто ведет летопись прихода. Можно, с благословения настоятелей, полистать Богослужебные журналы, там записываются важнейшие приходские события. Можно заглянуть в бухгалтерии храмов, попросить поднять документы на покупку колоколов, узнать даты, стоимость, вес.


обрый день, Батюшка! Мне 41 год и я не служу при церкви! Говоря на мирском языке - простой смертный. Могу ли я поступать в Тобольскую духовную семинарию на заочное отделение, учитывая мой возрост? Если это возможно, то платно или нет? Храни Вас Господь!
Виктор Тюмень 2016-10-29 18:22:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
41- для заочника не помеха. "Простой смертный"- слишком неопределенное понятие. Дать ответ, зная только Ваш возраст, невозможно. (Простой россиянин, 41 год, могу-ли поступить заочно в МГУ? Попробуйте без автобиографических подробностей от лица ВУЗа дать ответ).


атюшка, благословите! Мучает такой вопрос. Буду очень благодарна за совет. Я с детства пишу стихи. И вроде бы не плохо получается. По мере духовного взросления стараюсь писать на религиозную тематику. Но вот что получается: как только напишу стих по моему мнению удачный, сразу возникает желание им поделиться. И я отправляю его многим знакомым, друзьям и коллегам. В ответ получаю столь же много положительных комментариев, похвалу. Мне это очень приятно. Получается, что я отправляю стихи, что бы меня хвалили и знали, какая же я молодец. А это ведь тщеславие. Так как же быть? Что будет полезнее для души? Не писать стихов вовсе (в этом случае ни спросит ли с меня Господь, почему я не использую данный мне талант) или писать, но никому не показывать?!
Валентина Ханты-Мансийск 2016-10-25 01:35:31

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Писать стихи можно, но хорошо- бы показать их специалистам в этой области. Ведь друзья, знакомые будут хвалить Вас только из вежливости. В случае доброго отклика экспертов, можно размещать стихи в православных СМИ, читать их на Приходских праздниках, с благословения батюшек.


дравствуйте батюшка! Я по национальности татарка, муж крещенный, хочу чтобы и мои дети тоже были крещенными. Первую дочь крестили на севере без проблем, вторую здесь в Тюмени. Возник вопрос ко мне от батюшки который крестил, почему я мать не принимаю эту веру тоже, мол дети это чувствуют и т.д. Но я не могу, у меня другая вера. Сейчас родился сын и естественно хотим его тоже крестить, для меня крещение очень важное для жизни человека, хоть у меня и религия другая, отношусь к этому серьезно и ответсвенно. Вопрос такой: как влияет на моих детей моя религия, сейчас и в будущем, могу ли я находится рядом во время крещения? Очень сильно переживаю по этому поводу, обязательно мне надо принять эту веру?
Галина Тюмень 2016-10-19 03:23:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Галина, дело ведь не только в крещении ваших детей, а в том, начнется ли в вашей семье духовная жизнь, православное воспитание? Кто будет давать детям пример христианского поста, молитвы? Кто будет обучать их основам веры? Кто будет ходить с ними в храм на богослужения, готовить их к исповеди, к причастию? Кто? Папа? Крестные?.. Похоже, что пока только Вы проявляете интерес к духовной жизни. Потому- то батюшка и предложил взять на себя попечение о спасении домочадцев посредством Вашего воцерковления и крещения.


дравствуйте, батюшка. Меня последнее время мучает вопрос - действительно ли моё крещение... Дело в том, что крестилась я в 1990-м примерно году в Знаменском соборе Тюмени, и крестили меня не погружением, и даже не обливанием, а окроплением. И подготовки конечно тогда никакой не было, и исповеди с причастием тоже. Но главное - не было полного погружения! А недавно прочитала документ, написанный св. Лукой Войно-Ясенецким, по поводу того, что такое крещение считается недействительным, и надо всех крестить заново, с полным погружением. Я очень люблю и уважаю этого Святого и верю его словам. Как же быть? Ведь наши батюшки вряд ли согласятся крестить меня "заново"... ? А ощущение "некрещености" меня теперь не покидает, и как мне ходить к причастию?
Татьяна Тюмень 2016-10-15 02:48:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Батюшки вряд ли согласятся "перекрещивать" вас, и правильно сделают, ибо никакого перекрещивания не существует. Не мучайте себя, не переживайте и не стремитесь нарушить догмат: "исповедую едино крещение". Ваше "едино" крещение состоялоь в 1990 году.


лагословите, батюшка. Мы уже как 8 лет в браке, у нас двое малолетних детей. Никак не складывается со своим жильём, уже несколько лет молюсь Спиридону Тримифунскому и Господь не оставляет бе крыши над головой. Но вот опять назревает очередной переезд. Свекровь зовёт жить с собой, моя мама наоборот отказывает. Дело в том, что нам бы лучше жить отдельно,так как с обоих сторон хула на Церковь, если дети будут жить в такой обстановке то что будет... Порой нападает отчаянье, нет нам спокойной жизни. Прошу молитв и совета.
Светлана Тюмень 2016-10-12 18:58:08

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Постарайтесь жить исключительно отдельно от родителей. Жилищный вопрос сложен, восемь лет- не срок его решить. Продолжайте молиться свт. Спиридону; исповедуйтесь и причащайтесь почаще.


обрый день, батюшка. Хочу помочь дочери выйти замуж. Можно ли на Покров пресвятой Богородицы заказать в церкви молебен о замужестве дочери? Делают ли такое? Или надо мне самой читать молитвы?
Светлана Тюмень 2016-10-10 13:23:28

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Можно заказать молебен с просьбой к Богу о скором замужестве дочери и, конечно, самой поучаствовать в молебне; можно заказать поминовение дочери на обедне и поучаствовать в литургии; домашняя молитва тоже поможет.


обрый вечер! Подскажите пожалуйста, как можно узнать информацию о подтверждении обряда крещения, была ребёнком и смутно помню. Каким имеем нарекли при крещении? Куда обратиться? Спасибо.
Валентина Тюмень 2016-09-26 22:09:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Подобные вопросы возникают тогда, когда, верующий вроде бы человек, находиться в отрыве от конкретного прихода, от приходского священника- духовника. Если- бы мы были прихожанами, подобный вопрос давным- давно был- бы решен. Неужели батюшка не расставил- бы "все точки над и" своего духовного чада. Прибивайтесь к Приходу.


лагословите, батюшка! В церковной лавке подсказали посоветоваться с батюшкой вот по какому вопросу: возможно ли заказать сорокоуст о новопреставленном крещеном человеке, если он не отпет церковью? На днях погибли в автокатастрофе два родных мне человека. Один из них - отрок, 14 лет. Отпевать их - не от меня зависит, очень надеюсь, что родители погибших это сделают. Говорила с ними об этом, но пока безрезультатно. Могу ли я заказывать за них сорокоуст, панихиду? Спаси Бог!
Елена Тюмень 2016-09-23 11:37:00

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Сорокоуст, панихиду, поминовение на проскомидии нельзя заказывать, если, по каноническим причинам, было отказано в отпевании. В вашем случае ситуация иная: близкие сами игнорируют возможность отпеть, канонические запреты по всей видимости отсутствуют (умерший- крещен, не самоубийца, не богохульник, верующий..). Если так, можете заказывать просимое.


дравствуйте, батюшка! Как пройти процедуру развенчания? Мой бывший супруг Чемезов Игорь уже в браке с другой женщиной и у него там растёт новый ребёнок. Я хочу чтобы Вы помогли мне анулировать церковный брак, хочу быть свободной. С уважением
Татьяна Чемезова Тюмень 2016-09-17 00:59:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Аннулировать церковный брак возможно только в случае одновременного повторного венчания нового брака. Благословение на второбрачие с аннулированием первого брака в компетенции Правящего Архиерея.


оброго дня, Батюшка! Подскажите, пожалуйста, как правильно заказать на свой день рождения молебен благодарственный с акафистом? И как вписывать в записку имя батюшки? Благодарю за ответ. Да хранит Вас Господь!
Анна Тюмень 2016-09-11 11:46:01

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
В записке пишется: Благодарственный молебен (с акафистом). О здравии иерея Виктора... Анны...


обрый день. Сегодня моему ребенку (5 лет) батюшка отказал в причастии. На Ваш взгляд в каком случае такое возможно? Из храма уезжала в слезах.
Анастасия Тюмень 2016-09-11 17:45:23

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Это возможно, например, в следующем случае: В феврале 2015 года на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был принят документ "Об участии верных в Евхаристии". В нем говорится, что "детей с трехлетнего возраста постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак".


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.