Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

дравствуйте. Прожили с женой 14 лет. Один раз разводились и развенчались.Через полгода помирились и стали жить вместе. После этого,через полтора года, вновь зарегистрировали брак. В Церковь она почти не ходила,только пару раз. Я в Церковь хожу, но до христианина мне далеко. В 19 лет я искренно уверовал в Бога и стал часто ходить в Церковь, поститься и молиться. Но жена меня не поддерживала и я постепенно угас. Сейчас не пощусь- сил нет. В Церковь хожу 3,4 раза в месяц. Ещё у меня прблема с рукоблудием и просмотром блудного видео. Постоянно исповедаю грех, а через 1,2 месяца опять падаю. Но сейчас у меня другая проблема. Год назад жена начала пить. У неё и раньше была эта слабость. Я ей запрещал пить,говорил чтобы домой пьяная не приходила. Связалась с компанией,стала не приходить ночевать домой. Прогуляла работу и её уволили по статье. Я ей сказал либо бросай пить, либо уходи. Бросать пить и лечиться она не захотела. Полгода жила у матери. Нашла мужика с кем можно пить, ночевала у него. В начале этого года она мне позвонила и стала просить чтобы я её принял. Обещала бросить пить. Мне было жалко её и я жену принял. Приходила врач на дом, ставили капельницу. Прошло 3 месяца. Жена пару раз срывалась. Из-за этого впал в депрессию и потерял работу. С одной стороны испытываю неприязнь к жене из-за её измен, а с другой жалко её, сопьётся без меня. Хотя и со мной может спиться. Не знаю что делать схожу с ума. Сходил в Церковь помолился Богу, написал на двух листочках одному быть или с женой. Выпало с женой. Сходил в Церковь исповедался, а мысли всё равно не отступают. Хочу жить один, но её жалко. Пока я жил один полгода состояние было другое. Была энергия. С женщинами я не встречался. Помогите советом.
николай нижний новгород 2018-04-16 18:41:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Взирая на свои немощи, будьте снисходительны к немощам ближних. "Обещала бросить пить"- Вы тоже обещали на исповеди бросить грех! Выполнили? "Я ей запрещал пить"- А себе запрещали грешить? Остановили собственные падения? Совет: Не оставляйте супругу в беде; продолжайте с ней жить, молиться и заботиться о ней. Вы ответственны за спасение её души.


ристос Воскресе, батюшка! Можно ли поминать 40 дней в пасхальную неделю? Все говорят, что нельзя.
Мария Тарко-Сале 2018-04-12 00:48:07

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Поминать на Светлой седмице можно; и вот как: на 40- й день утром прийти на Литургию в храм, заказать обедню о упокоении, принести продукты на панихидный стол, поучаствовать в Литургии и Крестном ходе. На Радоницу помолиться в храме на Панихиде и посетить могилку усопшего, где совершить заупокойную литию мирским чином. Обед на поминках- вообще, дело второстепенное, если он будет- помолиться о усопшем; спиртное исключить!


дравствуйте! Хотелось бы помолиться за усопшего человека. Но он инаковерующий и некрещеный. Его профессия- актерское исскусство; имеет много поклонников в мире. Я от этого давно уже отошла. Верущая и воцерковленная много лет, но детская любовь к этому человеку осталась, за его талант. С детства любила фильмы с участием этой личности. Смерть- "случайное утопление", но есть и другие версии: сердечный приступ от чего произошло утопление. Вера у него индуистская. Испытываю скорбь. Думаю о душе этого человека. Хотела бы молиться за эту душеньку так как очень жалко. У святых отцов прочитала, что возможно, но келейно: "Взыщи Господи погибшую душу... ". А вот возможно ли келейно- канон муч. Уару? Не знаю. Хотелось бы правильно поминать, а не только со слезами и своими словами.
Любовь Тюмень 2018-04-10 12:02:25

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
В Богослужебной Минее 1980 г. имеется канон мученику Уару предназначенный именно для келейного чтения. Читают его о упокоении душ некрещеных родственников. А вот полезно ли молиться о упокоении актера, которого лично не знали; который был кумиром молодости- лучше посоветоваться с духовником.


ристос Воскресе! Батюшка! У меня такой вопрос: Я певчая храма. Священник, который служил у нас в Храме несколько лет, уехал в другой город. На его место назначили другого священника. Он заставляет нас (певчих) ходить к нему на исповедь. Но душа моя противится идти именно к нему (к сожалению, он не нравится мне как человек). Могу ли я ходить на исповедь в другой храм, а петь на службах в своем?
ирина тюмень 2018-04-09 00:25:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Конечно, Ирина, вы можете исповедоваться в любом храме. Разве вы не обладаете даром свободы? Но не всегда это может быть оправданным. Неприязнь к священнику- грех. Как лечить? Идти к нему на исповедь.


обрый день. У меня возник вопрос, подскажите пожалуйста. У нас с будущим супругом назначего венчание на 3 августа 2018 года. У нас обоих это не первый брак; дети есть и у меня, и у него ребенок. Венчаемся оба впервые в жизни. Я прочла несколько статей по подготовке к таинству, и в плане внешнего вида сказано, что невеста должна быть в белом платье. Я хочу надеть праздничное красное платье, будущий супруг- строгий костюм. Скажите пожалуйста, допустимо ли это? Заранее спасибо.
Анна Тюмень 2018-04-06 17:01:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Христос Воскресе, Анна! Благословение на второбрачие- прерогатива Епископа. Преподано- ли вам Архиерейское благословение? Вот главный вопрос! А цвет платья- дело второстепенное.


дравствуйте! К нам в Голышманово приезжает владыка Тихон для проведения пасхальной литургии в будний день 11 апреля. Можно ли проводить ее не в 8 утра, а хотя бы в 12 часов дня? Хочется и работающим прихожанам бывать на таких службах и детей причастить на такой литургии. А иначе для кого она проводится? Только для пенсионеров?
Ольга Голышманово 2018-04-09 19:42:00

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Христос Воскресе, Ольга. В 12- Литургию нельзя. Ради Пасхи Христовой и ради приезда Владыки хорошо- бы отпроситься с работы часов до 11.


лагословите Батюшка! У меня вопрос, как правильно относиться к действиям прихожанки Знаменоского собора? Сегодня на литургии в Великий Четверг, уже когда прочли псалтырь, прихожанка, мирская но ходит в черном, демонстративно намотала красную тряпицу на правую руку, подошла к центральной иконе Николя Чудотворца и протерла ее этой тряпицей на уровне глаз, икону туда никто не целует, потом запихала эту тряпицу себе в карман, во время службы два раза оборачивалась от алтаря и выкрикивала слова, кому не известно, последнее что было мной услышано: "я ребро его...". Нормальная прихожанка раньше была, одно время работала в церковной лавке. Вопрос: что это она вытворяет и надо ли священникам о ней сказать, так как слова она частенько назад себя во время служб кричит. Ну вот красной тряпкой махать во время богослужения, это вообще предел. Как себя вести? Пусть она дальше все это творит?
Любовь Тюмень 2018-04-06 00:12:32

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Божие вам благословение, Любовь! Ближнего нам заповедано любить, как самого себя! Думаю, что в храме всегда есть работники владеющие ситуацией и способные реагировать и давать оценку подобным проявлениям. Старайтесь относится правильно к СВОИМ поступкам, а к поступкам ближних- снисходительно и оправдательно, как это делают адвокаты.


обрый день, батюшка. Я вышила икону нитками. Потом уже прочитала в интернете, что образ на ней не канонический (лик тоже вышивается). Такую иконку нельзя освятить в церкви? Молиться перед ней можно?
Нина Тюмень 2018-03-28 12:36:54

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Нина. Покажите вашу иконку священнику. Он, как специалист, подскажет, можно ли освящать, можно ли молиться.


дравствуйте Батюшка! Подскажите, можно ли сначала собороваться, а потом идти на исповедь и причастие?
аля Тюмень 2018-03-27 20:12:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Можно. После соборования постарайтесь исповедоваться и причащаться регулярно, например: раз в месяц.


дравствуйте! Есть такое учение у православных, что до пришествия на землю Христа все праотцы- праведники не имели шанс на спасение. Как правильно интерпретировать притчу о богаче и Лазаре?! Лазарь, получается до Христа вошел в Ц.Н?
Василий Москва 2018-03-27 20:02:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Смотря что понимать под спасением. Лазарь вошел в "Лоно Авраамово"- место свободное от мучений, но находящееся в аду (Лк.16, 19-31). "Рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа. Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучшив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство" (О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста).


дравствуйте батюшка! Я к вам с просьбой или даже с мольбой просить помощи у вас. У меня проблема с алкоголем, что только не предпринимал чтобы бросить и не вижу больше выхода как прийти и посвятить свою жизнь храму. Помогите пожалуйста.
Евгений Нягань 2018-03-14 14:02:44

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте Евгений. Компетентный совет может дать священник Николай Макаров, храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" г. Тюмень. Он возглавляет Епархиальную комиссию по трезвости. Его тел. 89829094303.


дравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в правильности чтения Молитвы Задержания старца Пансофия, так как в Интернете очень много сейчас советов, о том как правильно ее читать! О данной молитве узнал случайно на одном из православных каналов, где о ней вскользь прозвучала информация. Так как я ничего раньше не знал о этой молитве, то стал находить информацию в интернете о ее значении. Ситуация у меня складывается сейчас в жизни очень непросто на протяжении нескольких лет, и чтобы преодолеть некоторые трудности, я решил обратиться за помощью к данной молитве. И вот вопросы (пишу так как предлагают разные статьи в интернете, чтобы сформировать у себя нужный и правильный единый алгоритм подготовки к прочтению и правильности чтения): Я готов к выполнению всех требований (даже в условиях современного ритма жизни), только не знаю можно-ли читать данную молитву или нет? Спасибо за понимание. Надеюсь на Ваш ответ.
Андрей Сургут 2018-03-13 02:36:28

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Андрей, я бы не советовал читать т.н. молитву задержания, и вот почему. Происхождение этой молитвы- сомнительное; скорее всего здесь попытка выдать "новодел" за Афонский текст середины 19 века. В тексте молитвы отсутствует обычное для канонических молитв славословие Богу. Также, в данной молитве: вместо самоосуждения и покаяния- перечисление грехов ближних. Вместо прощения "ненавидящих и обидящих нас"- просьба о их наказании. Вместо смиренного предания себя в волю Божию- требования исполнения желаний. Не спасение души занимает внимание автора молитвы, а житейские попечения: забота о сохранности имущества, стремление отстоять у врагов свое благополучие. В общем, данная молитва вступает в противоречие с православным вероучением.


лагословите отец Владимир! Я по вчерашнему вопросу о исповеди,вы не ответили, имела ли я право так утешить сестру и что ей теперь вообще на исповедь не ходить, пока не вступит в законный брак? Исповедь не Причастие, и если человек на исповедь не будет ходить, он вообще уйдет из Церкви, она и так новоначальная, теперь в смятении. Сказала ей читать труды метрополита Антония Сурожского. Грех чревоугодия тоже ведь смерный грех, все мы им заражены, по логике тоже у нас исповедь не надо принимать, так как каемся и все равно грешим этим, как быть?
Любовь Тюмень 2018-03-12 22:45:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Утешить нужно было, но немножко по другому: мол, ходи на исповедь как можно чаще; исповедай все грехи; также объясняй священнику, какие шаги наметила и что делаешь, чтобы прекратить сожительство; разрешит батюшка, или не разрешит от грехов- это его святое право; с уважением относись к его решению; смиряйся перед обстоятельствами.


лагословите Батюшка! Сегодня мне позвонила сестра во Христе, она в длительной командировке в Москве. Поэтому пошла на исповедь в московский Храм, исповедовалась но в конце обозначила грех сожительства. Священник сказал, что такую исповедь не принимает. Молитву разрешительную читать не стал. Когда она спросила почему, разговаривать не стал и по сути ответил: "еще учить меня будешь"? Сестра вся в отчаянии, стала звонить мне, еле привела ее душу в покой. Конечно я знаю, что она не права и нельзя жить в грехе, но другие грехи священник мог бы разрешить? Я ей сказала, что Господь Христос, видя искреннее покаяние твое в других прегрешениях, сам простил. Имела ли я право так утешить сестру? И как поступать ей, если такое снова повторится? Вообще не исповедовать этот грех? Тогда получается - утайка греха, борется она с этим, Спаси Господи!
Любовь Тюмень 2018-03-12 00:20:52

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Священник вправе разрешать, либо не разрешать грехи исповедающегося. Слава Богу, если остальные грехи побеждены. Но при этом человек пребывает в смертном грехе, являясь по сути преступником Закона Божия. Здесь важно, как сама ваша знакомая вместе с сожителем относятся к данному тяжелому греху: подали заявление на регистрацию; до регистрации решили не жить как супруги; прекратили сожительство и разбежались... или продолжают беззаконную связь, считая заключение брака пустой формальностью?


атюшка, здравствуйте! Недавно присутствовала на похоронах родственника на Червишевском кладбище-2, участок №7. Обратила внимание, что рядом с православными хоронят и мусульман. А как же вековые обряды, обычаи, традиции? Ритуальными конторами г.Тюмень дело поставлено на поток, миром правят деньги. Даже в жесткие и криминальные 90-е годы не было такого хаоса и беспредела на городских кладбищах. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.
Татьяна Тюмень 2018-02-27 20:37:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Кладбища для погребения православных в Царской России были закреплены за церквями. Батюшки следили за порядком. Мусульман погребали на мусульманских кладбищах; самоубийц- в специально отведенных местах... Сейчас, в населенных пунктах со смешанным населением и кладбища смешанные. Думаю, что на участь души усопшего православного христианина похороненый рядом мусульманин никак не повлияет. Посещая могилки близких, есть повод помолиться и о упокоении всех "зде лежащих".


то сообщение для благодарности за Ваш ответ! Благодаря Вашей информации, я смогла найти батюшку, крестившего меня в 92 году в Першино! Это был отец Зосима. На 23 февраля я приезжала к родителям, которые живут в Тобольске, и мы с первого раза встретили его в Софийско-Успенском соборе. Так было суждено, что мои поиски закончились успешно. Отец Зосима вспомнил, как в те годы многие люди в Уватском районе пожелали креститься, как они посещали посёлки, как крестили нас в местном клубе. Благодарю Вас!
Снежана Тюмень 2018-03-02 17:34:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Божие вам благословение, Снежана!


дравствуйте, батюшка. Мне нужно восстановить мое свидетельство о крещении, ответ как правило "обратитесь туда, где вас крестили". Всё правильно. Но меня крестили в поселке Першино Уватского района, там еще не было церкви, приезжали батюшки из Увата, и крестили всех желающих массово. На руки документов не выдали. Мне было около трех лет, весна 91 или 92 года. Имя батюшки я не знаю. Позвонила в Храм Увата, мне ответили, чтобы обращалась в Першино. Как мне найти человека, который мог тогда вести метрические книги с выездными крещениями уватских батюшек... Посоветуйте, пожалуйста. К кому обратиться? Ехать в Першино или в Уват?
Снежана Тюмень 2018-02-14 17:28:06

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Вряд- ли, Снежана, можно сегодня разыскать какие либо метрические записи начала 90-х. Можно лишь с той или иной степенью достоверности предположить, кто мог в то время покрестить народ в Першино. Священник, крестивший вас- скорее всего из Тобольска; батюшек тогда было немного. Поинтересоваться можно в Тобольске у пожилых священников: арх. Зосимы, прот. Виктора Нагайцева,... Может быть Уватский батюшка, о. Димитрий Песков поможет вам в этом деле. Он же вправе потом выписать вам дубликат Свидетельства о крещении.


обрый день батюшка. Я хочу покреститься. Где можно это сделать в Тобольске, сколько стоит, а также что для этого нужно?
Алена Тобольск 2018-02-20 01:10:12

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Алена, нужно начинать посещать храм по воскресным и праздничным дням, т.е. становиться прихожанкой. А в храме, например в Софийско-Успенском соборе, информацию о крещении прочитаете на доске объявлений.


дравствуйте. Как заказать неусыпаемую псалтырь о страждущих?
Надежда Стрежевой 2018-02-18 13:41:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Поминовение на неусыпаемой Псалтири можно заказать в Тюменском Богородице Рождественском Ильинском женском монастыре. Тел. 89129251848.


дравствуйте Батюшка! Мне 30 лет и всю жизнь в душе меня тянуло к Богу.Я долго сомневался, не мог решиться. Сейчас всё-таки решил учиться на священника, для начала. Но есть пара проблем. У меня 9 классов образования, 5 лет тюрьмы. Пожалуйста скажите, что можно сделать? Спасибо.
Алексей Пермский край.с.Большая Соснова 2018-02-12 19:07:51

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Алексей. К сожалению ваша "пара проблем" служит препятствием для обучения на священника и рукоположения. Но у вас есть возможность стать добрым христианином, прихожанином какого либо храма. Нужно покаяться, вести духовно- нравственную жизнь, заниматься спасением собственной души. Помоги Господи.


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.