Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

дравствуйте, Батюшка. Помогите мне, пожалуйста в моей беде. У меня сейчас идет третья беременность. Первая завершилась удачно. Есть сынок. Вторая беременность завершилась неудачно-плод замер на малом сроке. И вот я вновь беременна, но все идет не так хорошо: у меня обнаружилась гематома, которая не уменьшается, хотя я пролежала в больнице и идет аномальное развитие плодного яйца. С эмбрионом врачи говорят все хорошо, но аномальное развитие грозит прерыванием беременности. У малыша бьется сердце и хочется, чтобы оно и дальше билось. Я с начала беременности с сыночком хожу в церковь и ставлю свечки, прошу чтобы все прошло хорошо.. Скоро вновь в больницу для обследования и чтобы врачи дали заключение. Я очень переживаю, что все может закончится неблагополучно. Батюшка, помогите пожалуйста советом и молитвой. В больнице начала просить помощи у Святого Луки.
Анастасия Тюмень 2014-09-13 15:37:06

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Анастасия, во время беременности почаще исповедуйтесь и причащайтесь. Удивительная вещь- некрещеный еще младенец в материнской утробе причащается вместе с мамой Святых Христовых Таин! Помощи вам Божией.


дравствуйте батюшка! Я разбит полностью, я стал черствым не чувственным, грубым, закомплексованным, трусливым созданием. Максимально избегающий людей, родных близких, потому как не могу даже улыбнуться искренне человеку в глаза, в этот момент мне кажется что я начинаю вести себя не естественно и потому начинаю паниковать, путаться в мыслях и уже совсем не слушаю собеседника, а точнее делаю вид, а сам уже прорабатываю план как мне быстрей убежать! Из-за этого не иду устраиваться на работу, с родителями отношения плохие, меня гонят на работу- я упираюсь, а обосновать ничего не могу, ну или меня просто не могут понять. Отец гонит на работу, говорит: работа лечит. Оно то так и есть, только боюсь не в моем случае, вот и дома- никакого понимания. Устал... нет сил уже. Как мне быть батюшка!?
Константин Сургут 2014-08-20 18:57:08

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Константин, не нужно надеяться на понимание близких людей. Нужно учиться самому понимать близких. Господь очень часто проявляет Свою благую Волю через них. Например, если близкие гонят на работу, значит Воля Божия в том, чтобы напомнить о четвёртой заповеди Закона: "шесть дней работай!" (Втор.5, 13) и о том, что "если кто не хочет трудиться, тот не должен есть" (2Фес.3, 10). Конечно, больных людей это касается только отчасти. Обратитесь к врачам.


дравствуйте, батюшка. Прошу у Вас помощи. Как исповедовать грех рукоблудия? Я только начинаю воцерковляться и замечаю, что лукавый всё больше искушает меня. Такое уже случалось, батюшке я сказала что читаю Правило от осквернения, он сказал чтобы я продолжала молиться, но спустя год это произошло снова, причём после Великого праздника, когда на душе было ясно. Сегодня я готова сгореть со стыда, выходит, что нет во мне никакой христианской сдержанности. И ещё один вопрос, очень деликатный. После того, что я натворила, я не могу считать себя целомудренной? Спаси Господи!
Янина Тюмень 2014-09-03 23:54:29

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Покайтесь в совершении греха на исповеди: "снова согрешила...". Просите у священника епитимью и приступайте к ее исполнению. Утерянное целомудрие врачуется покаянием. Помощи Вам Божией, Янина.


дравствуйте батюшка! Хочу покрестить дочь. Вопрос такой, могут ли крестными быть семейная пара? Очень уж хорошие люди, но состоят в браке.
Татьяна Исетское 2014-08-24 15:00:12

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Не могут.


дравствуйте, батюшка! Скажите пожалуйста, можно ли в церкви освятить соль (чтобы солить пищу освященной солью - от бабушки такое слышала)? В нашем храме батюшка очень сильно ругался за такой вопрос, говорил что соль освящают для колдовства, наведения порчи. Мне не совсем понятно, КАК может освящённая вещь/еда нести вред и зло...она ведь святая. И почему можно освящать куличи, яйца, пасочки, а соль нельзя?
Наталья Сургут 2014-08-24 03:02:43

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Соль в храме освятить можно.


хочу покрестится. С чего начать? Подскажите.
юлия тюмень 2014-08-21 17:52:13

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Юлия, подготовку к таинству начните с посещения Прихода храма, прихожанкой которого Вы хотели бы стать. В храме Вам подробно объяснят все особенности принятия таинства крещения.


дравствуйте Батюшка! Можно ли иметь крестников в 18 лет?
Юлия Тюмень 2014-08-20 21:00:41

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
В 18- летнем возрасте вполне можно иметь крестников.


дравствуйте, Батюшка. Обращаюсь к Вам со своей бедой, потому, что чувствую, только Вы можете мне помочь. Вкратце: всю сознательную жизнь борюсь с постыдной страстью. Говорят, что от гормонов кровь кипит, так это у меня. Я женат, с женой живу дружно, но у нас плохо с жильем и вынужден работать на вахтах, так как дома работы нет, чтобы заработать на жилье. Постыдная страсть преследует меня с 15 лет. Прошу, батюшка мной не пренебречь, для меня это жизненно важно, потому, что знаю, что блудники Царствия Божьего не наследуют, а справиться с собой не могу. Получал эпитимии на месяц и полгода, Сейчас уже боюсь идти на исповедь, потому, что не исполняю предписания. Пока не построю жилье, с женой жить не возможно. Прошу совета и молитвенной помощи!
Василий Нижний Новгород 2014-08-23 12:58:15

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Василий, Вам необходимо сменить работу. Иначе жилье, купленное ценой предательства самого близкого человека, счастья не принесет. Желаете чтобы жена была верна Вам- будьте верны ей. Ведь "как аукнется- так откликнется". Стройте семейное счастье исходя из возможностей, не питайте себя иллюзиями, не разлучайтесь с супругой, будьте всегда вместе. "С милой рай и в шалаше". Помощи вам Божией.


дравствуйте батюшка! Подскажите, если крестится взрослый человек, должен ли он исповедовать в дальнейшем, уже после крещения, грехи, совершенные до крещения?
Алина Тюмень 2014-08-16 23:37:31

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Крещение- второе рождение, жизнь начинается с нового листа, все грехи прощены. Грехи, совершенные до крещения, допустимо исповедовать, если они смущают, не дают покоя.


дравствуйте, батюшка! Я хотела бы уточнить: если в храме каждый день литургия, то я могу каждый день заказывать проскомидию? Меня волнует не вредно ли часто подавать на проскомидию?
Евгения Тюмень 2014-08-15 21:18:02

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Частое поминовение на проскомидии не вредно, а полезно. Например, "сорокоуст"- это ежедневное поминовением на проскомидии в течение сорока дней.


дравствуйте , батюшка! Подскажите, как часто можно подавать записки на проскомидию? Если подавать записки на проскомидию 2 раза в неделю - то это часто?
Вика с.Нижняя Тавда 2014-08-09 01:49:36

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Это зависит от количества совершаемых в данном храме Божественных Литургий. Если на неделе, например, три Литургии- можно подавать записки на каждую (т.е. три раза поминать на проскомидии).


дравствуйте. Моя взрослая дочь страдает психическим расстройством. Лежала в больнице по этому поводу. Два года не принимала лекарств, врач отменил, последние полгода плохо чувствует себя, а уже несколько недель периодически неадекватна. Она беременна-3 мес, как можно ей помочь, в периоды просветления- нормальный хороший человек, но когда не в себе обвиняет во всем меня и мужа. Я крещеная, но в церковь хожу нечасто.
Светлана Л. Тюмень 2014-08-13 19:04:38

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
В церковь, Светлана, желательно ходить "не часто и не редко", а как положено, в соответствии с четвертой заповедью Закона Божия: каждую Воскресную службу и все Великие праздники. Обязательно исповедуйтесь, а "о здравии" дочери закажите сорокоуст- тем самым окажете дочери большую духовную поддержку.


дравствуйте. В д.Куларово, Вагайского района стоит церковь, пустая, заброшенная. С каждым годом ее конструкции разрушаются. Скажите пожалуйста, можно ли её восстановить ? Насколько я знаю, в том районе,есть церковь в Вагае, но не такая большая как в Куларово.
Татьяна Тобольск 2014-08-10 01:24:43

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
О перспективах восстановления церквей в Вагайском районе компетентный ответ может дать благочинный Тобольского благочиния протоиерей Михаил Денисов (храм Семи отроков Ефесских на Завальном кладбище г. Тобольска). тел.8(3456)24-90-96.


дравствуйте, Батюшка! Помогите мне разобраться вот в каком вопросе. В прошлом году в августе я взяла котенка. Он оказался болен тяжелой болезнью, от которой нет специальных лекарств. Я лечила, где сама, где советовалась с ветеренарами и человеческими врачами, читала много материалов в сети Интернет. Молилась Богу, Богородице. Отчаивалась и снова лечила. Слава Богу пока котейка живет и неплохо себя чувствует! Теперь собственно проблема: в мае-июне я читала 40 дней молитву Св. Николою Чудотворцу. Мысленно и после молитвы постоянно просила об исцелении котика. При этом думала, что мне больше ничего не надо в этой жизни, только бы котенок жил. Торговалась выходит? Каюсь сильно теперь. И это ведь неправда, что мне больше ничего не надо в жизни. Я не замужем, а ведь хочу семью. А получается от всего сама отреклась? Как мне теперь быть? Как просить Бога о прощении за мои мысли необдуманные и за прошения такие. Спасибо Вам заранее за ответ.
Юлия Тюмень 2014-08-09 16:14:11

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Думаю, Юлия, Вам необходимо озаботиться главным вопросом: что делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Остальное Господь приложит: и доброго мужа даст, и котейку исцелит.


дравствуйте , батюшка! Подскажите, правильнее после причастия запить запивку а потом уже заесть маленькой просфоркой или наоборот сначала заесть а потом уже запить теплотой? Дело в том, что я всегда сначала запивала запивкой, а потом заедала просфоркой, но в прошлый раз после причастия когда я подошла к столику, мне женщина подала просфорку и сказала что сначала заешьте, а потом уже запейте теплотой. И вот я в недоумении...Это что получается я до этого времени не в правильном порядке после причастия все делала?
Алина Тюмень 2014-08-06 22:47:06

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Запивка "теплотой"- это способ удаления из полости рта оставшихся после Причащения малейших частиц Тела и Крови Христовых. Можно рекомендовать следующий порядок: теплота - просфора - теплота. Хотя, изменение этого порядка принципиального значения не имеет.


дравствуйте! Скажите пожалуйста, где в Тюмени служится молебен святому мученику Уару?
Ольга Тюмень 2014-08-04 16:44:37

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Регулярно молебен мч. Уару вряд ли где служится. Но практически в каждом приходском храме отведено время для служения молебнов "на всякую потребу". Т.е. Вы, Ольга, заказываете молебен святому, пишете имена "о здравии" крещеных близких и принимаете участие в молебне.


риветствую Вас, батюшка! У меня такой вопрос: можно ли ходить на исповедь к двум батюшкам или желательно к одному?
Ирина Тюмень 2014-07-31 20:23:49

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Допустимо ходить на исповедь к разным батюшкам, но лучше- к одному. Если начинаем ходить к одному- можно считать его духовником, а себя духовным чадом.


дравствуйте. У меня есть очень близкая подруга, которую я по праву могу назвать своей сестрой, потому что мы очень долго дружим и я прекрасно общаюсь с ее семьей. Так вот, я предложила ее маме стать мне крестной мамой. Скажите, если ее мама будет мне крестной, то моя подруга будет мне крестной сестрой?
Яна. Нальчик. 2014-07-31 00:12:22

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
А каков, Яна, Ваш возраст? Если Вы в совершенных летах, то необходимость в крестной отпадает... Принимайте крещение и близкая подруга станет Вам сестрой во Христе.


дравствуйте, Батюшка.С 1902 по 1915 годы в Никольско-Богоявленском храме села Елань служил мой прадед - священник Николай Александрович Греченин. В 1937 году он был арестован, 10 октября приговорен к расстрелу и расстрелян. До сих пор я имею о нем крайне скупые сведения, почерпанные в интернете. К сожалению, моя жизнь протекала оторвано от старшего поколения его потомков. А ныне здравствующие знают о нем меньше моего. Известно, что у него были две дочери Капитолина и Зинаида. Зинаида – это моя бабка. Она выбрала путь комсомольской, а затем партийной активистки, в соответствующем духе воспитывала своих детей (мой отец и тетя), о своем отце им ничего не рассказывала. Другая его дочь осталась до конца с отцом. Но связь по этой линии утеряна. Я уже далеко не молод (67 лет), духовно слабо развит, но для меня важно как можно больше узнать о своем прадеде. Важно для меня и для моих детей. Очень прошу Вас, если есть возможность, сообщить мне те сведения, которыми располагает Тобольская митрополия. Заранее благодарен.
Сергей Петрозаводск 2014-07-28 07:13:10

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Сергей, рад, что для Вас и Ваших детей очень важны сведения о прадеде, Тобольском священнике, пострадавшем за Христа в 1937 г. Некоторые сведения о нем в Тобольской Митрополии имеются. Вот краткая биография: Родился Николай Греченин в 1872 г. в Тобольске. Окончил семинарию в 1891. Рукоположен в диакона-1896, в священника-1898. До 1902- служил в Алымской церкви Тоб.у. Затем в Елани Тюм.у. С 1915- в Бронниковской церкви Тоб.у. Судя по наградам и отзывам прихожан- о. Николай был "пастырем добрым". Именно таких людей богоборцы и объявили "врагами народа". Более подробные сведения можем дать в переписке. Ждем от Вас каких либо подробностей и фотоматериалов об о. Николае и его потомках. Пишите на e-mail: HramST@mail.ru Божие Вам благословение.


обрый день. Я открываю коммерческую организацию (ООО) которая направит свою деятельность на помощь инвалидам и престарелым. Это будет социальная помощь населению. Хочу назвать "Добрый дом имени св. Ольги". Имею ли я на это право?
Элла Сургут 2014-07-28 13:11:32

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
О каком праве, Элла, Вы хотели спросить? О морально- нравственном или юридическом? Если о юридическом- посоветуйтесь с юристами; если о моральном- испросите благословение у церковного священноначалия. Прежде этого нужно уяснить о какой святой Ольге идет речь? Их в святцах- не одна. Обоснуйте связь подвига святой с деятельностью вашей организации. Повстречайтесь с руководителем отдела социального служения епархии. Подготовьте соответствующее прошение на имя Управляющего Ханты- Мансийской епархией. Помощи Вам Божией, Элла.


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.