Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

дравствуйте. 19 апреля 2014 года накануне Пасхи случился пожар в квартире от упавшей церковной свечи. Находившиеся рядом иконы сгорели, оставшиеся части икон и окладов сложила в коробку и убрала в подпол, не зная как поступить, там они и хранятся до сих пор. Подскажите пожалуйста как поступить с этими частями бывших икон? Заранее благодарю за Ваш ответ.
НАТАЛЬЯ Ханты-Мансийск 2017-01-16 22:51:02

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Отнесите части бывших икон в храм. Обратитесь с просьбой принять их на "утилизацию" (сжигание в церковной печи). Покайтесь в том, что допустили порчу святынь.


дравствуйте, батюшка. Себя считаю православной христианкой, по крайней мере стремлюсь к этому. Мне 31 г и вот так получилось, что я целомудренна. Ухаживают молодые люди и по истечении времени намекают на близость. Я себе этого не могу позволить, это ведь блуд, а гражданский брак не приемлю, только брак официальный. И получается, что на меня обижаются и меня отталкивают, причиняя страдания. И вот, я даже боюсь начинать дружбу, да уже общаться боюсь и держусь на стороне. Решила открыться одному человеку, думаю поверю, даже подарок подарила. Но он, представляете, возомнил из себя, что за ним бегают, из меня посмешище сделал, его друзья надо мной подхихикивают, шутки в мой адрес пускают. В душе моей столько грехов накопилось и злость, гнев, ненависть и мщение на него, и прочее, сама себя пугаюсь, уныние и депрессия. Неужели сейчас искренние девушки и девственницы - это повод для насмешек, неужели сейчас во всем подвох видят? Батюшка, подскажите как можно не думать об этом человеке, я несколько раз на исповеди озвучивала, молилась чтобы его простить и его друзей. Сердце разрывается. Сон нарушен.
Алина Тюмень 2017-01-13 05:04:34

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Алина, ни в коем случае не расстраивайтесь. Преподобный Серафим Саровский, сам величайший девственник, усердно призывал блюсти целомудрие: "Если девство кто хранит- Дух Божий таких принимает". Отталкивают и причиняют страдания Вам именно те молодые люди, с которыми уж никак строить планы на семейную жизнь не следует. Хорошо, что так быстро открывается их блудная сущность. Обижаться на больных грехом мирских людей не следует, лучше смиренно потерпеть и помолиться о них. А искренне оценить, понять и принять ваше девство сможет лишь православный мужчина, потенциальный жених. Таковые "обитают" на богослужениях в приходских храмах.


дравствуйте. Ситуация следующая, я очень боюсь своего будущего. Мне 25 лет (не замужем, детей нет). Воспитывала меня моя бабушка ей сейчас 65 лет (она единственная моя моральная поддержка)- отца не видела ни разу, мама пьющая (пьет запоями, не работает), в опьянении может наговорить на меня гадости прилюдно, украсть у меня все что угодно, лишь бы найти деньги на спирт, и ей все равно что я зарабатываю с трудом (забирает все, потом меняет на спирт), когда я ей говорю об этом: как тебе не стыдно, я же работаю в дом несу, ты ешь за мой счет, носишь мою одежду и т.д). Она 2 раза отбывала срок в тюрьме, я работала и ей передачки носила и деньги отправляла (знаю: какая бы она не была мать, это мой долг), она смотрит невинными глазами: я не брала, или я больше не буду, и пить не буду, и смотрит, будто смеется в глаза, это так обидно. Ранее я была в отношениях 5 лет (думала будет семья и т.д), но расстались (очень любила и безумно переживала). Вопрос: как мне себя вести с мамой (я знаю- есть заповедь и я должна ее почитать и во всем помогать и т.д). Но она треплет мне и бабушке нервы, ни с кем ни считается, за рюмку водки может продать нас с потрахами, ворует, придет домой пьяная, проспится, помоется, поест, накрасится, подухарится (моими же духами) и пойдет дальше гулять и веселится, при этом может устроить скандал. Я очень чувствительная и все переживаю очень сильно, я очень боюсь что баба может уйти из жизни (я же понимаю что уже 65 лет+ всю жизнь ей моя мама треплет нервы, а это не проходит даром), и что я могу остаться совсем одна. Мама мне может в момент переживаний предложить только рюмку водки, вот вся ее помощь. Я ощущаю себя не 25 летней девушкой, а беззащитным ребенком (меня это очень пугает), да и баба очень переживает, говорит: вот если я умру, как ты останешься с ней (мамой), она тебя ни во что не ставит и вообще полностью сядет на твою шею, а ты за себя не сможешь заступится, слишком ты мягкая и добрая. Я в Бога верю, последнее время в результате расставания с молодым человеком стараюсь пребывать как можно больше в молитве, посты соблюдать стараюсь, готовлюсь к исповеди (ранее тоже исповедовалась, но когда у меня все хорошо душа не болит- особо про Бога то не вспоминаю и понимаю, что это моя подлость и надо исправляться. Я очень хочу стать сильнее морально, чтобы давать отпор людям (даже маме), но я не знаю имею ли я на это право? Ведь есть заповедь и я обязана ее соблюдать? Так же я очень хочу семью. Стоит ли просить у Бога исправление моей жизни? Или положится на Промысел Божий и принять все как есть? Я очень переживаю по этому поводу, постоянно думаю и представляю как я буду дальше жить, уныние возникает.
Фатиния Томск 2017-01-12 23:44:01

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Добрый день, Фотиния. Не травите себя бесполезными фантазиями. О завтрашнем дне знает только Бог. Живите днем сегодняшним. Вы пытаетесь вести правильную духовную жизнь (надеюсь, покаялись уже в блудном грехе с молодым мужиком?), потому Господь проявляет особое попечение о Вас. Все, что Вас на сегодняшний день окружает- от Бога, Его промысл- Вам на пользу, Вашего ради спасения, Ваш крест. Придется потерпеть мамины выходки. Почитайте ее, молитесь о ней, не осуждайте ее. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь. Бог вознаградит.


дравствуйте! Подскажите, пожалуйста, я хочу покреститься, мне 35 лет, еще хочу покрестить сына 14 лет. Скажите, для сына обязательно присутствие крестных и обязательно, чтоб их было двое? (мальчику 14 лет).
Лилия с.Сладково,Тюменская обл. 2017-01-10 21:29:28

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Для крещения мальчика достаточно одного крестного- мужчины. При достижении им совершеннолетнего возраста необходимость в крестных вообще отпадет.


дравствуйте, Батюшка! Скажите пожалуйста, нужно ли выдержать 3 дня поста перед причастием в Святки? В Церковном календаре написано, что в Святки нет поста (по средам и пятницам).
Елена Тюмень 2017-01-11 00:32:51

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Условия подготовки к причастию в Святки зависят от того, как строго соблюдались вами Успенский пост, среда, пятница и Рождественский пост. Также значение имеют степень вашей воцерковленности и частота причащения. Учитывая вышеизложенные факторы духовник дает рекомендацию, как готовиться к причастию в Святки.


дравствуйте, батюшка. Скажите пожалуйста, возможно ли в Знаменском кафедральном соборе отпеть умершего, когда и что для этого нужно? похороны уже были в деревне, там не было возможности отпеть!
Наталья Тюмень 2016-12-20 15:33:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
По поводу заочного отпевания вам нужно обратиться либо к священнику Знаменского собора, либо в церковную лавку. Там все объяснят. Скорее всего необходимо будет сообщить подробности духовной жизни усопшего: крещен- ли был, веровал- ли, исповедовался- ли, причащался- ли? Какова причина смерти? Возможно понадобится документ: Свидетельство о смерти.


лагословите Батюшка, еще один вопрос о Святом Причащении Божественных Тайн. Моя подруга только начала воцерквляться, у нее на губах сделан татуаж (это такая модная наколка на губы- что их не надо красить помадой- просто так она не выводится как любая наколка- это надолго- может и навсегда). Когда она подходит к Чаше священник просит, что бы она вытерла губы от помады, она начинает объяснять и это так неловко и ей и священнику, она у Чаши разражается - она душевно болящая еще к тому же... Я понимаю, что надо причащаться у того священника, кто исповедовал и его предупредить, но вот так выходит, что службу ведет другой священник- как поступать в этих случаях- подходя сразу говорить- у меня татуаж на губах или молчать?
Любовь Любовь 2016-12-20 01:20:10

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Подруге придется теперь смиряться, постоянно объясняться и бороться с раздражением, если будут спрашивать.


лагословите Батюшка, вопрос о Святом Причащении Божественных Тайн. Подходя к Чаше- нужно просто говорить свое имя, или правильно говорить: раба Божья Любовь?
Любовь Тюмень 2016-12-20 01:13:03

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Просто- Любовь.


обрый день Батюшка. Хочу задать вопрос который меня беспокоит несколько лет. Каждый раз после причастия я испытываю жар и покалывание во всем теле. Ощущения необычные и кажется что я начинаю болеть, как будь-то поднимается температура. Чем это объяснить? У знакомых верующих людей спрашивала про их ощущения- такого не испытывают. Копаюсь в себе ищу нераскаянный грех, не могу найти. Подскажите в чем дело?
Марина Тюмень 2016-12-19 12:21:57

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Иногда после причастия бывают т.н. искушения. Можно считать жар и покалывание- искушением... А лучше вообще ничем не считать: жар как жар. Ну и что? "Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго..."


оброго ЗДОРОВЬЯ ВАМ отец Владимир! Спасибо за служение Ваше. Вопрос: На проповеди священник сказал, что кто был на Литургии и не Причастился Христовых Тайн, тот зря приходил. Хожу в храм каждое воскресение , праздники и когда душа "попросит", молюсь как могу, но причащаюсь 8-10 раз в год. Теперь не знаю как быть? Получается, что мне нельзя быть на Литургии Верных и проповеди когда не причащаюсь? Уходить сразу после Литургии Оглашенных? Или как? Поясните пожалуйста. Заранее спасибо за ответ. Спаси Господи.
Петр Тюмень 2016-12-15 15:13:44

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Петр, такое ощущение, что вы не получали ответов, которые я отправлял на ваш эл. адрес. Вы свой адрес указали правильно? Трудно комментировать проповедь священника, которую я не слышал. Фраза вырванная из контекста не объясняет сути. Невозможно понять, что хотел сказать батюшка. Скорее всего его слова были обращены к тем, кто очень редко причащается или совсем не причащается. Поэтому я посоветовал вам обратиться к этому священнику лично. От себя могу сказать, что кто был на Литургии и не причащался Святых Христовых Таин, тот приходил не зря. Уходить после Литургии оглашенных не следует. Причащаться 8- 10 раз в году- вполне достаточно.


дравствуйте батюшка! Когда болеет ребенок можно ли позвать священника, чтобы он его пособоровал на дому?
Александр Тюмень 2016-12-13 15:35:35

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Строго говоря, соборуют с семилетнего возраста.


лагословите Батюшка! Вопрос о исповеди. Многие встают на исповеди на колени и исповедуются так. Как правильно исповедоваться- стоя или на коленях? И что целуют в первую очередь после разрешительной молитвы- Евангелие или Крест?
Любовь Тюмень 2016-12-09 00:02:17

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Допустимо исповедоваться и в полный рост, и на коленях, и даже лежа- по немощи телесной. После разрешительной молитвы целуют сначала Крест, потом- Евангелие.


обрый день, батюшка! Пожалуйста, объясните: Рождество Христово 7 января считается по старому стилю или это по новому стилю? В одном календаре было указано 7 января - Рождество по старому стилю. С уважением
Светлана Тобольск 2016-12-07 18:44:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
7 января будем праздновать Рождество Христово. Стиль новый.


обрый день. У меня такой вопрос: что делать с использованным православным календарем?
Светлана Тюмень 2016-12-05 19:27:02

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Испорченные иконки, изображения храмов, икон из газет- журналов, огарки свечей, прошлогодние календари, вербочки и прочий "святой мусор" предают огню. Пепел закапывают в непопираемом месте. Конечно, в городских условиях данное мероприятие трудновыполнимо. Запасной вариант: несете календарь в храм; просите принять его на сжигание в церковной печи.


дравствуйте. Я хочу исповедаться, но не знаю с чего мне начать, нету близких людей кто посещает церкви и подкован в этом. Вот собственно и вопрос состоит в том, как мне подойти к этому действу правильно!!! О себе могу сказать, что крещеный и очень грешен и вообще такое чувство, что потерял себя в этой жизни. Пожалуйста помогите.
Сергей Тюмень 2016-12-01 13:49:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Ничего сложного, Сергей! Заходим в храм; находим дежурного; задаем дежурному два вопроса: когда подойти на исповедь? как подготовиться?


лагословите, батюшка! Всегда, когда читаю псалом 90, слова "... Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою..." вспоминаю, что дьявол этими же словами искушал Иисуса Христа в пустыне после крещения. Но нигде не встречала толкования о связи или соотношении этих двух отрывков (из Евангелия и из псалма). Как соотнести пророчество Давида, которое вроде бы обращено к человеку и слова дьявола к Спасителю? Одни и те же. Объясните, пожалуйста, или подскажите, где прочесть. Спаси Бог!
Елена Тюмень 2016-12-01 03:14:07

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
По крещению "Иисус возведен был Духом в пустыню", там Он постился сорок дней и ночей..."(Мф.4, 1-11). И приступил к Нему искуситель. Искушение было направлено против человеческой природы Иисуса с целью совратить Его волю на ложный путь. Поставил диавол Господа на крыле храма и предложил: "Если Ты Сын Божий, бросся вниз: ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Здесь мы видим, что диавол прекрасно ориентируется в знании Священного Писания, цитирует наизусть псалом Давида и пытается использовать эти знания в своекорыстных целях: бросся, мол, вниз, Ангелы Тебя подхватят, понесут, не дадут разбиться. Диавол предлагает поразить воображение людей, ожидающих прихода Мессии, бесплодным чудом. Господь отвергает это предложение словами, сказанными в свое время Моисеем израильскому народу: "Не искушай Господа Бога твоего"(Втор.6, 16), т.е. не подвергай себя опасности, испытывая без необходимости Божие всемогущество.


лагословите Батюшка, вопрос про крестное знамение. Можно ли идя по дороге, или переходя из комнаты в комнату на ходу накладывать на себя крестное знамение? Или нужно останавливаться?
Лю Тюмень 2016-11-29 01:36:44

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Приличнее совершать крестное знамение не на ходу.


лагословите, Батюшка. Подскажите советом, как православному отдыхать, снимать напряжение, стресс, внутренние блоки, зажимы и т.п. На работе часто приходится слушать пустые разговоры коллег, в которых нередко поднимаются непристойные темы, начальство иногда себя ведёт нелицеприятно и т.п., сказать, что они не правы, мягко говоря трудно, это воспринимается людьми болезненно... Приходится проявлять терпение, зачастую промолчать. В итоге накапливается внутреннее напряжение, после работы, как выжатый лимон, хочется что-то творить, создавать, просто жить радуясь, а сил порой не хватает... Помогите советом...
Денис Тюмень 2016-11-28 23:51:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Верующим людям, Денис, необходима духовная жизнь. У тех, кто старается жить по заповедям, соблюдает посты, посещает богослужения, участвует в таинствах, борется за спасение своей души- вопросов: как расслабиться, как отдохнуть, как снять напряжение- не возникает. Все, что происходит за день- все от Бога, все- на пользу. Любые обстоятельства- духовный экзамен, средство спасения, средство борьбы с гордыней, средство стяжания смирения и кротости. Не нужно забывать и о домашних, семейных проблемах, которые вы должны порешать после работы: зайти в магазин за продуктами, за цветами для жены, в аптеку, вынести мусор, помочь ребенку с уроками, отремонтировать сломанный шкаф... А если напряжение к вечеру все же накопится, то оно снимется посредством вечерней молитвы и ночного отдыха.


лагословите, Батюшка! Как правильно поступать: учиться ли на чужих ошибках или свои "шишки набивать"? Например, родители советуют взрослым семейным детям что-то не делать или наоборот делать, от чего-то предостерегают. Нужно ли детям слушать родителей или следует поступать по своему разумению, жить самостоятельно, а не по указкам старших? Я мать, и хочу предостеречь детей от необдуманных или рискованных поступков. "Лезу со своими советами", а дети обижаются и иной раз воспринимают меня как врага. Спаси Господи.
Лариса Тюмень 2016-11-24 16:33:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Взрослым семейным детям следует поступать по своему разумению, руководствуясь Евангелием.


лагословите! У нас возник вопрос. Попали с мужем в такую ситуацию. Повел муж дочку к стоматологу. Заранее (за месяц) записался на прием, чтоб по полису сделать зубы, но пломбы поставить платные, т.к. бесплатные вылетают быстро - проверено. Должен был заранее оплатить пломбы, но забыл. Добирались по морозу... Врач говорит- ну можно оплатить в окошке, раз забыли, чтоб уже не уходить, но там только по карте, а на карте денег не хватало, с собой только наличные. Врач шепнула - можно ей половину суммы наличными и все сделает. Муж позвонил мне посоветоваться. Решили сделать - как доктор шепнула. А совесть мучает. Я понимаю - что это мы впали в искушение. Так сказать - не прошли проверку "на вшивость". А главное - не спонтанно это, а посоветовавшись, т.е. обдуманно. Т.е. сознательно совершенное злое деяние. Да, забыла сказать, что именно сейчас у нас муж остался без работы и финансы, как говорится, поют романсы. Но в этом, на мой взгляд, и соль ситуации - отказаться от совершения греха такого, когда ты при деньгах - проще. Я решила, будем каяться, но правильнее избавить себя и от незаконной прибыли. Т.е. деньги, которые съэкономили - должны куда-нибудь пожертвовать (нужно бы еще и более, но по немощи своей на это не способны - детишек 4-ро...) Решила своими соображениями с мужем поделиться, но только начала, а он говорит - не согласен с тобой - ерунда это и думаю, говорит, врачу Господь это попустил чтоб нам помочь в трудную минуту. Но пообещал со священником посоветоваться. На мой взгляд - абсолютно лукавая позиция самооправдания. Рассудите, батюшка.
Ксения Сургут 2016-11-19 01:42:29

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Думаете у вас с врачем произошел преступный сговор? Возможно это и так. Есть повод покаяться, а неправедный доход скомпенсировать пожертвованием. Но и помощь Божию в трудную минуту отрицать тоже не следует: мороз; ребенок с больным зубом; финансы поют романсы. Мужу- виднее, он непосредственный участник событий.


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.